Развитие эмоционального интеллекта у школьников

ББК 88.835.2В64 YAK 159.922.72

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭМОиИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

STUDY AND ANALYSIS OF EMOTIONAL INTELLECT OF JUNIOR SCHOOL AGE CHILDREN

В статье представлены результаты экспериментального исследования эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Описаны методы, позволяющие диагностировать компоненты эмоционального интеллекта. Репрезентирован количественный и качественный анализ результатов.

The article provides the results of experimental work on study of emotional intellect of junior school age children. The techniques, which allow diagnosing certain components of emotional intellect, are marked. The quantitative and qualitative analysis of the results is shown here.

Ключевые слова: интеллект, эмоциональный, психология, понимание, восприятие, идентификация.

Key words: intellect, emotional, psychology, understanding, perception, identification.

Идея выделить эмоциональный интеллект как вид интеллекта возникает при попытках разработать другое психологическое понятие — социальный интеллект, под которым Э. Торндайк имел в виду способность понимать людей, действовать или поступать мудро в отношении других, основная функция которой заключается в прогнозировании поведения. Его мысль была поддержана Г. Оллпортом, который рассматривал социальный интеллект как социальный дар, необходимый для «тонкого» равновесия в поведении и обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. Для того чтобы обеспечить такое равновесие необходимо уметь прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. В теории Дж. Гилфорда социальный интеллект предстаёт как интегральная интеллектуальная способность, которая определяет успешность общения и социальной адаптации. Во всех упомянутых моделях социального интеллекта признавалась значимость эмоций для его продуктивного функционирования. При этом обращалось внимание на то, что чувствуя и переживая, человек должен уметь адекватно вербализировать свои переживания. Кроме этого, ему необходимо верно идентифицировать эмоциональное состояние другого. Все вместе взятое только в совокупности позволяет сделать продуктивным процесс взаимодействия с другими. Способность

Под эмоциональным интеллектом понимают: способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов (Дж. Мейер, П. Сэловей); все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями (Р. Бар-Он); способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей (Д. Гоулмен). Несмотря на различия в приведённых определениях, есть общее, что их объединяет. Это признание сложно структурированности эмоционального интеллекта. Другими словами, эмоциональный интеллект является системным интегративным образованием. Следовательно, его необходимо изучать в единстве его компонентов.

Все изложенное ранее позволяет нам выделить следующие компоненты эмоционального интеллекта: восприятие эмоций, понимание эмоций, идентификация эмоций, поведение в соответствии с переживаемыми эмоциями (см. табл. 1).

Структурные компоненты эмоционального интеллекта

Восприятие эмоций Понимание эмоций Идентификация эмоций Поведение в соответствии с переживаемыми эмоциями

Результатом развития эмоционального интеллекта становится личность, осознающая свои эмоции и умеющая ими управлять, умеющая хорошо разбираться также и в эмоциях других людей, способная ими управлять, т.е. руководить другими людьми.

Мы провели эмпирическое изучение эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Его целью был анализ развития компонентов эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Выборку составили 662 школьника с 1 по 4 классы. Возраст испытуемых 7 — 11 лет.

Для определения уровня сформированности эмоционального интеллекта использовались методики, представленные в таблице 2.

Наименование методик Цели их использования

Диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой для детей младшего школьного возраста. Диагностическая серия № 2 1. Выявление сформированности процессов опознания эмоций восприятия и их понимания. 2. Определение уровней идентификации эмоций

Диагностическая методика «Эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста в модификации М.А. Кузьмищевой Выявление особенностей эмоционального развития (когнитивно-аффективных компонентов эмоционального интеллекта) у детей младшего школьного возраста

Методика «Что — почему — как» М.А. Нгуен Выявление степени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём, уровень эмоционального интеллекта

В процессе выполнения задания в протоколе фиксировалась точность идентификации эмоциональной ситуации, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоций в мимике и жестов, фактор ситуативной реактивности на определённую ситуации или персонажа, вид помощи в каждом предъявлении.

Анализ результатов эмпирических данных, полученных в исследовании после проведения диагностической серии № 2 методики «Эмоциональная идентификация» были выделены уровни восприятия, понимамания и идентификации эмоций младшими школьниками.

