Анкета-опросник для учеников
«Психологическая диагностика образовательной среды»
Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды . Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению.
1. Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?
2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «0» характеризует пребывание в школе, которое очень не нравится; «9» — которое очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свое пребывание?
3. Если бы Вы переехали в другой район города, стали бы Вы ездить на учебу в свою школу?
4. Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию:
а) интеллектуальных способностей?
б) жизненных умений?
5. Если бы Вам пришлось выбирать из всех школ района, Вы бы выбрали свою?
6. Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе?
7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.
8. Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным?
9. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?
10. Предположим, что по каким-то причинам Вы долго не могли посещать школу. Вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы?
Безопасность образовательной среды в школе
Уважаемые родители, просим Вас принять участие в исследовании безопасности образовательной среды в нашей школе и ответить на ряд вопросов, касаемых выявления, устранения и профилактики буллинга в общеобразовательных организациях.
Начало теста
Напишите свои данные
Варианты ответов
Класс, в котором учится ваш ребенок?
Знаете ли Вы, что буллинг – это длительная, умышленная физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к другому, не способному защитить себя в данной ситуации?
Согласны ли Вы, что, буллинг является поведением, которое нарушает права другого?
Знаете ли Вы, что насилие может быть эмоциональное и/или физическое?
Вы считаете буллинг нормой жизни, так как всегда есть кто-то слабый?
Рассказывает ли Вам ребенок о жизни в классе?
По вашему мнению, в классе, где учится ваш ребенок,существует буллинг?
Знаете ли Вы что-то о буллинге в других классах?
Существует ли систематический буллинг в отношении вашего ребенка: в школе, в классе, на улице, еще где-то?
Какое систематическое насилие проявляется (проявлялось) в отношении вашего ребенка: Выберите один или несколько вариантов ответа или предложите свой
Причинами буллинга на Ваш, взгляд, являются: Выберите один или несколько вариантов ответа или предложите свой
Если Ваш ребенок подвергался систематическому буллингу, то какие меры Вы предпринимали: Выберите один или несколько вариантов ответа или предложите свой
Был ли достигнут результат?
Никуда не обращались, так как:
Нуждается ли класс, где учится Ваш ребенок в: Выберите один или несколько вариантов ответа или предложите свой.
Знаете ли Вы, что с целью разрешения и профилактики конфликтов в вашей школе существует школьная служба примирения?
Обращались ли Вы для разрешения конфликтной ситуации в школьную службу примирения?
Важная ли для Вас тема затронута в данной анкете?
Профориентационная диагностика и консультирование (ОТВЕТЫ).pdfАктуальные проблемы личной финансовой безопасности(проект по экПриложение 4. Методика работы по автоматизации и дифференциацииГосударственная политика в области обеспечения информационной беГСМ и спец. жидкости применяемые при переводе ВВТ на сезонный реРеферат — Методика расчета параметров тушения пожаров ЛВЖ и ГЖ вУчебные задания по физике для формирования предметных, метапредмКлиническая диагностика.docПроведение бесед по технике безопасности для учеников 6 классаПрезентация. Федеральная служба безопасности РФ_ задачи, система
Методика «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ»1
(И.А. Баевой)Методика предназначена для исследования психологической безопасности образовательной среды школы.
Опросник состоит из трех частей:
Интегральный показатель отношения к образовательной средеОтношение к образовательной среде может проявляться в единстве трех компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного (рационального). Номера вопросов, направленные на выявление компонентов отношения, представлены в таблице 17.
Компоненты отношения к образовательной среде школы
в оценках субъектов образовательного процесса
Подсчет интегрального показателя отношения к образовательной среде производится следующим образом.
1. Этап – интерпретация ответов.
Шкалы с тремя вариантами ответов интерпретируются как:
«да» — позитивное отношение (+);
«не знаю» — нейтральное отношение (0);
«нет» — негативное отношение (-).
Шкалы с пятью вариантами ответов интерпретируются как:
«да», «пожалуй, да» — позитивное отношение (+);
«не могу сказать», «не влияет» — нейтральное отношение (0);
«нет», «пожалуй, нет», «обычно плохое», «чаще плохое» — негативное отношение (-).
Шкалы с девятью вариантами ответов интерпретируются как:
1-3 балла – позитивное отношение (+);
4-6 баллов – нейтральное отношение (0);
7-9 баллов – негативное отношение (-).
