Типы привязанности в отношениях психология

Иногда отношения становятся похожи на догонялки: один партнер хочет все время быть вместе, другой избегает близости. Один пытается сократить дистанцию, другой — наоборот. Возможно, все дело в том, что у партнеров разные типы привязанности.

Психотерапевт Лесли Беккер-Фелпс в книге «Нетревожные отношения» объясняет, как формируются эти типы и почему между тревожными и избегающими партнерами гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Содержание
  1. Две рабочие модели
  2. Страх и избегание в отношениях
  3. Четыре типа привязанности
  4. Тип привязанности — не ярлык
  5. Вместе с партнером
  6. Привязанность в зрелом возрасте
  7. Развитие теории привязанности
  8. Надёжный тип привязанности
  9. Тревожный тип привязанности
  10. Избегающе-отвергающий тип привязанности
  11. Тревожно-избегающий тип привязанности
  12. Стабильность внутренних рабочих моделей
  13. Привязанность в романтических отношениях
  14. Тревожная привязанность
  15. Характерные черты людей с тревожным типом привязанности
  16. Как проработать тревожный тип привязанности
  17. Формирование чувства принятия себя
  18. Стабилизация эмоционального состояния
  19. Формирование уверенности в себе
  20. Психологическая теория о разных типах привязанности
  21. 4 основных типа психологической привязанности у детей
  22. Надежный тип привязанности
  23. Тревожно-устойчивый, или амбивалентный, тип привязанности
  24. Дезориентированный, или дезорганизованный, тип привязанности
  25. Меняется ли тип привязанности к человеку по мере взросления
  26. Тест на определение своего типа привязанности
  27. Совместимость по типу привязанности
  28. Классификация привязанностей у детей
  29. Поздние паттерны и динамическая модель созревания
  30. Паттерны поведения и их значение
  31. Привязанность у взрослых
  32. Внутренняя рабочая модель
  33. Биологическая основа привязанности
  34. Политика по уходу за ребёнком
  35. Профилактика и лечение
  36. Надежная привязанность
  37. Избегающая привязанность
  38. Дезориентированная привязанность
  39. Как с сопереживанием контролировать свой тип привязанности

Две рабочие модели

Последние исследования психологов утверждают, что типы привязанности (как надежные, так и нет) основываются на двух фундаментальных «рабочих моделях» (или типах взаимодействий): рабочей модели самого себя и рабочей модели других.

Рабочая модель самого себя — это самоощущение, насколько вы достойны или недостойны любви. Человек, которому кажется, что он недостоин любви, боится, что его отвергнут. Он испытывает тревогу перед отношениями, напряжение, он взвинчен, может находиться во власти и других неприятных эмоций, таких как грусть, злость и чувство одиночества (тревога, ассоциированная с привязанностью). Взрослые и дети, считающие, что они недостойны любви, живут так, словно их систему привязанности или радар, нацеленный на значимого человека, заклинило в положении «включено». Такие люди постоянно ищут одобрения со стороны объекта привязанности, чтобы не чувствовать себя одинокими и отринутыми или чтобы избавиться от страха отвержения.

Тип привязанности во взрослом возрасте — отголоски того опыта, который мы пережили в детстве. — Источник

Рабочая модель других — это ожидания, будут ли другие люди эмоционально для нас открыты. Если нам кажется, что нас не поддержат, мы не захотим с кем-либо сближаться и постараемся избежать контакта. Психологи называют такое поведение избегание, ассоциированное с привязанностью. Некоторые люди настолько убеждены в закрытости других, что принимают решение полагаться исключительно на себя. Они делают все возможное, чтобы избавиться от зависимости от кого бы то ни было. Систему привязанности таких людей заклинивает в положении «выключено».

Страх и избегание в отношениях

Чтобы понять, в какой степени вам присущи тревожная или избегающая привязанность в отношениях, подумайте, насколько вы соответствуете приведенным ниже шаблонам. Проставьте баллы по шкале от 0 до 10, где 0 — совсем не соответствует, а 10 — полностью соответствует. Запишите эти цифры, чтобы определить свой стиль привязанности.

Для меня важнее всего абсолютная эмоциональная близость с партнером. Но другие люди не стремятся сближаться со мной настолько, насколько мне хочется. Мое желание сблизиться часто их отпугивает. Будучи в отношениях, я часто спрашиваю себя и сомневаюсь, достаточно ли я хороша/хорош для своего/своей партнера/партнерши или других людей. Я все время боюсь, что он/она не ценит меня так, как ценю его/ее я. Я постоянно задаюсь вопросом, любит ли мой/моя партнер/партнерша меня по-настоящему, и переживаю, что он/она перестанет меня любить или решит уйти. Особенно я опасаюсь, что он/она найдет кого-нибудь еще.

Я независимый, самодостаточный человек, так что не нуждаюсь в серьезных доверительных отношениях. Когда я состою в таких отношениях, то предпочитаю не зависеть от партнера/партнерши и не делюсь глубоко личными переживаниями и мыслями. Мне неловко, если партнер/партнерша хочет полагаться на меня или слишком много и часто говорит о своих мыслях и чувствах. Если у меня есть какие-то трудности, я держу их при себе и разбираюсь с ними самостоятельно. Я бы предпочла/предпочел, чтобы мой партнер/партнерша поступал/поступала так же.

