Профессиональное обучение это что такое

. Организация профессионального обучения

1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.

6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

9. Типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 апреля 2022 года; проверки требуют 4 правки.

Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)

Профессиональное образование в России существует более 300 лет, со времен Петра I. На каждом этапе развития перед системой образования ставились различные задачи профессионального образования. В настоящее время перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности.

Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие:

Система профессионального образования

Система образования включает в себя:

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

Уровни профессионального образования

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, реализуются в образовательных организациях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Студенты и учащиеся федеральных государственных образовательных организаций среднего профессионального образования, обучающиеся по и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями. Минимальный размер федеральной стипендии для обучающихся по программам среднего профессионального образования (в декабре 2014 г.) — 487 руб. в месяц. Этот норматив определяется с учетом уровня инфляции.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Профессиональное образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Профессиональное обучение – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

В отличие от профессионального обучения, имеющего своей целью прежде всего приобретение профессиональной компетенции, дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Согласно статье 23 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» центры занятости населения осуществляют направление безработных граждан на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в дистанционной форме или по индивидуальному учебному плану.

В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению центров занятости населения за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. В указанный период оказание государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы безработным гражданам приостанавливается.

Пособие по безработице, выплачиваемое гражданам предпенсионного возраста в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению центров занятости населения, начисляется в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

​Важно! Содействие в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании оказывается при условии признания гражданина безработным.

Оказание указанной государственной услуги осуществляют центры занятости населения.

Содействие в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан осуществляется бесплатно.

Центры занятости населения оказывают содействие в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан, если:

гражданин не имеет квалификации;

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;

необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

Основанием для рассмотрения вопроса о содействии в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан является обращение безработного гражданина в центр занятости населения с соответствующим заявлением по собственной инициативе или по предложению центра занятости населения по вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги.

Заявление подается гражданином в центр занятости населения, в котором гражданин состоит на учете в качестве безработного, в форме электронного документа с использованием единой цифровой платформы.
Гражданин вправе обратиться в центр занятости населения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за содействием в подаче заявления в электронной форме.
Заявление считается принятым центром занятости населения в день его направления гражданином.
В случае если заявление направлено гражданином в выходной или нерабочий праздничный день, днем направления заявления считается следующий за ним рабочий день.
Уведомление о принятии заявления направляется гражданину в день его принятия.
Уведомления, направляемые центрами занятости населения гражданину, формируются автоматически с использованием единой цифровой платформы.
Государственная услуга предоставляется на основании сведений о гражданине, внесенных на единую цифровую платформу. Данные сведения могут быть представлены самим гражданином или получены центром занятости населения на основании межведомственного запроса, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, при государственной регистрации указанного гражданина в целях поиска подходящей работы.

Смотрите также:   Лучшие сайты по поиску работы в россии

​Важно! Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, должны иметь лицензию на право ведения соответствующей образовательной деятельности.

Порядок содействия в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании включает следующие процедуры:

а) информирование граждан об организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности;

б) формирование и направление гражданину предложения о предоставлении государственной услуги;

в) прием заявления гражданина;

г) проведение предварительной беседы с гражданином;

д) формирование и направление гражданину предложения о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации;

е) подбор и согласование с гражданином профессии (специальности), по которой будет осуществляться прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования;

ж) направление гражданину уведомления о проведении медицинского освидетельствования и выдача гражданину направления на медицинское освидетельствование;

з) подбор и согласование с гражданином иной профессии (специальности), по которой будет осуществляться прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, в случае представления медицинского заключения о наличии противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности по выбранной ранее профессии (специальности);

и) подбор и согласование с гражданином организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с выбранной гражданином профессией (специальностью) и образовательной программой обучения;

к) оформление и выдача гражданину договора о направлении на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование и направления на обучение;

л) внесение сведений об обучении гражданина на единую цифровую платформу;

м) оказание финансовой поддержки гражданину при направлении его для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность;

н) формирование и направление гражданину заключения о предоставлении государственной услуги.

