- Технический институт (филиал) СВФУ
- Психологическая поддержка в рабочей среде — это действия руководителей, направленные на улучшение психического здоровья сотрудников.
- Почему важна психологическая поддержка?
- Что происходит, когда работнику не хватает психологической поддержки?
- Компоненты программы
- Эти профилактические мероприятия могут включать в себя
- Правовая основа профессиональной ориентации и психологической поддержки.
- Управление психологической поддержкой и профессиональной ориентацией населения в государственных организациях
Технический институт (филиал) СВФУ
Психологическая поддержка – это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь окружающим (и себе), оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, которые возникают в связи с этим кризисом или катастрофой.
Психологическая поддержка может быть направлена:
• на другого – помощь человеку, попавшему в беду; • на результат – урегулирование ситуации, предотвращение возникновения сходных реакций у других людей; • на себя – снятие собственной тревоги, связанной с тем как поступить, как вести себя в ситуации, когда другой нуждается в психологической поддержке.
Договор о сотрудничестве
Психологическая поддержка в рабочей среде — это действия руководителей, направленные на улучшение психического здоровья сотрудников.
Не менее важно в этом плане восприятие сотрудников и осознание этой поддержки., когда они считают, что организация ценит их вклад в развитие компании, стремится к обеспечению их психологического благополучия и обеспечивает помощь тогда, когда благополучие находится под угрозой.
Почему важна психологическая поддержка?
Чем больше сотрудники чувствуют, что они имеют психологическую поддержку, тем больше вырастает их привязанность к работе, повышается удовлетворение от работы и желание остаться в организации, улучшается организационное поведение и производительность труда. Для некоторых организаций самый важный аспект психологической поддержки может являться факт защиты от стрессоров на работе. При адекватной психологической поддержке человек испытывает психологический комфорт на рабочем месте.
Что происходит, когда работнику не хватает психологической поддержки?
Отсутствие поддержки со стороны организации может привести к увеличению прогулов, а также увеличению напряжения, конфликтов и текучести кадров. Такие риски могут привести к большим проблемам, например, усталости, головным болям, выгоранию, беспокойству. Отсутствие психологической поддержки также может привести к потере производительности, увеличению затрат на сотрудника и большему риску несчастных случаев, происшествий и травм.
Преимущества внедрения таких программ для работодателей обширные. Это высокая производительность на рабочем месте, снижение затрат на здоровье сотрудников по инвалидности и прочим льготам, высокие организационные ценности.
Программа психологической поддержки сотрудников организовывается работодателем. Цель таких программ — предложение бесплатного сервиса для сотрудников, для того, чтобы помочь им справиться с личными или связанными с работой проблемами, которые могут влиять на их производительность труда, здоровье и благополучие.
Внедрение программы, финансируемой работодателем, которые предлагают бесплатные консультации специалистов, позволяют повысить производительность труда, моральный дух работников, удовлетворенность работой, вовлеченность в работу и общее психологическое благополучие; уменьшить количество прогулов, текучесть кадров, нетрудоспособность. Эти программы обычно реализуются на базе консультаций с психологом или консультантом, но также могут использоваться и техническое оснащение в виде телефона, телеконференций, Скайпа.
Программа психологической поддержки обеспечивает консультирование непосредственно по проблемам, которые влияют на производительность труда. Эти программы изначально были предназначены для выявления и устранения проблем, связанных с работником и алкоголизмом (наркоманией). Сегодня, алкоголизм и наркомания продолжают находиться в центре внимания многих программ.
Тем не менее, дополнительно консультации проводятся по проблемам:
Компоненты программы
Как правило, психологические программы включают в себя компонент краткосрочного консультирования (3-6 сеансов) зарегистрированным психологом-консультантом для сотрудников. Сотрудники обычно присутствуют на сессиях в одиночку, тем не менее, многие программы предлагают консультации для сотрудника и членов его семьи.
В начале консультирования психолог проводят тщательную оценку психологического здоровья сотрудника. Затем происходит планирование и разработка плана психологического сопровождения. Если требуется, сотрудники направляются на альтернативные или постоянные программы психологического консультирования. Это может происходить после того, к примеру, как работник исчерпал все доступное количество сессий в рамках консультирования от предприятия, а дальнейшее консультирование необходимо, если проблема сложная, хроническая и не решалась в течение 3-4 сеансов.
Программа психологического консультирования является бесплатной для работников. Однако, если работнику требуется дальнейшее психологическое сопровождения за пределами краткосрочного консультирования, финансируемого организацией, то сотрудник сам оплачивает дальнейшие консультации.
Эти профилактические мероприятия могут включать в себя
Последовательное участие в профилактических мероприятиях демонстрирует более высокую эффективность для здоровья и благополучия сотрудника.
2.1.