Четыре типа привязанности

Типы привязанности легче всего выявить, если совместить отношение к себе (что может быть причиной тревожности) и отношение к другим (что может быть причиной избегания). Обозначив высокий и низкий уровень тревожности, получим следующие четыре комбинации.

Модель четырех типов привязанности во взрослом возрасте

Первоначальное исследование теории привязанности обозначило эти типы как принципиально различные — настолько же, как женщина и рыба, если только вы, конечно, не верите в русалок. Однако дальнейшие изучения материала показали, что такое утверждение неверно. Типы привязанности демонстрируют общую тенденцию, но их не стоит воспринимать буквально.

Совмещение уровней тревожности и избегания во многом похоже на смешивание двух базовых цветов. Красный и желтый вместе дают оранжевый. Но если добавить в красный чуть-чуть желтого, то получится оранжево-красный, а если чуть-чуть красного в желтый — оранжево-желтый. Нечто подобное происходит и при соприкосновении двух паттернов привязанности.

Вы можете относиться к избегающе-отвергающему или надежному типу привязанности, но быть ближе к тревожному типу.

В таком случае для вас будут характерны определенные трудности, с которыми сталкиваются люди с тревожным типом, хотя сами вы и не попадаете в эту группу.

Тип привязанности — не ярлык

Очень хочется точно определить свой стиль привязанности и наклеить на себя ярлычок. Например, вы можете считать, что относитесь к тревожному или тревожно-избегающему типу, но в таком случае вы не учтете все аспекты своей личности — уникальной личности, какой вы являетесь. Лучший путь снизить тревожность в отношениях и стать лучше — понять себя.

Не ищите, к какому из них себя отнести, а думайте, в какой мере вы соотноситесь с каждым из них.

Если вы склонны к тревожной привязанности, но жизнь свела вас с человеком надежного типа, то можете стать спокойнее и увереннее. — Источник

Важно понимать, что с опытом ваш тип привязанности может измениться. Возьмем, к примеру, Хезер. Она всегда чувствовала себя несовершенной и демонстрировала тревожный тип привязанности. Ее муж, Алан, поддерживал это убеждение, регулярно обращая ее внимание на ошибки и недостатки. В итоге они развелись, и Хезер осталась один на один с еще более сильным чувством собственной никчемности.

Пройдя курс терапии, она всерьез усомнилась в негативном восприятии своего «я». Хезер стала понимать, что Алан был настроен слишком критически. Впоследствии Хезер познакомилась с Сэмом, который оценил ее вдумчивую и творческую натуру. Она нежилась в его любви, которая растопила остатки самокритики и помогла ей принять тот факт, что ее ценят.

Романтические отношения часто становятся возможностью, позволяющей пересмотреть свой тип привязанности и исцелиться

Вместе с партнером

Помимо определения собственного типа привязанности, подумайте, какой тип привязанности демонстрируют ваш партнер, ваши друзья или коллеги. Тревожность может подталкивать вас делать быстрые, часто неточные и негативно окрашенные выводы о других людях. В результате вы рискуете неверно интерпретировать их эмоции, тревоги и поступки, а это способно создавать серьезные проблемы в ваших отношениях.

Зная, какой тип привязанности свойственен вашему партнеру, вы сможете лучше понять его поведение и нарисовать более четкую картину ваших отношений. Поняв, что такое надежная привязанность, вы осознаете, почему вам имеет смысл стремиться к такому типу взаимоотношений и чем вам может помочь партнер.

Может создаться впечатление, что единственный «хороший» способ выстроить здоровые отношения — выработать надежный тип привязанности. Но это не так. Лучший способ стать ближе друг к другу — это состоять в романтических отношениях, в которых вы счастливы. Если вы и ваш(а) супруг/супруга относитесь к тревожному типу привязанности, но при этом вы оба счастливы — доверьтесь своим ощущениям. Наслаждайтесь ими.

Ваша привязанность и жизненные обстоятельства такие, какие нужны именно вам.

Чаще всего самый очевидный (но не единственный) путь от несчастья к счастью подразумевает движение к надежному типу привязанности. Но, приводя в порядок свою жизнь и меняя то, что вы хотите, важно не забывать о главном призе — счастье в любви.

По материалам книги «Нетревожные отношения»

Обложка поста — unsplash.com

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2021 года; проверки требуют 15 правок.

Эта статья — о психологическом явлении. О привязанности как одной из причин возникновения страдания согласно буддизму см. Упадана.

Привя́занность — чувство близости, основанное на глубокой симпатии, влюблённости, преданности кому-либо или чему-либо.

Первичная привязанность возникает у ребёнка к его матери и, позже, к другим воспитателям. Среди психоаналитиков распространено мнение, что если формирование таких первичных привязанностей по каким-либо причинам затруднено или невозможно, то взрослый человек не сможет полноценно формировать привязанности и к другим людям, что серьёзно нарушает процесс его социализации и может быть причиной антисоциального расстройства личности.

Безопасная привязанность — здоровая связь между матерью, отцом и ребёнком, создающая эмоциональную базу уверенной в себе личности. Родитель доброжелательно и постоянно ориентирован на ребёнка. Ребёнок спокоен, радостен, его легко можно успокоить, став взрослым, легко эмоционально адаптируется.

Избегающая привязанность — возникает вследствие постоянного эмоционального пренебрежения родителя или родителей. Доступность родителя непредсказуема. Ребёнок назойлив, став взрослым, сильно зависит от мнения окружающих, склонен недооценивать близкие отношения.

