Тризба-читальня

Дата публикации: 17.11.2014

Многие истории успеха начинались с совершенно безвыходных ситуаций. В 60-х годах ХХ века студент Тони Бьюзен был на грани отчаяния — для успешной сдачи сессии ему нужно было выучить огромный объем информации.

Спустя несколько лет исследования Бьюзена в области учебной психологии получили мировое признание. Бывший студент Тони, который когда-то с трудом сдавал сессию, установил мировой рекорд в запоминании информации, получил научные степени в различных областях науки и искусства, стал автором бестселлеров, посвященным широким возможностям нашего мозга.

В 1974 году была опубликована книга Тони Бьюзена, в которой он популярно описал метод работы ментальных карт или, как их еще называют mind-map, карт ума или интеллект-карт. Нельзя сказать, что Тони Бьюзен первым догадался записывать информацию подобным образом, но он сделал этот метод популярным, превратив его в коммерческий продукт.

Что такое mind-map?

Это специальные блок-схемы, выполненные по определенным правилам и позволяющие организовать процесс креативного мышления.

Великий мыслитель Леонардо да Винчи делал свои записи совсем не так, как привыкли делать студенты на лекциях. Посмотрите на его тетради — Леонардо знал силу рисунка и символа, его записи были живыми. Чтобы понять проблему, ему необходимо было выразить ее с помощью графического представления.

Именно этот принцип Тони Бьюзен положил в основу интеллект-карт. Он предложил использовать радиальные схемы, где ключевая мысль ставится в центре листа, а от нее, как ветки от ствола отходят слова-ассоциации и рисунки. Таким образом, только взглянув на схему, мозг сразу интуитивно охватывает всю проблему целиком. Почему интуитивно? Потому что за творческое обучение и интуитивное восприятие у нас отвечает правое полушарие, и именно оно подключается при использовании этого метода.

В чем недостатки линейного обучения?

В традиционном способе записи информации есть ряд недостатков:

В отличие от линейных записей, интеллект-карты позволяют:

— Легко усваивать большой объем информации. Новые знания легче запоминаются, когда они структурно представлены на одном листе.

— Развивать память, ассоциативное, творческое и логическое мышление и задействовать большой потенциал нашего мозга.

Конечно, для связного текста официального документа интеллект-карту придется переработать. Даже в этом случае, главное, что в голове у вас останется четкое видение цельной картины, которой вы будете легко пользоваться.

Когда Тони Бьюзен презентовал свой метод, ментальные карты рисовали цветными карандашами на бумаге. Сегодня существует более 200 специальных редакторов, которые помогают составлять карты ума на компьютере и в телефоне.  Сформировалась целая культура придумывания и рисования  mind-map, со своими правилами и принятыми обозначениями.

Конечно, современные технологии позволяют использовать готовые шаблоны карт, но со временем все вырабатывают свой индивидуальный стиль создания mind-map. Встречаются карты, которые больше напоминают картины, и это не случайно. Создание интеллект-карт – сродни искусству, поэтому для того, чтобы получались не только полезные, но и красивые работы нужно много практиковаться. Тем не менее, это искусство доступно каждому, потому что оно очень естественно для нашего мышления.

Однажды ощутив все преимущества творческого обучения с помощью карт интеллекта, вряд вам ли захочется отказываться от такого удобного метода  — со временем вы сами убедитесь, что ваша память стала намного лучше,  а эффективность значительно повысилась.

От классических до современных

Разбираемся в методах обучения и их классификации.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:

«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».

Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.

Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.

Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.

Не стоит путать методы с приёмами. Каждый метод складывается из отдельных элементов — методических (или дидактических) приёмов. Например, лекция — это метод обучения, а запись ключевых тезисов на доске преподавателем и ведение конспекта студентом — приёмы.

Одни и те же приёмы могут реализовываться в разных методах. И в то же время разные учителя могут включать разные приёмы и их сочетания в одни и те же методы. Скажем, работа с книгой может состоять из таких приёмов, как чтение вслух, заучивание текста наизусть, поиск ответа на вопрос, описание иллюстрации и так далее.