Психологическая поддержка — система
социально-психологических способов
и методов, способствующих
социально-профессиональному самоопределению
личности в ходе формирования
ее способностей, ценностных ориентации
и самосознания, повышению
ее конкурентоспособности на рынке
труда и адаптированности к условиям
реализации собственной профессиональной
карьеры. Психологическая поддержка
осуществляется путем оптимизации
психологического состояния человека
как следствие полного разрешения или
снижения актуальности психологических
проблем, препятствующих трудовой,
профессиональной, социальной самореализации
на каждом из этапов жизни отдельного
человека, малых групп, коллективов,
формальных и неформальных объединений
людей.
2.2.
Основными направлениями психологической
поддержки являются:
психологическая
профилактика —
содействие полноценному психическому
развитию личности, малых групп
и коллективов, предупреждение
возможных личностных и межличностных
проблем неблагополучия
и социально-психологических конфликтов,
включая выработку рекомендаций
по улучшению социально-психологических
условий самореализации личности, малых
групп и коллективов с учетом
формирующихся социально-экономических
отношений;
психологическое
консультирование —
оказание помощи личности в ее
самопознании, адекватной самооценке
и адаптации в реальных жизненных
условиях, формирование ценностно-мотивационной
сферы, преодолении кризисных ситуаций
и достижении эмоциональной устойчивости,
способствующих непрерывному личностному
росту и саморазвитию, включая
консультации руководителей по вопросам
работы с персоналом и семейные
консультации;
психологическая
коррекция —
активное психолого-педагогическое
воздействие, направленное на устранение
отклонений в психическом и личностном
развитии, гармонизацию личности
и межличностных отношений.
2.3.
Психологическая поддержка осуществляется
в целях:
психологического
обеспечения свободного и гармоничного
развития личности в современном
обществе на всех этапах ее становления
и самореализации;
предупреждения
развития негативных тенденций в психологии
людей, преодоления трудностей личностного
роста, коррекции отклоняющегося
поведения, устранения конфликтных
ситуаций во взаимоотношениях.
2.4.
Основные методы психологической
поддержки:
другие
индивидуальные и групповые методы
психологической работы.
Правовая основа профессиональной ориентации и психологической поддержки.
Профессиональная
ориентация и психологическая поддержка
населения в России регулируются
соответствующими международными
правовыми актами: Законом Российской
Федерации «Об образовании», Законом
Российской Федерации «О занятости
населения в Российской Федерации»,
Основами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан,
Основными направлениями развития
государственной системы профессиональной
ориентации и психологической поддержки
населения в Российской Федерации,
утвержденными постановлением Министерства
труда Российской Федерации от 29
августа 1995 г. № 47, другими
нормативно-правовыми актами, а также
настоящим Положением.
адаптации
личности, имеющей травматический опыт
В
период жизненных кризисов каждой
личности реакцией является глубинная
психологическая защита, проявляющаяся
«включением» отчуждения и нарушением
адаптации человека к жизни. Развивается
критическая ситуация, когда человек
сталкивается с препятствием в реализации
жизненно важных целей и не может
справиться с ситуацией при помощи
привычных средств.
Обретение
индивидом ответственности за себя и
свой образ жизни, позиции «Я – хозяин
своей жизни и ее творец» в таких случаях
возможно только при условии специальной
работы. Основной формой оказания такой
помощи психологией признается
социально-психологическая
поддержка личности.
Идея
психологической поддержки берет свои
истоки в гуманистической психологии,
признающей своим главным предметом
личность в качестве уникальной целостной
системы, которая представляет собой
«открытую возможность» самоактуализации,
присущую только человеку (Асмолов А.Г.,
1996).
Гуманистическая
психология изначально включала в себя
рефлексию практической трансляции в
жизнь людей моделей гуманистического
бытия, ориентированных на полное
раскрытие субъективных возможностей
Адлер А., 1997; Маслову А. , 1997; Роджер-с К.,
Ромм Э., 1994 и др.).
В контексте рассмотрения поддержки как
специфического вида деятельности,
направленной на содействие развитию и
саморазвитию личности, исследователями
сложилось несколько основных направлений
в выявлении ее сущности, содержания и
технологического рисунка.
Для специфики работы в вузе считаем
необходимым выделить среди основных
направлений: педагогическое (Асмолов
А.Г., 1996; Газман О.С., 1996; Котова И.Б., Шиянов
Е.Н. , 1991, 1997; Маклафлин К.,1996; Недбаева
С.В.,2000, и др.); психологическое (Адлер
А.,1977; Братусь Б.С.,1988; Волкова А.И.,1998;
Загрядская Н.Н., 19994 Лилиенталь И.Е.,2000;
Петровская Л.А., 1977 и др.); социальное
(Аргайл М.,1990, 1975; Леннер-Аксельсон Б.,
Тюлефорс И., 1988; BaumanU.,1976;CobbS.,1976;CutronaC.E.,SuhrJ.A.,
1991;FiedmannM.L.,AndrewsM., 1990;Jacobson S. W., Frye K. F.,1991;McLaughlinK. , 1996;Morinada Y.S.SakataK.,KoshiR., 1992;VeielH.,BaumanU., 1992); психотерапевтическое
(Ливехуд Б.,1994; Франкл В., 1990 и др.).