Важно! Под другой местностью понимается местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Финансовая поддержка безработным гражданам в случае их направления для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность включает:

К лицам, имеющим право на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования, в приоритетном порядке относятся:

В 2023 году постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 и 2023 годах» устанавливает право обратиться в центр занятости населения для оказания услуг по содействию в профессиональном обучении и получении дополнительного профессионального образования также для следующих категорий граждан:

граждане, находящиеся под риском увольнения (граждане, планируемые к увольнению в связи с ликвидацией организации либо с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможным расторжением с ними трудовых договоров);

граждане, переведенные по инициативе работодателя на работу в режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели;

граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, которые приняли решение о простое;

граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, в отношении которых применены процедуры о несостоятельности (банкротстве);

граждане, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;

граждане, испытывающие трудности в поиске работы.

При отсутствии в центре занятости населения документов и (или) сведений, подтверждающих отнесение гражданина к вышеназванным категориям, такие документы и (или) сведения запрашиваются у гражданина либо у его работодателя.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ).

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.

По общему правилу (ст. 197 ТК РФ), подготовка и обучение является правом работника, а не его обязанностью.

Однако, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Прохождение такого обучения является обязанностью работника.

Такая обязанность может быть возложена на работника и трудовым договором.

Профессиональным образованием является вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Профессиональным обучением является вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Условия о необходимости проведения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования закреплены,  например, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Подготовка работников (в порядке ст. 196 ТК РФ) и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются:

Направление на обучение работника (группы работников)  может быть оформлено приказом  (распоряжением) работодателя.

Обучение может быть оформлено путем заключения ученического договора (ст. 198 ТК РФ).

Для направления работника на обучение работодателю необходимо   выбрать образовательную организацию и заключить с ней договор на предоставление образовательных услуг по соответствующей программе обучения.

Важно! Подготовка и обучение работника по направлению работодателя должны производится за счет средств самого работодателя.

Важно! Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования.

Работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование законодательством установлены гарантии и компенсации.

В случае  отрыва работника  от работы за ним сохраняются:

Ученику выплачивается стипендия не менее установленной ученическим договором. Размер стипендии установлен в размере не менее МРОТ. Практическая работа оплачивается по установленным расценкам. Выплачивается средняя заработная плата по основному месту работы.

Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Законодательством предусмотрена возможность в определенных случаях взыскать с работника затраты, связанные с его обучением.

Важно! В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ).

Статья 75. Организация профессионального
обучения

1. Профессиональное обучение имеет целью
ускоренное приобретение гражданами
умений и навыков, необходимых для
выполнения определенных работы, группы
работ, трудовых (служебных) функций.

Профессиональное обучение не сопровождается
повышением образовательного уровня
обучающегося.

2. Профессиональное обучение направлено
на освоение лицами различного возраста
профессиональных компетенций или
навыков, необходимых для выполнения
определенных трудовых (служебных)
функций, в том числе работы с конкретным
оборудованием, технологиями,
аппаратно-программными и иными
профессиональными средствами, и
направлено на получение квалификации
(разряда, класса, категории) по профессии
без изменения образовательного ценза.

3. Государство гарантирует бесплатность
и общедоступность профессионального
обучения по программам профессиональной
подготовки в пределах освоения
образовательной программы среднего
общего образования, образовательных
программ среднего профессионального
образования, а также в иных случаях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации.

Смотрите также:   Выберите правильный ответ. Обоснуйте свой выбор

4. Профессиональное обучение осуществляется
в учебных центрах профессиональных
квалификаций, в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, а также
индивидуальными предпринимателями, в
том числе посредством индивидуальной
педагогической деятельности, и на
производстве.

Перечень профессий рабочих и должностей
служащих, по которым осуществляется
профессиональное обучение, утверждается
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере образования.

5. Продолжительность профессионального
обучения определяется конкретной
программой профессионального обучения,
разрабатываемой и утверждаемой на
основе установленных квалификационных
требований (профессиональных стандартов)
организацией, осуществляющей
профессиональное обучение, если иное
не установлено законодательством
Российской Федерации.

6. Профессиональное обучение завершается
сдачей квалификационного экзамена.

Статья 76. Профессиональное обучение
по программам профессиональной подготовки
по профессиям рабочих и должностям
служащих, программам переподготовки
рабочих и служащих, программам повышения
квалификации рабочих и служащих

1. Профессиональное обучение по программам
профессиональной подготовки по профессиям
рабочих и должностям служащих – это
профессиональное обучение лиц, ранее
не имевших профессии рабочего или
должности служащего.