Привязанность в зрелом возрасте

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 апреля 2022 года; проверки требуют 20 правок.

Привязанность в зрелом возрасте — чувство привязанности, возникающее у взрослых людей в рамках партнёрских отношений.

Развитие теории привязанности

Исследователи склонны описывать основные принципы теории привязанности в свете их собственных теоретических интересов. Именно поэтому описания кажутся совершенно разными на поверхностном уровне.
Фрейли и Шейвер описывают основные положения привязанности у взрослых следующим образом:

Описанные характеристики несколько отличаются от основных положений теории привязанности, которые перечисляют Ролс и Симпсон:

Несмотря на то, что описанные параметры отражают теоретические взгляды исследователей, которые их создали, обнаруживается ряд общих закономерностей:

Независимо от того, как описываются основные принципы теории привязанности, ключевой момент заключается в том, что те же принципы, что действуют в детско-родительских отношениях, влияют и на привязанность в романтических отношениях на протяжении всей жизни. Концепты привязанности между детьми и близкими взрослыми в основном те же, что и особенности привязанности между романтическими партнёрами в зрелом возрасте.

Смотрите также:   Синоним к слову самоидентификация

Так выделяются четыре типа привязанности:

Надёжный тип привязанности у взрослых соответствует одноимённому типу, выделенному классиками теории привязанности у детей. Тревожный тип выступает аналогом тревожно-амбивалентного типа у детей, тревожно-избегающий у взрослых — одноимённого у детей, а избегающе-отвергающий тип, близкий по содержательному значению к тревожно-избегающему, не находит однозначного эквивалента в детстве.

Надёжный тип привязанности

Люди с надёжной привязанностью (англ. ) открыты своему партнёру, они не боятся быть любящими и искренними с ним. Надёжная привязанность способствует позитивному восприятию романтических отношений, высокой удовлетворённости в браке и в отношениях; такие люди не боятся эмоциональной близости и даже определённой зависимости от партнёра.

Надёжная привязанность в своём онтогенезе связана, прежде всего, с непротиворечивостью поведения ближайшего взрослого, насыщенностью его эмоционального репертуара реакций, а также наличием и качеством обратной связи от взрослого.

Тревожный тип привязанности

Тревожный тип привязанности (англ. ) характеризуется желанием высокой степени эмоциональной близости с партнёром. Людям с такой привязанностью свойственна неуверенность в себе, ревность; им кажется, что партнёр не желает подобной степени близости.

Суть проблемы заключается в том, что повышенная тревожность порождает желание получить подтверждение чувств от партнёра, а это в свою очередь может привести к появлению зависимости от партнёра. Согласно модели Бартоломью и Хоровитц, у таких людей свой собственный образ окрашен негативно, поэтому они сомневаются в себе и тревожатся, особенно если их партнёр эмоционально холоден. Они также могут быть эмоционально экспрессивны.

Избегающе-отвергающий тип привязанности

Избегающе-отвергающий (англ. ) тип привязанности свойственен независимым людям, для которых неприемлема высокая степень близости. Чаще всего они эгоистичны, так как их внутренняя рабочая модель наполнена позитивным содержанием по отношению к себе и негативным по отношению к другим. Именно это обусловливает некоторую отчуждённость в романтических отношениях. Такой тип привязанности имеет защитный характер, отмечается тенденция к подавлению и сокрытию своих эмоций и чувств.

Тревожно-избегающий тип привязанности

Восприятие ближайшего взрослого и восприятие себя, как заслуживающего его поддержки, формируют рабочую модель привязанности. Они направляют поведение и позволяют ребёнку предвосхищать поведение ближайшего взрослого. Однажды сформировавшись, они относительно стабильны. Дети скорее интерпретируют своё поведение в свете рабочих моделей, нежели адаптируют рабочие модели под новый опыт.

Когда Хазан и Шейвер перенесли теорию привязанности ребёнка на романтическую привязанность в зрелости, они включили туда и идею внутренних рабочих моделей. Исследование внутренних рабочих моделей было направлено на два параметра: какого рода мысли и ощущения формируют их и стабильны ли они во времени.

Бартоломью и Хоровитц полагают, что рабочие модели состоят из 2 частей: образа себя и образа другого. Образ себя может быть в общем положительным или отрицательным, также, как и образ другого. Так, они выделили четыре типа привязанности.

Образ себя и образ других можно связать с такими конструктами, как самооценка и социабельность соответственно. Это объясняет различия в негативных или позитивных образах себя и других.

Стабильность внутренних рабочих моделей

Исследователи отмечают стабильность внутренних рабочих моделей, основываясь во многом на стабильности типов привязанности, так как типы привязанности отражают установки и ожидания, которые обуславливают рабочие модели. Так, изменения в типе привязанности означают изменения в рабочей модели.

Привязанность в романтических отношениях

Характеристики отношений между романтическими партнёрами в зрелости различаются между собой. Одни пары удовлетворены больше, чем другие; отношения одних длятся дольше, чем отношения других; способность к адаптации к внешним воздействиям у одних пар выше, чем у других. Существуют данные о том, что различия в типах привязанности влияют на качество романтических отношений, а также на характеристики функционирования семьи.

Несмотря на уже выявленное наличие связи между типом привязанности и субъективной удовлетворённостью, по-прежнему остаётся не до конца ясным, с помощью каких механизмов привязанность влияет на удовлетворённость.

