Определить провайдера, с помощью которого Ваш компьютер подключен к Интернету и
найти в каком году он появился на рынке.
Указание адреса страницы.
б) Ввести в адресную строку
в) По полученным материалам выяснить, где и когда родился Дж.Р.Р.Толкиен (автор
книги «Властелин кольца»).
г) Скопировать полученные данные и вставить под номером 1 в файл текстового
а) Назовите автора строк «Кто владеет информацией тот владеет миром»
Ответ ввести в формате: фамилия. При вводе ответа не вводите лишних пробелов
перед словом и после него. Фамилию вводить на русском языке!
б) Скопировать и вставить в документ ссылку с адресом сайта, где взят ответ
Используя любой поисковый сервер, найдите ответы на следующие вопросы:
1. Существует три типа речных окатанных камней: гравийные (диаметр от 1 до 10 мм),
галичниковые (диаметр — от 10 до 100 мм). Как называется третий тип камней?
2. Говорят, что мало кто из современников Эйнштейна понимали его теорию. Макс
Планк, утешая Эйнштейна, говорил: «Новые теории никогда не принимаются. Они или
3. Считалось, что носить большие и красивые манжеты на рубашках у средневековых
студентов значило прослыть трусом. Почему?
Оформите информацию в текстовом редакторе Word, сделав ссылки на сайты,
содержащие ответы на вопросы.
4. Найдите в Интернет два закона РФ, регулирующие деятельность в области
С помощью поисковой системы Google вы можете найти в сети имеющееся у вас
изображение и определить по его описанию то, где оно сделано, кто его автор, кто на нем
изображен и т.д
При изучении темы “Работа с WWW. Поиск
информации в Интернете” учащимся можно
предложить выполнить приведенную ниже
практическую работу.
Сведения, полученные в результате выполненной
работы позволят учащимся:
Данное задание, с точки зрения
ИКТ–компетентности, нацелено на выявление
навыков по поиску и оценке и создании информации.
Компетентность выявляется с помощью задания
оценить информацию из базы данных с
использованием предоставленного механизма
поиска, выбрать те ресурсы, которые можно
использовать для справки или те, которые
отвечают определенным требованиям. Время на
выполнение: 30 минут. Выявляемые навыки:
Тема: Практическая работа №14.
Работа с WWW. Поиск информации в Интернете.История
ЭВМ.(2часа)
Задача урока: формирование и оценка
ИКТ-компетентности учащихся
Тип урока: учебное занятие по
комплексному применению знаний и способов
деятельности
Форма проведения урока:
урок-практикум
Логика учебного занятия: мотивация ®
актуализация комплекса знаний и способов
деятельности ® самостоятельное применение
знаний в сходной и новой ситуациях ®
самоконтроль и контроль ® коррекция® рефлексия.
Структура учебного занятия:
Подготовка учащихся к работе на уроке:
.“Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень
хочу начать работу с вами! Хорошего вам
настроения!”
Рапортичка (определение отсутствующих)
Приветствие учеников, которые после долгого
отсутствия появились в классе.
Этап подготовки учащихся к работе на основном
этапе.
Для работы на уроке класс делится на две
подгруппы (по 6-8 человек): Ученые и Техники.
Для успешной работы групп проводится
повторение в виде фронтальной работы. Работа
каждой команды и участника оценивается баллами.
Этап применения новых знаний и способов
действий.
1. “Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие
информатики и вычислительной техники”.
2. “История развития вычислительной техники”.
Разбить класс на 2 группы по 5-7 человек.
1-й группе предложить выполнить задание “Выдающиеся
ученые, внесшие вклад в развитие информатики и
вычислительной техники”.
2-й группе -“История развития вычислительной
техники”.
Задание 1. “Выдающиеся ученые, внесшие вклад в
развитие информатики и вычислительной техники”.
Задание 2. “История развития вычислительной
техники”.
Задания рассчитаны на 30 минут.