Профессиональное обучение по программам
переподготовки рабочих и служащих –
это профессиональное обучение лиц, уже
имеющих профессию (профессии) рабочего
или должность (должности) служащего, с
целью получения новой с учетом потребностей
производства.

Профессиональное обучение по программам
повышения квалификации рабочих и
служащих – это профессиональное
обучение, направленное на последовательное
совершенствование профессиональных
знаний, умений и навыков по имеющейся
профессии или должности служащего без
повышения образовательного уровня.

2. На профессиональное обучение по
программам профессиональной подготовки
по профессиям рабочих и должностям
служащих принимаются на общедоступной
основе граждане, имеющие основное общее
или среднее общее образование, за
исключением случая, предусмотренного
статьей 83 настоящего Федерального
закона.

Профессиональное обучение по программам
профессиональной подготовки по профессиям
рабочих и должностям служащих граждан,
имеющих основное общее образование,
может осуществляться только с одновременным
получением среднего общего образования.

Статья 77. Учебный центр профессиональных
квалификаций

1. Учебные центры профессиональных
квалификаций создаются в целях обеспечения
различных отраслей экономики в рабочих
кадрах с учетом потребностей регионального
(местного) рынка труда посредством
реализации программ профессионального
обучения.

2. Учебные центры профессиональных
квалификаций могут создаваться как
самостоятельные юридические лица в
любых организационно-правовых формах,
так и в качестве структурного подразделения
организации, осуществляющей образовательную
деятельность.

3. Профессиональное обучение в учебных
центрах профессиональных квалификаций
осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, а также
в соответствии с договорами с органами
государственной власти, органами
местного самоуправления, физическими
и юридическими лицами.

Статья 78. Квалификационный экзамен

1. Квалификационный экзамен по завершении
профессионального обучения, в том числе
в форме самообразования, проводится с
целью определения соответствия полученных
знаний, умений и навыков программе
профессионального обучения и установления
на этой основе лицам, прошедшим
профессиональное обучение, квалификационных
разрядов, классов, категорий по
соответствующим профессиям рабочих
(должностям служащих).

2. Квалификационный экзамен, независимо
от вида профессионального обучения,
включает в себя практическую
квалификационную работу и проверку
теоретических знаний в пределах
квалификационных требований, указанных
в квалификационных справочниках,
утверждаемых в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации,
и (или) требований профессиональных
стандартов по соответствующим профессиям
рабочих (должностям служащих).

К проведению квалификационного экзамена
привлекаются представители работодателей
(их объединений), профессионального
сообщества.

3. Лицам, успешно сдавшим квалификационный
экзамен, выдается свидетельство о
получении профессии (должности служащего)
и присвоенном разряде (классе, категории),
форма которого определяется самой
организацией или лицом, осуществляющим
профессиональное обучение.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Процесс повышения квалификации, который может осуществляться путем обучения на специальных курсах, организуемых работодателями или образовательными институтами, до поступления на работу либо во время работы. Такие курсы могут быть с отрывом от производства или с частичной занятостью. Профессиональное обучение обеспечивается также на рабочем месте под наблюдением более опытных работников. Большинство фирм, которые организуют профессиональное обучение, используют оба метода. Обучение может завершиться приобретением какого-либо формального диплома, но стоит ли к этому стремиться?
Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир».
.
.

.
.

Смотреть что такое «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ» в других словарях

Профессиональное
обучение осуществляется посредством
реализации программ профессиональной
подготовки по профессиям рабочих и
должностям служащих, программ
переподготовки рабочих и служащих,
программ повышения квалификации рабочих
и служащих

Сегодня
существует много путей получения
профессионального образования. Обучение
может проходить как в стенах учреждения,
для которого профессиональная подготовка
является основным видом деятельности,
так и на базе организации, не занимающейся
собственно образованием, но производящей
подготовку для определённой профессиональной
деятельности. Учебные заведения в своей
работе решают целый ряд задач:

Первая
— профессиональная подготовка по
определённой специальности.

