Типы межличностных коммуникаций

В статье мы расскажем:

Живя в обществе, человек не может не общаться. Коммуникация составляет основу нашего взаимодействия с окружающим миром. Через общение человек познает себя и других людей, учится и развивается.

Основные формы коммуникаций, при условии их применения, помогают передавать информацию, обмениваться сведениями, получать новые знания. Понимая, на каких принципах строится общение, можно развить в себе необходимые навыки и стать более коммуникабельным.

Что такое коммуникация

Данное понятие берет свое происхождение от латинского communatio – «сообщение», которое, в свою очередь, восходит к communico – «делаю общим».

На сегодняшний день это слово означает уже не только передачу сообщений или каких-либо сигналов, а обмен информацией, взаимодействие между искусственными или живыми объектами для предоставления каких-либо сведений.

Но есть и другой вариант применения термина communication. Это слово может означать сообщество или какое-либо объединение. В таком виде данное понятие применяется в различных философских и социологических трудах. Тем самым коммуникация представляет собой уже не само взаимодействие между людьми, а скорее его условие или цель.

При этом сфера философии начинала акцентировать свое внимание на данной теме лишь в начале прошлого столетия. Само же возникновение такого интереса исследователей можно связать с нарастанием проблем в социальных аспектах жизнедеятельности человека. Именно для преодоления таких трудностей специалисты начали выделять конкретные формы и методы коммуникации.

В итоге можно определить коммуникацию как совокупность процессов, связанных с взаимодействием между индивидами или целыми группами индивидов, для передачи и получения информации.

Как и любое другое понятие, рассматриваемый термин имеет и множество других определений, но обычно используются лишь две его основные трактовки. В первом случае коммуникация рассматривается как базовый инструмент создания социальных связей и развития культуры человечества. Согласно второй интерпретации данный термин подразумевает определенные закономерности взаимодействия между людьми.

5 компонентов коммуникации

Особенности информационного обмена, как правило, зависят от социально-культурной специфики общества. Но все же можно выделить 5 элементов, которые необходимы для построения правильной формы эффективной коммуникации:

Такой вариант системы акта коммуникации рассматривает адресанта как инициатора, который кодирует информацию при помощи различных знаковых средств того или иного средства связи и впоследствии передает ее получателю. Получатель, в свою очередь, декодирует сообщение и получает необходимые сведения.

Процесс коммуникации имеет сложную структуру, которая состоит из целого ряда последовательных действий.

Типы коммуникации

Перечислим основные типы коммуникаций:

Все вышеперечисленные формы коммуникации применяются в тех или иных областях деятельности. От выбранного типа зависит не только точность сообщений, но и эффективность в целом. Кроме того, они влияют на удовлетворенность участников общения.

5 видов коммуникации

В целостной системе коммуникаций выделяют 5 базовых видов в зависимости от цели:

Основные формы коммуникации

В системе коммуникаций выделяют также и две группы средств: вербальную и невербальную. Каждая из этих групп содержит собственные средства передачи информации.

Вербальное общение подразумевает передачу сведений при помощи слов. Адресант, используя свою речь в устной или письменной форме, транслирует слушателю необходимые данные.

Невербальная группа – это язык жестов, в рамках которого информация передается без использования слов. В такую разновидность общения входят мимика и интонации, а инструментом становится само тело человека. С помощью внеязыковых средств человек тоже может передавать собеседнику свое внутреннее состояние и взгляды.

Вербальная коммуникация

Такой тип общения является наиболее распространенным, ведь люди ежедневно применяют речь для обмена данными. Два самых главных компонента вербального взаимодействия – это язык и слух.

При этом главная функция самого языка – коммуникативная. Считается, что этот способ общения присущ только человеку и появился еще миллионы лет назад. Важнейший элемент языка – слово, которое представляет собой знаковый символ. Одно и то же слово может иметь несколько интерпретаций и лексических значений. Речь человека может быть нескольких разных видов: устная/письменная, а также внешняя и внутренняя (которая при этом не является формой и средством коммуникации в связи с ее недоступностью для окружающих).

Письменная и устная речь дает человеку возможность кодировать те или иные сведения и затем доносить их до получателя. С помощью нее люди могут оказывать влияние на окружающих и доказывать какие-либо позиции. При этом окружающие могут по-своему интерпретировать услышанные или прочитанные слова.