С понятием метода связаны также понятия методики и методологии. В отличие от метода, приёмы внутри которого могут варьироваться, методика обучения подразумевает совокупность конкретных алгоритмов и правил. И если один метод могут использовать в разных концепциях обучения, то у методики есть определённая теоретическая основа. Часто методики бывают авторскими: например, девять событий преподавания Роберта Ганье или eduScrum Вилли Вейнандса.

А методология, согласно Философскому энциклопедическому словарю, — это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе». То есть в методологию образования будут входить и методы, и методики, и другие аспекты педагогической и учебной деятельности. Перевёрнутое обучение, например, — это, по сути, методология.

В педагогике до сих пор не существует общепринятого подхода к классификации и систематизации методов обучения. Вероятно, потому, что сам процесс обучения состоит из множества взаимосвязанных элементов, к тому же его надо рассматривать как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося.

Поэтому, пытаясь привести всё многообразие методов к определённой системе, исследователи выбирают различные основания для классификации:

Юрий Бабанский склонялся к целостному подходу и предложил свою систему, которая в какой-то степени объединяет все остальные классификации. Так, по концепции Бабанского, методы обучения делятся на три большие группы:

Стоит заметить, что названные методы — общие для всех дисциплин, однако на практике они могут принимать форму, наиболее подходящую для конкретного предмета. Например, если воспользоваться классификацией Лернера и Скаткина, репродуктивным методом может быть как повторение за учителем фраз на иностранном языке, так и проведение химического опыта по образцу.

Педагогика не стоит на месте и пополняется новыми методами и методиками обучения. От традиционных они отличаются, как правило, тем, что студент играет куда более выраженную, скорее даже центральную роль в процессе обучения. Иными словами, это методы активного обучения — в отличие от пассивной модели, ученик не просто слушает преподавателя или читает учебник, а сам ведёт познавательную работу. Кроме того, эти методы помогают развивать софт-скиллы, объединяют знания и навыки из разных дисциплин.

Расскажем о нескольких современных методах обучения детей и взрослых, которые стоит взять на заметку.

Проектный метод обучения отличается от классических тем, что учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути её достижения, ищут, отбирают, обобщают и анализируют необходимую им информацию, а преподаватель выступает в роли консультанта. Для проекта нужна практическая задача (проблема), поиск информации по ней, проектирование решения и конечный продукт, который обычно оформляется в виде презентации. Завершается проект защитой. Проекты бывают:

Метод проектного обучения позволяет:

Работа над проектом может проходить как индивидуально, так и в группах, и второй вариант также поможет развивать у учащихся навыки коммуникации и кооперации. Задача преподавателя — скоординировать их работу, помочь распределить роли, если нужно, составить план действий и так далее.

В зависимости от дисциплины, которую вы преподаёте, кейс может быть правовым, предпринимательским, медицинским, отражать какую-то социальную проблему, историческое событие либо практическую рабочую задачу — вариантов масса. Обычно это реальные факты о сложной и неоднозначной ситуации, имевшей место в жизни. Задача учащихся — исследовать и проанализировать эту ситуацию, после чего предложить для неё решение, как будто она произошла сейчас. В процессе дети и взрослые учатся применять теоретические знания на практике, правильно оценивать факты и соотносить их со своими знаниями, аргументировать свою позицию.

Кадр: фильм «Умница Уилл Хантинг»

Обычно для кейса используются ситуации, которые не имеют единственно верного решения: например, одни и те же факты можно интерпретировать с точки зрения закона по-разному, поэтому похожие судебные споры можно решить вариативно в зависимости от того, чьи аргументы покажутся судье более убедительными, а при одних и тех же симптомах возможны разные медицинские диагнозы и протоколы лечения.

По тому, как учащийся строит аргументацию для решения кейса, преподаватель видит, правильно ли он рассуждает, всю ли необходимую учебную информацию задействует, корректно ли понимает её.

Смотрите также:   В чем заключается активность методов обучения в школе и как она осуществляется? Защита диссертации

Кейсы могут быть индивидуальными и групповыми.