2 этап – подсчет показателей когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов отношения к образовательной среде.
Показатели когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов отношения к образовательной среде определяются следующими сочетаниями:
— позитивное отношение к образовательной среде школы. К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса компонента или два положительных ответа, а третий имеет любой другой знак: +++, ++0, ++–;
— нейтральное, противоречивое отношение к образовательной среде школы. Эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, ответ на третий вопрос имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки: 000, +00, -00, +-0;
— негативное отношение к образовательной среде школы. Сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий с любым другим знаком: —, —0, —+.
3 этап – подсчет интегрального показателя отношения к образовательной среде.
Интегральный показатель отношения к образовательной среде определяется тем же методом (см. 2 этап) на основе анализа сочетаний показателей когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов отношения к образовательной среде.
Далее вычисляется процент респондентов с положительным (+) интегральным показателем отношения к образовательной среде, на основе чего определяется уровень отношения к образовательной среде школы в данной группе респондентов (Таблица 18).Таблица 18
Уровни отношения к образовательной среде школы
Выбор значимых характеристик образовательной среды
и индекс удовлетворенности имиВо второй части опросника (задание 7) предлагаются одиннадцать характеристик образовательной среды. Каждый испытуемый должен выделить пять наиболее значимых, по его мнению, характеристик образовательной среды и оценить удовлетворенность ими по 5-балльной шкале.
Индекс удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды для каждого испытуемого представляет собой среднее арифметическое оценок характеристик образовательной среды, выбранных в задании 7.Таблица 19
Уровни удовлетворенности характеристиками
Индекс психологической безопасности образовательной среды школыТретий параметр – защищенность от психологического насилия. Третья часть опросника состоит из 1 вопросов для групп учащихся и родителей, 27 вопросов для группы учителей, с помощью которых субъекты образовательного процесса оценивают уровень защищенности.
Индекс психологической безопасности подсчитывается аналогично индексу удовлетворенности характеристиками образовательной среды. Уровень защищенности определяется по таблице 20.Таблица 20
Уровни защищенности в образовательной среде школы
«Психологическая диагностика безопасности образовательной среды»
для учителейУважаемый коллега!
Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится с целью совершенствования психологической поддержки образовательного процесса.
На каждый вопрос Вам нужно выбрать вариант ответа, который соответствует Вашему мнению.
для учениковУважаемый старшеклассник!
для родителейУважаемый родитель!Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится с целью совершенствования психологической поддержки образовательного процесса.
1 Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб, 2002.
МДОУ « Детский сад №142» Г.Ярославль «Кейс диагностических методик паспорта психологической безопасности ДОУ» педагог-психолог Воронова Н.Н.
Иерархическая модель человеческих потребностей Абрахама Маслоу
Безопастность по В.И. Далю Отсутствие опасности- беды, вреда, зла Надёжность-надежда-вера в помощь Сохранность- для нас целостность
Образовательная среда психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно -коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
Психологическая безопасность Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Экспертиза Экспертиза- один из действенных механизмов управления качеством психологической безопасности образовательных учреждений, способствующая формированию психологически безопасной образовательной среды, влияющей на психологическое здоровье всех участников образовательного процесса.