После выполнения задания учитель по сети
собирает статьи на Рабочем столе ПК учителя.
Учащиеся используя полученные материалы
работают по группам над созданием презентации по
теме группы.
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов
действий.
Учитель наблюдает за работой учащихся и
оценивает их работу по приведенной ниже схеме.
После создания презентаций учитель по сети
собирает презентации на Рабочем столе ПК
учителя. Учитель через проектор демонстрирует
всему классу работы учащихся.
Самопроверка применена при выполнении задания
на создание статьи.
Взаимопроверка применена при просмотре и
создании презентаций.
Контроль за работой учащихся на протяжении
всего урока осуществляется следующим образом:
заготовлена таблица, в которую по ходу урока
учитель заносит баллы , полученные учащимися за
отдельные задания:
Этап коррекции знаний и способов действий.
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях
и способах действий учащихся в рамках изученной
темы
Этап подведения итогов занятия
Оценки учащимся выставляются коллективно
после просмотра каждой презентации. Учитель
комментирует ошибки и недочёты учащихся,
выделяет особенно удачные работы, оценивает как
работу класса в целом, так и работу групп и
отдельных учащихся.
Этап информации о домашнем задании
Создать аналогичный продукт по выбранной теме.
Чтобы инициировать рефлексию учащихся по
поводу своей деятельности на уроке,
взаимодействия с учителем и одноклассниками,
применяется цветовая методика Люшера для
проведения психологической диагностики:
учащимся предлагается выбрать один из восьми
цветов в начале и конце урока, результаты
обрабатывает школьный психолог. Результаты
выбора учащиеся заносят в таблицу:
При подготовке этого урока использованы
материалы дистанционных курсов повышения
квалификации по курсу И.Н. Фалиной, В.Ф.
Бурмакиной «Как готовиться к тестированию по
проверке ИКТ-компетентности школьников» и
статья Бурмакиной В.Ф., Фалиной И.Н. “Начало
проекта по оценке ИКТ-компетентности
девятиклассников”, Информатика № 2/2006.
Учебник: Л.Л.Босова, А.Я.Босова «Информатика 9».
Тип урока: урок открытия и обретения новых знаний, умений и навыков.
Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями «поисковая система», «каталог ссылок», «поисковая машина» и показать практическое применение языка запросов, научить находить информацию в сети Интернет.
Воспитательные: продолжить воспитывать информационную культуру, навыки учебного труда и ответственного отношения к предмету.
Оборудование, ресурсное обеспечение урока
Используемые на уроке средства ИКТ:
Электронные образовательные ресурсы
Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности к уроку, способствует формированию положительного эмоционального фона. Учащиеся приветствуют учителя, занимают свои рабочие места.
Актуализация опорных знаний
Учитель проверяет усвоение по изученному на предыдущих уроках материалу.
Для этого он использует кроссворд с основными понятиями компьютерных сетей (слайд 2). Следующие задания по установке соответствий между логотипами популярных браузеров и их названиями (слайд 3), и названиями протоколов и их назначением соответственно (слайд 4).
Этап получения новых знаний
Объяснение нового материала (слайд 5 — 20)
Поисковая система – это аппаратно-программный комплекс, который предназначен для осуществления функции поиска в интернете, и реагирующий на пользовательский запрос, который обычно задают в виде какой-либо текстовой фразы (или точнее поискового запроса), выдачей ссылочного списка на информационные источники, осуществляющейся по релевантности.
Учащиеся называют поисковые системы, которые они знают.
Основные характеристики поисковых систем
Каталог ссылок – это разбитый по темам список ссылок на сайты с их кратким описанием.
Группы ссылок в зависимости от широты тематики
Группы каталогов ссылок:
Поисковая машина – это автоматическая система, которая хранит информацию об известных ей веб-страницах и выдает по запросу адреса тех из них, где встречаются введённые ключевые слова.
Ключевые слова – это набор слов и выражений, которые отражают требуемую информацию.