Помимо классификации вербального общения по способу передачи информации, ее также делят и по количеству участников: монолог/диалог.

Говоря о формах речевых коммуникаций можно выделить различные типы диалогов:

Монологи встречаются гораздо реже, чем полноценное общение между двумя или более собеседниками. Главной задачей в таком случае становится не установление взаимодействия, а только лишь передача информации слушателю. При этом в монологе могут быть задействованы и невербальные методы коммуникации в виде жестикуляции, мимики, изменения тональности и интонационных акцентов.

В таком случае все перечисленные действия также можно рассматривать как закодированную информацию. Получатель невербальных сообщений должен уметь их распознавать и понимать, иначе информация не будет расшифрована.

Помимо вышеперечисленных типов, можно выделить еще несколько вербальных форм коммуникаций, но уже на основании более частных различий.

Средства невербальной коммуникации

Такого рода взаимодействие можно назвать телесным выражением внутреннего состояния адресанта. Причем невербальные методы общения могут как дополнять и сопровождать речевые средства, так и противоречить им или даже полностью заменять. Исследования доказывают, что при передаче информации наибольшая нагрузка падает именно на внеречевые методы (более 50 %). Тем самым становится ясно, что такая форма взаимодействия между людьми играет важную роль в информационном обмене.

При невербальном общении важны все его компоненты, включая осанку, жестикуляцию, позу, общие движения тела, улыбку и многое другое. Кроме того, имеет значение не только форма, но и уровень коммуникации, который подразумевает расстояние, на котором находится адресант.

Выделяют 4 основные зоны внеречевых коммуникаций:

Таким образом, при соблюдении зон, например, в профессиональном общении, и правильном применении формы коммуникаций деловая беседа станет наиболее результативна.

Отдельного внимания заслуживают жесты. Ими называют некоторые движения человека, которые могут иметь определенное значение и передавать внутренний настрой информатора. Люди используют огромное разнообразие жестов, которые можно объединить в несколько основных групп:

Наблюдая за поведением человека во время ведения беседы, можно понять его психоэмоциальное состояние, уровень заинтересованности в коммуникации и степень искренности его слов.

Но не стоит забывать, что мимика тоже является невербальной формой коммуникации. Когда при разговоре у адресанта не сокращается ни один лицевой мускул, это влечет за собой утрату информации вплоть до 15 %. Кроме того, исследования говорят о большей выразительности именно левой части лица, она чаще отражает эмоции.

Если человек устанавливает зрительный контакт с собеседником в общей сложности менее чем на 1/3 времени диалога, это может свидетельствовать о его неискренности и скрытности. Глаза и губы являются наиболее точными передатчиками чувств человека. Например, ученые уже давно выявили корреляцию между изменением размера зрачков и появлением сильного страха или симпатии. Причем это вообще неподвластно самостоятельному управлению.

Коммуникативные барьеры

Во время речевой коммуникации человек может испытывать некоторые трудности. Дело в том, что такое взаимодействие подразумевает участие двух или более лиц, у каждого из которых может быть своя точка зрения. Зачастую это вызывает напряженную атмосферу. Коммуникационные барьеры также возникают и при использовании внеречевых средств общения.

Различают следующие виды барьеров:

Логический.

Происходит в результате общения лиц с различными типами мышления и мешает, как минимум одному из собеседников правильно воспринимать информацию. Также зависит от уровня интеллекта человека.

Стилистический.

Может возникнуть из-за плохой сочетаемости содержательной части информации и формулировок человека. Еще одна причина происхождения стилистического барьера – нарушение последовательности изложения информации (от конца к началу). Взаимодействие в идеале должно придерживаться определенной структуры: возникновение внимания со стороны собеседника, заинтересованность, переход к основным тезисам и только после этого появление вывода.

Семантический.

Возникает при коммуникации представителей разных культур и традиций. Информатор вкладывает в сообщение один смысл, но из-за специфики используемых слов адресат придаёт им другое значение.

Фонетический.

Может появиться из-за наличия у информатора сильных дефектов речи, тихого голоса или изменения логического ударения. Таким образом, фонетический барьер возникает при неудачной попытке создания устной формы коммуникации.

