О чем речь? Передача знаний любого уровня подразумевает использование методов обучения. По сути, это коммуникация между учителем и обучающимися. И то, какую технику используется для данного взаимодействия, в конечном итоге определяет разнообразие способов.
В статье рассказывается:
- Что такое методы обучения
- Словесные методы обучения
- Объяснение
- Рассказ
- Беседа
- Дискуссия
- Лекция
- Семинар
- Экскурсия
- Наглядные методы обучения
- Иллюстрирование
- Демонстрация
- Практические методы обучения
- Упражнения
- Творческие работы
- Лабораторные работы
- Вспомогательные методы процесса обучения
- Продуктивные методы
- Методы контроля
- Методы стимулирования
- Современные методы обучения
- Проектный метод
- Кейс-стадии
- Коучинг
- Мозговой штурм
- Деловая игра
- Учебная игра
- Метод погружения
- Метод опережающего обучения
- Эвристический метод
- Интеллект-карта
- Мифологемы
- Метод синектики
- Метод проектов
- Инновационные методы обучения в ХХI веке
- Основные методы дистанционного обучения
- Особенности выбора методов организации обучения
- Что такое метод обучения
- Отличия метода, приёма, методики и методологии обучения
- Какие бывают методы обучения по разным классификациям
- По характеру познавательной деятельности (М. Скаткин, М. Махмутов, И. Лернер)
- По источникам передачи знаний (А. А, Вагин, П. Гора)
- По компонентам деятельности (Ю. Бабанский)
- Популярные современные методы обучения
- Кейс-стади или разбор кейса
- Ролевые и деловые игры
- Перевёрнутые классы
- Как выбирать методы обучения
- Наглядные методы обучения.
Что такое методы обучения
Термин «метод обучения» можно понимать по-разному, но в большинстве случаев под этим подразумевают то, каким образом учитель взаимодействует с учениками в процессе обучения. Существует и другое значение, более полно отражающее его суть. Метод обучения – это способ расширения знаний об окружающем мире, позволяющий узнать истину.
Что такое методы обучения
Методы обучения стали появляться еще в ту эпоху, когда знания передавались от старших членов сообщества молодому поколению. За все время они претерпели существенные изменения:
Методы обучения принято разделять на приемы. Сам по себе прием не позволяет достичь цели, однако именно благодаря приемам метод приводит к желаемому результату. Предположим, метод работы с книгой состоит из следующих приемов:
В зависимости от ситуации один и тот же метод реализуется посредством различных приемов. Например, работа с книгой может предполагать либо чтение вслух и составление плана, либо схематичное представление материала и поиск цитат, либо конспектирование.
Один и тот же прием может использоваться в разных методах. Так, схематичное представление материала может быть приемом объяснительно-иллюстративного метода (в ходе занятия учитель рисует схему на доске) или же приемом исследовательского метода (ученики изображают в виде схемы самостоятельно пройденный ими материал).
Для реализации методов и приемов обучения на практике требуется обеспечение учащихся предметами, такими как учебники или специальные приспособления.
Стандартные методы обучения принято разделять на словесные, наглядные и практические, а также комбинированные методы. Рассмотрим их подробнее.
Словесные методы обучения
Являются наиболее распространенными активными методами обучения, способствуют быстрому усвоению объемного материала учениками, развивают у них творческие и аналитические способности, умение представлять общую картину.
Объяснение
Раскрывает смысл терминов или процессов. Имеет форму монолога, где преподаватель обосновывает важные утверждения, отвечает на вопросы по теме занятия.
В объяснении должны присутствовать следующие элементы:
Рассказ
Отдельная тема излагается по пунктам. В отличие от объяснения рассказ имеет форму повествования и содержит описание различных ситуаций. Как правило, в рассказе дается характеристика персонажей и реальных людей, сообщаются интересные сведения. Рассказ может дополняться другими словесными методами.
Словесные методы обучения
Обязательными элементами рассказа являются:
Беседа
Обучение происходит в форме диалога. Преподаватель задает вопросы в определенном порядке так, чтобы обучающиеся смогли разобраться в пройденном материале и закрепить его. Этот словесный метод применяется наиболее часто.
Дискуссия
Это разновидность беседы, в ходе которой между учеником и учителем происходит обмен мнениями, сформированными на основе полученного представления об изучаемой теме.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Уже скачали 21056
Лекция
При данном методе обучения материал последовательно излагается, и затем делаются выводы. В отличие от рассказа присутствуют научный подход и максимальная информативность.