Самая основная задача каждой поисковой системы – доставить людям именно тот вид информации, который им нужен.
Именно поэтому специалисты-разработчики поисковиков делают принципы и алгоритмы их работы, которые бы давали пользователям находить интересующие их сведения. Это означает, что система, должна «думать» так же, как мыслит человек при поиске необходимой информации в Интернете.
Для того чтобы получить правильные ответы на подобные вопросы, разработчики поиска постоянно улучшают принципы ранжирования и его алгоритмы, добавляют им новые возможности и функции и любыми средствами пытаются сделать быстрее работу системы.
Первой компьютерной программой для поиска в Интернете была программа Арчи (англ. archie — архив без буквы «в»). Она была создана в 1990 году Аланом Эмтэджем (Alan Emtage), Биллом Хиланом (Bill Heelan) и Дж. Питером Дойчем (J. Peter Deutsch), студентами, изучающими информатику в университете Макгилла в Монреале. Программа скачивала списки всех файлов со всех доступных анонимных FTP-серверов и строила базу данных, в которой можно было выполнять поиск по именам файлов. Однако, программа Арчи не индексировала содержимое этих файлов, так как объём данных был настолько мал, что всё можно было легко найти вручную.
Первым поисковым роботом, написанным на языке Perl, был «World Wide Web Wanderer» — бот Мэтью Грэя (Matthew Gray) из Массачусетского технологического института в июне 1993 года. Этот робот создавал поисковый индекс «Wandex». Цель робота Wanderer состояла в том, чтобы измерить размер всемирной паутины и найти все веб-страницы, содержащие слова из запроса.
Поисковая система «WebCrawler», запущенная в 1994 году — первая полнотекстовая система индексирующая ресурсы при помощи робота («craweler-based»).
Система позволяла пользователям искать по любым словам, расположенным на любой веб-странице — с тех пор это стало стандартом для большинства поисковых систем.
Поисковая система «WebCrawler» — первый поисковик, получивший широкое распространение.
В 1996 году реализован поиск с учётом русской морфологии на поисковой машине Altavista и запущены оригинальные российские поисковые машины Рамблер и Апорт. 23 сентября 1997 года была открыта поисковая машина Яндекс. 22 мая 2014 года компанией Ростелеком была открыта национальная поисковая машина Спутник. 22 апреля 2015 года был открыт новый сервис Спутник. Дети специально для детей с повышенной безопасностью.
Типы поисковых систем:
Многие поисковые системы, такие как Google и Bing, используют алгоритмы выборочного угадывания того, какую информацию пользователь хотел бы увидеть, основываясь на его прошлых действиях в системе. В результате, веб-сайты показывают только ту информацию, которая согласуется с прошлыми интересами пользователя. Этот эффект получил название «пузырь фильтров». Всё это ведёт к тому, что пользователи получают намного меньше противоречащей своей точке зрения информации и становятся интеллектуально изолированными в своём собственном «информационном пузыре».
Учитель проводит опрос с целью выяснить самый популярный поисковик в классе и знакомит учащихся с рейтингом поисковых систем в России.
! – запрет перебора всех словоформ.
+ — обязательное присутствие слов в найденных документах.
— — исключение слова из результатов поиска.
& — обязательное вхождение слов в одно предложение.
~ — требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.
«» — поиск устойчивых словосочетаний.
$title – поиск информации по названиям заголовков.
$anchor – поиск информации по названию ссылок.
Динамическая пауза
(слайд 21-23) Проводится динамическая пауза с учащихся, которая состоит из трех групп упражнений гимнастики для глаз, снятия напряжения и утомления по методике Э.С.Аветисова.
5. Этап закрепления изученного материала с последующей самопроверкой
(слайд 24-25) Учитель проводит с учащимся практическую работу по поиску в сети Интернет.
Практическая работа.
Задание 1. Особенности поиска по группе слов.
Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс.
Задание 2. Найдите информацию об интересных фактах Волгограда в Интернете.