На сегодняшний день человек не может существовать без постоянного взаимодействия с другими людьми. Причем необходимость общения продиктована не столько профессиональными требованиями, сколько чисто биологическими особенностями нашего вида. И если придерживаться описанных рекомендаций, а также различать виды и формы коммуникаций, можно избежать множества проблем на своем жизненном пути.

Межличностное общение

Межличностное общение — речевая форма коммуникации, которая выполняет несколько функций:

Выделяют следующие типы межличностного общения.

Во-первых, формальное, когда нет стремления понимать и учитывать особенности личности своего собеседника. Причем соблюдаются привычные «маски» строгости, вежливости, безразличия, скромности, участливости и т.п., а также стандартный набор жестов, фраз, выражений лица. Это позволит скрыть настоящие эмоции и отношение к своему собеседнику.

Во-вторых, примитивное межличностное общение. При таком типе оценка другого осуществляется с точки зрения нужности или ненужности. Если в партнере по общению заинтересованы, то с ним активно контактируют, в противном же случае — отталкивают или избегают.

В-третьих, функционально-ролевое межличностное общение, которое опирается на социальный статус партнеров (подчиненный-начальник, студент-преподаватель, покупатель-продавец). В подобном типе «работают» жесткие ожидания и нормы, средства и содержание коммуникации регламентированы. Следовательно, сам собеседник находится по социальной роли на втором плане.

Смотрите также:   Поиск работы в Армавире и «срочно»

В-четвертых, деловое общение подразумевает то, что необходимо учитывать особенности личности, возраста, характера и настроения собеседника. Интересы бизнеса всегда будут выступать на первый план, на втором — возможные расхождения во взглядах и мнениях. Имеется цель, она направлена на то, чтобы достигнуть какой-либо предметной договоренности.

В-пятых, духовное межличностное общение. Данная коммуникация осуществляется между близкими людьми и предусматривает разговор на любые темы. Партнеры смогут понять друг друга по движениям, выражению лица и интонации. Такое межличностное общение возможно, если собеседники знают друг друга хорошо.

В-шестых, светский тип коммуникации должен отвечать принятым в данном обществе нормам. В процессе общения человек, как правило, будет говорить не то, что думает, а то, что необходимо в той или иной ситуации. Светский тип коммуникации отличается характером закрытости и наличием особого кодекса: такт, вежливость, согласие, одобрение, симпатия.

В-седьмых, манипулятивное межличностное общение направлено на то, чтобы получать выгоду от собеседника. Партнер, который имеет подобные цели, сможет использовать разнообразные приемы — лесть, демонстрация доброты, запугивание, шантаж, обман.

В социальной психологии выделяют следующие виды межличностного общения:

Императивное межличностное общение является авторитарной, директивной формой воздействия на своего партнера для того, чтобы контролировать его поведение и принуждать к конкретным действиям. Особенность коммуникации в том, что данная цель незавуалирована. Для ее достижения используют указания, приказ, требования и предписания.

Манипуляция представляет собой распространенную форму межличностного общения, которая предполагает воздействие на собеседника для достижения скрытого намерения и целей. Но от партнера они скрываются, либо же подменяются другими.

Диалоговое общение позволяет учитывать установки, а также мнение собеседника. Оно строится на основании определенных правил взаимодействия. Речь идет о психологическом настрое на коммуникацию; безоценочном восприятии партнера как равного, имеющего право на мнение и решение; наличие персонификации общения.

Виды межличностного общения

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой и с этической точек зрения. К ним, несомненно, относятся военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный» в сложных и экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Вместе

с тем, можно точно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже не этично. Прежде всего, речь идет о интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских контактах, а также всей системе воспитательных, педагогических отношений. Возможности применения императивного общения в педагогической практике крайне ограничены, причем не столько по чисто этическим мотивам, сколько по причине его крайней не эффективности. Известно, что с помощью команд, приказаний и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований со стороны учителя. Однако, нормы и ценности, правила и общественные предписания, передаваемые ребенку или подростку в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легко исчезающим содержанием его сознания.

Манипуляция — это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, которой используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

В отношении — манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, и где она категорически недопустима. Сферой «разрешенной манипуляции», несомненно, является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.