С целью прояснения глубинного смысла
содержательного значения термина
«поддержка» обратимся к его первоначальной
трактовке. Так, слово «поддержка»,
согласно словарю В. Даля, соответствует
значению слов «поддержать», «поддерживать»
— служить подпорой для крепости (опорной
точкой, надеждой, убежищем); подставкой
— всем, что поддерживает тяжесть, укрепой
— всем, что придает крепость, прочность,
силу (Даль В., 1982).
В
словаре С.И. Ожегова слова «поддержать»,
«поддерживать» имеют много значений,
но выражают в глубинном понимании
содействие другому, оказание кому-нибудь
помощи, выступление в защиту кого-нибудь,
выражение согласия, одобрения (Ожегов
С.И.,1988).
Таким
образом, мы видим, что «поддержку»
следует понимать в первую очередь как
оказание помощи другому.
Современные
психологи пытаются трактовать
семантический и этимологический смысл
термина с прикладных позиций.
Так в рамках педагогической психологии
поддержка рассматривается рядом
исследователей как содействие развитию
личности, ее становлению и самореализации
(Асмолов А.Г., 1996; Газман О.С., 1996; Котова
И.Б., Шиянов Е.Н. , 1996, 1997).
Теоретические подходы к
методологическим основам и практическим
возможностям психологической поддержки
личности породили целую систему взглядов,
изложенных в работах отечественных
психологов двух последних десятилетий
(Абульханова-Славская К.А.,1993; Абрамова
Г.С., 1977; Асмолов А.Г. , 1996; Власова О.Г.,
1998; Волкова А.И., 1998; Гришина Н.В., 1997;
Дубровина И.В., 1994; Загрядская Н.Н., 1999;
Лилиенталь И.Е, 2000).
А.Г. Асмолов рассматривает
поддержку с позиций понятия «со=действие»,
отмечая при этом, что в социальном
пространстве процесс развития идет в
направлении от совместных актов
(со=действий) через поддержку к
саморазвитию, самоконтролю и самоорганизации
поведения. Им впервые была высказаны
мысли о психологической базе идеи
поддержки; об источниках развития
личности при современном образе жизни;
присутствии в социогенезе условий и
механизмов развития личности; наличии
«зон неопределенности», в которых
человек проявляет себя как индивидуальность,
а не только как носитель социотипического
поведения; наличие диапазона возможностей
выборов. А.Г. Асмолов, впервые рассматривал
поддержку с позиций понятия «со=действия»,
отмечая при этом, что в социальном
пространстве процесс развития идет в
направлении от совместных актов
(со=действий) через поддержку к
саморазвитию, самоконтролю и самоорганизации
поведения (Асмолов А.Г., 1996). Эту идею
подхватили И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов,
дающие характеристику процессу
психологической поддержки как
результирующего «себя актами саморазвития,
когда человек, собирая все внешние
влияния, начинает сам формировать
качественно новые смыслы и цели, начинает
действовать не по внешним стимулам, а
по внутреннему побуждению». Они раскрыли
глубинный смысл педагогической и
психологической поддержки, которая
заключается, по их мнению, в сложных
процессах и преобразованиях, затрагивающих
ядро человека – его личность (Котова
И.Б., Шиянов Е.Н. , 1996, 1997).
Принципы
психологической поддержки личности
уже несколько лет являются предметом
осмысления современными психологами
и педагогами. В качестве ведущего
принципа В.А. Иваников, А.А. Тюков называют
комплексность, опосредованность и
индивидуализацию помощи. Необходимость
применения системного и деятельностного
подхода, предполагающего выбор средств
и путей, постановку целей и проявление
активности, отмечают Г.В. Бурмеская,
О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс (2007).
Многообразие форм и методов, экологичность,
ориентацию на развитие, преемственность
(связь с духовной культурой) и
самоактивизацию оказывающего
психологическую поддержку выделяет
Н.С. Пряжников; добровольность,
ответственность и конфиденциальность
отмечает Т.П. Гаврилова (1996). Основными
условиями психологической поддержки
провозглашается помощь в понимании,
право на выбор, творчество и на ошибки
с принятием добровольной ответственности.
В
этом смысле нельзя не согласиться с
мнением Л.А. Петровской, считающей
невозможной психологическую помощь и
поддержку без развитие компетентного
общения, основанного на готовности и
умении строить контакт на различной
психологической дистанции, умело
варьировать диапазон отношений от
психологически отстраненных к
интимно-личностным Петровская Л.А.,
1997). Важен взгляд Н.В. Гришиной на
психологическую поддержку как компонент
методов взаимодействия, определяемых
как диалоговые и партнерские. Практический
интерес вызывают предложенные ею виды
психологического влияния:
убеждение, самопродвижение, внушение,
заражение, пробуждение импульса к
подражанию, формирование благосклонности,
просьба, принуждение, деструктивная
критика, манипуляция (Гришина Н.В., 1977).