1. Чем уникальна улица Ковентри в Волгограде?
2. Где расположен самый высокий памятник в мире, установленный реальному человеку? Укажите его размеры и фото.
3. Какой размер имеет самый длинный дом в Европе? Укажите его адреса и фото
4. Когда Волгоград переименовывается в «город-герой Сталинград» (точные даты)
5. Чему равна протяженность самой длинной улицы России, которая не имеет официального статуса улицы? Какое название она носит?
После выполнения работы, проводится проверка результатов работы, и ученики ставят себе оценку за урок.
Учитель контролирует ход выполнения работы учащихся, помогает учащимся, у которых не получается самостоятельно выполнить задание.
Учащиеся под руководством учителя проверяют результаты выполнения практической работы, анализируют полученные ответы, определяются с оценкой результатов работы.
Примерные ответы на практическую работу (слайд 26-31)
Оценивание практической работы
Учитель задает домашнее задание, при необходимости комментирует его.
Домашнее задание
Учитель с учениками подводит итог урока, выставляет оценки и благодарит за урок, предлагает учащимся заполнить лист рефлексии урока.
Ответьте выборочно на 2-3 из предложенных вопросов:
Используемые ресурсы
Тема урока: Поиск информации в сети Интернет
Учебник: Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9» Тип урока: урок открытия и обретения новых знаний, умений и навыков
раздаточный материал с практической работой «Поиск в сети Интернет» Практическая работа DOCX / 16.89 Кб и рефлексией урокаРефлексия DOCX / 15.5 Кб
1. Организационный этап
2. Актуализация опорных знаний
3. Этап получения новых знаний
4. Динамическая пауза
(слайд 21-23) Проводится динамическая пауза с учащихся, которая состоит из трех групп упражнений гимнастики для глаз, снятия напряжения и утомления по методике Э. С. Аветисова.
5. Этап закрепления изученного материала с последующей самопроверкой.
Оценивание практической работы
5 – верно даны ответы на задание 1, задание 2 выполнено полностью с пояснениями и фотографиями.
4 – в задании 1 допущены неточности в 1-2 ответах, на один или два из вопроса задания 2 дан неполный ответ.
3 — в задании 1 допущены неточности в 3-4 ответах, на три вопроса задания 2 даны не полные ответы или отсутствуют ответы на 2 вопроса
6. Подведение итогов урока, рефлексия урока, постановка домашнего задания
Выучить лекционный материал
Учебник Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»
Рабочая тетрадь Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»
И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ 9»
Тип урока: практическая работа.
Материалы и оборудование:
Орг. момент, постановка цели урока.
Знакомство учащихся с новой темой. Лекция
учителя.
Объяснение учителем, последовательности
самостоятельной работы учащихся.
Выполнение практической работы.
Подведение итогов урока.
В Интернете содержится огромное количество
информации: число документов Всемирной паутины
приближается к населению Земли. В Интернете
отсутствует единая систематизация ресурсов
сети. Если неизвестен электронный адрес
компьютера с нужной информацией, найти
необходимые сведения может оказаться непросто.
Хотя практически все узлы в Интернете
взаимосвязаны, обнаружить нужный документ,
путешествуя по сети с помощью ссылок, как
правило, невозможно.
Для поиска информации обычно используют
специальные сайты – поисковые машины (см.
приложение №1), которые позволяют быстро
обнаружить необходимые сведения. Чтобы найти
нужную информацию, достаточно задать на этих
сайтах ключевые слова, наиболее точно отражающие
искомые сведения. Для уточнения области поиска
есть возможность создать более сложный запрос из
ключевых слов.
Запрос может состоять из одного или нескольких
слов, разделенных пробелами. Могут быть
использованы как русские, так и английские слова
и словосочетания. По умолчанию находятся только
те документы, в которых встретились все
введенные Вами слова.
Например: информационные технологии
Например: информационные & технологии
Части запроса могут быть сгруппированы с
помощью круглых скобок ( ). Возможна многократная
вложенность скобок в сочетании с логическими
операторами.