Вместе с тем известно, что владение средствами манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере как правило заканчивается для человека широким переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны,

В манипулятивном процессе партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако, человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков карнегианской школы общения, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль за собой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.

Как уже отмечалась выше, манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми, будь то возлюбленные, родители и их дети, педагоги и их воспитанники. В целом, профессию педагога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание и так далее). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, доказать. Уместная в области предметного обучения, эта установка может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя с другими людьми.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения, позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как сказал по этому поводу А. А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению. Диалог — это равноправное субъект—субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строится на принципиально других началах, чем

монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих неприложных правил взаимоотношений:

1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идет об общении по принципу «здесь и сейчас», с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.

2. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

5. Персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Диалогическое или как его еще называют, гуманистическое общение, позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для глубокого взаимного обогащения. Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров. Невозможно представить себе общение такого типа в деловой, профессионально заданной ситуации. Вместе с тем, способность к такому общению — величайшее благо для человека так как оно, по мнению известного психотерапевта К. Роджерса, обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.

Продемонстрируем различия монологического и диалогического общения на примере взаимоотношений учителя и учеников.

Современная школа (и это, кстати, относиться не только к отечественной практике) превратилась в своеобразный полигон для использования различных форм монологического взаимодействия. Причина, по мнению многих исследователей, кроется в том, как педагогами понимается основная цель и важнейшие средства образования и воспитания. На настоящий момент в качестве важнейшего средства поддержания хорошей успеваемости и мотивации учения детей используется принудительная дисциплина и усреднение учеников. Вспомним основные способы воздействия на возмутителей спокойствия в классе: пристальный взгляд, резкое замечание, наказание, угроза вызвать родителей или выгнать из школы, изоляция ребенка, вызов к директору, издевки и т. д. К сожалению, гораздо реже педагог подходит к проблеме мотивирования детей с точки зрения интереса. Учитель — манипулятор (или диктатор) считает, что мотивы учения у всех учеников совпадают и являются именно таковыми, каковые предписаны школой (заслужить похвалу, стать ценным для общества работником, много зарабатывать и др.). Считается, что интересы ребенка совпадают с предлагаемыми ему знаниями, а если нет — то они менее важны, менее значимы, чем материал учителя. Тем самым постепенно отбивается интерес ребенка не только к данному предмету, но и к школе вообще, так как для ребенка, как и для любого человека, его собственный интерес всегда важнее, даже если он не совпадает с интересом учителя и темой урока.

Э. Шостром предлагает несколько советов учителям, желающим уйти от монологической формы общения с детьми. Один из советов рекомендует очень уважительно и бережно относиться ко всем вопросам и содержательным высказываниям ученика, так как именно в них проявляется интерес ребенка и так как только через эти интересы можно привлечь его к активному сотрудничеству на уроке. Как же надо реагировать на вопросы учеников?

Смотрите также:   Работа поиск калуга

Во-вторых, ответ должен быть всегда шире вопроса, позволять посмотреть на проблему еще с одной стороны. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным.

Наконец, в-третьих, ученики не всегда задают вопрос затем, чтобы получить на него точный ответ. Чаще им важно показать свое умение думать, свои знания ребенок может задать вопрос, на который вчера он уже получил ответ от отца, и теперь хочет похвастаться своими знаниями. Вопрос может быть задан и в надежде на какой-то длительный разговор, мало относящийся к вопросу. Например, ребенок, находящийся в конфликте с матерью из-за ее непомерных требований, может опросить учителя «Вы знаете, что ребенок всегда должен слушать мать?» Если учитель ответит «Да», он рискует навсегда лишить себя доверия ребенка. Ответив «Нет», он оправдает действия ребенка. Поэтому лучшим ответом может стать такой: «Ты хочешь, наверное, узнать, как и когда нужно повиноваться взрослым». Такой ответ позволит создать доверительную обстановку, даст ребенку шанс на откровенный разговор с учителем, от которого он с самого начала ждал помощи.