В рамках изучаемой проблемы представляет
интерес взгляд И.Е.Лилиенталь, выделяющей
в качестве ведущих условий эффективности
психологической поддержки в условиях
вуза системность и целенаправленность;
полисубъектность и личностная
ориентированность; направленность
психологической поддержки на персонализацию
всех субъектов процесса поддержки.
Главной целью психологической поддержки,
по ее мнению, является «формирование
ситуации развития личности как субъекта
собственной жизни, способного противостоять
возникающим трудностям и самостоятельно
решать жизненные проблемы. Психологическая
поддержка студентов с этих позиций
выступает как процесс, результирующий
себя актами самодетерминации, самополагания
и саморазвития личности» (Лилиенталь
И.Е., 2000).
Нам близки подходы некоторых авторов
к обуславливанию успешности поддержки
с позиций учета социального контекста,
культурной специфики, маргинальности,
степени изученности личности со стороны
оказывающих помощь (Загрядская Н.Н.,1999;
Гаврилова Т.П.1996).
В рамках, когда речь идет о психологической
поддержке в кризисных, травмирующих
ситуациях, а также в наиболее ответственных
для дальнейшей жизни периодах развития
человека, термин «поддержка» наполняется
новым смыслом и содержанием. Именно в
этом направлении интенсивно идет
разработка новых психолого-педагогических
практик и технологий, способствующих
развитию личности, повышению резистентности
человека к дестабилизирующим внешним
и внутренним факторам (Абрамова Г.С.,
1977; Беличева С.А. , 1994; Власова О.Г., 1998;
Дубровина И.В., 1994; Загрядская Н.Н. , 1999;
Лилиенталь И.Е., 2000; Недбаева С.В. , 2000).
Психотерапевтическая
поддержка – второе выделенное нами
направление в понимании поддержки –
выступает как технология, представляющая
собой рациональную последовательность
использования методов диагностики,
психокоррекции и психотерапии.
Осуществление психотерапевтической
поддержки, по мнению А.Д. Томилиной,
возможно в рамках индивидуальной
консультации, использования специальных
психологических приемов, вплоть до
интенсивной психотерапии (Томилина
А.Д. 1997).
Коттон
считал, что для вмешательства прежде
всего подходят: 1) индивиды, имеющие в
анамнезе давний травматический опыт и
желающие улучшить свое состояние
здоровья с профилактической целью; 2)
индивиды, находящиеся постоянно в
состоянии перегрузок и страдающие от
хронической подавленности и депрессивности;
3) индивиды с развитыми вегетативными
соматическими нарушениями, связанными
с переживанием и переработкой стресса.
К физиологическим вмешательствам Коттон
относит биологически обратную связь
(см. Карвасарский Б.Д., 1998).
При
воздействии на угнетающие эмоции важную
роль играет способность к релаксации.
Поэтому для снятия возбуждения, вызванного
страхом, гневом лучше всего, подходят
метод регрессирующей мышечной релаксации
Джекобсона, аутогенная тренировка,
методы медитации. Тренинги самоутверждения
и методы достижения социальной готовности
могут быть показаны при самостоятельном
подавлении гнева.
Для
изменения дисфункциональных когниций
применяют тренинги социальной
компетентности, самоутверждения,
коммуникативности (
Кочюнас Р.,
1999).
Формирование
способности к уклонению от неподдающихся
воздействию стрессоров возможно с
помощью методов когнитивного
переструктурирования или
рационально-эмоциональной психотерапии
Эллиса (Ellis
A.,
1990).
Вильямсон,
рассматривая технику социально-психологического
сопровождения адаптации личностей,
имеющих травматический опыт, предлагает
когнитивные техники терапии, в частности,
позитивное мышление, тренинг позитивного
взаимодействия, изменение стиля жизни.
Важным
методическим элементом профилактических
и терапевтических вмешательств,
обусловленных психологической травмой,
является самонаблюдение (self-monitoring),
проводимое под контролем психолога.
Так, Перрез, Райхерс считают, что
саморегулирование поведение может
осуществляться через процессы, которые
«вводятся самой личностью и поддерживаются
ею», т.е.через когнитивные способы
поведения – планирование, мышление,
самокоммуникацию (Perrez
M, Reicherts M., 1989)
Самоинструкция
или самовербализация, по мнению Р.Новако
помогают научить сопровождаемых
проблемному и эмоционально-ориентированному
разрешению задач. Внутренние монологи,
инструкции, создают у индивидов ощущения
личного контроля, что особенно важно в
ситуациях фрустрации, фиксированности
на травме (см. Карвасарский Б.Д., 1998).
А.Бек
предлагает методы модификации
несоразмерных самоинструкций, основанные
на ментальных тренингах с помощью
когнитивного переконструирования (
Beck
A.T.,1979).
Мейхенбаум
интегрировал использование самоинструкций
в концепцию иммунитета к стрессу и
методику прививки против стресса
(Meichenbaum
D.,
1985).
К психотерапевтическому направлению
в последний период стал тяготеть и Б.С.
