Минаева Е.В.
Булдыгерова Т.И.
Фомичева И.В.
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)
МАОУ школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов
Статья раскрывает особенности организации и проведения парной групповой работы в начальной школе. Выделены смежные по содержанию темы: общение детей со сверстником и взрослым, учебное сотрудничество, групповая работа, коммуникативные универсальные учебные действия. Описаны основные цели и задачи парной работы на уроке в начальной школе. Раскрыт алгоритм парной работы в процессе учебной деятельности. Выделены коммуникативные умения, являющиеся базовыми для парной работы. Определено значение данного вида работы для интеллектуального, личностного и социального развития детей младшего школьного возраста. Определены принципы организации парной работы. Описана последовательность обучения младших школьников парной работе. Представлены формы организации: вспомогательная и основная. Описаны виды заданий для парной работы. Рассмотрены особенности активности детей, функции педагога, реализуемые в процессе организации и проведения парной работы. Выделены ограничения и сложности проведения парной работы. Описаны некоторые частные случаи использования парной работы на уроке: при взаимных диктантах, методика Ривина – Баженова, методика взаимотренажа. Определены вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения в контексте использования групповой формы работы в учебной деятельности младших школьников.
младший школьный возраст
1. Слиткова Т.В. Работа в парах как одна из форм группового метода обучения в процессе формирования коммуникативных учебных действий // Современные инновации. 2016. № 7. С. 67–71.
2. Канунникова О.Г. Технология сотрудничества как системообразующий компонент коллективного способа взаимодействия // Модернизация образования. Материалы XXIII Рязанских педагогических чтений 24 марта 2016 года. Рязань, 2016. С. 139–141.
3. Булыга Л.А. Возможность повышения мотивации младших школьников посредством парной работы // Научный альманах ассоциации. 2016. № 2. С. 31–38.
4. Минаева Е.В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста: автореф.
5. Цукерман Г.В., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. М., 2010. 133 с.
6. Жадейко Г.В. Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах // Дятлово. 2009. 47 с.
7. Моисеенко Н.В. Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. № 9. С. 178–182.
8. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника – коммуникативное универсальное учебное действие // Начальная школа. 2012. № 9. С. 22–24.
9. Рунова Т.А. Технология организации учебного сотрудничества как средство повышения эффективности образовательного процесса. // Школьные технологии. 2014. № 5. С. 42–48.
10. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности // Начальная школа. 2011. № 11. С. 4–10.
11. Колесова О.В, Ганина Е.В., Косых М.Ю. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Нижегородское образование. 2013. № 3. С. 133–138.
Проблема сотрудничества, общения детей со сверстником и взрослым получила достаточно широкое освещение в научной психолого-педагогической и методической литературе. В работах А.К. Потаповой, И.Н. Агафоновой, Е.Ю. Никитиной, Н.А. Шкуричевой, И.М. Михайловой, Н.В. Аникиной, Г.М. Батуевой, Л.В. Епишиной рассматриваются вопросы коммуникативной компетентности, ее структуры. В.Ю. Разуваева, Э.Г. Нургалиева, О.М. Арефьева, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Дергунова, Л.В. Косикова, С.А. Тюрикова раскрывают понятие коммуникативных универсальных учебных действий, особенности их диагностики и формирования в начальной школе, влияние на мотивацию, личность школьника. Вопросы организации и проведения групповой работы получили освещение в научных исследованиях Г.И. Доскалиевой, М.А. Мкртчян, Е.Ю. Рыжкиной, Г.В. Жадейко, О.Г. Канунниковой. Однако ряд частных вопросов не получил должного рассмотрения. К ним относятся вопросы специфики, особенностей организации и проведения парной групповой работы на уроке в начальной общеобразовательной школе.
Целью нашего исследования стала попытка выделить специфические характеристики парной работы, особенности ее организации и проведения с детьми младшего школьного возраста. Выделить актуальные и перспективные направления дальнейшего изучения возможностей парной работы в процессе учебной деятельности в начальной школе.