Анализ общения показывает, насколько данный феномен сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. В целом, можно отметить, что разнообразие форм и видов общения связано с множественностью его функций, а многофункциональность общения в свою очередь обусловлена его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. Мы можем охарактеризовать структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Такое расчленение целостного и внутренне единого процесса общения правомерно лишь в научных целях — для более глубокого и всестороннего анализа феномена. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация с узлом смысле этого слова, состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств. Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция»—взаимодействие) заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, то есть организации межличностного взаимодействия. Наконец, перцептивная сторона общения есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

Существуют различные типы коммуникаций: внутриличностная (личностная), межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, массовая коммуникации. Они могут осуществляться в различной сфере (культурно-духовной, научной, производственной, рекреационной, учебной), среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным народам, нациям, этносам, расам (геронтокоммуникации, гендерные, национально-этнические, межрасовые коммуникации), между различными категориями населения (молодежные, женские, религиозные), между планетами, континентами, странами, государствами, народами, территориями (межпланетные, межконтинентальные, межгосударственные, международные, межтерриториальные) и др.

Имеются различные подходы к типологии коммуникации. Рассмотрим различные типы коммуникаций, классифицируя их по наиболее значимым основаниям.

По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц различают массовую (на уровне социетальной системы), среднего уровня (ограниченную в масштабах социальных групп и организаций — внутриорганизационные коммуникации) и локальную (внутрисемейная, триадная и др.), внутригрупповую (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы), межгрупповую (между различными группами или большой группы с ее достаточно самостоятельными подгруппами. По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых

взаимосвязей коммуникации носят внешний характер — внешние коммуникации), межличностную (между отдельными людьми — диадные), внутриличностные (общение с самим собой).

Массовая коммуникация представляет собой систему взаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет). Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии).

Под массовыми коммуникациями можно подразумевать и одновременное нахождение большого числа людей в ограниченном пространстве, позволяющим осуществлять им взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты на больших открытых или закрытых помещениях (например, в крытых стадионах). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации.

Внутриорганизационные коммуникации представляют собой взаимодействие в пределах организации. К таким коммуникациям можно отнести взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями, а также структурных подразделений организации между собой.

Внешние коммуникации — это система связей любой социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют вне ее. Любая социальная организация не может существовать без связей со внешней средой и поэтому внешние коммуникации становятся обязательным компонентом функционирования любой социальной системы (организации, института).

Коммуникация в группе (внутригрупповая коммуникация). В сравнительно небольшой группе каждый участник имеет примерно равный шанс участвовать в общении. В группах, где число участников в пределах 10-12 человек возможно осуществление прямой и обратной связи между всеми участниками обсуждения. В учебной аудитории с таким количеством студентов возможно проведение активных дискуссий, лекций-бесед. Канала прямой связи здесь более структурирован. Чем при межличностных коммуникациях, однако обратная связь имеет те же возможности, что и при межличностных коммуникациях.

Межличностная коммуникация осуществляется между двумя людьми. Обе стороны выступают и в качестве передающей, и в качестве принимающей стороны. Послание одной стороны передается каналом коммуникации в виде звука (дополнительный канал — взгляд, жест, мимика). Обратной связью является ответ каждого участника.

Внутриличностная коммуникация возникает внутри индивидуума в том случае, если человек обсуждает проблемы сам с собой, ищет решения, задает себе вопросы и сам же отвечает на них. В качестве обратной связи здесь выступает факт опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе.

Коммуникации по способу установления и поддержания контакта подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные). Коммуникация непосредственная- коммуникация осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление). Опосредованная коммуникация — взаимодействие, осуществляемая через посредника. Коммуникация при этом осуществляется как посредством физических лиц — посредников, так и различных средств коммуникации, включая технические (средства массовой информации и рекламы, такие технические средства как рупор, громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера).

По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные коммуникации. Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной. Коммуникация становиться активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.

По степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно. Происходит случайный обмен информацией между людьми. При случайных встречах обсуждают и деловые вопросы, и даже принимают достаточно ответственные решения. Такие виды случайных коммуникаций усиливают степень самоорганизованности системы. Специально организованные коммуникации

В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее.

Нисходящее направление. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, является нисходящим. Он используется руководителями групп постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. При этом чем больше уровней проходит информация, тем меньше вероятность того, что она не будет искажена. Наиболее характерным примером является общение начальника со своими подчиненными.