Братусь, традиционно трактовавший
«поддержку» как психологическое
направление. Говоря о субъект-субъектном
подходе, учете общих смысловых
устремлениях, соотношениях мотивов и
способов деятельности личности с
«нравственными плоскостями общечеловеческого
бытия» при оказании помощи, он предлагает
не только оценку личности, ее воспитание,
но и индивидуальную психокоррекцию и
психотерапию (Братусь Б.С., 1990).
Определенный интерес для нас представляет
использование Т.П. Гавриловой принципов
«энергетизирующего сочувствия» в рамках
личностного психологического
консультирования; «развивающего»
совета, предполагающего некоторый
диапазон возможных действий и побуждающий
личность самостоятельно искать
оптимальный ход; «развивающей» информации
— знаний, позволяющих субъекту действовать
наиболее адекватно.
Материалы проведенного нами исследования
показывают, что любые известные формы
и методы психотерапевтической поддержки
адаптации личности, имеющей травматический
опыт, не могут быть признаны эффективными
без использования методов, заимствованных
из социологии и педагогики.
Обобщение точек
зрения представителей различных
направлений на сущность поддержки,
приводит к выделению общего для всех
их признака — межличностного
субъект-субъектного взаимодействия.
Субъектами
процесса психологической поддержки
выступают две стороны: 1) личность,
нуждающаяся в поддержке собственного
развития; 2) личность, осуществляющая
поддержку.
Тем не менее, А.В. Брушлинский отмечает,
что даже в современных трактовках зоны
ближайшего развития по-прежнему
недостаточно учтена важнейшая роль
условий, изначально опосредствующих
все внешние воздействия. Понятие такой
зоны означает, что все субъекты делятся
на получающих и не получающих
психологическую поддержку. Однако такой
дифференциации явно недостаточно.
Необходимо деление на тех, кто хочет,
может и наоборот, не хочет и не может
использовать в процессе саморазвития
помощь извне (подсказку, советы и т.д.),
поскольку такая помощь воздействует
не непосредственно, не прямо, а только
через внутренние условия, через самого
поддерживаемого субъекта (Брушлинский
А.В, 1994).
Выражая согласие с автором, подчеркиваем
значимость выделения в особую группу
субъектов, имеющих травматический опыт,
и находящихся по какой-либо причине в
зоне недосягаемого воздействия.
Необходимость совершенствования форм
и методов социально-психологической
помощи личности в новых социокультурных,
политических и экономических условиях,
привела, по нашему мнению, к
взаимопроникновению и взаимовлиянию
форм и методов субъект-субъектной
деятельности, осуществляемой на основе
разных технологий.
В
этих условиях как системная интегративная
технология социально-психологической
помощи семье и личности сформировалось
социально-психологическое сопровождение
(Бардиер Г.,1996; Битянова М.Р., Волосников
А.В., 1999; Рогов Е.И., 1996).
Нам
представляется значимым, что изначальный
глубинный смысл глагола «сопровождать»,
согласно словарю В.Даля, трактуется как
действие, то есть «провожать, сопутствовать,
идти вместе для проводов, провожатым,
следовать».
Сопровождать – значить проходить с
кем-либо часть его пути в качестве
спутника или провожатого.
Этимологически термин «сопровождение»
близок к таким понятиям, как содействие,
совместное передвижение, помощь одного
человека другому в преодолении трудностей,
что позволяет использовать его для
обозначения разнообразных явлений и
состояний, в том числе естественно
развивающихся реакций, процессов и
состояний личности (Даль В., 1982).
В
рамках бытийных отношений сопровождение
– это процесс особого рода между
сопровождающим и теми, кто нуждается в
помощи.
Это поиск скрытых ресурсов развития
человека или семьи, опору на его (ее)
собственные возможности и создание на
этой основе психологических условий
для восстановления связей с миром людей.
С позиций методологического анализа
также возможно утверждение, что
сопровождение – это особая форма
осуществления пролонгированной
социальной и психологической помощи,
направленная на создание условий для
восстановления потенциала развития и
саморазвития личности; психически
здоровых людей, у которых на определенном
этапе развития возникают личностные
трудности (Петровский А.В., 1990).
По
мнению Мухиной В. С. и Горяниной В.А
сопровождение «предусматривает поддержку
естественно развивающихся реакций,
процессов и состояний личности» (Мухина
В. С., Горянина В.А., 1997). Сопровождение
предполагает не «исправление недостатков
и переделку», а создание условий для
восстановления потенциала развития и
саморазвития личности; процесс особого
рода бытийных отношений между
сопровождающим и теми, кто нуждается в
помощи, поиск скрытых ресурсов развития
человека, опору на его (ее) собственные
возможности и создание на этой основе
психологических условий для социальной
и психологической адаптации (Тарабрина
Н.В., 2000; Топчий М.В., 2004; Трубицина Л.В.,
2005).
Конкретизируя
суть социально-психологического
сопровождения, Б.С
Братусь провозглашает главным моментом
в психологическом сопровождении создание
особой формы взаимоотношений в системе
«психолог — травмированная личность»,
создающей условия для переживания,
объективации, рефлексии и реконструкции
образа мира клиента и его отдельных
фрагментов в период консультаций и
групповых занятий (Братусь Б.С., 1988,
1990).