Вторая
— переподготовка кадров (например,
экономист получает второе высшее
юридическое образование, чтобы работать
следователем по раскрытию экономических
правонарушений или адвокатом в арбитражном
суде). Формы переподготовки могут быть
и краткосрочные, когда учащиеся получают
особый диплом о профессиональной
переподготовке за один-два года.

Третья
задача — повышение квалификации
специалистов или получение ими смежных
специальностей, как правило, для
расширения круга обязанностей по
основному месту работы либо получения
допуска к новым видам деятельности.
Например, базовое образование электрика
позволяет ему работать с установками
до 1000 В, а после прохождения курсов у
него появляется право работать с
оборудованием, рассчитанным на напряжение
более 1000 В.

Различают
следующие уровни профессионального
обучения:

Высшее
послевузовское профессиональное
образование (докторантура, аспирантура,
адъюнктура)

Высшее
профессиональное образование (университет,
академия, институт)

Начальное
профессиональное образование
(Профессиональное училище,
учебно-производственный комбинат)

Профессиональное
обучение взрослого человека, как правило,
сильно отличается от обучения ребенка.
Конечно, какие-то методы оказываются
универсальными, однако любой преподаватель,
привыкший на протяжении 20-30 лет работать
с детьми, не должен слепо переносить
свой профессиональный подход на
взрослого. Это чревато серьезным
снижением эффективности обучения и
прочими проблемами, в том числе
психологического характера. Вот почему,
говоря об обучении взрослых, в последние
десятилетия все более активно в противовес
педагогике используют понятие
«андрагогика» Андрагогика — обучение
взрослого человека. Слово произошло от
греческих andros — мужчина и аgо — веду,
воспитываю.

Исторически
сложилось, что в прежние века в основном
учили детей. На базе данной деятельности
и сложилась наука педагогика. Студентов
просто рассматривали как детей старшего
возраста, чему соответствовал и их
юридический статус: в большинстве стран
Европы совершеннолетие наступало в 21
год.

В
ХХ веке с усложнением профессиональной
деятельности в результате бурного
научно-технического прогресса остро
встал вопрос об обучении взрослых людей,
уже давно вышедших из студенческого
возраста. Это было связано с тем, что
знания, полученные ими в детстве и
юности, через пару десятилетий уже
морально устаревали.

Для
решения данной проблемы поначалу
применяли средства педагогики без
каких-либо изменений, но довольно быстро
обнаружилась потребность в выработке
нового подхода. Это и отразилось в
появлении андрагогики — науки об обучении
взрослого человека. При этом вовсе не
планировалось полностью перечеркивать
все научные и практические достижения
педагогики, пытаясь «изобрести
велосипед». К тому же большинство
андрагогов вышло из педагогов. Вопрос
состоял в необходимости адаптировать
профессиональный капитал педагогов к
требованиям новой ситуации и попытаться
выработать особые методы обучения,
максимально отображающие специфику
работы с учениками зрелого возраста. В
результате все больше стала проявляться
специализация учителей, они сосредоточивались
на работе с аудиторией того или иного
возраста. С каждым годом растет число
преподавателей, работающих исключительно
со взрослыми. несмотря на преимущественно
педагогическое образование, их правильнее
называть андрагогами. Те же, кто работает
со всеми категориями учеников, вынуждены
при смене слушателей формировать у себя
способность переключаться с одного
профессионального подхода на другой.
Поэтому есть смысл специально рассмотреть
основные различия между обучением детей
и взрослых.

Запрос
на обучение. Маленького ребенка, идущего
в детский сад или школу, никто не думает
всерьез спрашивать, желает ли он этого,
а если желает, то чему хотел бы учиться
преимущественно. Обучение детей — это
откровенное принуждение, которое
гуманным воспитателем может быть
смягчено средствами убеждения,
стимулирования интереса к процессу,
приобщения к миру взрослых через освоение
социальных ролей. Но чаще всего учителя
в этом плане с детьми особо не возятся,
прибегая к испытанным средствам
физического наказания, ограничения
свободы, лишения удовольствий и тому
подобное.