Это метод коллективного обсуждения темы, проблемы или задачи, который предполагает свободное высказывание своих идей участниками. Суть в том, что преподаватель задаёт тему дискуссии, объясняет цель (например, предложить как можно большее количество идей за 15 минут) и правила (не отвергать никакие идеи и не критиковать их до следующего этапа, но можно развивать идеи других участников). Озвученные в процессе идеи записываются, а затем совместно анализируются, чтобы выбрать наилучшее решение.

Этот метод развивает креативность, умение концентрировать внимание на конкретной задаче, взаимодействовать в группе, анализировать свои и чужие идеи. Относится к методам активного обучения.

В процессе использования этого метода достигаются такие педагогические задачи:

Это метод визуального представления какой-либо концепции, темы или проблемы, который помогает наглядно увидеть связи между её составляющими. Интеллект-карта представляет собой схему, в центре которой находится ключевая тема или задача, а от неё расходятся «ветви» связанных идей. Этот метод может пригодиться как для того, чтобы объяснить ученикам сложную тему, так и для коллективной или самостоятельной работы школьников и студентов — в процессе они учатся собирать, анализировать и систематизировать информацию.

Ролевые игры — это метод, который позволяет обучаться на собственном опыте с помощью определённым образом смоделированных ситуаций. Как предполагает название метода, учащиеся берут на себя некие роли. А учитель придумывает игровую ситуацию, сюжет и контролирует процесс игры. Ролевая игра помогает в безопасном контексте отработать разные сценарии поведения и взаимодействия, проявить навыки и умения, и этот метод широко применяется от дошкольного обучения до бизнес-тренингов.

Кадр: фильм «Общество мёртвых поэтов»

Деловая игра представляет собой сочетание анализа кейса и ролевой игры — это смоделированная профессиональная ситуация, в которой участники, принявшие определённые профессиональные роли, должны найти решение проблемы. Как правило, она используется для того, чтобы перевести теоретические знания в область практического применения.

Вот ещё несколько оригинальных подходов к обучению:

Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.

Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач. Поэтому педагогу, тренеру или методисту очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно.

Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития учащихся (детей и взрослых учат по-разному), прочие психологические факторы, особенности учебного курса и конкретной темы. Например, гуманитарные дисциплины предлагают больший простор в формулировании проблем для дискуссий, чем технические, а для развития командных навыков отлично подходит групповая проектная работа. Конечно, большое значение имеет и фактор времени — чтобы внедрить и постоянно использовать некоторые методы обучения, нужно гораздо больше времени и усилий, чем на применение более простых и привычных методов.

При использовании совсем новых, инновационных методов обучения важно полагаться не на моду и хайп, а на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. Есть примеры, когда некогда очень популярные подходы не оправдывались. Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик.

Больше интересного про образование в — нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Методист образовательных программ

Креативные методы обучения ориентированы на создание уче­никами личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта.

Метод придумывания — это способ создания неизвестного уче­никам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Метод образной картины воссоздает такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы слива­ются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В ре­зультате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, облака, Земли или всего Космоса. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить, например, свою кар­тину природы или всего мира, т.е. выразить с помощью рисун­ков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ученик во время такой рабо­ты не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл

изображаемой реальности. Предлагая такое задание 2—3 раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения.

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подоб­ным воображениям могут придать «Рекорды Гиннесса», находя­щиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несо­единимые в реальности качества, свойства, части объектов и изо­бразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пус­тоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дере­во, летающего медведя, мяукающую собаку.

«Мозговой штурм» (А.Ф. Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. На­чинается штурм с разминки — быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и — старт.

Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого — фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10—15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного ре­шения. Например: Как определить длину медной проволоки, на­мотанной на катушку, не разматывая ее? Каким образом опреде­лить без компаса, есть ли у незнакомой планеты, магнитное поле или нет? Как, не прибегая к дополнительному освещению, можно виделить предметы под водой?

Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр-идей. Ге­нерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески по­ощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевоз­можные препятствия к реализации отобранных идей. Оценивают­ся сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими заме­чаниями и контридеями.