Реабилитация
личности в психолого-социальном аспекте,
как процесс восстановления психических
проявлений и способностей после
какого-либо нарушения; возвращение,
включение в общество возможны при
условиях гуманного отношения к личности,
веры в ее силы, погруженности в реальную
повседневную жизнь человека.
Именно
это обуславливает подведение под
методологическую базу социально-психологического
сопровождения развития личности
студентов, имеющих в анамнезе травматический
опыт, ведущих идей гуманистической
психологии: идеи личностно-развивающего
взаимодействия (Роджерс К.,1994; Петровский
В.А.1990, 1998; , Котова И.Б., Шиянов Е.Н., 1996,
1997); идеи о необходимости поддержки и
потребности в ней при удовлетворении
ведущих человеческих потребностей в
самореализации, самовоплощении, раскрытии
самости (Маслоу А.,1997; Меррей Г. и др. ).
Очевидно, что при разработке теоретических
основ обоих видов субъект-субъектных
отношений – поддержки и
социально-психологического сопровождения
— использовалась психологическая и
педагогическая методологическая база,
в основе которой провозглашались
одинаковые гуманистические цели и
задачи, что делает правомерным
использование обоих направлений. Мы
считаем, соглашаясь с О.С.Газманом, что
психолого-педагогическая поддержка,
«являясь принципиально новой культурой
воспитания», влияющей на жизненное
самоопределение, подготовку к осуществлению
выборов в кризисных ситуациях,
самораскрытие и устранении субъективных
препятствий развитию, укрепление
психологического здоровья, а также
оказание помощи в конкретной
психотравмирующей ситуации», может
иметь такую же эффективность как
сопровождение при определенных условиях
(Газман О.С., 1996).
Следует подчеркнуть, что элементы
педагогической поддержки, как деятельности
субъектов образовательного процесса,
в рамках социально-психологической
помощи, направлены также на оказание
превентивной и оперативной помощи.
Наполнение
социально-психологического сопровождения
технологиями и методами психологической,
педагогической, социальной,
психотерапевтической поддержек, привело
к созданию новой, «синтезтехнологии»,
позволяющей оказывать при необходимости
эффективную помощь.
Специфичность
заключается в требования принципа
одновременного или попеременного
использования технологических
составляющих разных направлений при
работе с личностью, имеющей травматический
опыт.
Характеризуя
такую личность, исследователи предполагают
наличие у нее устойчивых переживаний
событий, оказывающих на психику длительные
поствоздействия разной интенсивности,
психологический стресс. Психическая
травма рассматривается как нарушение
целостности и функций психики человека,
вызванное внешним воздействием на нее
различных факторов Трубицина Л.В.,
2005)..
С
этой позиции разрабатываются различные
подходы с целью выделения условий,
определяющих успешность социально —
психологического сопровождения личности.
Так,
результативность действий, по мнению
ряда исследователей, зависит, прежде
всего, от строгой структурированности
сопровождения. При этом его элементы
признаются следующие инвариантные
этапы:
– диагностика
(отслеживание), служащая основой для
постановки целей;
– отбор и применение
методических средств;
– анализ
промежуточных и конечных результатов,
дающий возможность корректировать ход
работы.
Анализируя технологические аспекты
сопровождения, М. Канн подчеркивает
значение диагностического этапа,
позволяющего выбрать стратегии
социально-психологического сопровождения
в зависимости от их результатов,
определить степень травматизации
личности и уровень ее социально-психологического
благополучия.
По мнению Б.Коттона, реализация
социально-психологического сопровождения
возможна при условии определения уровня
травмированности личности. В связи этим
им впервые определен круг личностей,
подходящих, прежде всего для вмешательства:
1) индивиды, имеющие в анамнезе давний
травматический опыт и желающие улучшить
свое состояние здоровья с профилактической
целью; 2) индивиды, находящиеся постоянно
в состоянии перегрузок и страдающие от
хронической подавленности и депрессивности;
3) индивиды с развитыми вегетативными
соматическими нарушениями, связанными
с переживанием и переработкой стресса.
Группа отечественных
ученых в качестве основных характеристик
процесса сопровождения выделяет
процессуальность, пролонгированность,
недирективность.
С
точки зрения А.И.Зеличенко формирование
методологической базы и планирование
конкретных мероприятий по
социально-психологическому сопровождению
адаптации личности, имеющей травматический
опыт, невозможно без высокого потенциала
духовного роста самого психолога-практика.
Стремительные перемены, происходящие
в обществе, требуют постоянной
«процессуальной работы» по приобретению
метанавыков: сочувствия (как развития
заботы и внимания); отстраненности
(предполагает наличие юмора и способности
выхода из ситуации, изменения угла
зрения); свободы, творчество и спокойствия
(Зеличенко А.И., 1996). Тем не менее,
традиционными остаются требования к
психологу, как субъекту психологической
поддержки, формирующему определенные
рефлексивные установки и чувства:
Руководством к действию в рамках
социально-психологического сопровождения
можно считать работы К.Роджерса,
раскрывающие суть отношений индивидов,
имеющих травматический опыт, и
«помогающих».