Люди с надёжным типом привязанности отличаются преданностью, даже приверженностью отношениям. Кроме того, так как люди с надёжным типом больше удовлетворены отношениями, это может также влиять и на длительность отношений. Однако, связь надёжного типа с продолжительностью отношений на данный момент можно считать лишь косвенной.

Стабильные отношения характерны не только для людей с надёжным типом привязанности. Индивиды с тревожным типом привязанности также могут находиться в долгих отношениях, но при этом могут испытывать множество негативных эмоций и переживаний. Они часто боятся быть брошенными, кроме того характеризуются неуверенностью в своей значимости для партнёра и в его чувствах к себе.

  • Bartholomew K., Horowitz L. M. Attachment styles among young adults: a test of a four-category model. — Journal of personality and social psychology. — 1991.
  • Hazan C., Shaver P. Romantic love conceptualized as an attachment process. — Journal of personality and social psychology. — 1987.
  • Levy K. N., Blatt S. J., Shaver P. R. Attachment styles and parental representations. — Journal of Personality and Social Psychology. — 1998.
  • Fraley R. C., Waller N. G., Brennan K. A. An item response theory analysis of self-report measures of adult attachment. — Journal of personality and social psychology. — 2000.
  • Боулби Дж. Привязанность. — «Гардарики». — 2003.
  • Rivera D. Influencia de los estilos de apego y habilidades pro relacionales en la satisfacción y bienestar emocional en relaciones de pareja. — Pontificia Universidad Católica de Chile. — 2010.

Время прочтения: 5 минут

Тревожная привязанность

Тревожный тип привязанности — это стремление к чересчур сильной эмоциональной близости с партнёром. Таким людям свойственна неуверенность в себе, ревность, зависимость от мнения окружающих людей или потребность контроля личных контактов и поведения близких. Например, такой человек может установить программу отслеживания местонахождения супруга или ребёнка.

Характерные черты людей с тревожным типом привязанности

Людей с тревожным типом привязанности отличает:

Нужно помнить, что достаточно сложно корректируется. Но если поставить цель и заручиться помощью психолога, можно научиться принимать свои сильные и слабые стороны.

Как проработать тревожный тип привязанности

Эта особенность формируется в раннем детстве, если родители были не всегда рядом с ребёнком. Возможно, в одних ситуациях мать проявляла заботу и любовь, а в других — отвержение и ненависть, а возможно просто была далеко, например, в отъезде. В результате сформировалась неуверенность в том, что ему помогут, а не отвергнут. Поэтому ребёнок в своё время боялся изучать окружающий мир, выстраивать дружеские отношения с детьми.

Человек не может изменить события, произошедшие в детстве, но может помочь себе во взрослом возрасте принять эту ситуацию. Образы, хранящиеся в подсознании, могут о многом рассказать, а упражнения на раскрытие подсознательных установок помогут проработать тревожный тип привязанности. О методах коррекции расскажем далее.

Формирование чувства принятия себя

Научитесь принимать себя и любить. Не бойтесь проявлять чувства и эмоции. Если что-то не получается, то не нужно винить себя в этом. Если в детстве у человека не было развито чувство принятия окружающего мира, то с помощью психологических методик и упражнений можно сформировать его. Здесь на помощь придет консультация хорошего психолога.

Стабилизация эмоционального состояния

Если у вас бывают неконтролируемые вспышки гнева, агрессии и злости, то можно научиться контролировать их с помощью методики саморегуляции, помогающей осознанно управлять эмоциями. Опишем два простых упражнения для контроля проявлений эмоций

Какие ощущения вы испытываете в первом и втором упражнении? Вспомните их, отделите. Так вы сможете оценить сложившуюся ситуацию без негативных эмоций.

Формирование уверенности в себе

Позитивное мышление помогает видеть хорошее в любой ситуации. Приведём простые способы как стать уверенным в себе человеком:

Изображения взяты из источников:

30-го ноября 2021 г.

от 0 до 17 лет

Онлайн курс

Хотите узнавать о новых статьях о воспитании детей и построении отношений, видео и онлайн мастер классах Дмитрия Карпачева?

В статье мы расскажем:

Существует теория, которая выделяет разные типы привязанности. Каждый из них объясняет свои виды реакций на те или иные ситуации в отношениях. Почему в одной паре взгляд в сторону проходящей мимо красивой девушки игнорируется, а в другой это повод для расставания? Почему некоторым мужчинам и женщинам необходимо время от времени оставаться в одиночестве, другие же не могут ни минуты провести в разлуке?

Каждый из типов привязанности формируется в детстве, и на него оказывают влияние отношения между ребенком и матерью. Не зря психологи советуют присмотреться к родителям своего партнера, чтобы понять, как их опыт взаимодействия ретранслируется в вашей паре. Кроме того, тип привязанности во многом предопределяет наш выбор второй «половинки» и то, как будут развиваться отношения. Давайте же разберем, какой из них можно назвать идеальным и стоит ли к нему стремиться.

Психологическая теория о разных типах привязанности

Автором теории привязанностей является известный в мире психоаналитик Джон Боулби. Он высказал мнение о том, что отношения между матерью и ребенком поддерживаются не только потому, что она помогает ему удовлетворять жизненно важные потребности, но и сопровождает процесс его адаптации к окружающему миру.