Виды экспертизы при создании паспорта ДОУ: Внешний аудит Внутренний аудит Оценка проводится внутренними ресурсами ОУ Эксперт привлечённый со стороны Методы: Наблюдение Опрос Диагностический инструментарий: методики, тесты, опросники
Этапы проведения экспертизы: 1 этап Анализ объективных показателей или анализ документов 2 этап Диагностические данные , стандартные показатели развития среды 3 этап. Субъективные показатели экспертизы — оценки независимых экспертов в сравнении с показателями наблюдения профессиональной группы экспертов (2-й уровень) и с данными, полученнымина 1-м уровне:
Проблемы Психологическая неготовность администрации в проведению внутреннего аудита; Отсутствие модификации методики И.А. Баевой « Психологическая безопасность образовательной среды школы» для ДОУ, методика не гарантирует анонимность отвечающего, что влияет на результаты; Подбор диагностического материала, раскрывающего содержание паспорта экпертизы психологической безопасности
Паспорт психологической безопасности Целями психологической экспертизы образовательной среды являются: 1.Анализ образовательной среды с точки зрения представляемых ею условий и возможностей для личностного развития субъектов образовательного процесса; 2.Обеспечение психологически комфортной, безопасной, развивающей образовательной среды ( через создание устойчивых механизмов сотрудничества, закреплённых в организационной культуре ОУ и форм взаимодействия; 3.Гуманизация средств и способ воспитательного воздействия на развивающуюся личность и её защита от деструктивного воспитательного ( социального ) и психологического влияния ( через выработку единого взгляда на природу детства, роль взрослых в развитии ребёнка, цели образования)
Пункты паспорта ( 13пунктов) Внешние воспринимаемы характеристики психологической безопасности ; Социально-психологические характеристики безопасности; Эмоциональный интеллект ребёнка; Социальный интеллект ребёнка; Заинтересованность ДОУ развитием способностей ребёнка; Учёт направленности детей( во всех группах); Наблюдаемые характеристики воспитателей: личностная и профессиональная культура педагога; Способности педагога , воспитателя ДОУ: ориентация на саморазвитие и самореализацию; возможность реализации своих способностей в разных видах деятельности; Профессиональная деформация педагога; Психологические угрозы и риски семейного воспитания детей ( гипер и гипоопека и последствия); Документация ДОУ: психологическая диагностика, психолого-педагогическая профилактика поведения детей, документация по ДОУ, документация по детям, документация по воспитателям Содержательно-методический компонент Информационная защищённость субъектов образовательной среды
Методический кейс (педагоги) Тест «Самооценка эмпатических способностей» А. Мехрабиан и Н. Эпштейн;Тест приводится по кн.: Практическая психология для преподавателей. Под ред. М. К. Тутушкиной . М., 1997. https://www.bestreferat.ru/referat-283084.html https://studopedia.su/21_14325_samootsenka-empaticheskih-sposobnostey.html Методика «Самооценка педагога» М.К. Тутушкина (модификация Р.Р. Калининой ) https://gart68.npi-tu.ru/assets/files/teachers/krotenko/Kultura.pdf ; Оценка уровня общительности (тест Ф.Ряховского )*; Опросник «Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса» В.П. Симонов (модификация Р.Р. Калининой ), направлен на выявление стиля педагогической деятельности (авторитарный, демократический, либеральный); Изучение профессиональной позиции педагога с помощью теста « ХиМ » Баева Т., Кишвик Е. https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200402613
Показатели развития среды (экспертиза на основе модификации методики И. А. Баевой для ДОУ); Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Психологическая безопасность образовательной среды как условие психологического здоровья личности Методика исследования: «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». И.А. Баева
Как оценить на сколько среда ДОУ безопасна? показатели развития среды (экспертиза на основе модификации методики И. А. Баевой для ДОУ ); психологический комфорт в диаде :«ребенок-ребенок », «педагог- ребенок», «педагог– педагог», «администрация-педагог »; эмоциональное выгорание педагогов (способы предупреждения).
Показатели развития среды (экспертиза на основе модификации методики И. А. Баевой для ДОУ); Определить структурные компоненты психологической безопасности образовательной среды и их эмпирические показатели: отношение к среде, как показатель ее референтности ; удовлетворенность основными характеристиками среды; структурный состав защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Изучение параметров психологической безопасности образовательной среды как условия психологического здоровья личности Опросник состоит из 3 частей: I. Отношение к образовательной среде ДОУ. II. Значимые характеристики образовательной среды ДОУ и удовлетворенность ими. III. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. образовательной среды школы». Автор Баева И.А. (Приложение) Результаты, полученные после обработки, дают обратную связь от всех субъектов образовательного процесса, позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде ДОУ.
Значимые характеристики образовательной среды ДОУ и удовлетворенность ими. Анализ результат в категории «отношение» может также рассматриваться в единстве трех компонентов: поведенческого, эмоционального и когнитивного Когнитивный компонент представлен пониманием человека безопасности/ опасности; Эмоциональный компонент связан с оценкой работы как опасной/ безопасной; Поведенческий компонент связан с готовностью к действиям по преодолению трудных / опасных жизненных ситуаций
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Критерии опасности: Публичное унижение Оскорбление Высмеивание Угрозы Обидные обзывания Принуждение делать что-либо против желания Игнорирование Недоброжелательное отношение
Характеристики образовательной среды Участники образовательных отношений Общие характеристики среды в выборе Отличия администрация Взаимоотношения с коллегами Эмоциональный комфорт Уважительное отношение к себе Возможность обратиться за помощью Сохранение личностного достоинства специалисты Возможность проявить инициативу и активность педагоги Взаимоотношения с воспитанниками
Спасибо за внимание!