Материалы и методы исследования
В статье проанализированы монографические, учебно-методические и диссертационные психолого-педагогические труды отечественных авторов, публикации в периодической печати. Методом исследования являлся теоретический анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ теоретических источников позволил выделить ряд специфических характеристик парной работы.
Целесообразность парной работы и ее эффективность связана с возможностью решать целый ряд разнообразных задач.
– Возможность более качественно осуществлять индивидуальный подход в условиях массового обучения.
– Развитие коммуникативной компетентности Совершенствование навыков общения. В процессе групповой работы возможны споры, обсуждение различных вариантов решения, учебный диалог. Все это приучает детей внимательно слушать ответ товарища, быть готовым к ответу.
– Развиваются черты характера. Стеснительные начинают говорить, раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах. Совершенствование универсальных учебных действий.
– Возможность эффективного решения дидактических задач.
Посадка на уроке детей в группы еще не обеспечивает эффективной групповой работы учеников. Младших школьников необходимо учить взаимодействию, умению работать в группе, учебному сотрудничеству.
В ходе работы важно не только озвучить правила сотрудничества, необходимо несколько раз проиграть правильные формы взаимодействия, обсудить ошибочные действия (принципиально важно ошибки разбирать не на конкретной паре учеников, а использовать для этого вымышленных героев, сказочных персонажей).
Ряд авторов рекомендуют следующую последовательность обучения работы в парах.
Начинать работу предлагается с организации взаимопроверок.
Далее необходимо в парах проводить тренировочные задания (таблица сложения, умножения, устный счёт, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).
На следующем этапе важно научить детей задавать вопросы по теме, раскрывать их, давать обратную связь товарищу в группе (что было понятно, что непонятно, аргументация своей точки зрения).
В начале необходимо возникающие при работе в группе вопросы обсуждать со всем классом.
Парная работа может быть использована как дополнительная форма организации учебного процесса на уроке. В этом случае она является вспомогательной, а её возможности очень ограниченными.
При первичности целей обучения как формирование новообразований возраста, групповая форма работы выступает закономерной эффективной формой реализации поставленных целей. В данном случае групповая работа является ведущей формой организации учебного процесса.
В полном объеме данный подход реализован в развивающей системе обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Данная форма может использоваться на разных этапах урока (этап актуализации знаний; этап закрепления и повторения материала; этап открытия нового (постановка проблемных ситуаций); подведение итога урока (выполнение обобщений и формулировка выводов).
Работа в парах может быть реализована в 3 вариантах.
3. Вариационная пара: каждый учащийся получает индивидуальное задание, выполнив которое анализирует его с педагогом, проводит взаимообучение с тремя учениками.
Деятельность партнеров может быть организована следующим образом:
1. Работа хором: учащиеся вместе называют, выполняют требуемые операции.
2. По операциям. При выполнении задания вся последовательность действий разбивается на операции и поочередно реализуется учениками.
3. Деление элементов материала. В данном случае работа строится аналогичным образом как в предыдущем варианте, однако материал является большим по объему и может быть разделен не только на операции, но и части.
4. 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.
Существует ряд ограничений при организации работы в парах.
1. Нецелесообразно объединять в пару двух «слабых» учеников.
2. Если ребенок отказывается работать в группе, не стоит его принуждать к этому, стоит разрешить индивидуальную работу.
3. Групповая работа предполагает диалоговое взаимодействие, в связи с этим допускается «рабочий» шум. Не стоит допускать выкрики, разговоры в полный голос.
4. Длительность работы в паре варьируется от 15–20 минут в первом-втором классах, до 20–30 минут – в третьем-четвертом.
Групповая работа сопряжена для учителя с рядом сложностей: дополнительная нагрузка, так как необходимо подготовить дополнительный раздаточный материал, продумать распределение детей на пары, организовать работу детей, решать на уроке конфликтные ситуации.