Боулби ввел в научный лексикон понятие «значимый взрослый» и предложил считать таковым человека, присутствие которого для малыша крайне важно. Он отметил, что без постоянного контакта с таким взрослым дети могут получить серьезную психологическую травму, последствия которой, возможно, проявятся в зрелом возрасте.

Исследования Джона Боулби оказали влияние на взгляды европейского общества. В результате были пересмотрены правила ухода за детьми в стационарах, увеличена продолжительность отпуска по уходу за ребенком и внесены изменения в принципы работы круглосуточных детских садов.

Смотрите также:   Психологическая поддержка безработных граждан

В 70-80-х годах прошлого века, изучая различные типы привязанности ребенка к матери, ученый-психолог Мэри Эйнсворт провела ряд научных исследований и дополнила положения теории Джона Боулби. В ходе искусственно созданных ситуаций велось наблюдение за поведением малыша рядом с матерью и во время ее отсутствия.

Сегодня принято деление привязанностей по следующим уровням:

4 основных типа психологической привязанности у детей

Разберем подробнее существующие типы привязанности в детстве:

Надежный тип привязанности

Такой тип привязанности, как надежный, можно наблюдать у детей, которые считают себя достойными всеобщей любви и уважения и ощущают поддержку со стороны взрослых. Эти дети позитивно воспринимают свое окружение, проявляют интерес к другим людям, характеризуются высокой степенью эмоциональной устойчивости. Ребенок плачет, если мать выходит из комнаты, но его слезы высыхают очень быстро. Он изучает новое окружение и начинает общаться, проявлять интерес к игрушкам и предложенным занятиям. Возвращение мамы вызывает у него радость.

Типы надежной привязанности считаются оптимальными для создания хороших отношений с детьми. Он помогает ребенку проще адаптироваться к окружающему миру. Для его формирования от любящих родителей требуется умение разумно удовлетворять потребности малыша и стимулировать его самостоятельность.

У детей, подверженных постоянным стрессам, типы привязанности иные — тревожные. Малыши не ждут помощи от взрослых, плохо контролируют свои действия и чувства, в общении нередко проявляют грубость и агрессию, шантажируют окружающих. Такой тип тревожной привязанности называют избегающим, так как эти дети воспринимают привязанность как повод для стресса и стараются ее избегать. Они не реагируют на уход мамы, продолжают заниматься своими делами, не проявляют эмоций после ее возвращения.

Обычно такая ситуация складывается в семьях, где матери эмоционально холодны и не в состоянии продемонстрировать ребенку живые реакции на его действия. Из-за отсутствия отклика дети также эмоционально зажимаются и стараются избегать внешних проявлений своих чувств. К ним рано приходит ощущение взрослости и самостоятельности, и все свои эмоции и переживания они до конца жизни удерживают при себе.

Тревожно-устойчивый, или амбивалентный, тип привязанности

Амбивалентный тип привязанности, характеризующийся как тревожный, свойственен детям, которые не уверены в своем окружении и не верят в себя. Они стараются держаться поближе к взрослым и рассчитывают на их помощь. Малыши очень капризны, эмоционально неустойчивы — их поведение кажется другим детям неадекватным, поэтому они стараются дистанцироваться от них. Эти малыши могут долго и безутешно плакать в отсутствие матери. Никакие игры или предложения пообщаться в это время они не воспринимают. После возвращения матери дети радуются, но при этом дают понять, что обиделись и очень сердиты.

Такой тип эмоциональной привязанности формируется в тех случаях, когда поведение взрослых непредсказуемо. Ребенок наблюдает резкие перепады их настроения, разные реакции на одни и те же события. Особую роль играет нестабильное участие матери в жизни малыша, что лишает его ощущения поддержки с ее стороны и вызывает чувство недоверия к людям.

Дезориентированный, или дезорганизованный, тип привязанности

Данные типы привязанности встречаются у детей, не справившихся со стрессом в результате разлуки. Малыши чувствуют себя преданными, покинутыми и никому не нужными. Это приводит к тому, что они создают вокруг себя прочную оборонительную стену и дистанцируются от окружающего мира. Мир — это источник угрозы, которую они готовы отражать самостоятельно. Реакции этих малышей на отсутствие или возвращение взрослого при таком типе привязанности непредсказуема. Они могут впадать в агрессию, кричать и биться в истерике, а могут отрешиться и не реагировать на происходящее вокруг.

Дезориентированный тип привязанности свойственен детям, пережившим травмирующие события или живущим рядом со взрослыми, не способными проявить любовь и заботу.

Любой из них формируется у детей под воздействием определенных факторов. Нередко случается так, что недостаток материнской заботы успешно компенсируют постоянно присутствующие в жизни ребенка бабушки или няни. Они, не зная о том, какие бывают типы привязанности и как можно с ними работать, тем не менее способны снизить уровень тревожности и вывести малыша на оптимальный уровень общения. К сожалению, такие приемы могут быть действенными только в отношении детей. Типы привязанности у взрослых изменить крайне сложно.

Очень важно помочь справиться с внутренними переживаниями ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Предотвратить негативные последствия этого травмирующего события можно, окружив его заботой и вниманием, разделив с ним горе утраты и сопровождающие его эмоции. Важно создать такую атмосферу спокойствия и безопасности.

Только понимающая и принимающая его проблемы семья может изменить тип привязанности приемного ребенка. Примеры становления надежного типа привязанности к новым родителям встречаются довольно часто.