По окончании лекции должна быть проведена самостоятельная работа для того, чтобы ученики могли проверить усвоение материала и прийти к собственному мнению, расширить свой кругозор.
Семинар
Этот метод профессионального обучения предполагает закрепление рассмотренного на лекции материала. Здесь студенты самостоятельно находят информацию и делятся ею друг с другом, преподаватель выносит на обсуждение различные вопросы, все участники обмениваются мнениями.
Для проведения семинара нужно предварительно выполнить ряд действий: преподаватель составляет план и дает ученикам время на его рассмотрение, а они, соответственно, изучают информацию по указанной теме.
В процессе мероприятия преподаватель стремится к тому, что участники вели друг с другом обсуждение, а на заключительном этапе обобщает полученные выводы, оценивает проведенную работу и дает замечания, каким вопросам требуется уделить внимание.
Экскурсия
Эффективный метод обучения сочетает устное изложение с наглядным представлением, способствующим лучшему ознакомлению с темой.
Требования к экскурсии:
Наглядные методы обучения
Использование наглядных методов является эффективным только при наличии соответствующих инструментов и визуальных примеров.
Иллюстрирование
При данном методе обучения в ходе изложения материала используется графическое представление (карты, рисунки, графики и т.д.)
Демонстрация
Процесс обучения должен быть связан с экспериментальным рассмотрением физического объекта, просмотром фильмов и т.д.
Требования к наглядным методам обучения:
Практические методы обучения
Цель данных методов обучения – более глубокое усвоение материала в процессе выполнения определенных действий.
Упражнения
Регулярное выполнение заданий по изучаемой теме.
Устные упражнения служат развитию мыслительных процессов, памяти, концентрации. Письменные упражнения необходимы для лучшего запоминания материала и приобретения практических навыков. Графические упражнения способствуют развитию трехмерного воображения.
Творческие работы
Они позволяют обучающимся реализовывать творческий потенциал и дают представление о самостоятельной работе в процессе написания сочинений, отзывов, рефератов.
Лабораторные работы
Ученики проводят самостоятельные исследования под контролем преподавателя с применением специальных приборов и инструментов.
Практические методы особенно часто применяются для самостоятельного закрепления нового материала, в основном они завершают прохождение отдельной большой темы.
Вспомогательные методы процесса обучения
В ходе обучения у учащихся вырабатываются навыки воспроизведения полученных знаний, то есть они учатся пользоваться ими на практике.
Объяснительно-иллюстрационный метод считается оптимальным для того, чтобы передать опыт в упорядоченной форме. Если коротко, то ученик воспринимает информацию, данную преподавателем.
Репродуктивный метод – самостоятельные действия в соответствии с имеющимся шаблоном.
Продуктивные методы
Ученики приобретают знания в ходе творческого процесса.
Эвристический (частично-поисковый) и исследовательский методы компенсируют недостаточный уровень творческих способностей.
Вспомогательные методы процесса обучения
Для достижения результата выявляются основные проблемы и решаются по такому плану:
У продуктивных методов есть определенные нюансы, в связи с которыми их нельзя рассматривать как приоритетные. Подача материала должна осуществляться репродуктивными методами, а исследование и поиск ее лишь дополняют.
Методы контроля
Методы контроля могут применяться отдельно, но почти всегда они входят в состав организационных методов. На это указывают, в том числе, выполняемые ими функции.
Методы стимулирования
Методы стимулирования в процессе обучения обладают тем преимуществом, что у ученика проявляется личная заинтересованность. Обычно стимуляция воздействует на индивидуальные характеристики обучающихся, их предпочтения и черты характера.
Современные методы обучения
Тренинг – это коллективное занятие, в ходе которого у учеников вырабатываются практические навыки. Только 20–30 % времени отводится изучению теории, в основном же происходят решение задач и насыщенная групповая работа. Зачастую лекции организуются в форме тренингов.
Тренинг часто рассматривается как оптимальный вариант преодоления трудностей, создания благоприятной атмосферы, вовлечения в учебный процесс.
Проектный метод
Суть проектного метода состоит в самостоятельной постановке цели учениками и определении способов ее достижения. Им необходимо осуществлять поиск, подбор, обобщение и анализ информации, тогда как преподаватель оказывает им поддержку, разъясняет, дает консультации.
Только до 5.06
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
Уже скачали 7503
Проектный метод направлен на развитие у учеников следующих качеств:
Проект может выполняться индивидуально или в группе, во втором случае также происходит развитие навыков коллективной работы.