— высокий уровень — выделение комплекса экспрессивных признаков по 4 — 6 модальностям (глаз, рот, брови);

— средний уровень — нестабильное выделение комплекса экспрессивных признаков по 4 — 6 модальностям;

— низкий уровень — выделение отдельных экспрессивных признаков по всем модальностям.

— высокий уровень — соответствие экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 6 модальностям;

— средний уровень — соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 4 — 6 модальностям;

— низкий уровень — затруднения в установлении соответствия экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 4 модальностям.

— высокий уровень — комплексная интерпретация эмоциогенных 4 основных и 4 дополнительных модальностей;

— средний уровень — комплексная интерпретация эмоциогенных 4 основных и 2 — 3 дополнительных модальностей;

— низкий уровень — затруднения в комплексной интерпретации эмоци-огенных ситуаций всех модальностей.

Количественный анализ данных, полученных в ходе проведения данной методики представлен в таблице 3.

Распределение испытуемых по уровням восприятия, понимания и идентификации эмоций (по Е.И. Изотовой)

Шкалы Уровни Восприятие эмоций Понимание эмоций Идентификация эмоций

абсолют. число относит. число абсолют. число относит. число абсолют. число относит. число

По данным, представленным в таблице 3, можно сделать вывод о том, что по шкале «Восприятие эмоций» большинство респондентов обнаружили низкий уровень (44,26%). Данная часть испытуемых смогла выделить лишь отдельные экспрессивные признаки на предложенных картинках, например, Катя М. 7,5 лет: «Девочке страшно, потому что там собака злая. Она её боится. Глаза закрыла и не смотрит» (3 картинка серии «Страх»). Наименьшее количество испытуемых показали высокий уровень восприятия эмоций (21,3%), отметив комплекс экспрессивных признаков по 4 — 6 модальностям. 34,44% младших школьников, принимающих участие в исследовании продемонстрировали средний уровень развития восприятия эмоций, отметив незначительные экспрессивные признаки по 4 — 6 модальностям. По шкале «Понимание эмоций» наибольшее количество испытуемых продемонстрировали низкий уровень понимания воспринимаемых эмоций (52,11%), младшие школьники испытывали затруднение в установлении соответствия экспрессивного эталона эмоциональному содержанию в большинстве из предложенных экспрессивных реакций. Наименьшее количество младших школьников (17,82%) смогли определить соответствие экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 6 модальностям. У данной группы детей наличествует высокий уровень понимания эмоций. По шкале «Идентификация эмоций» большинство детей обнаружили у себя средний уровень — 49,7%. Дети смогли интерпретировать 4 из 6 эмоциогенных модальностей. 13,15% младших школьников продемонстрировали высокий уровень интерпретации эмоций.

Смотрите также:   Зачем развивать методы эмоционального интеллекта

В ходе проведения методики «Эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста в модификации М.А. Кузьмищевой были выделены следующие уровни адекватности восприятия эмоций:

— высокий уровень — адекватное кодирование и вербализация 10 — 12 эмоциональных модальностей;

— средний уровень — адекватное кодирование и вербализация 8 — 10 эмоциональных модальностей, незначительные затруднения в некоторых эмоциях (например, призрение);

— низкий уровень — адекватное кодирование и вербализация 4 — 6 эмоциональных модальностей.

Количественный анализ данных, полученных в результате проведения методики «Эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста в модификации М.А. Кузьмищевой представлен в диаграмме 1. Анализ результатов показывает, что большинство испытуемых продемонстрировали средний уровень адекватности восприятия эмоций (58,28%). Дети испытали некоторые затруднения в вербализации сложных эмоциональных состояний, таких как удивление, ревность, зависть, презрение. Наименьшее количество испытуемых (17,60%) обнаружили у себя высокий

уровень адекватности восприятия эмоций, детям оказалось под силу раскодировать и озвучить сложные эмоции. 24,12% детей младшего школьного возраста смогли отметить 4 — 6 эмоциональных модальностей из 10 возможных. Испытывали затруднения при их вербализации. У детей наблюдается нарушение структуры эмоциональных представлений. Нестабилен уровень произвольного выражения эмоций: возникают затруднения произвольной мимической имитации по образцу всех модальностей нижнего и верхнего паттерна.