Задание к семинару №1 по дисциплине Психология общения (1).docxПроектный менеджмент.ои(dor_БАК) ОТВЕТЫ.pdfПедагогическая психология_Модуль3_практическая работа_ПетрушенкоИГП Ответы.docxАсалханова вопросы — ответы.docxСоциальная психология.docxБиология тест ОТВЕТЫ.docxПрак.задание 3.3 психология.rtfконтрольная работа возрастная психология.docx21 задание- ответы.pdf
Ответы на тест «Психология – современному учителю» (6 часов)
1. Психологическое благополучие рассматривается как
а) Цель образованияb) Результат образованияc) Критерий оценки качества системы образованияd) Результат работы системы образования ✔f) Все перечисленное
2. На психологическое благополучие непосредственно влияют
a) Предметные условия средыb) Качество отношений между субъектами образовательной среды ✔c) Методическая оснащенность учебного процессаd) Квалификационная категория педагогического составаf) Организационные условия средыg) Все перечисленное
3. Что может стать причиной возникновения стресса у ребенка в младшей школе?
a) Функциональная незрелостьb) Переход в новую школу, классc) Поступление в 1 классd) Фактор соревновательности в классеf) Авторитарный стиль учителяg) Все перечисленные причины ✔
4. На какие группы причин возникновения стресса у обучающегося может повлиять педагог?
a) Сложность учебных программb) Нарушение развитияc) Адаптация к школьному обучению 🞣d) Отсутствие дружеских отношений в классе 🞣f) Неэффективные методы учебной работы 🞣g) Все перечисленные причины
5. В каких сферах произошло снижение проблемной озабоченности подростков (в период 2012-2021 гг.)?
a) Проблемы, связанные с будущимb) Проблемы с родителями ✔c) Проблемы с самим собойd) Проблемы со сверстникамиf) Проблемы со здоровьемg) Проблемы со здоровьемh)Проблемы со школой и досугомi) Во всех перечисленных сферах
6. В чем состоят задачи семьи в профилактике психологического неблагополучия?
a) Обеспечение академической успеваемости ребенкаb) Забота о потребностях, нужда ребенка 🞣c) Преодоление социальной изоляции 🞣d) Обучение навыкам конструктивного взаимодействияf) Активное влияние на учебный процессg) Все перечисленные задачи
7. Кто включен в работу по созданию психологически комфортной образовательной среды?
a) Родителиb) Обучающиесяc) Педагогиd) Администрация образовательной организацииf) Психологиg) Все перечисленное ✔
8. Почему важно изучать феномен психологического благополучия в контексте современной образовательной среды?
a) Потому что образование строится на принципах гуманистического характера и психологическое благополучие отвечает этим принципамb) Потому что образование как процесс передачи накопленных в культуре знаний новым поколениям нуждается в постоянном развитии и обогащении новыми феноменамиc) Потому что психологическое благополучие оказывает влияние на различные параметры психологического состояния человека, успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия, что особенно значимо для учащихся в период активного становления ✔
9. Для переживания психологического благополучия учащихся в образовательной среде наиболее значимо:
a) Методическое оснащение учебного процессаb) Предметные условия средыc) Освоение социального пространства школы ✔d) Большой выбор факультативных занятийf) Фактор конкуренции в школеg) Все перечисленное
10. К условиям организации образовательной среды, способствующей психологическому благополучию субъектов образования, относится:
a) Целенаправленное профессиональное влияние каждого субъекта образовательной среды на гуманизацию отношений внутри образовательного процессаb) Адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обученияc) Помощь в социализации в условиях школыd) Профилактика проблем развития ребенка в процессе обученияf) Психологическое просвещение педагогов, родителей, управленцев и самих учащихсяg) Все перечисленное ✔
11. Интегральными показателями чего выступают референтность, удовлетворенность и защищенность?
a) Психологическая безопасность среды ✔b) Психологическая безопасность личности
a) интимно-личностномb) эмоционально-непосредственномc) доверительномd) личностно-доверительном ✔
13. Какой компонент отсутствует в оценке отношения к образовательной среде?