Определяющим условием эффективности
взаимодействия, по его мнению, является
эмпатия – постижение эмоционального
состояния, проникновение, вчувствование
в переживания другого человека,
способность понимания актуальных чувств
и вербальное умение передать это
понимание другому. Основной механизм
эмпатии – сопереживание, которое
помогает проникновению во внутренний
мир другого, принятию его как индивида,
имеющего ценность. Актуальным остается
мнение К. Роджерса о том, что принятие
другого человека, глубинное эмпатическое
понимание, дающее возможность видеть
личный опыт человека с его точки зрения,
невозможно без искренности в выражении
собственных чувств, симпатии, тонкой
эмпатии чувств и высказываний. Человек,
создавший такие «помогающие» отношения,
становится «спутником» другого,
сопровождающем его в свободном поиске
самого себя. Реализация «помогающих
отношений», как считает К.Роджерс, может
считаться позитивной при условиях, «в
которых, по крайней мере, одна из сторон
намеревается способствовать другой
стороне в личностном росте, в развитии,
лучшей жизнедеятельности, развитии
зрелости, в умении ладить с другими»
(Роджерс К., 1994).
Обязательным
условием конструктивного общения,
основой всех актов взаимодействия, их
итогом и механизмом осуществления
социально-психологической поддержки
личности выступает принятие человека
во всей полноте его бытия. Принятие
человека без оценки, советов или критики,
как это принято в гуманистической
психологии, исключает индифферентное
отношение к проявлениям его личности.
По
нашему мнению, эффективностью
социально-психологического сопровождения,
возможно управлять в рамках профессиональной
деятельности, предусмотренной
технологическими особенностями,
посредством отдельных слов, высказываний,
прикосновений, совместных действий,
физического соучастия, выражения лица,
жестов.
Анализ приведенных подходов позволяет
заключить, что они не противоречат друг
другу, а каждый из них может иметь место
при определенных условиях.
Наряду с условиями успешной реализации
программ социально-психологического
сопровождения ряд авторов останавливается
на ложных механизма и способах поддержки.
С позиций К.Роджерса непомогающими
качествами человека являются отсутствие
интереса, наличие дистанции, а также
слишком большая симпатия. Гиперопека,
создание зависимости, навязывание
нереальных стандартов, стимулирование
соперничества. приводят к переживаниям,
мешают нормальному взаимодействию,
развитию личности (Роджерс К., 1994).
Проведенный
теоретический анализ дает нам основания
рассматривать социально-психологическое
поддержку и сопровождение, как
разновидности многомерного процесса,
состоящего из нескольких взаимосвязанных
и взаимозависимых процессов:
Социально-психологическое
сопровождение невозможно без гуманного
отношения к личности, веры в ее силы,
погруженности в реальную повседневную
жизнь человека. Мы полностью согласны
с мнением А.В
Волосникова (1999), Н.Г Осуховой (1999),
К.Ф.Дмитриева,
М.И. Ерифа, А.М. Эткинда (1985), Н.Н. Загрядской
(1999) и многих других специалистов в
обсуждаемой нами области, что развитие
нового жизненного качества – адаптивности,
т.е. способности
самостоятельно достигать относительного
равновесия в отношениях с собой и
окружающими,
как
в благоприятных, так и в кризисных
жизненных ситуациях,
возможно только при условии соблюдения,
в
процессе адаптации к жизни
травмированной личности, таких его
характеристик как процессуальность,
пролонгированность, недирективность.
Психологическая поддержка – это совокупность социально-психологических методов и способов, направленных на помощь в социально-профессиональном самоопределении человека в процессе развития его склонностей, самосознания и ценностных ориентаций, а также в процессе повышения конкурентоспособности человека на трудовом рынке и его адаптации к условиям осуществления собственных профессиональных обязанностей.
Психологическая поддержка реализуется средствами мобилизации способностей человека и оптимизации его психологических состояний, следствием чего является полное разрешение, либо снижение воздействия актуальных психологических затруднений, которые препятствуют профессиональной, трудовой и социальной реализации на каждом из жизненных этапов как отдельной личности, так и различных коллективов, малых групп, неформальных и формальных объединений.
В качестве основных направлений психологической поддержки принято выделять следующее:
Основными методами психологической поддержки являются:
Целями психологической поддержки являются:
Управление психологической поддержкой и профессиональной ориентацией населения в государственных организациях
В России, психологическая поддержка и профессиональная ориентация населения курируется действием соответствующих международных правовых актов, среди которых: Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Положения об основных направлениях развития государственной системы психологической поддержки и профессиональной ориентации населения в Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами.
В Российской Федерации, государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения – это система государственных органов, учреждений и организаций, работа которых связана с развитием системы воспитания, образования, занятости, профессиональной ориентации, социально-психологической защиты и здравоохранения населения.