Кейс-стадии
При данном методе обучения изучаются и анализируются имеющие отношение к рассматриваемой теме ситуации, которые могут произойти в действительности. Здесь у учеников развивается умение пользоваться на практике теоретическими знаниями, давать справедливую оценку проблеме исходя из своей компетенции, высказывать и обосновывать свое мнение. Решение кейса состоит в разборе условной ситуации и нахождении оптимального варианта действий.
Использование метода означает, что преподаватель является экспертом в своем деле, а ученики имеют хорошее представление об изучаемом предмете.
Коучинг
Коучинг представляет собой взаимодействие с наставником, в роли которого могут выступать как преподаватель, так и более успешные студенты. Для коучинга приоритетной задачей является не общее развитие, а достижение конкретных целей.
Наставник должен помогать учащемуся находится оптимальный способ решения задачи. С его помощью ученик определяет, в каких областях у него проявляются наклонности и учится развиваться в этих направлениях.
Мозговой штурм
Метод состоит в групповом обсуждении обозначенной проблемы, где у каждого есть возможность поделиться своими соображениями. Сначала учитель ставит вопрос, разъясняет порядок работы. Затем ученики формулируют свои предложения и обсуждают их всем коллективом.
Метод способствует достижению следующих целей:
Деловая игра
В ходе деловой игры моделируются разнообразные ситуации, относящиеся к изучаемой теме. Благодаря этому становится возможным использовать теоретические выводы на практике.
Деловая игра позволяет решить следующие задачи:
Учебная игра
Учебная игра отличается от деловой тем, что предполагает выполнение определенной задачи в процессе обучения.
Для учебной игры характерны:
Учебная игра может проводиться перед началом обучения, чтобы определить степень подготовки учеников. Она может проходить и при завершении обучения, чтобы закрепить усвоенный материал и показать, как им пользоваться в реальной жизни.
Метод погружения
Метод погружения обычно используется при изучении языка. Его автор предлагает оказывать воздействие на подсознание. Другими словами, чтобы у человека возникло желание обучаться, его следует постоянно к этому побуждать.
Справедливо утверждение, что для быстрого усвоения языка необходимо регулярно общаться с носителями. В наше время данный метод находит применение и в других областях, при этом обычно организуются выездные конференции.
Метод опережающего обучения
При создании данной методики были использованы следующие принципы:
Особое внимание следует уделять применению знаний на практике.
Эвристический метод
Суть данного метода в том, что ученики должны решать отдельные задачи в определенном порядке и, таким образом, постепенно двигаться к поставленной цели.
При этом следует добиваться логического перехода к более сложным темам. Желательно привлекать разнообразные методы: мозговой штурм, коллективное обсуждение и т.п.
Интеллект-карта
Интеллект-карта представляет собой план, в основе которого лежит приоритетная задача, из которой вытекают более мелкие подзадачи. При таком способе удается проследить, как основная тема связана с отдельными вопросами. Интеллект-карты способствуют быстрому и качественному усвоению материала, легкому восприятию сложных понятий. С их помощью можно разрабатывать и осуществлять проекты, изучать языки, составлять рабочий график и т.д.
Мифологемы
Метод мифологем предполагает поиск нестандартного выхода из представленной ситуации, которая может произойти на самом деле. При его применении описывается вымышленная и в то же время правдоподобная история. Учащиеся приобретают навыки творческой деятельности, у них развивается воображение, снижается переживание из-за реальных проблем.
Однако продуманные варианты действий фактически могут привести к нежелательным результатам.
Метод синектики
Метод синектики связан с проведением аналогий и образных сравнений для достижения результата. Обычно вместе с этим происходит интенсификация интеллекта. Имеется в виду, что преподавателю нужно задействовать свои отличительные способности.
Метод проектов
Здесь ученики могут действовать так, как им представляется необходимым. Им разрешается самим подбирать материал, создавать модели и делать логические выводы. Стоит отметить, что заключения, отличные от стандартных, могут быть приняты, если предоставлено обоснование.
Используемые в настоящее время методы обучения отличаются большим разнообразием. Тем не менее, среди них можно выделить пассивные методы, где основная роль отводится учителю, и интерактивные методы, подразумевающие участие учеников. Все педагогические методы обучения применяются во всех формах образовательной деятельности.