a) Поведенческийb) Когнитивныйc) Физический ✔d) Эмоциональныйf) Все присутствуют
14. Психологическая безопасность личности отражается в переживании
a) Защищенности ✔b) Сопротивляемостиc) Жизнестойкостиd) Устойчивости
15. В структурной модели образовательной среды школы социально-психологическая неумелость присутствует в следующих средах:
a) Манипулятивно-авторитарнаяb) Либеральная 🞣c) Попустительская 🞣d) Психологически безопасная (партнерско-диалогическая)
16. Что не относится к психологическому насилию?
a) Игнорированиеb) Шантажc) Угрозыd) Оскорбленияf) Все относится к психологическому насилию ✔
17. Что не является личностным ресурсом?
a) Знания ✔b) Навыкиc) Способностиd) Характерf) Все является
18. Социальным ресурсом НЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
a) Властьb) Деньгиc) Помощь близкихd) Помощь социальных организацийf) Социальные навыки человекаg) Телефоны доверияh) Все перечисленные являются социальными ресурсами ✔
19. Выгорание наступает при дефиците каких ресурсов?
a) Внешних ✔b) Внутренних
20. Для психологической безопасности обучающегося в образовательной среде важно:
a) Физическая безопасность состояния средыb) Психологически безопасное состояние учителя 🞣c) Психологически безопасное состояние всех одноклассниковd) Психологически безопасное состояние большей части одноклассников 🞣f) Ресурсное состояние обучающегося 🞣g) Психологически безопасное состояние родителейh) Все перечисленные компоненты
Направление педагогика и психология
МКОУ «Новосидоровская СОШ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» Кетовского района Курганской области
Руководитель: Борисова Л.Г., учитель биологии
В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.
в выявлении сущности психологической безопасности образовательной среды мы отталкиваемся, во-первых, от концептуального подхода в понимании национальной безопасности, в рамках которого психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Школа является широко представленным в обществе социальным институтом, который может строить свою локальную систему безопасности. Во-вторых, от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в системе «человек-человек». Здесь можно говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий.
Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» — психологически здоровую личность. Отсюда крайне становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. И тогда третьим основанием для выявления сущности функций психологической безопасности в образовательной среде является характеристика психотравмирующего воздействия возможного в педагогическом общении.
образовательная среда МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» психологически безопасна.
оценка психологической безопасности окружающей среды школы методом анкетирования.
Задачи исследовательской работы:
психологическая безопасность окружающей средышколы.
обучающиеся, родители и педагоги МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа».
• Теоретический — анализ психологической литературы по проблеме мотивации.
• Диагностирование (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа)
«Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Автор Баева И.А. (Приложение 1).
состоит в том, что показатели диагностических критериевмогут датьреальную картину, а аналитическая оценка позволит выявлять рассогласованиеидеального и реального состояния психологической безопасности образовательной среды школы. Далее возможнапсихологическая практическая работа поустранению рассогласования. Таким образомосуществляется переход от моделирования к проектированию психологической реальности и, как следствие,управление развитием.
мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание.
Результаты, полученные после обработки, дают обратную связь от всех субъектов образовательного процесса, позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде образовательного учреждения.
2.1.Понятие психологической безопасности окружающей среды школы.
Задача формирования здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз, поставлена в нашей стране на государственном уровне: в «Концепции модернизации российского образования». В связи с этим актуальной практической задачей учреждений образования становится создание социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал учителей и учеников. Важнейшая характеристика такой среды – психологическая безопасность.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Психологически безопасная образовательная среда школы — это среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.
В рамках Концепции информационной безопасности РФ под психологической безопасностью понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления её прав.
Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Именно она обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а школьникам – состояние психологической защищенности. Обучающиеся разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта. Эффективное отражение неблагоприятных внешних воздействий способствует благоприятному развитию личности школьника.
Характеристики психологической безопасности образовательной среды:
• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
• укрепление психического здоровья;
• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
2.2. Определение показателя отношения к образовательной среде
Значимым эмпирическим критерием психологической безопасности образовательной среды может выступать отношение к ней субъектов — позитивное, нейтральное или отрицательное (негативное). Интегральный показатель отношения к образовательной среде является своеобразным индикатором ее референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, учеников, родителей).
В таблице 1 представлено соотношение оценок по трем группам респондентов.
Оценка субъектов отношения к образовательной среде (ОС) в %
Сравнительный анализ результатов психодиагностики показывает стабильность положительно-высокого уровня отношения к образовательной среде во всех группах респондентов. Кроме этого, качественный анализ
результатов позволяет определить эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты отношения респондентов к образовательной среде. Эти данные представлены в таблице №2.