(информационные and технологии) or
(информационные and системы)
Если поиск не нашел ни одного документа, то вы,
возможно, допустили орфографическую ошибку в
написании слова. Проверьте правильность
написания. Если вы использовали при поиске
несколько слов, то посмотрите на количество
каждого из слов в найденных документах (перед их
списком после фразы «Результат поиска»).
Какое-то из слов не встречается ни разу? Скорее
всего, его вы и написали неверно.
Некоторые поисковые сервера учитывают регистр,
некоторые нет. Например:
Все равно, с какой буквы написаны слова запроса:
с большой или с маленькой. И при построении
индекса, и при поиске по запросу все заглавные
(большие) буквы «понижаются».
Не пишите большими буквами. Начиная слово с
большой буквы, вы не найдете слов, написанных с
маленькой буквы, если это слово не первое в
предложении. Поэтому не набирайте обычные слова
с Большой Буквы, даже если с них начинается ваш
вопрос Яндексу. Заглавные буквы в запросе
рекомендуется использовать только в именах
собственных. Например, «группа Черный кофе»,
«телепередача Здоровье».
Об операторах, использующихся при построении
запроса, рассказано в приложении №2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА “ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
В ИНТЕРНЕТ”
1. Запустить программу Internet Explorer.
2. Зайти на одну из поисковых систем,
предложенных в приложении №1.
3. Используя операторы, описанные в приложении №2, заполнить
приведенную ниже таблицу.
4. Выполнить сравнение поисковых систем Aport, Yandex
и Rambler на одинаковых поисковых запросах,
предварительно сформулировав критерий
успешности. Дать свое резюме.
5. Найти информацию по нескольким метапоисковым
системам Рунета, дать их краткий сравнительный
обзор.
Практическая работа № 1. Обмен информацией в сети. Поиск информации и загрузка файлов из сети. Электронная почт.
это международная компьютерная сеть, объединившая сотни миллионов компьютеров в различных странах мира. Компьютеры, подключаемые к сети, можно разделить на серверы и персональные компьютеры.
— это компьютер, который используется для хранения информации, доступной в сети Интернет. Непосредственно к нему подключаются персональные компьютеры, вследствие чего они получают доступ к сети.
Таким образом, совокупность серверов, соединенных между собой высокоскоростными линиями связи, персональные компьютеры образуют глобальную сеть Интернет. Соединения компьютеров носят хаотический характер, вследствие чего Интернет называют «паутиной». Однако для устойчивой работы сети должно выполняться одно существенное правило: каждый компьютер-сервер должен иметь минимум два соединения с другими серверами. Данное правило обеспечивает стабильную работу сети, так как выход из строя одного из серверов никак не отразится на работоспособности всей сети Интернет. Структурная схема сети Интернет представлена на рис. 3.94.
Для того чтобы информация от одного компьютера могла перемещаться к другому, каждый компьютер-сервер должен иметь индивидуальный адрес. Он складывается из двух составляющих:
имя сервера и обозначение страны (региона). — последовательность латинских букв. Разделителем в адресе является точка.
Обозначение страны (региона) является стандартом и указывает на то, в каком государстве (регионе) расположен данный сервер. Так, имена российских серверов имеют окончание а — Украина, — Казахстан и т.д. Окончание сот является признаком совокупности коммерческих серверов.
— сервер российской системы поиска информации;
— сервер бесплатной электронной почты;
— сервер поддержки бесплатных сайтов.
Примерами коммерческих серверов являются:
— международная система поиска информации;
— международная система электронной почты.
В Интернете действует множество различных служб: электронная почта, группы новостей, служба передачи файлов и многие другие. Однако самой популярной является . Сокращенно ее называют . Эта служба настолько популярна, что многие ее считаю Интернетом. Однако — это, конечно, не Интернет, а лишь одна из его многочисленных служб.