Смотрите также:   Бесплатные сайты для поиска работы — где найти вакансию мечты

Для
взрослого ученика вопрос принуждения
лишен всякого смысла, поскольку
инициатором обучения является он сам.
Бывают, конечно, случаи, когда кто-то из
работников выражает равнодушие или
даже протест по поводу программы
профессионального обучения, реализуемой
руководством его организации. Однако
следует признать, что для области
профессионального обучения такая
ситуация все-таки нехарактерна. Обычно
здесь сам ученик на основе четко
оформившихся профессиональных планов
и карьерных устремлений проявляет
активность и понимание того, что именно
ему нужно из новых знаний и навыков.

В
соответствии с этой особенностью
взрослых у андрагога появляется
возможность применять значительно
более эффективные методы обучения, так
как активные восприятие и мышление
совсем по-другому позволяют усваивать
новый материал. Стержнем деятельности
учителя в данном случае оказывается
уже не вопрос принуждения, а задача
максимально быстрого удовлетворения
аппетитов ученика в получении знаний
и формировании навыков. Оно и понятно:
взрослый человек, заплатив за обучение
немалые деньги, желает получить за них
максимум возможного. И, естественно,
при каждом удобном случае он пытается
сэкономить, стремясь обойтись собственными
силами. Поэтому его организованное
обучение, как правило, сочетается с
активным процессом самообучения. Это
порождает такую особенность андрагогики,
как большой рынок не только учебных
услуг, но и материалов для самостоятельного
образования.

Учет
низкой или снижающейся обучаемости. Ни
для кого не секрет, что ребенок даже под
принуждением усваивает новый материал
намного быстрее, чем, скажем, сорокалетний
человек. Например, по статистике
количество часов, необходимых для
обучения вождению автомобиля, с
увеличением возраста на каждые десять
лет удваивается. Из-за этого андрагогу
приходится проявлять чудеса
изобретательности при выработке методики
обучения, чтобы выжать максимум
возможности из такого непластичного
материала, которым является мозг
стареющего человека. А заинтересованный
ребенок, что называется, схватывает все
на лету, и педагогу не приходится особенно
задумываться над формой обучения. Для
андрагога же методология становится
одной из главных составляющих профессии.

Психологический
статус учителя относительно ученика.
Учитель для ребенка обычно является
одним из главных авторитетов в детской
жизни, образцом для подражания, а нередко
даже объектом первой любви подростка.
В такой ситуации учителю легко работать,
ведь любое слово автоматически
воспринимается как истина. К тому же
педагог, как правило, выполняет сразу
две функции — учителя и воспитателя. Он
фактически формирует личность человека
в процессе обучения. Это может привести
к развитию у педагога синдрома демиурга
(Демиург — созидающее начало, созидательная
сила, творец, обычно отождествляемый с
богом), когда он начинает отождествлять
себя с полубогом. Появляется пресловутый
менторский тон, привычка смотреть на
всех свысока, поучать даже тогда, когда
об этом не просят.

Отношения
андрагога со взрослым учеником строятся
совсем на другой основе. Здесь учитель
является наемным работником. Материальное
благополучие преподавателя зависит от
удовлетворенности ученика его работой,
что в худшем случае приводит к угодничеству
некоторых учителей перед своим слушателем.
Гораздо лучше, если преподаватель и
взрослый ученик становятся равными в
психологическом плане партнерами по
взаимодействию. Процесс учебы для них
— это деловые отношения уважающих себя
и друг друга людей, в которых учитель
далеко не всегда занимает ведущую
позицию. Вопрос выбора ведущего и
ведомого в процессе обучения, как
правило, решается выяснением соотношения
психологической силы, весом авторитета
и профессионального капитала каждого.

Обучение
параллельно работе. Если для ребенка
учеба всегда является основным видом
деятельности, то взрослый обычно
совмещает учебу с работой. Это порождает
некоторые затруднения. Из-за того что
различные виды деятельности конкурируют
за мозговые ресурсы взрослого, его и
так не лучшая обучаемость еще сильнее
снижается. Сложности с организацией
занятий, длительные перерывы между ними
вынуждают андрагогов изыскивать
дополнительные способы и формы построения
учебного процесса, подстраиваясь под
далеко не оптимальные для него условия.
Педагоги же с подобными проблемами
обычно не сталкиваются, являясь
диктаторами в своей деятельности. Они
выбирают наиболее оптимальный режим
работы и вынуждают всех остальных
участников процесса приспосабливаться
к своим требованиям.