Методы эвристического обучения

На основе данного метода могут быть построены отдельные занятия. Перед мозговой атакой учеников необходимо познако­мить с правилами ее ведения. Лучше, если соответствующие па­мятки будут розданы каждой группе.

Правила «мозговой атаки»

1. Во время «мозговой атаки» нет ни начальников, ни подчиненных — есть ведущий и участники.

2. «Мозговая атака» не терпит шаблонного мышления. Необходимо пол­ ное освобождение от стереотипов и традиций. Юмор и раскованность помога­ ют вдохновению.

3. Полная свобода воображения. Как бы фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением.

4. Рекомендуется задавать вопросы коллегам с целью уточнения и разви­ тия их идей. Важно поощрять и поддерживать партнеров.

6. Свои мысли следует формулировать тщательно и коротко. Чем больше будет выдвинуто идей, тем лучше.

7. Помните: оптимизм и уверенность удесятеряют умственную энергию человека!

Процедура «мозгового штурма» состоит из следующих этапов.

1. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи для поиска ее решения. Определение условий и правил коллективной работы. Формирование нескольких рабочих групп по 3—5 человек и экспертной группы, которая будет оценивать, и отбирать наи­ лучшие идеи.

2. Разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тре­ нировочного характера. Цель этого этапа — помочь учащимся ос­ вободиться от неловкости, стесненности, скованности.

3. «Штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняется по­ ставленная задача, напоминаются правила обсуждения. Генериро­ вание идей начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах. Каждый высказывает вслух свои идеи. Запрещается кри­ тиковать предлагаемые идеи, можно только дополнять и комбини­ ровать их. К каждой группе прикрепляется эксперт, задача кото­ рого — фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10—15 минут.

4. Оценка и отбор наилучших идей группой экспертов.

5. Сообщение о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их публичная за­ щита.

Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгово­го штурма, различного вида аналогий (словесной, образной, лич­ной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые реше­ния, генерируются и развиваются аналогии, использование анало­гий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектике широко используются аналогии — прямые, субъективные, символичес­кие, фантастические (Грановская, Крижанская, 1994, с. 129— 130).

Смотрите также:   Методы программированного обучения. как применять

Метод морфологического ящика или метод многомерных мат­риц (Ф. Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригиналь­ных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.

§ 4. Оргдеятелыюстные методы

Методы оргдеятельностного типа представлены достаточным количеством отдельных методов, которые объединены в группы.

Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученичес­ких целей на реалистичность и достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; составление учениками собственных таксономии образовательных целей и задач; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей уче­ника, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе.

Методы ученического планирования. Школьникам предлагается спланировать свою образовательную деятельность на определен-

ный период — урок, день, неделю, или на тему, раздел, творчес­кую работу. План может быть устный или письменный, простой или сложный, главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды деятельности ученика по реализации его цели. В ходе работы план может меняться, дополняться или заменяться; ученик фикси­рует изменения, выясняет их причины, а в конце работы осущест­вляет рефлексию планирования.

Методы создания образовательных программ учеников. Созда­ние индивидуальных образовательных программ требует от учени­ков владения комплексом методов: смысловым видением предмета своих занятий; установлением главных целей и направлений дея­тельности; отбором изучаемых вопросов и тем, методом самоопре­деления в их многообразии; методом планирования; методом опре­деления условий для достижения своих целей; методом адекватной самооценки и рефлексии.

Методы нормотворчества. Разработка учениками норм инди­видуальной и коллективной деятельности — эвристический про­цесс, который требует применения методологических методов: рефлексии деятельности, определения ее элементов, установле­ния субъектов деятельности и их функциональных прав, задания организационных и тематических рамок, формулирования правил и законов.

Примеры заданий, развивающих методологические, педагоги­ческие, рефлексивные способности в процессе нормотворчества: Составить инструкции: «Как произнести слово», «Как изучать слово», «Как решать задачу», «Как наблюдать явление», «Как слушать музыку» и др.