Оценка эмоционального и когнитивного компонента
образовательной среды школы (%).
Определяется высокий уровень отношения субъектов по эмоциональному
компоненту — 65,7% респондентов, что говорит о преобладании эмоционально-позитивного настроения к образовательной среде в школе. Средняя оценка по когнитивному компоненту 84,6% (высокий уровень). Респонденты ответили, что считают обучение в школе интересным, а это свидетельствует о создании условий в образовательной среде школы для возможности удовлетворения и развития познавательной потребности учащихся.
100% учителей ответили, что работа в школе требует постоянного совершенствования профессионального мастерства. Почти всегда работа вызывает у них хорошее настроение. Возможную смену профессии опрошенные педагоги не показали.
Вывод по первому блоку методики: количественный анализ результатов показывает качественное и благоприятное воздействие образовательной среды школы на интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие обучающихся, эффективное сотрудничество с родителями и развитие творческого потенциала учителей.
2.3.Определение уровня удовлетворенности образовательной средой
Следующим этапом анализа методики является определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.
Так, для большинства респондентов характерна удовлетворенность в большой степени:
• взаимоотношениями с учителями,
• взаимоотношениями с учениками,
• уважительным отношением к себе,
• эмоциональным комфортом,
• вниманием к просьбам и предложениям,
• возможностью обратиться за помощью.
В большей степени респонденты удовлетворены следующими показателями:
• возможностью высказать свою точку зрения,
• учетом личных проблем и затруднений,
• возможностью проявлять инициативу, активность.
Эмпирическим показателем является индекс удовлетворенности образовательной средой школы, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик. В таблице 3 представлен средний показатель оценки удовлетворенности характеристиками образовательной средышколы.
Средняя оценка удовлетворенности характеристиками образовательной среды
Вывод по второму блоку методики: Мониторинговый анализ результатов диагностики показывает преобладание положительно высокой оценки удовлетворенности характеристиками образовательной средой во всех трех группах респондентов. Это говорит о создании в школе благоприятных условий для делового общения, сотрудничества, личностного и профессионального развития.
2.4.Определение индекса психологической безопасности образовательной среды школы
Этот параметр определялся путем оценки уровня защищенности от психологического насилия, даваемой тремя группами участников образовательного процесса. Индекс психологической безопасности колеблется в интервале от 0 до 4 баллов и чем ближе к максимальной оценке, тем выше уровень защищенности участников учебно-воспитательного процесса. Результаты методики позволяют получить как общий индекс психологической безопасности, так и частные показатели, т. е. увидеть структуру психологической защищенности, рассматриваемой последующим направлениям:
• от публичного унижения;
• от оскорбления;
• от высмеивания;
• от угроз;
• от обидного обзывания;
• от того, что заставят что-либо делать против желания;
• от игнорирования;
• от неуважительного отношения учеников;
• от недоброжелательного отношения.
Индекс психологической безопасности образовательной среды школы (баллы)
В целом уровень психологической защищенности по всем трем группам респондентов можно охарактеризовать как положительный, характеризующий удовлетворенность взаимоотношениями и взаимодействием как внутри одной группы, так и между всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, образовательная среда МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» психологически безопасна, получила подтверждение. Психологическая безопасность образовательной среды заключается в положительном отношении к образовательной среде всех субъектов, в высоком индексе удовлетворенности характеристиками образовательной среды и удовлетворенностью взаимоотношениями и взаимодействием как внутри одной группы, так и между всеми участниками образовательного процесса.
1. Баева И.А. Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б., Рассоха Н.Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006
2. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И. А. Баева. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 271 с. – ISBN 5-94033-148-3
3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М., Академия, 2001.
4. Лачашвили Р.А., Орлова Е.В., Улунян Е.Е. Вопросы психологической безопасности инновационной школы// Информационно-методический бюллетень Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. 2008.- № 1
5. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. / А. Маслоу. – М. Смысл, 1999. – 425 с. – ISBN 5-89357-027-8.
6. Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника //Начальная школа. № 4, 1999 г
7. Никифоров, Г. С. Здоровье как системное понятие / Г. С. Никифоров // Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. — ISBN 5-318-00668-Х.
8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
9. Рубинштейн С.Л. Человек и мир.// Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
10. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М., Академия, 2002.