Не
только учить, но и переучивать. Для
педагогов ребенок — табула раса (чистая
доска), если перевести с латыни, на
которой они могут «писать свои
картины». В отличие от них андрагоги
имеют дело с уже сложившимися людьми,
которых ранее уже чему-то научили и у
которых сформировались определенные
привычки в жизни и работе. Поэтому при
обучении взрослого человека обычно
сталкиваются с противодействием большого
количества прежних стереотипов мышления
и поведения. И андрагог, если сравнить
его с фермером, вынужден не только
выращивать новые растения, но и выпалывать
старые, превратившиеся в мешающие
сорняки. А это намного усложняет задачу,
требует дополнительных профессиональных
знаний и навыков. Ведь в процессе «борьбы
с сорняками» могут быть повреждены
какие-то жизненно важные наработки
человека. Одна и та же привычка в труде
для него может быть помехой, а в житейских
делах основой благополучия. Это требует
от андрагогов высокого интеллекта,
знания психологии и особой аккуратности
в обращении с учениками

Заполнить
таблицу, требования к целям общая
характеристика

К
цели предъявляются следующие требования:

2.
Рационализация и дифференциация
информационного наполнения урока:

3.
Обоснованный выбор средств, методов и
приемов, ориентированных на обучение,
развивающее личность:

4.
Разнообразие форм организации учебной
деятельности учащихся:

5.
Вариативный подход к формированию
структуры урока:

Также
структура урока должна соответствовать
цели урока и логике усвоения знаний
(восприятие, осмысление, запоминание,
применение, обобщение).

6.
Реализация на уроке в оптимальном
соотношении всех дидактических принципов
и правил из них вытекающих.

В
настоящее время выделяют следующие
дидактические принципы обучения:
воспитывающего и развивающего обучения;
научности; связи теории с практикой,
обучения с жизнью; наглядности;
доступности; систематичности и
последовательности; самостоятельности
и активности учащихся в процессе
обучения; сознательности и прочности
усвоения знаний и умений; целенаправленности
и мотивации обучения; индивидуального
и дифференцированного подхода к обучению
учащихся.

Из
дидактических принципов вытекают
правила обучения, которые подчиняются
принципу, конкретизируют его, определяют
характер отдельных методических приемов,
используемых преподавателем, и ведут
к реализации данного принципа. Принципы
отражают сущность процесса обучения,
а правила — его отдельные стороны.

1.
Развитие умений творческого характера
(формирование опыта творческой
деятельности).

2.
Развитие речи, развитие мышления,
развитие памяти, развитие сенсорной
сферы, развитие двигательной сферы,
развитие познавательного интереса и
любознательности.

3.
Формирование и развитие у учащихся
системы не только специальных предметных,
но и общеучебных умений и навыков,
которые служат основой для реализации
любой деятельности (развитие умений
учебно-познавательной деятельности).

4.
Изучение и учет уровня развития и
психологических особенностей учащихся,
проектирование «зоны ближайшего
развития».

5.
Проведение учебных занятий на «опережающем»
уровне, стимулирование наступления
новых качественных изменений в развитии.

6.
Развитие интеллектуальной, волевой,
эмоциональной, мотивационной сфер
личности.

1.
Выявление и использование на уроке
воспитательных возможностей:

2.
Четкая постановка воспитательных целей
и реализация этих целей через систему
воспитательных задач.

Постановка
воспитательных целей урока осуществляется
в русле целостного подхода к процессу
формирования базовой культуры личности,
основными направлениями которой являются
духовно-нравственная, экологическая,
трудовая, интеллектуальная, эстетическая
культура.

Достижение
почти всех воспитательных целей
невозможно на одном уроке и поэтому
необходимо из урока в урок, имея в виду
одну воспитательную цель, ставить
различные воспитательные задачи эту
цель реализующие.

, направлено на стимулирование у учащихся психологических качеств, необходимых для успешного прохождения этапов профессионализации (выбора профессии, освоения профессии, адаптации к профессии, овладения мастерством и творчеством в профессии, повышения квалификации и т.д.).

Словарь по профориентации и психологической поддержке. — Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации.
.
.

Оцените статью
SIOBR