Инновационные методы обучения в ХХI веке
К ним относятся современные методы обучения, доказавшие свою эффективность в нынешних условиях. Они основаны как на полностью оригинальных концепциях, так и на усовершенствованных традиционных методиках. Характерной общей чертой этих методов является использование компьютерных технологий. Кроме того, они целиком исключают единоличное руководство педагога, он должен строить деловые отношения с учениками.
Разновидности указанных методов:
Основные методы дистанционного обучения
При таком способе обучения взаимодействие с преподавателем осуществляется посредством компьютерных технологий. От преподавателя требуется уверенное владение сетевыми инструментами, позволяющими организовать учебный процесс. Практические задания для учащихся следует подбирать с учетом технических характеристик компьютера. Внедрение новых технологий должно происходить поэтапно, давая студентам возможность сосредоточиться на учебном процессе.
Основные методы дистанционного обучения
Эти интерактивные методы в целом соответствуют устоявшимся, только обучение ведется через интернет.
Особенности выбора методов организации обучения
Выбор методов обучения часто оказывается сложной задачей для неопытного преподавателя. Для этого необходимо учитывать следующие критерии:
В основе любого метода обучения лежат различные составляющие – методические приемы, а они, соответственно, предполагают наиболее рациональный выбор. По отношению к методам приемы занимают более низкую позицию. Один и тот же метод обучения может включать в себя различные приемы, а одинаковые приемы могут встречаться в разных методах. Именно за счет приемов достигается неповторимость методов, применяемых в процессе обучения.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2018 года; проверки требуют 8 правок.
Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) — способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.
Пассивный метод (схема 1) — это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция — самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод (схема 2) — это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод обучения
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Независимо от того, преподаватель вы со стажем, готовитесь начать свою первую преподавательскую работу или только мечтаете о ней, тема методов обучения — одна из ключевых для педагога. Из этой статьи вы узнаете, какие бывают основные методы и приёмы обучения и как выбрать подходящий.
Что такое метод обучения
За долгую историю развития педагогики у термина «метод обучения» появилось множество определений. Если коротко, метод обучения — это набор приёмов и средств, которые помогают учителю и ученику вместе достичь целей в обучении. Цели чаще всего следующие:
Российские педагоги часто опираются на определение известного советского педагога Юрия Бабанского: «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». В любом случае термин метод обучения описывает многообразие стратегий, которые педагог применяет в классе.
Эти стратегии должны помогать вовлечь учеников, наладить с ними взаимопонимание, мотивировать их и поддерживать их интерес. В противном случае, каким бы прекрасным специалистом по своей теме ни был педагог, обучение не будет успешным.
Отличия метода, приёма, методики и методологии обучения
Чтобы не запутаться, разберёмся в педагогической терминологии. Мы уже упомянули, что метод обучения — это комплекс приёмов, направленных на решение задач обучения.
Автор популярного вузовского учебника по педагогике И. П. Подласый пишет, что приём — «это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объёму или простой по структуре». То есть приёмы означают конкретные шаги, которые передают знания, формируют навыки и стимулируют учеников продолжать работу. Например, обучение через наглядные средства — это метод, а приём — это конкретное действие: показать ученикам слайды с фотографиями.
Один и тот же метод обучения может состоять из разных приёмов, а одни и те же приёмы могут составлять различные методы.
Методика, в отличие от метода, имеет автора или группу авторов. Кроме того, если метод понятие гибкое и может состоять из разных приёмов, то методика — конкретный комплекс методов и приёмов для выполнения определённой работы. Методология более широкий термин, чем метод и методика, это целая система методов, применяемых в какой-то сфере.
Иерархия терминов, используемых в обучении
Какие бывают методы обучения по разным классификациям
Современным педагогам известны десятки классификаций методов обучения. За многие годы специалисты не выработали какого-то единственно верного подхода. Это неудивительно, ведь обучение — сложный, многосоставной процесс, на который сильно влияют изменения в окружающем мире.
Специалисты-педагоги в своё время предлагали систематизировать методы и приёмы обучения на основе различных критериев. Рассмотрим некоторые классификации и изучим, какие есть методы обучения. А после этого поговорим о том, какие современные методы сейчас популярны.
По характеру познавательной деятельности (М. Скаткин, М. Махмутов, И. Лернер)
Эта классификация по задумке создателей должна отражать уровень активности мышления и самостоятельности учеников. В ней описаны следующие методы.