Распределение детей младшего школьного возраста по уровням адекватности восприятия эмоций (по М.А. Кузьмищевой)

■ Средний уровен Высокий уровен

В ходе проведения методики «Что — почему — как» по М.А. Нгуен были выделены уровни развития эмоционального интеллекта.

Первый уровень — высокий — предложенные ребёнку проблемы решаются им конструктивно, например, старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам, что так делать нельзя, что это плохо; старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться. Дети говорят о том, что люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются, так нельзя поступать. Ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства — чувства обиженного человека.

Второй уровень — средний — дети решают возникшую проблему менее конструктивно, на вопрос о том, что старшая сестра сказала ребятам, отвечают, что старшая сестра угрожала ребятам, чтобы они не смеялись и не обижали больше маленьких. Поставив себя на место героя ситуации, предлагают попросить взрослых поговорить с обидчиками.

Третий уровень — низкий — младшие школьники не понимают сути вопроса. Отказываются отвечать, не ставят себя на место героя ситуации.

Количественный анализ полученных результатов представлен в диаграмме 2. Данные диаграммы 2 позволяют сделать вывод о том, что большинство испытуемых демонстрируют средний уровень развития эмоционального интеллекта (64,6%). При решении проблемной ситуации дети прибегают к помощи взрослых, при этом верно квалифицировав испытываемые героем ситуации чувства. Наименьшее количество младших школьников продемонстрировали высокий уровень развития эмоционального интеллекта (9,16%). Они верно объясняют сложившуюся ситуацию, адекватно воспринимают и объясняют эмоции людей-участников ситуации. При решении проблемы опираются на испытываемые чувства, и на основе этих эмоций сами принимают решение.

Распределение испытуемых по уровням развития эмоционального компонента (по М.А. Нгуен)

Таким образом, в ходе проведённого диагностического исследования, направленного на изучение эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста, было установлено следующее. Для большинства младших школьников характерен средний уровень развития эмоционального интеллекта и его компонентов. У детей этого возраста редко отмечается высокий уровень эмоционального интеллекта. Далее нам предстоит работа по развитию эмоционального интеллекта младших школьников и анализ продуктивности подобной деятельности.

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №2

Развитие эмоционального интеллекта

как фактор учебной и социальной успешности

школьников: теоретический обзор

В статье рассматриваются проблемы и закономерности развития эмоционального интеллекта школьников как предиктора учебной и социальной успешности обучающихся на разных уровнях общего образования. Цель исследования — концептуально обосновать взаимосвязь эмоционального интеллекта и успешности личности в период школьного детства и на основе обзора современных психолого-педагогических источников выявить эффективные методы формирования эмоционального интеллекта в образовательном пространстве общеобразовательной школы. Уточняется понятие эмоционального интеллекта, структура и критерии его сформированное™ и оценки. Прослеживается взаимозависимость эмоционального и социального интеллекта в контексте формирования успешности обучения и социальной успешности школьников. Новизна исследования состоит в том, что описаны возрастные, психологические и педагогические условия становления эмоционального интеллекта детей и подростков средствами образовательной и воспитательной деятельности. Представлен обзор отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблемам эмоционального интеллекта. Классифицируются методы развития эмоционального интеллекта у детей школьного возраста. Перечислены методы диагностики эмоционального интеллекта в условиях общеобразовательной школы. Оцениваются перспективы формирования эмоционального интеллекта в системе школьного образования как фактора развития человеческого капитала.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; социальный интеллект; успешность личности; учебная успешность; социальная успешность; общеобразовательная школа; методы развития эмоционального интеллекта.

Формирование эмоционального интеллекта школьников как психолого-педагогическая проблема

Цель настоящего обзорно-теоретического исследования -на основе анализа современных психолого-педагогических источников

обосновать взаимосвязь между развитием эмоционального интеллекта школьников и достижением учебной и социальной успешности обучающихся, а также выделить оптимальные методы и приемы формирования эмоционального интеллекта в детском и подростковом возрасте.