Для того, чтобы достигать профориентационных и психологических целей, субъектам государственной системы: учреждениям и органам, профессиональными направлениями которых являются вопросы развития системы профессиональной ориентации, занятости, воспитания, образования, социально-психологической защиты и здравоохранения граждан.
Работа государственных органов направлена на достижение целей государственной политики в данной сфере и имеет направленность организации психологического и профориентационного обслуживания граждан на основании потребностей, профессиональных интересов, а также возможностей и состояния здоровья граждан. В данной работе также учитываются требования трудового рынка, а также актуальные социально-экономические условия.
Для того, чтобы осуществлять грамотную координацию работы в сфере психологической поддержки и профессионального ориентирования граждан, а также содействие в развитии территориальных органов психологической и профориентационной сферы, в рамках решения соответствующиех органов исполнительной власти, на своих территориях, субъектами Российской Федерации могут создаваться комиссии по решению вопросов психологической поддержки и профессионального ориентирования граждан.
Работа в области профессионального ориентирования, а также оказания населению психологической поддержки, совместно с координацией и обеспечением научно-методической и организационно-практической деятельности всех локальных организаций психологической поддержки и профессиональной ориентации населения реализуется специализированным всероссийским научно-практическим центром.
В рамки деятельности локальных (территориальных) центров психологической поддержки и профессиональной ориентации населения входит:
По просьбе административного ресурса, а также всех организационно-правовых ресурсов, по распоряжению руководителей, психологическая поддержка и профессиональное консультирование может проводиться с учащимися, с занятым и незанятым населением, а также с лицами, которые подлежат скорому освобождению от выполнения профессиональных обязанностей.
В рамках специализированной деятельности может также проводиться содействие в подборе и отборе лиц, которые будут зачислены в обучающие организации, а также приняты на рабочие места, а также реализовываться иная деятельность по предварительной договоренности.
В рамки деятельности центров занятости населения, региональных центров профессиональной ориентации незанятого населения и безработных лиц входит работа по предоставлению следующих обязательных бесплатных профориентационных услуг:
Осуществление психологической поддержки и профессиональной ориентации органами службы занятости необходимы для содействия эффективных форм занятости населения, совместно с формированием социально-психологических, правовых, организационных и экономических условий и гарантий достижения гражданами профессионального самоопределения.
В рамках образовательных (общего начального, общего основного, общего среднего (полного) образования), а также специальных (коррекционных) учреждений (направленных на обучение детей, имеющих отклонения в развитии), а также учреждений здравоохранения (с учетом местных условий и интересов учащихся), при основе на государственные стандарты и нормативы реализуется:
Благодаря совмещению профессиональной ориентации молодежи с ее подготовкой к труду и профессии в условиях актуальной рыночной экономики, благодаря развитии у растущего поколения необходимого уровня трудовой мотивации, совместно с тенденциями к осознанности в построении планов и выборе характера будущей трудовой деятельности, а также форм и характера занятости, в основе чего будут находиться личные интересы, возможности здоровья, индивидуальные особенности и склонности каждой личности.
При приложении этого к актуальным требованиям на профессиональном рынке и рынке труда, работа всей совокупности образовательных учреждений, а также педагогических коллективов и психологических служб, соответствующих органов управления образованием, и определенного круга организаций здравоохранения, совместно с органами их управления будет иметь высокий уровень эффективности.
В рамках деятельности психологических служб, которые реализуют профессиональную деятельность на базе образовательных учреждений, нормативными документами устанавливается работа по:
В образовательных учреждениях профессионального образования проводится подбор (отбор) абитуриентов на обучение, основой чего является учет показателей профессиональных достижений и прогноза в успешности усвоения знаний о специальности, профессии, совместно с повышением мотивации к выбранным профилям и адаптации к выбранной специальности.
Дошкольные образовательные учреждения, в ситуации реализации воспитательных программ направлены на:
Учреждения здравоохранения, в рамках собственной направленности реализуют деятельность по:
На базе организаций происходит помощь работникам в свободной смене, либо свободном выборе профессии, переподготовке, либо повышении квалификации, поиске места работы, основой чего являются профессиональные интересы работников, а также актуальные нужды работодателей и предприятий.
Общественное объединение профориентационной и психологической направленности, а также организация, оказывающая психологическую поддержку населению, называется Всероссийским научно-практическим центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населению.
Для реализации работы в области профессионального отбора, профессионального консультирования, психологической коррекции и психодиагностики подходят только те специалисты, которые имеют необходимый уровень профессионального образования и документ о прохождении аттестации в необходимом порядке.
В перечень гарантированного минимума бесплатных профориентационных и психологических услуг входят:
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут, на основании местных возможностей и условий устанавливать дополнительный список психологических профориентационных услуг, которые предоставляются на льготных условиях, либо бесплатно.
Иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, которые проживают на территории Российской Федерации, предоставляется право пользования в полном объеме психологических профориентационных услуг.