Методы самоорганизации обучения: работа с учебником, перво­источниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; твор­ческие исследования и др. Становятся значимыми также методы самоорганизации учащихся по осуществлению индивидуальных образовательных программ: методы разработки программ, их ко­ординации с другими программами (учителя, учеников), коррек­ции программ, методов оценки результатов и др.

Методы взаимообучения. Учащиеся в парах, группах или в кол­лективных занятиях с целым классом выполняют функции учите­ля, применяя доступный им набор педагогических методов.

Метод рецензий. Умение критически взглянуть на образова­тельный продукт товарища, его устный ответ, на материал учеб­ника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содер­жание, выделить главные моменты — необходимые условия само-

определения учащихся. Введению метода рецензий в обучение предшествует подготовительная работа. Первые рецензии состав­ляются с помощью специальных опорных схем. Оценки и сужде­ния учеников поощряются, закрепляется положительное отноше­ние к рецензиям.

Рецензии учащихся оцениваются наравне с другими продукта­ми их творческой деятельности. Анализ ученических рецензий по­зволяет установить обратную связь с учениками, осуществить диа­гностику их знаний, скорректировать дальнейшее обучение.

Методы контроля. Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его при­ближения к заданному образцу, т.е. чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении обра­зовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем большего научно и культурно значимого отли­чия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.

Методы рефлексии. Образовательным результатом обучения яв­ляется только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие про­блемы, пути их решения и полученные результаты, то его образо­вательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.

Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса; 2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.

Текущая рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности учеников по типу челнока: после выполнения цикла предметной деятельности (математической, исторической, языко­вой и др.) происходит: а) остановка предметной деятельности; б) активизация рефлексивной деятельности, т.е. возврат внимания детей к основным элементам осуществленной предметной деятель­ности: ее направлениям, видам, этапам, проблемам, противоре­чиям, результатам, использованным способам деятельности.

Рефлексивная деятельность структурирует предметную деятель­ность. Цель рефлексивного метода — выявить методологический каркас осуществленной предметной деятельности и на его основе продолжить предметную деятельность. Результатом применения

рефлексивного метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучае­мому предмету и т.п. Рефлексивная деятельность вплетается в ткань предметных действий, осуществляя функцию несущей мето­дологической конструкции всего образовательного процесса.

Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объ­емом рефлексируемого периода, а также большей степенью задан-ности и определенности со стороны учителя. Формы, методы и содержание итоговой рефлексии входят в образовательную про­грамму учителя. В конце урока, дня, недели, четверти, учебного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы: Каково мое самое большое дело за учебный год? В чем я изменил­ся за год? Каков мой самый большой успех? Почему и как я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я ее преодоле­вал или буду преодолевать? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Каковы изменения в моих знаниях? Что я понял о своем незнании? Чему я научился по математике, словес­ности и т.п.? Что я научился делать? Какие новые виды и способы деятельности я применял и усвоил? Каковы основные этапы моего образования в этом учебном году, в чем их специфика?

Методы самооценки. Самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл. Самооценка носит качественный и количественный характер: качественные парамет­ры формулируются на основе ученической образовательной про­граммы или задаются учителем; количественные — отражают пол­ноту достижения учеником целей. Качественная и количественная самооценки деятельности ученика — его образовательный про­дукт, который сопоставляется с культурно-историческими анало­гами в виде оценок учителя, одноклассников, независимых экс­пертов.

В эвристическом обучении основным фактором выбора мето­дов обучения служит задача организации продуктивной деятель­ности учеников. Всякий раз, подбирая формы, методы обучения, педагогу следует спросить: Что именно, какой образовательный продукт будет создан учениками на занятии? Этот продукт должен относиться к изучаемой теме, быть посилен и интересен учени­кам, соотнесен с их индивидуальными возможностями и интересами.