Что понимают под успешностью в плане становления и развития эмоций человека? Сам по себе феномен успеха в любой сфере жизнедеятельности является, как правило, источником положительных эмоций. Применительно к системе общего образования О.В. Бирина определяет успешность как «особое эмоциональное состояние учащегося, выражающее его личное отношение к деятельности и / или её результатам». Е.А. Ширяев полагает, что в качестве основного показателя успешности обучения школьников следует рассматривать «позитивный настрой учащегося», его отношение к школе и процессу учения.

Смотрите также:   Тайм-менеджмент

Таким образом, успешность обучающихся, в целом, складывается из двух компонентов — успешности обучения (учебная успешность) и социальной успешности. В рамках данной публикации мы проанализируем оба аспекта успешности — учебную и социальную — в контексте их взаимосвязи и обусловленности уровнем развития эмоционального интеллекта школьников.

для концептуального анализа и обобщения послужили научные публикации российских и зарубежных авторов преимущественно за последние шесть лет (с 2016 — по 2022 гг. включительно).

1. Эмоциональный интеллект как фактор формирования учебной успешности в начальной, основной и старшей школе

На ступени начального общего образования для формирования эмоционального интеллекта как фактора учебной успешности обучающихся учителя-практики и школьные психологи применяют следующие методы:

• психотехники для коррекции эмоционального состояния младшеклассников, позволяющие научить школьников сочувствовать и сопереживать, различать чужие эмоциональные состояния (счастье, горе, справедливость, обиду, доброту, великодушие, злобу, скуку, страх, гнев, презрение, удивление, отвращение и др.), а также предотвратить закрепление алекситимии как стойкого затруднения в осознании и вербализации собственных эмоций;

• методики обучения непосредственному переживанию эмоций в процессе работы над художественным текстом, формирование навыков усиления потенциала положительных и ослабления потенциала отрицательных эмоций;

• методы психогимнастики (например, экспрессивные этюды, психогимнастические упражнения), позволяющие младшим школьникам осознавать свои эмоции и учиться управлять собственной эмоциональной сферой;

В основной и старшей школе с целью достижения учебной успешности, помимо упоминавшихся выше методов, достаточно эффективно применяются также следующие методики и приемы, направленные на развитие эмоционального интеллекта:

• активные практико-ориентированные методы обучения;

• использование модели «Колесо эмоций» Роберта Плутчика для повышения мотивации к обучению с опорой на четыре пары эмоций (гнев — ужас; горе — восторг; изумление — настороженность; восхищение — отвращение) и др.

2. Эмоциональный интеллект в контексте формирования социальной успешности в основной и старшей школе

начальной школы, в силу возрастных и психологических особенностей детей, предпосылки для социальной успешности и будущей социализации только начинают закладываться, причем обычно это происходит не ранее 10-летнего возраста. Поэтому в рамках настоящего исследования мы будем рассматривать психолого-педагогические особенности развития социальной успешности преимущественно на ступенях основной и старшей школы (5 — 11 классы), не затрагивая уровень начального общего образования.

Каковы критерии социальной успешности? Если мы говорим о взрослом человеке, то, согласно опросам общественного мнения, проведенным в Российской Федерации Исследовательским холдингом Ромир (ноябрь 2021 г.), главными критериями социальной успешности с точки зрения случайных респондентов считаются: а) уровень дохода; б) престижная работа; в) уровень образования. Если же говорить о научно обоснованных внутрисубъектных и интерсубъектных параметрах социальной успешности, то с позиций гуманитарных дисциплин (философии образования, акмеологии, психологии развития, социальной психологии, социологии и др.) к ним относят разнообразные показатели, свидетельствующие о достижении индивидом достаточно стабильного состояния успеха в различных сферах жизнедеятельности, а именно: успешность в труде, успешность в обучении, профессиональная успешность, успешность в досуговой сфере, эмоциональное лидерство, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми и т. д. С позиций акмеологии эти составляющие успешности индивида как субъекта жизнедеятельности глубоко индивидуальны, они редко анализируются системно и с трудом поддаются какой-либо интегральной оценке. Применительно к сфере высшего и общего образования отдельные исследователи, в частности, А.Н. Музыкантов, выделяют следующие критерии социальной успешности обучающихся: коммуникативные умения, социальная активность, адекватная самооценка, положение в учебной группе (социометрический статус) и эмоциональное самочувствие.