Объяснительно-иллюстративный метод. Его используют, чтобы учитель мог изложить, а ученики усвоить уже известные факты, подходы, оценки и выводы. Этим методом часто пользуются, чтобы передать большое количество информации. Например, преподаватель читает студентам лекцию о русской культуре XIX века и показывает на экране слайды с произведениями того времени.
Репродуктивный метод. Ученики выполняют какое-то действие по инструкции учителя или по его примеру. Таким методом могут часто пользоваться на уроках прикладных занятий, курсах рисования, когда нужно что-то повторять, чтобы набить руку. Например, учитель показывает, как смешивать цвета, чтобы получить нужный оттенок. Как и в объяснительно-иллюстративном методе, здесь знания передаются ученикам в готовом виде.
В фильме «Ещё по одной» (Drunk, 2020) учитель истории использует метод проблемного изложения, когда предлагает ученикам выбрать правителя государства только по описанию, без имён. Источник кадра: bbc.com
Метод проблемного изложения. Педагог перед объяснением темы ставит проблему, формулирует задачу, а потом демонстрирует способ её решения (через доказательства и сравнение точек зрения). В реальности это задания, начинающиеся с вопроса «Почему?», задания с недостающей информацией или задания «на подумать». Например, учитель обществознания описывает ученикам случай, когда в маленьком городе строят завод по производству тракторов, и предлагает ученикам посмотреть на ситуацию глазами местных жителей, экологов и чиновников.
Частично-поисковый метод. Учитель ставит какой-то вопрос, а учащиеся самостоятельно ищут на него ответ. Например на языковых курсах преподаватель предлагает студентам порассуждать на тему «Кем я буду через 10 лет». Студенты используют уже известные им словосочетания и конструкции, чтобы построить текст на новую тему, к которой они не готовились, а преподаватель подсказывает и направляет.
Исследовательский метод. Учащиеся сами изучают информацию по теме или ведут наблюдения. По сути, это имитация научного исследования. Например, преподаватель курсов маркетинга даёт студентам задание подготовить анализ рынка онлайн-обучения по информации из открытых источников и самостоятельно сделать выводы.
По источникам передачи знаний (А. А, Вагин, П. Гора)
По источникам передачи знаний выделяют три группы методов:
В последнее время к этим источникам добавляют ещё два: книги и компьютерные технологии.
По компонентам деятельности (Ю. Бабанский)
Известный советский педагог Ю. К. Бабанский собрал и систематизировал уже имеющиеся на тот момент теории. Он поделил все методы обучения на три большие группы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (нужны для проверки знаний):
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
В педагогике выделяют ещё ряд классификаций, каждая из которых отражает те или иные аспекты процесса обучения.
Какие бы методы ни использовал преподаватель, важно адаптировать их под тему занятия, возраст учеников, а также особенности группы или класса.
https://youtube.com/watch?v=5zqqdrOB73E%3Ft%3D231s
Популярные современные методы обучения
Мы рассмотрели традиционные методы, которые учителя уже не одно десятилетие применяют в работе. Но в последние годы вузы, школы и онлайн-платформы всё чаще запускают дистанционные курсы, появляются всё новые программы и инструменты. Так что перед педагогикой встают новые задачи и специалисты вырабатывают новые методы. Остановимся подробнее на некоторых современных методах обучения.
Кейс-стади или разбор кейса
Кейс (case) — это заранее подготовленный учебный материал, в котором содержится описание ситуации, произошедшей в реальной практике. Метод учит студентов находить ответы на проблемные вопросы и принимать решения, а также предполагает творческий подход.
Метод разбора кейсов часто применяют в бизнес-образовании.
Ролевые и деловые игры
Ролевые игры в обучении развивают творческое мышление, формируют практические навыки и учат работать в группе. Игра вовлекает в учебный процесс максимум студентов и делает процесс увлекательным.
Во время ролевых игр ученики, наделённые определёнными ролями, исследуют какую-то тему. Такой метод — отличный способ поощрить творческое мышление учащихся, а не фокусироваться на оценках. Например, дети на уроке могут проходить квест и зарабатывать в процессе очки и опыт. Такой метод также поощряет не только усвоение знаний, но и развитие социальных навыков.
Деловая игра — это моделирование профессиональной деятельности, когда студенты (а деловые игры используют с учащимися старшего возраста) применяют свои знания в различных ситуациях. Педагогическая суть деловой игры в том, что она повышает самостоятельность студентов и готовит их к будущей работе.