Восходящее направление. Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. Такая информация не просто служит средством доведения мнения работников до руководителей, а позволяет вышестоящим органам и руководителям своевременно реагировать на происходящие изменения в коллективном мнении. Руководители анализируют эту информацию с целью принятия правильного управленческого решения. Восходящая информация используется для информирования начальников определенного уровня руководителями более низкого звена. Это может осуществляться путем предоставления отчетов, докладов, итоговых документов по отдельным проектам в вышестоящие уровни руководства.

В производственном процессе пока еще господствуют систе­мы коммуникации, организованные по схеме «сверху вниз». В таких системах основное производственное звено воспринимается как исполнительная ступень, которая должна выполнять распоряжения руководства и функциональных управленческих структур. Согласование работы звеньев такой организации осуществляется через руководство, которое превращается в посредника в коммуникациях между ними. В работниках воспитывается психология исполнителя. Поэтому, любая неувязка в решении производственных или социальных вопросов может вызвать недовольство руководителями.

Практика управления в такой системе основывается на принципах разделения и специализации труда, его унификации, преобладания административных, правовых и экономических методов управления. Современные руководители, воспитанные в старых структурах управления предпочитают эту систему и не всегда могут вписаться в новые системы коммуникации.

Горизонтальное направление происходит между членами группы, имеющих равный ранг, а также между равнозначными группами. Такой коммуникативный процесс называется горизонтальным. Горизонтальные коммуникации в одних случаях являются непременным атрибутом реализации определенного алгоритма управления, а в других случаях происходит спонтанно. Крупнейший американский менеджер Ли Якокка, после прихода генеральным директором в фирму «Крайслер», «не мог поверить, что менеджер, возглавляющий конструкторский отдел, не поддерживает постоянной связи с руководителем производственного отдела». «Никто в корпорации «Крайслер», казалось не понимал, что взаимодействие различных функций в компании абсолютно необходимо. Конструкторам и производственниками следовало чуть ли не спать в одной постели. А они даже не позволяли себе пофлиртовать друг с другом!».

Смотрите также:   Высокая стрессоустойчивость

В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.

Вербальная коммуникация. Вербальные коммуникативные средствапредставляют собойсловесное взаимодействие сторон. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью знаковых систем, символов, главным среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Функционирование языковых знаков возможно лишь в системе на основе правил, которые регулируют построение знаковых рядов из исходных знаков. Межличностная речевая коммуникация всегда представляет собой социальное взаимодействие, диалог. Участвуя в речевой коммуникации, человек высказывает суждения и воспринимает слова, высказанные другими людьми. Информация, выраженная в языке одним человеком, присваивается другим, и таким образом происходит понимание в диалоге. В диалоге, как коммуникативном процессе, люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций. В диалоге мысль оценивается и осваивается в соответствии с деловыми, политическими, этическими, эстетическими и другими критериями. Таким образом, диалог является непременной составляющей языкового общения.

Язык оказывает огромное влияние на мышление и поведение. и как Единицами вербальной коммуникации являются высказывание и дискурс. Речевой акт представляет собой целенаправленное речевое поведение в соответствии с принятыми правилами. Речевой акт характеризует намеренность, как конкретная коммуникативная установка речевого акта; целеустремленность, как стремление воздействовать на собеседника с помощью экспрессивных средств передачи и оценки информации; конвенциональность, как соответствие речевым нормам, принятым в данном обществе. Вербализованным результатом высказывания, продуктом речевого действия является высказывание. Высказывание по форме, строевым характеристикам в основном совпадает с предложением. Однако высказывание имеет более широкие коммуникативные возможности, чем предложение. Это достигается путем использования интонации, логического ударения, совмещения высказывания с такими невербальными средствами как пауза, тональность, темп речи, высота голоса, его тембр. Высказывание является коммуникативной единицей вербального (языкового) уровня. Высказывание характеризуется ситуативностью; социальной обусловленностью, вариативностью, избирательностью, неустойчивостью.