По мнению зарубежных исследователей, высокий уровень сформи-рованности эмоционального интеллекта определяет общий позитивный психологический настрой обучающихся, их жизненное и психологическое благополучие, что подтверждается данными многоуровневой психологической диагностики эмоционального интеллекта у подростков.

Для развития социальной успешности на этапах основной и старшей школы применяются методы, приемы и технологии, способствующие формированию тех компонентов эмоционального интеллекта, которые помогают распознавать эмоции окружающих людей и уметь управлять собственными эмоциями в процессе коммуникации. Для этих целей в системе школьного образования довольно часто используются следующие методы:

• методы арт-терапии, которые базируются на применении различных видов искусства (живописи, визуальных образов, драматера-пии, библиотерапии и т.д.) для осознания, понимания и управления эмоциями;

• психогимнастика как метод невербальной групповой психотерапии с опорой на использование двигательной экспрессии (мимики, пантомимы, танца) для выражения эмоций и чувств и др.

Следует отметить, что дифференциация методов развития эмоционального интеллекта в контексте становления учебной либо социальной успешности школьников, в отличие от успешности взрослых, достаточно условна, поскольку все виды успешности в информационно-образовательном пространстве общеобразовательной школы тесно взаимосвязаны и обусловлены ключевыми задачами образования, воспитания и развития личности, предъявляемыми обществом к подрастающему поколению. В целом, уже на этапе школьного обучения закладываются основы метапредметных навыков и ключевых компетенций XXI в. (так называемые soft skills), способствующих развитию человеческого капитала как фактора социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности страны. При этом высокий уровень эмоционального интеллекта, сформированный в пределах возрастных возможностей с максимальным учетом индивидуально-личностных особенностей, является одним из необходимых факторов, создающих оптимальные условия для социально-эмоционального развития и становления самосознания детей и подростков.

3. Методы психологической диагностики эмоционального интеллекта обучающихся в системе общего образования

Методы диагностики эмоционального интеллекта различаются в зависимости от целеполагания разработчика и принятой за основу модели эмоционального интеллекта. В настоящее время самый известный и наиболее распространенный метод диагностики уровня эмоционального интеллекта (EQ) — это методика MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence). Тест помогает измерить эмоциональные

Для оценки уровня эмоционального интеллекта детей и подростков в настоящий момент имеется довольно ограниченное количество специальных тестовых психодиагностических методик. В последние годы зарубежные педагоги и психологи применяют тест испанских исследователей TIEFBA для детей и подростков (разработан в 2017 г. и пока не адаптирован для русскоязычной аудитории). Отечественные психологи для диагностики эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста активно используют различные проективные методики, например, методики, предложенные М.А. Нгуеном («Дорисовывание: мир вещей, мир людей, мир эмоций», «Три желания», «Что — почему — как» и др.). Оценка уровня развития эмоционального интеллекта может осуществляться на основе различных критериев: когнитивного, рефлексивного, поведенческого, позна-вательно-деятельностного, волевого, эмоционального, мотивационно-го и др.

Смотрите также:   Научимся эмоциональному интеллекту у взрослых

преемственности формирования эмоционального интеллекта ребенка в различные периоды дошкольного и школьного детства применительно к условиям системы непрерывного образования. В практическом плане от педагога требуется умение создавать эмоционально-положительную среду образовательного процесса; эмоциональная устойчивость и умение распознавать эмоциогенные ситуации; умение создавать эмоциональную обратную связь с воспитанниками; умение выявлять эмоциональное неблагополучие ребенка и другие профессионально-значимые и индивидуально-личностные качества.

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 07300058-22-04 от 08.04.2022 на 2022 год по теме «Теоретико-методологические подходы и научно-методическое обеспечение формирования

эмоционального интеллекта обучающихся на уровнях начального общего и основного общего образования»

1. Аверин В.А. О взаимосвязи невербального и эмоционального интеллекта детей в возрасте от 8 до 11 лет // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2011. № 42 (259). С. 60-65.