Первый и самый главный принцип, который можно предло­жить творческому учителю, таков: «Все, что хочешь сказать, спро­си.’» В самом деле, если задавать ученикам вопросы, это будет способствовать их активности, а иногда значительно экономит

время учителя, особенно в тех случаях, когда детям уже известно то, что он хотел им рассказать. Но не всегда вопросный метод полезен. Например, увлекшись вопросами и ответами, ученики не смогут охватить проблему комплексно и системно, как это может быть сделано на лекции.

На выбор методов влияет знание учителем индивидуальных возможностей школьников. Например, если у ученика развито воображение и образное мышление, то при решении задач он нуждается в опоре на наглядность, на занятиях физикой нужно поощрять рисование, а план лекции ему можно предложить соста­вить в виде образов-символов.

Вполне уместен субъективизм учителя в отборе методов и форм обучения. Известно, что, применяя излюбленные системы обуче­ния, многие педагоги добиваются высоких результатов. Неполно­та какой-то одной методики компенсируется в этом случае общим мастерством и увлеченностью учителя.

Эвристика в дистанционном обучении

Психология и педагогика

Креативные методики в педагогической практике

Как много сегодня говорится о креативных методиках ведения урока! В интернете можно найти множество идей для групповых и индивидуальных работ, подборки заданий для дифференциации, необычные творческие упражнения. Поток полезной информации такой обильный, что встает вопрос: как подобрать нужные разработки и систематизировать их?

07 октября 2019

Во время «Летней всероссийской выездной школы педагогов и директоров» корпорация «Российский учебник» провела трансляцию презентации «Школьного конструктора опыта». Конструктор предназначен для проектирования занятий. Рассказываем, на чем основан этот проект и чем он может быть вам полезен.

Что требуется для современного урока

Взрослым и детям для успеха важно обладание такими гибкими навыками, как креативное и критическое мышление, кооперация и коммуникация. Эти известные «4К» не пресловутые «навыки будущего», а то, что нужно уже сегодня. Поэтому разработчики обучающих программ во всех цивилизованных странах придумывают новые и новые проекты для интенсивного и эффективного формирования актуальных умений. Одним из таких проектов является «Конструктор опыта» от школы креативного мышления «Икра».

Смотрите также:   Методы и принципы обучения

6 лет назад разработчики «Икры» придумали взрослый конструктор на основе таксономии Блума для деловых игр и воркшопов. Недавно появился и детский, школьный вариант (для уроков, внеурочной деятельности и индивидуальных занятий). Как утверждают создатели, в нем собраны ключевые мировые разработки — например, есть метод «Рыбный скелет» для лучшего усвоения нового материала, и игра «Карлики и великаны» для разминок. Конструктор призван помочь учителям проектировать интересные необычные занятия.

Для этого в основу взяты карточки (всего их 120 штук) с универсальными идеями для предметных и метапредметных активностей. Все эти активности направлены на разностороннее освоение темы урока (а не просто на ее заучивание). Идеи фиксируются в специальной форме «Сценарий урока». В помощь в наборе предложена брошюра с описанием применения готовых сценариев. Учителя также могут записывать собственные креативные методики на пустых карточках-шаблонах.

Звёздное небо. 2-4 классы.

Проект «Звёздное небо» в увлекательной форме помогает познакомиться с созвездиями и важнейшими звёздами на небе, мифами и легендами о них. Красочная анимация рассказывает о взаимном расположении созвездий и звёзд на небе, разнообразные интерактивные карты дают дополнительную информацию тем, кто хочет знать больше о небесных тайнах, а электронные задания с моментальной проверкой позволяют проверить приобретённые знания.

Как систематизировать креативные методики?

Рассмотрим на основе предложенных карточек из конструктора.

Примеры универсальных креативных методик

Подходящий вариант найдётся для большинства дисциплин, и источники вдохновения подчас неожиданные.

«Им бы только развлекаться!» — так и хочется сказать иногда о современных школьниках. Действительно, за внимание детей и подростков сейчас приходится конкурировать с мощной индустрией развлечений. Почему бы вместо возмущения по этому поводу не использовать их любовь к играм и разным активностям в образовательных целях? Проще признать тот факт, что традиционные методы обучения вроде «учитель рассказывает — все сидят и слушают» или «теперь пусть каждый перескажет заданный на дом параграф учебника» для современного поколения работают не очень.