Дискурс — это смоделированный в речи связанный цельный текст, рассматриваемый в событийном плане. В дискурсе присутствуют и языковые и невербальные средства. Языковые факторы учитывают сочетаемость слов, последовательность высказываний, интонационные нюансы, включение в речь элементов реакции на вопросы, переспрашивания и перебивания партнера. Невербальные факторы дискурса, средства делового этикета способствуют актуализации речи в жизненных ситуациях.

Социальную коммуникацию дискурс интересует как речевая деятельность как инструмент передачи, восприятия и обмена информацией. С ее помощью организуется коммуникативное взаимодействие индивидов, представляющих собой часть социума.

Типы дискурсов. Моделирование дискурса: ментальная модель, фреймы, сценарии, модель ситуации, модель «ситуативный тип». Семиотические характеристики слова как основной единицы языка. Семантическая структура слова. Коммуникативные функции языка. Возможности вербального воздействия на аудиторию.

Невербальная коммуникация. В качестве невербальных коммуникативных средств человек использовал и продолжает использовать языки флажков, дыма и др.. вышивку, орнаменты, фольклорные образы, использующие символы и знаки. В межличностном общении в качестве невербальных коммуникативных средств используется поза, жесты, мимика, выражение лица, взгляд и пр. Невербальные средства коммуникации, несмотря на богатство вербального языка общения, в межличностном общении используются весьма широко. В отличие от слова (предложения) невербальные средства воспринимаются человеком непосредственно и действуют сильно, передают тончайшие нюансы отношения.

Невербальные средства коммуникации (так же как и вербальные) выполняют базовые функции коммуникации (информационную, прагматическую и экспрессивную). Невербальные знаки (например, жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными индексированными знаками и раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение. Прагматическая функция включает в себя установление контакта, обратной связи, социальную ориентацию, побудительные и регулирующие мотивы. Экспрессивные функции включают адаптивные, эмотивные (вызывающие эмоции) и эмфатические (эмоциональное выделение определенного фрагмента).

Традиционная философия выделяла всего два вида коммуникаций: вербальную и невербальную. А еще она ошибочно полагала, что коммуникация есть синоним общения. Но сегодня мы понимаем, что это далеко не так. Да, для общения мы используем всего два канала: вербальный, то есть речь, и невербальный, который позволяет считывать информацию по мимике, движениям и т. д.

Но понятие коммуникации гораздо шире. Как, например, трактовать электронную переписку? Для передачи информации мы используем слова, но при этом их не произносим. Можно ли считать это невербальным каналом? Поэтому нужно иначе трактовать виды коммуникации, ведь мир гораздо шире.

Виды коммуникации по форме общения

В этой статье мы рассмотрим понятие и виды коммуникации, их цели, особенности, а также те факторы, которые оказывают огромное влияние на процесс общения между людьми.

Итак, какие существуют виды коммуникации?

Преобладающее количество различных видов коммуникации между людьми основано на речевой передаче информации. Человеческая речь считается универсальным способом общения, ведь именно с ее помощью можно сохранить наиболее точный смысл передаваемых сведений. Психологическими составляющими вербального вида коммуникации являются «говорение» и «слушание». Человек, который говорит, сперва формирует идею относительно сообщения, после чего реализовывает ее посредством знаков. Человек, который слушает, распознает смысл этого сообщения одномоментно с расшифровкой.

Коммуникативное событие заключается во взаимодействии между конкретными людьми. Вследствие чего одно высказывание в различных коммуникативных событиях будет нести разный смысл. Соответственно, на процесс коммуникации оказывают влияние условия, в которых он протекает, а также психологические особенности вовлеченных в него людей. Именно поэтому имеет большое значение изучение различных видов коммуникации в психологии. Уникальность каждого коммуникативного акта доказывается разницей в опыте конкретных участников. Кроме того, эта же разница приводит к проявлению кардинальной неоднозначности языка в процессе коммуникации.

Серьезную и непростую информацию возможно передать только при помощи вербального вида коммуникации. От степени сложности информации зависит, насколько сложный язык потребуется для того, чтобы она была воспринята максимально верно и точно. Так как язык является непосредственной частью и отражением культуры, вербальное общение обуславливается языковой культурой, а в более общем понимании – культурой в принципе.