2. Алешина А.В., Шабанов С.Т. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. Санкт-Петербург: Речь, 2012. 336 с.

3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие : монография. Новополоцк: Изд-во Полоцкого государственного университета. 2020. 356 с.

4. Багнетова Е.А. Эмоциональное состояние учащихся как фактор здоровья и успешного обучения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. №5 (50). С. 86-89.

5. Белопольская А.А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект) // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 381-383. URL: https://moluch. ru/archive/363/81131/ (Дата обращения 29.06.2022)

6. Битюцких Е.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов // Молодой ученый. 2019. № 27 (265). С. 142-144.

7. Братчикова Ю.В., Волошина Н.С. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в совместной игровой деятельности с родителями // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 30-37.

8. Власовец Ю.М. Методы развития эмоционального интеллекта в начальной школе // Молодой ученый. 2022. № 6 (401). С. 45-47. URL: https:// moluch.ru/archive/401/88753/ (Дата обращения 29.06.2022)

10. Волгуснова Е.А. Исследование процесса формирования эмоционального интеллекта учащихся школы // Казанский педагогический журнал. 2021. №3 (146). С. 192-199.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Игры для развития эмоционального интеллекта. М.: АСТ, 2015. 152 с.

12. Гукаленко О.В., Ильевич Т.П., Китикарь О.В. Развитие профессиональной аксиосферы будущих педагогов в системе непрерывного профессионального образования // Ценности и смыслы. 2021. №6(76). С. 86-97.

13. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. канд. псих. наук. М., 2011. 23 с.

14. Егиазарян Д.В., Волкодав Т.В. Развитие эмоционального интеллекта у детей школьного возраста в Италии // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2020. №1 (41). С. 205-209.

15. Комарова А.С. Проблема формирования социальной успешности у учащихся начальной школы // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 586590. URL: https://moluch.ru/archive/149/42242/ (Дата обращения 29.06.2022)

16. Комарова Э.П. Интеллектуально-эмоциональное становление поликультурной личности: проблемы интеграции // Вестник ВГУ. 2017. №4. С. 133-137.

17. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 106-114. doi:10.17759/jmfp.2019080411

19. МаксимоваЛ.А., Шайхуллина С.А. Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 4. С. 311-320. doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-311-320

21. Метелёва Е.Г. Формирование эмоционального интеллекта младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия: сб. статей LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск: СИБАК, 2017. № 9 (57). С. 25-28.

23. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М.: Национальный книжный центр. 2015. 128 с.

25. Шингаев С.М. Развитие эмоционального интеллекта школьников как важной составляющей успешной личности // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 2. С. 615-623. DOI 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-76

26. Bradberry T., Greaves J. Emotional Intelligence 2.0. Summery. Readtrepreneur Publishing. 2019. 106 p.

Сведения об авторе

Promoting of emotional intelligence as a factor of schoolchildren’s

academic and social success: a teoretical overview gukalenko o.v.

The article deals with the problems and patterns of development of the emotional intelligence of schoolchildren as a predictor of educational and social success of students at different levels of general education. The purpose of the study is to conceptually substantiate the relationship between emotional intelligence and the success of a person during school childhood and, based on a review of psychological and pedagogical sources, to identify effective methods for the formation of emotional intelligence in the educational space of a general education school. The concept of emotional intelligence, the structure and criteria for its formation are specified. The interdependence of emotional and social intelligence is traced in the context of the formation of educational success and social success of schoolchildren. The novelty of the study lies in the fact that the age, psychological and pedagogical conditions for the formation of the emotional intelligence of children and adolescents are described by means of educational and upbringing activities. A review of domestic and foreign scientific and pedagogical literature on the problems of emotional intelligence is presented. The methods of formation of emotional intelligence in children of school age are classified. Methods for diagnosing emotional intelligence in a general education school are described. The prospects for the formation of emotional intelligence in the system of school education as a factor in the development of human capital are assessed.

Keywords: emotional intelligence; social intelligence; personality success; academic success; social success; secondary school; methods of promoting emotional intelligence.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the Author

Gukalenko O.V. — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding

member Russian Academy of Education (RAO), Chief Researcher of ISRO

Оцените статью
SIOBR