Меняется ли тип привязанности к человеку по мере взросления

Наша психика устроена так, что первичные модели поведения усваиваются людьми очень прочно. Проводившиеся на протяжении нескольких лет исследования свидетельствуют о том, что изменить сформировавшийся в детстве тип привязанности оказались способны только 20 % индивидуумов. Хотя благодаря новым достижениям психологической науки доля таких людей постепенно увеличивается. Возможность изменить тип привязанности благодаря открытиям в психологии вносит в отношения между людьми гармонию, а значит, повышает качество жизни.

Психологические травмы могут стать причиной изменения типа привязанности. Примеры жестокого обращения, разрушения границ личного пространства и других абьюзивных действий, травмирующих психику, подтверждают такую возможность. После пережитого стресса люди утрачивают доверие к окружающему миру, живут в состоянии постоянной тревоги и становятся замкнутыми.

В своих исследованиях Мэри Эйнсворт сумела провести параллели между детскими моделями поведения и типами привязанности, которые мы наблюдаем у людей во взрослом возрасте.

Проанализируем типы привязанности, составив описание следующих характеристик взрослых людей.

Попробуем смоделировать ситуацию следующим образом: на дорогах слякоть и гололед, а человек уехал в соседний город на машине. Он обещал позвонить, как только доберется до места, но так устал, что не нашел сил сообщить об этом. Представим, как люди с разными типами привязанности в отношениях пройдут этот тест на стрессоустойчивость.

Тест на определение своего типа привязанности

Самыми распространенными методиками выявления типа привязанности в отношениях детей и взрослых являются тесты, проективные техники и методы неоконченных предложений. Также используется специальная шкала, помогающая определить степень привязанности ребенка к близким людям. Задача данных методик – не позволить ребенку зациклиться на детских переживаниях, научить их спокойно воспринимать разлуку с близкими. Они помогают оценить возможность влияния детского опыта на дальнейшую жизнь малыша, увидеть признаки обесценивания ранее существовавших привязанностей.

Тестирование взрослых предполагает наличие вопросов, касающихся интимных отношений.

Анализ ответов помогает психологу определить степень тревожности респондента и понять ее основные мотивы. Высокая тревожность угнетает людей, заставляет жить в постоянном напряжении. Она не характерна для тех, кто обладает низким уровнем привязанности. Они не готовы жертвовать комфортом ради партнера и всегда готовы заменить его другим человеком.

Совместимость по типу привязанности

Выяснив, какие есть типы привязанности, попробуем оценить на этой основе совместимость людей. Лучше всего уживаются друг с другом надежно привязанные, хотя их союз с тревожно-устойчивыми или тревожно-избегающими людьми также возможен. Лучше они ощущают себя в союзе равных, так как все остальные варианты предполагают их доминирующее положение в паре. Говоря об остальных сочетаниях, можно отметить следующее:

Данный союз нежелателен и неустойчив. Отношения в паре крайне сложные — устойчивый стремиться привлечь внимание избегающего, который этому противится.

Тревожно-избегающий заинтересован в таком союзе, так как это укрепляет его уверенность в том, что надежный останется ему верен.

Союз с такими типами привязанности крайне ненадежен, ведь в нем очень низкий уровень доверия друг к другу. Это тревожные отношения, где каждый боится быть оставленным.

Многие считают, что для стабильного сосуществования подходят только надежные типы привязанности. Но лучшим может оказаться любой союз, в котором люди будут чувствовать себя счастливыми, несмотря на споры, ревность и другие проявления непонимания. Главное научиться находить компромиссы и не доводить ситуацию до взрывоопасной.

Контролировать тип привязанности необходимо не только для того, чтобы наладить отношения между мужем и женой, но и с целью установить прочные связи с детьми. Это позволит обеспечить надежные привязанности в будущих семьях.

Корректировать сложные модели поведения, заложенные в детстве, лучше в сотрудничестве с психотерапевтом. Это длительный процесс, результатом которого может стать изменение поведения взрослых, нашедших корни своих проблем в детских воспоминаниях.

Конечно, младенческий тип привязанности не всегда находит отражение во взрослой жизни, но он, несомненно, влияет на характер близких отношений человека. Поэтому ненадежные стили ведут к низкой самооценке и постоянной тревожности, а надежные позволяют жить полной жизнью и создавать крепкие и счастливые семьи.

Тео́рия привя́занности — психологическая модель, которая пытается описать динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений.

Для младенцев и малышей запустить поведенческую систему установления привязанности — значит достичь близости с какой-нибудь важной человеческой фигурой, как правило, с родителями.

Теория привязанности стала господствующей теорией, используемой сегодня при изучении поведения младенцев и малышей и в области детского психического здоровья, лечения детей, а также в смежных областях. Надёжная привязанность — это такой тип привязанности, при которой дети чувствуют, что они могут положиться на значимых взрослых по удовлетворению их потребностей в близости, эмоциональной поддержке и защите. Данный стиль привязанности считается самым здоровым и эффективным. Страх сепарации — это то, что младенцы чувствуют, когда они изолированы от своих значимых взрослых. Тревожно-амбивалентная привязанность — эта та, при которой младенец чувствует угрозу сепарации, когда отделяется от значимого взрослого, однако когда воспитатель возвращается к младенцу, он не чувствует себя спокойным и в безопасности. Избегающий стиль — это такой тип привязанности, когда ребёнок, соответственно, избегает родителей. Дезорганизующий тип образуется в том случае, когда есть нехватка самого конструкта поведения привязанности.