Невербальная коммуникация

Зачастую интонация, с которой произносится фраза, в значительной степени влияет на передаваемый в сообщении смысл. Из этого можно сделать вывод, что слова не являются единственным и основополагающим средством коммуникации, нередко их необходимо сопровождать невербальными компонентами.

Чтобы наглядно показать, как может проявиться данный вид коммуникации, приведем примеры. Сотрудники компании сразу поймут, что руководитель недоволен, если тот нахмурит лоб и сложит на груди руки крестом. Для любой мамы улыбка малыша является показателем хорошего самочувствия ребенка. Женщины часто понимают отношение мужчин без их объяснений в любви. Невербальное общение является одним из основных видов коммуникации.

Огромное количество информации воспринимается нами от собеседников без лишних слов. Систему внеречевых способов, которыми передается информация, называют невербальным общением.

Наиболее распространенными средствами такого вида коммуникации являются:

Названные средства невербального общения в большинстве своем являются универсальными, однако возможно возникновение определенных преград вследствие национальных особенностей, различия в характерах и менталитете.

Виды коммуникации по направленности

Существует множество различных видов и форм коммуникации человека. По своей направленности она может быть прямой или косвенной.

Таким образом, в наших действиях отражается информация, которую впоследствии увидят другие люди или узнают о ней от окружающих. В частности, впечатление об определенной фирме, которое складывается у потребителей, зависит не от непосредственного их общения с руководителями этой компании (тем более, что оно случается очень редко). В наибольшей степени формирование мнения происходит в зависимости от той информации, которую потребители получают посредством косвенного вида коммуникации – из рассказов окружающих людей, внешнего вида продукции, ее упаковки, рекламного сообщения и так далее.

Виды коммуникации по цели сообщения

По целям сообщения различают пять видов коммуникации в общении – познавательную, убеждающую, экспрессивную, суггестивную и ритуальную. Каждый из названных типов подразумевает конкретные цели и результаты общения, определенные условия для протекания этого процесса, формы и средства коммуникации.

Ее целью является расширение информационного фонда собеседника, донесение до него нужной информации, комментирование полученных сведений.

Целью этого типа общения является провоцирование необходимых чувств у собеседника, формирование установок на определенные ценности и ориентиры, убеждение его в верности выбранных стратегий и методов работы, достижение единства мнений.

Такая модель применяется с целью формирования у собеседника определенного психоэмоционального состояния, с ее помощью можно выразить определенные переживания, чувства и эмоции, подтолкнуть к требующимся действиям.

Ставит своей целью изменить мотивацию собеседника, дать ориентиры и установки на конкретные ценности, изменить его поведение и отношение посредством внушения.

Ее целью является сохранение традиций или создание новых для определенной коммуникативной группы – это может быть семья, дружеский круг людей, рабочий коллектив, компания в целом.

Виды коммуникации по субъекту и средствам коммуникаций

В зависимости от того, кто является субъектами, какие средства задействованы в процессах коммуникаций, можно выделить следующие виды коммуникации.

Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств

Такая модель является одним из наиболее значимых современных видов коммуникации. Речь идет о применении информационных технологий и различных технических устройств. Для общения используются телекоммуникационные системы, электронная почта, социальные сети, управленческие информационные средства (УИС). УИС дает возможность для общения между сотрудниками организации с целью выяснения необходимой для решения производственного вопроса информации, кроме того, при помощи этих средств сотрудники могут изучить литературу по важной для них теме.

Межличностные коммуникации

К виду межличностных коммуникаций следует отнести прямое взаимодействие собеседников или групп людей между собой посредством вербальных и невербальных способов общения. Изучение такого типа коммуникаций является одной из самых важных и первостепенных задач. На межличностные коммуникации оказывают влияние огромное количество факторов.

Результат такого общения наиболее зависим от получаемой обратной связи – благодаря ей адресант может понять, ушло ли сообщение, получил ли его собеседник, верно ли его воспринял.

На процесс межличностных коммуникаций оказывает влияние социально-культурная среда, в которой происходит общение, в том числе система ценностей собеседников, присущие им традиции и обычаи. Важно принимать во внимание данный фактор при построении процесса коммуникации между представителями разных народностей. Различия в культуре собеседников проявляются в таких видах коммуникации, как вербальная и невербальная.

Оцените статью
SIOBR