Перевёрнутые классы
Метод перевёрнутых классов (англ. flipped classroom) предполагает, что учащиеся знакомятся с содержанием урока дома (читая книги или смотря видео), а практические задания делают в школе. Эта схема противоположна традиционной, в которой новую тему разбирают на уроке, а задания выполняют дома.
В «перевёрнутом классе» ученики в домашних условиях:
В учебном же классе они вместе с педагогом:
Главный плюс такого метода в том, что, осваивая новые знания, ученики работают каждый в своём темпе. Накопившиеся вопросы они могут задать педагогу на занятии, тем более на вопросы и разбор упражнений остаётся больше времени, чем в традиционном подходе.
Метод проектов учит ставить цели и искать пути их достижения. В некоторых странах проектное обучение даже заложено в основу образования. Этот метод стимулирует детскую самостоятельность и помогает научить работать в коллективе. Важная особенность проектного метода — ученики приобретают знания самостоятельно через практику, а педагог здесь скорее наставник и консультант.
Проектное обучение может проводиться в различных форматах:
Во время проектной работы ученики получают ряд навыков:
Проектный метод предполагает обучение через разработку проекта. Педагог предлагает ученикам сформулировать проблему и поэтапно её решить так, чтобы в итоге получился какой-то конкретный результат. Например, школьники заметили, что в соседнем со школой парке люди часто кормят белок едой, которая для них вредна. Они решили сделать проект, целью которого стало повысить осведомлённость гуляющих в парке о полезной для белок еде. В ходе проекта они собрали информацию, оформили её в виде яркого плаката и разместили его на стенде у входа в парк.
Как выбирать методы обучения
В каждом конкретном случае педагог сам определяет, какой метод обучения выбрать. При выборе форм работы педагогу важно помнить, что ни один метод не универсален и необходимо использовать разные методы, чтобы достигнуть целей обучения.
Также, выбирая методы обучения, учитель должен держать в уме все имеющиеся ресурсы и, конечно, возможности своих учеников. Специалисты обязательно учитывают, чтобы методы соответствовали:
К примеру, диспут будет уместно провести на уроке литературы, обсуждая противоположные точки зрения на персонажа. А викторина станет удачным завершением серии уроков по изучению истории России XVIII века.
Последние несколько лет в связи со стремительным ростом рынка онлайн-образования сильно выросла потребность в специалистах, которые ориентируются в современных методах обучения, могут сформировать концепцию онлайн-курса и оформить учебно-методические материалы. Методисты онлайн-курсов не только знают, какие есть методы обучения, но и помогают авторам выходить на рынок с увлекательными и полезными курсами, а вузам, школам и бизнесу создавать образовательные продукты. Кстати, современные методисты могут работать удалённо. предложение-подводка к курсам ниже
40 795 ₽
66 600 ₽
37 616 ₽
3 290 ₽
Преподавателям доступны множество методов и стратегий обучения. Часть из них может быть более или менее эффективными в каждом конкретном случае. Крайне редко какой-то метод обучения используют в «дистиллированном» виде, чаще всего преподаватели сочетают их на своё усмотрение. Если вы будете знать о разных методах, то сможете легко жонглировать ими в зависимости от материала, учеников и ситуации.
Методами обучения называют способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
Известна классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический, исследовательский.
При целостном подходе выделяют 3 группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.
В соответствии с таким подходом выделяют:
— словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
— наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
— практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Более подробно остановимся на этой классификации.
Словесные методы обучения занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
— рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания; содержать только достоверные и научно проверенные факты;
— включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
— иметь четкую логику изложения;
— быть эмоциональным;
— излагаться простым и доступным языком;
— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует:
— точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
— последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
— использования сравнения, сопоставления, аналогии;
— привлечения ярких примеров;
— безукоризненной логики изложения.
Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество: активизирует учащихся; развивает их память и речь; делает открытыми знания учащихся; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы: требует много времени; содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); необходим запас знаний.
Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция — монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них: составление плана текста, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки, составление формально-логической модели, составление тематического тезауруса, составление матрицы идей.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют: упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения; упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения. Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
Наглядные методы обучения.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
— применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
— наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
— наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
— необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
— детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
— демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
— привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Таким образом, методы обучения направлены на организацию тесного взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся в целостном педагогическом процессе.
Вопросы для самопроверки
1. Какие компоненты входят в структуру процесса обучения?
2. Перечислите основные функции обучения.
3. По каким критериям классифицируются методы обучения?
4. Каковы принципы использования наглядных методов обучения?