Смотрите также:   Экспертиза психологической безопасности образовательной среды это

В 1980-х годах теория стала распространяться и на взрослых. Привязанность относится и к взрослым, когда они чувствуют тесную связь со своими родителями или романтическими партнёрами.

Паттерны небезопасной привязанности могут поставить под угрозу интерес к внешнему миру и достижение уверенности в себе. Ребёнок с безопасным типом привязанности может свободно сконцентрироваться на том, что его или её окружает.

Ранние переживания со значимыми взрослыми постепенно порождают систему мыслей, воспоминаний, убеждений, ожиданий, эмоций и поведения по отношение к себе и другим.

Классификация привязанностей у детей

Подтип С2 присваивается, когда:

Поздние паттерны и динамическая модель созревания

1. «Аффективная информация» — эмоции, спровоцированные зарядом опасности, такие как гнев или страх. В детстве эта информация будет включать в себя эмоции, спровоцированные необъяснимым отсутствием фигуры привязанности. Где бы ребёнок ни сталкивался с бесчувственным или отвергающим родителем, единственная возможная стратегия сохранения доступности фигуры их привязанности — это попытаться исключить из сознания или поведения любую эмоциональную информацию, которая способна повлечь за собой отвержение.

Паттерны поведения и их значение

Детство и юность позволяют внутренней рабочей модели стать полезной для формирования привязанности. Эта внутренняя рабочая модель относится к индивидуальному личностному состоянию, которая, на основе детских и юношеских впечатлений, развивается в отношении привязанности в целом и исследует, какую роль эта привязанность играет в динамике взаимоотношений. Суть внутренней рабочей модели состоит в том, что те дети, которые её развивают, имеют больше стабильных привязанностей, чем те, кто полагаются только на свое состояние.

Влияние сверстников становится более важным в дошкольном возрасте, и это влияние отличается от родительского.

Привязанность у взрослых

Теория привязанности была распространена на взрослые романтические отношения в конце 1980-х учёными Синди Хазан и Филиппом Шейвером. У взрослых были выявлены четыре стиля привязанности: надёжный, тревожно-озабоченный, пренебрежительно-избегающий и замкнуто-фобический. Эти стили примерно соответствуют классификации у детей: надёжный, тревожно-амбивалентный, избегающий и дезорганизованный/дезориентированный.

Стили привязанности в романтических отношениях взрослых примерно соответствуют стилям привязанности у младенцев, но взрослые могут провести линию между разными внутренними рабочими моделями для различных отношений.

Время молитвы в приюте Дома Пяти Углов, 1888. Гипотеза материнской депривации была опубликована в 1951 году и вызвала в детских приютах настоящий переворот.

Изучение малышами окружающей среды будет эффективнее, если значимый взрослый находится рядом; тогда система привязанности ребёнка будет в спокойном состоянии, и он сможет полностью посвятить себя исследованию мира.

Выкормленный в неволе лосёнок развил привязанность к своему воспитателю.

Эвакуация улыбающихся японских школьников во время Второй Мировой Войны из книги «Путь к катастрофе»

Внутренняя рабочая модель

Исследования показывают, что распределение привязанности совпадает в разных культурах, хотя манера, в которой она выражается, может отличаться.

Биологическая основа привязанности

Так как теория привязанности является теорией социо-эмоционального развития, то она имеет значение и для практического применения в области социальной сферы, решений о заботе и благополучии детей и их психического здоровья.

Политика по уходу за ребёнком

Хотя теория привязанности стала основной научной теорией социально-эмоционального развития с самым широким диапазоном исследований в современной психологии, она до недавнего времени мало использовалась в клинической практике.

Профилактика и лечение

Близость в наших нынешних отношениях во многом зависит от близости, которая была у нас в детстве с родителями, а также от нашего жизненного опыта. И хотя наш характер при этом не предопределен, важно понимать, какие типы привязанности у нас и нашего партнера, как их сочетание влияет на взаимоотношения и к каким трудностям это может привести. В книге «Любовь живет вечно» клинический психолог и семейный терапевт Микаэла Томас разбирает четыре типа привязанности и объясняет, как осознанное сопереживание помогает их контролировать.

Надежная привязанность

Большинство людей демонстрируют надежный тип привязанности, поскольку в детстве родители практически всегда отвечали на их эмоциональные и физические потребности — не безупречно, но достаточно хорошо, и все свои ошибки они старались исправить. Дети с надежной привязанностью показывают, что они расстроены, когда родители уходят, а потом либо радуются их возвращению,

либо, если все еще расстроены, могут преодолеть свой гнев и печаль с помощью взрослых. Взрослые с надежной привязанностью наслаждаются близостью с другими людьми и способны строить стабильные и безопасные отношения, в которых могут выражать свои эмоции.

Хорошая новость. Надежная привязанность из детства — прекрасный фундамент для глубоких, значимых отношений, которые можно укрепить еще больше, если осознать, что у других людей — включая вашего партнера — был совершенно другой опыт взросления. Далеко не все чувствовали себя в детстве защищенными. Если проявлять сопереживание, это поможет укрепить отношения с тревожными, замкнутыми, избегающими близости людьми, у которых отсутствует надежная привязанность.