В процессе групповой работы педагог выполняет ряд функций:
– объяснение последовательности работы;
– контроль за ходом и эффективностью работы;
– ответы на вопросы;
Рассмотрим некоторые частные случаи использования групповой формы работы на уроках в начальной школе
При взаимных диктантах (по А.Г. Ривину) один ученик диктует содержание второму. Потом – наоборот, второй учащийся диктует свой «текст», а первый – делает запись. Затем оба ученика выполняют проверку, подчеркивая (не исправляя) допущенные ошибки. После чего проводится работа над ошибками, проговариваются соответствующие правила. Далее возможен обмен материалами, партнерами, и продолжение цикла.
В карточки могут быть включены случаи, в которых ученики чаще всего допускают ошибки. Если дети читающие, можно добавить вопросы теории. Карточки выглядят следующим образом: на одной стороне написано содержание диктанта, а на обратной – правильный ответ.
Методика взаимотренажа предназначена для повторения, закрепления уже изученного материала. Характерной ее особенностью является отсутствие необходимости в постоянном присутствии педагога. Обычно на специальных карточках оформляются 5 упражнений (с ответами). Таких карточек по каждому разделу составляется 6 штук.
Происходит последовательная проработка всех заданий. В случае неудачи разрешается однократное исправление ошибки. В случае повторной неудачи верный ответ говорит ученик, исполняющий функцию учителя. Когда первый ученик продиктует все задания из своей карточки, ученики меняются ролями. Когда все номера выполнены, ученики заканчивают работу. Далее они могут искать новых партнеров и работать по тому же принципу. Стоит подчеркнуть, что ученик не меняет свою карточку. Работа занимает 5–10 минут.
Методика взаимообмена заданиями чаще используется при обучении решению стандартных, типовых задач. Методика взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий больше предназначена для закрепления материала.
Другие виды работы в паре.
3. Взаимоопрос (варианты: возможна работа пары за партой, где в ходе работы учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга, работа может проходить у доски).
6. Словарный диктант для соседа. В качестве домашнего задания ученики на карточке подготавливают слова или словосочетание на определенное орфографическое правило, с пропуском «трудных» букв. На уроке происходит обмен карточками и дальнейшая работа. На карточке подписывается составитель и исполнитель задания.
7. После изучения большой темы или раздела, каждый ученик составляет карточку-зачет для соседа: в нее включается один теоретический вопрос и два практических. Сосед по парте выслушивает ответ по теории, ставит оценку. Остальные задания выполняются письменно.
8. Грамматическое задание для соседа (творческого характера: написать сочинение, лингвистическую сказку).
9. Парное консультирование: предполагается работа учащихся с разной успеваемостью («сильный» и «слабый»). Ученики совместно прорабатывают теоретический материал.
При однородной работе пары учащихся выполняют одинаковые для всех задания. Но возможна и дифференциация по уровню трудности. Таким образом, виды работы в паре различаются позициями (ролями) обучающихся, целями, содержанием, техниками взаимодействия, результатами.
В методической литературе представлены виды заданий для формирования коммуникативных УУД в паре.
1. Составь задание партнеру.
2. Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые.
3. Заштриховать предметы (должны совпадать цвет, направление штриховки).
4. Устный счет (учитель сам предоставляет карточки с примерами и ответами, или детям заранее предлагается дома самим подготовить необходимое).
5. Диктант со взаимопроверкой тетрадей.
6. Лист с заданиями (ученики договариваются, что и как будут делать).
7. Ребята составляют и решают задачи по картинкам, договариваются, кто будет отвечать).
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить ряд специфических характеристик парной групповой работы на уроке. Определены цели и задачи, реализуемые в парной работе. Основные умения, необходимые для групповой работы. Последовательность организации, принципы, ее формы, виды. Выделены сложности организации, ограничения в использовании. Функции педагога.
Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Данная форма позволяет более эффективно решать задачи формирования у детей навыков общения.