«Ну а какие варианты есть у обычного учителя?» — спросите вы. Вот несколько идей, которые реально работают.

Так уж мы устроены — нам интересно, что скрывается за покровом тайны. Именно поэтому миллионы людей, которые не очень-то охотно учились в школе, могут до утра читать детективы, чтобы узнать разгадку головоломки.

Этот феномен можно использовать и в обучении. Например, американский педагог Кевин Роутон сам когда-то считал ворон на уроках, а когда стал преподавать — решил, что не даст детям скучать. И придумал «Лабораторию исторических загадок»: серию занятий, на которых школьники становятся детективами. Они распутывают дела прошлого: например, убийство Цезаря или покушение на главу флорентийской династии Медичи. Это, конечно, куда увлекательнее уроков в стандартном формате, к тому же в процессе дети, помимо погружения в тему занятия, осваивают полезные навыки. Например, учатся критически оценивать информацию и использовать разные источники её получения.

Такой формат можно использовать не только на истории, но и в других дисциплинах. Как и где применять этот метод обучения — мы рассказывали в отдельной статье.

Один учитель географии как-то решил использовать детский интерес к теме зомби, чтобы заинтересовать своим предметом, — так родилась оригинальная программа «выживания в зомби-апокалипсисе».

Школьники продолжали проходить серьёзные темы — как устроены страны и города, как там распределяются ресурсы, как меняется климат и на что он влияет. Эти знания они использовали, чтобы придумать план действий по воссозданию мира после якобы случившейся катастрофы. Ребята втянулись в занятия с азартом, потому что их увлекал контекст, схожий с их любыми зомби-играми.

Скриншот: игра The Walking Dead / Telltale Games

Кстати, хотя сам учебный план программы не особенно отличается от классического, Дэвид Хантер, автор этого метода, выпустил несколько учебных пособий-комиксов, чтобы детям было ещё интереснее. Вот здесь можно узнать подробнее, как всё это выглядит.

Исследователи и практики уже давно говорят, что «публичные» рейтинги лучших учеников (например, в виде списка на доске в классе) когда-то считались довольно действенной мерой для мотивации, но на деле не так уж хороши. А иногда могут и навредить — например, ребятам с заниженной самооценкой это добавит не стремления к учёбе, а поводов усомниться в себе. Есть чуть более сложный, но интересный способ подстегнуть у ребят учебный азарт.

Придумал его учитель математики Бенджамин Сигел, основываясь на модели «». Уроки стали своеобразным квестом: есть несколько тем, которые должен пройти каждый ученик. При этом школьники могут двигаться в своём темпе, помогать друг другу, а учитель выступает наставником и консультантом. На стенах класса развешены специальные листы с названием этих тем. И когда кто-то освоил очередную тему, он прикрепляет рядом стикер со своим именем. Так весь класс может следить за прогрессом друг друга, и каждый сам замечает, если где-то отстаёт. А за решение некоторых задач или особенно хорошую работу ребята получают бонусы, которыми могут воспользоваться в классе (обычно это какое-нибудь лакомство).

Подобный метод можно адаптировать и для подростков, и для младшеклассников. О том, как устроены такие системы, — мы подробно рассказывали.

Учителя всё активнее прибегают к приёмам, позволяющим погрузить учеников в определённую атмосферу или контекст. Например, московский учитель истории Александр Оджо проводит занятие по истории Древней Греции в хитоне, а британский педагог Нил Бейтс переодевается то в капитана невольничьего судна, то в знаменитых английских политиков. Но это только вершина айсберга. В некоторых школах и вузах проводят реконструкции исторических событий или организовывают необычные ролевые игры.