Тревожная привязанность формируется у взрослых, которые в детстве переживали, что их родители или опекуны не вернутся. Возможно, кто-то из родителей болел или не мог проявлять душевное тепло и любовь. Такой ребенок не выносит, когда его оставляют, поскольку расставание вызывает страх, что его бросят навсегда.

Повзрослев, они постоянно ищут у партнера подтверждения чувств: «Ты уверен, что любишь меня?» — и нуждаются в гарантии, что партнер не уйдет. Это также означает, что люди с тревожной привязанностью избегают конфронтации и конфликтов, не делясь своим мнением и потребностями. Долгосрочными последствиями этого самозамалчивания могут быть обида, горечь и пассивно-агрессивные нападки.

Партнер, от которого постоянно требуют подтверждения чувств, будет задыхаться в таких отношениях и действительно уйдет — то есть произойдет именно то, чего так боится человек с тревожной привязанностью. Особенно это касается ситуаций, когда у другого партнера избегающая привязанность.

Хорошая новость. Этот тревожный тип поведения, во всем видящий угрозу, можно смягчить через ощущение покоя и безопасности, которые дает партнер с надежной привязанностью. Для этого нужно проанализировать жизненный опыт тревожного партнера, не усиливать его неуверенность постоянными попытками убедить его в своих чувствах, а проявлять душевное тепло, поддержку и любовь, когда вас не просят об этом. Человек с тревожной привязанностью также может научиться успокаивать себя, остужать пожар страстей и создавать ощущение безопасности, а не ждать этого от других людей.

Избегающая привязанность

Взрослые с этим типом привязанности нередко боятся близости и уязвимости — вероятно, по той причине, что их не раз ранили в детстве. Они стараются не связывать себя серьезными обязательствами и ограничиваются флиртом. Они могут состоять в длительных отношениях, но все же не готовы принять окончательное решение и не хотят обсуждать важные шаги — такие как жить вместе, пожениться и завести детей, — поскольку это угроза для их самодостаточности. Они не хотят испытывать эмоции и изо всех сил стараются избегать их, уклоняясь от ссор, общения и проблемных тем. Они боятся принимать любовь, заботу и сопереживание, сопротивляются им всеми возможными способами, поскольку потребность в независимости и самостоятельности часто превосходит потребность в близости с другими людьми.

Хорошая новость. Стратегия держать своего партнера на расстоянии значительно облегчает жизнь людям с избегающей привязанностью, защищая их от риска, однако они упускают глубокую эмоциональную связь.

Можно постепенно снять защиту и впустить кого-то в свою жизнь, примирившись со своей уязвимостью и потерей самодостаточности. Практикуя сопереживание к партнеру, приняв его потребность в близости и в то же время осознав, почему это так пугает его самого, человек с избегающей привязанностью может почувствовать себя в безопасности, особенно если у его партнера надежная привязанность.

Дезориентированная привязанность

Дети, которые получали непоследовательную эмоциональную поддержку или часто подвергались насилию и унижению, могут выработать дезориентированный тип привязанности. Такой ребенок испытывает смешанные чувства: взрослый человек, который должен отвечать за его безопасность, угрожает его безопасности и даже жизни. Взрослые с дезориентированной привязанностью испытывают сильнейший страх, что их бросят и они останутся одни, и дополняют его необдуманными взрывными эмоциями.

Хорошая новость. Несмотря на то что людям с этим типом привязанности нелегко развивать отношения, они могут научиться сближаться, не привязываясь слишком сильно и не отвергая партнера в качестве превентивной меры. Чтобы спокойно принимать близость и расставание, вероятно, понадобится профессиональная помощь. Вы не виноваты в том, как вас воспитывали и какой тип привязанности у вас выработался, но ответственность за то, чтобы не вредить себе и своему партнеру, а помогать, все же лежит на наших плечах.

Как с сопереживанием контролировать свой тип привязанности

Доктор медицинских наук, психиатр Амир Левин и психолог Рэйчел Хеллер утверждают, что люди с тревожной и избегающей привязанностями не должны вступать в романтические отношения, поскольку у них разная мотивация (тревожный человек хочет близости, а избегающий — независимости). Но Микаэла Томас не делает столь категоричные выводы. Однако считает, что для создания счастливого союза нужно много и качественно общаться и найти оптимальный баланс между потребностями партнеров, чтобы никому не пришлось жертвовать собой.

Попробуйте вместе с партнером ответить на следующие вопросы:

Отношения не должны отнимать у вас больше, чем они вам дают, иначе это нездоровые отношения. Если вы привносите в них массу опасного топлива и если эмоции зашкаливают, нужно еще больше воздуха сопереживания, чтобы управлять этим пламенем.

Осознанное сопереживание поможет разобраться в паттернах поведения. Ваша задача — лучше понять себя и своего партнера и вести себя так, чтобы вы оба гармонично развивались. Однако если ваши отношения слишком разрушительны, то самым сострадательным шагом будет положить им конец.

Больше рекомендаций о том, как улучшить отношения, укрепить связь и научиться быть ближе в книге «Любовь живет вечно»
Обложка: pexels.com

Любовь без страха, ревности и обид. Как создать нетревожные отношения

В книге «Нетревожные отношения» психотерапевт Лесли Беккер-Фелпс объясняет, откуда берутся проблемы в отношениях и почему их так сложно преодолеть. И помогает увидеть выход: лучше понять себя и партнера, забыть о неуверенности в себе и построить крепкие, счастливые отношения.

Оцените статью
SIOBR