включает в себя два компонента:
-страницы) — информация, доступная через данную службу и хранящаяся в доменах на серверах. Домен — это участок долговременной памяти компьютера-сервера, где хранятся -документы. По аналогии с организацией файловой структуры компьютера домен имеет свое индивидуальное имя, которое складывается из латинских букв и цифр.
-документы (сайты) — это файлы, записанные в формате НТМ — язык разметки гипертекста). Для их просмотра на персональном компьютере необходимо использовать специальную программу-браузер, которая формирует расположение текста на экране по описаниям в НТМ-файле, считывает файлы изображений и выводит их в заданных местах.
Наиболее популярными браузерами являются для операционной системы
-документы связаны друг с другом посредством гипертекста — ссылок, которые могут быть оформлены в виде текста (подчеркнуто одно слово или несколько слов) или картинки. С помощью гипертекста можно попасть:
Для обращения к информации, размещенной на том или ином -сайте, используется уникальное символическое имя в сети Интернет, которое формируется по следующим правилам:
Таким образом, вся работа в сети Интернет — это работа через браузеры с гипертекстами различных сайтов и серверов с целью получения и передачи самой различной информации: познавательной, научной, финансовой, личной и др.
-документов можно рассматривать как одно огромное информационное пространство. Для поиска информации в нем используются специально созданные отечественные и международные поисковые системы.
Среди отечественных систем наиболее известны Апорт (), Рамблер () и Яндекс (). Их особенность в том, что они ищут информацию по запросам НИ русском языке. Среди международных информационно-поисковых систем следует выделить такие, как ). Эти системы позволяют выражать запросы и искать информацию не только на английском, но и на русском, а также испанском, французском, немецком и других языках.
Запросы на поиск информации в Интернете могут состоять из одного или нескольких ключевых слов, например «Интернет», «учебник по информатике», « » и др. Ответ на запросы — это гипертекстовые ссылки на сайты, в которых имеются указанные ключевые слова, а также аннотации, которые синтезируют поисковые системы.
• или щелкните по ярлыку на Рабочем поле
2. Рассмотрите названия и назначение всех элементов рабочего окна программы
Заголовок окна — стандартный заголовок ., в котором кроме названия программы отображается еще и название текущей открытой
Под заголовком располагается Главное меню, с помощью которого удобно выбрать любую команду . Ниже меню находится Панель инструментов, на ней расположены значки, обозначающие различные действия, которые можно выполнять в процессе работы.
В Рабочем поле отображается просматриваемая в данный момент -страница, а в строке адреса указывается ее адрес в сети Интернет. Также в строке адреса может быть набран конкретный адрес сервера или -сайта, который пользователь хочет просмотреть.
3. Загрузите поисковый сайт Апорт. Для этого достаточно в строке адреса указать:
4. Внимательно ознакомьтесь с информацией, расположенной на открывшейся
5. Выполните поиск информации по ключевому слову «Информатика». Сколько найдено сайтов по заданному ключевому слову?
6. Выполните переход посредством гиперссылки на любую из найденных страниц. Для этого установите указатель мыши на гиперссылку и щелкните мышью.
Примечание. При установке указателя мыши на гиперссылку он принимает вид руки.
7. Выполните переход по адресу:
8. Повторите поиск информации по ключевому слову «Информатика» посредствам поискового сайта Я
9. Сравните результаты поиска.
10. Загрузите любой поисковый сайт и выполните поиск информации на тему: «Устройство компьютера».
11. Просмотрите гиперссылки, найденные по заданному запросу. Используя наиболее подходящую, по вашему мнению, гиперссылку, загрузите -страницу, соответствующую ей.
12. Выполните сохранение -страницы на ваш компьютер в папку «Мои документы». Для этого совершите следующие действия:
в открывшемся окне определите папку, в которой будет выполняться сохранение, и нажмите кнопку
В этом случае будет сохранена вся -страница и ее возможно просмотреть на любом локальном компьютере, даже не подключенном к сети Интернет.