Так, преподаватель Стивен Волк придумал простую игру, действие которой происходит в Чили во времена правления Аугусто Пиночета. Студенты Волка примеряли на себя роль жителей страны — кто-то был военным, кто-то журналистом, а кто-то простым рабочим. Каждому преподаватель давал карточку с аспектами биографии их персонажей, а вот подробности студенты должны были придумать сами. Не раскрывая своих настоящих имён, они делали записи в отдельном блоге от лица своих героев. Такой метод обучения позволил ребятам взглянуть на одно историческое событие с разных точек зрения и проявить эмпатию даже к самым, казалось бы, отталкивающим его участникам.

Стоит отметить, что у такой формы занятий есть обратная сторона: слишком глубокое погружение в контекст может привести к психологическим травмам. Мы писали про плюсы и минусы этого метода подробнее.

Учителя физики и химии и правда немножко волшебники. Они могут заставить предметы левитировать или, например, создать настоящие ледяные усы. И эти трюки педагоги активно используют на уроках — чем больше восхищения у школьников, тем сильнее хочется узнать разгадку и приобщиться к опытам. Поле для учебных и творческих экспериментов здесь огромное.

Есть педагоги, которые не просто показывают «магию», но и одеваются соответственно — в мантии. Именно так поступает учитель химии из Екатеринбурга Вячеслав Стебеньков. Он решил, что это хороший способ конкурировать с мобильными телефонами — мантия и классные фокусы действительно побеждают в нелёгкой борьбе.

Ещё больше интересных примеров использования магии (и хороших книг о ней) — в нашем материале.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться

Наверняка вы найдёте в них несколько идей, полезных для своей практики.

скриншот из игры monster hunter rise / capcom

Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании. Ведёт Telegram-канал «Работник культуры».

Эксперты в образовании постоянно пробуют новые методы. Мы подобрали пять лекций, которые могут вдохновить вас на личные эксперименты. Лекции на английском, но с русскими субтитрами.

В 1999 году исследователь образования Сугата Митра встроил компьютер в стену одного из домов в трущобах индийского города Дели. Местные дети почти не ходили в школу, не говорили по-английски и не догадывались, что такое интернет. Спустя время они стали толпиться вокруг компьютера, самостоятельно научились им пользоваться и стали обучать друзей. Проведя не один подобный эксперимент, Митра обрёл уверенность в том, что образование — это стихийный процесс, а дети способны обучаться тому, что их интересует, без помощи взрослых. Учёный загорелся идеей создать школу, в которой дети учили бы друг друга, и о его проекте даже сняли документалку. В лекции для TED Митра делится своим взглядом на образование будущего.

Джин Люэн Янг — американский автор комиксов, проникся любовью к этому особенному искусству ещё в юности. Сегодня он известен по всей Америке, и его не раз награждали самыми престижными премиями в области культуры. Своё увлечение Янг некоторое время сочетал с преподаванием информатики в школе. Однажды он попробовал совместить педагогику и комиксы и внезапно обнаружил, что из комиксов информация усваивается гораздо лучше, чем из видео. В лекции Янг рассказывает о том, чем это обусловлено, а также о том, почему в США больше полувека с большим скепсисом относились к использованию комиксов в обучении.

Джессика Очоа Хендрикс — активистка в области образования и основательница стартапа Killer Snails, который создаёт игры с виртуальной реальностью. Благодаря новым технологиям ребёнок, например, никогда не видевший океана, может погрузиться на дно в виртуальном скафандре и проверить абстрактные теории и гипотезы из учебников на личном опыте. В своей лекции для TED Хендрикс объясняет, как такие цифровые новшества могут заразить школьников интересом к науке и повысить эффективность обучения.

Психолог Кэрол Двэк успела поработать во многих престижных университетах США, а в 2004 году обосновалась в Стэнфорде. Двэк уверена: каждый ребёнок способен решить любую, даже самую сложную задачу. Просто одним детям привили «мышление роста» (когда ученик верит, что может улучшить свои знания), а другим — фиксированное мышление. В лекции для TED психолог рассказывает о различиях этих типов мышления и о том, как по-разному они отражаются на электрической активности мозга детей. А ещё — о том, как хвалить учеников, почему ошибки очень ценный инструмент обучения и чем оценка «пока не сдано» лучше оценки «неудовлетворительно».

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Оцените статью
SIOBR