В имеющейся литературе встречаются варианты описания работы в парах, однако для массового внедрения парной работы в педагогическую практику необходимы методические разработки, отражающие требования к отбору содержания и специфике организации парной работы на уроке.
- Библиографическая ссылка
- WORK IN PAIRS AS A METHOD OF STUDYING AT A TECHNICAL UNIVERSITY
- Ссылка для цитирования данной статьи
- Парная и коллективная формы организации обучения
- Необходимые и достаточные компоненты
- Оптимальная посадка при работе в парах
- Виды учебной деятельности в парах
- Два варианта использования работы в парах
- Диапазон использования в учебных целях
Библиографическая ссылка
Минаева Е.В., Булдыгерова Т.И., Фомичева И.В. ПАРНАЯ РАБОТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 12-2.
– С. 455-459;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37366 (дата обращения: 01.06.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Авдеева Анна Николаевна – кандидат технических наук, доцент,
кафедра материаловедения и машиностроения,
Ташкентский государственный транспортный университет,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
в статье приведён интерактивный метод работы в парах для проведения аудиторных, практических и самостоятельных занятий. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны данного метода. Сделаны выводы, что работа в парах, как с равноправными партнёрами, так и по принципу «ведущий–ведомый», имеет достаточно большую эффективность и может быть использована на практических занятиях как вспомогательным методом обучения, так и основным. Работа в паре во многом зависит от личностной совместимости студентов, работающих в паре, поэтому педагогу необходимо воспользоваться своими перцептивными способностями при делении группы на пары.
коллективная работа, работа в парах, метод «ведущий–ведомый», сенситивные учащиеся, стратегия контроля, педагогические способности, перцептивными способностями.
WORK IN PAIRS AS A METHOD OF STUDYING AT A TECHNICAL UNIVERSITY
Avdeeva Anna Nikolaevna — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor,
DEPARTMENT OF MATERIALS SCIENCE AND MECHANICAL ENGINEERING,
TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Список литературы / References
Ссылка для цитирования данной статьи
19 Sep 2012
Патсаев А.К., Дильдабекова Л.А.
Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия,г.Шымкент,
Резюме Впоследние годы в исследовании форм организации обучения, форм обучения все больше внимания уделяется групповой учебной деятельности. В статье приводятся схемы проведения интерактивных занятий, в частности работа в парах.
Түйін Ә.Қ. Патсаев, Л.А. Ділдабекованың «Жұптармен жұмыс — ұжымдық білім беру тәсілінің бірі» — атты мақаласында тәсілдің ұйымдастыру ережелері көрсетілген. Жұптармен жұмыс істеу барысында студенттер бір біріне жәрдем беріп, қарастырылып жатқан сұрақтарды терең ұғынады қателіктерді оңай тауып түзетеді, бір — бірін толықтырады және жауапкершілігі артады.
Abstrakct In this article “Pair work – as one of the collective way forms of training” of authors Patsayev A. K. and Dildabekova L. A. it is a question about pair work as one of the effective forms of the educational process organization. At pair work students help each other, comprehend the questions being studied more deeply, find and correct the mistakes easier, supplement each other and become more responsible.
Теория обучения долгое время основывалась на пассивных методах запоминания и последующего воспроизведения учебного материала. Поиск новых способов обучения ведет к тому, что учебный процесс сосредотачивается на обучающихся, поставленных перед необходимостью решения конкретных проблем.
Доказано, что результаты обучения находятся в прямой зависимости от положения, которое занимает обучающийся, и от «психологического климата», который его окружает. Среди важнейших задач, стоящих перед системой образования, особое место занимает поиск и освоение такой формы организации учебного процесса, которая позволит не только эффективно формировать у обучающихся необходимый объем теоретических знаний, практических умений и навыков, но и целенаправленно развивать их интеллектуальные способности, стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Известно, что решению таких задач способствует усиление индивидуализации обучения.
Идеи методики А.Г. Ривина легли в основу метода коллективного способа обучения (М.Н. Скаткин и В.К. Дьяченко, 70-е гг. ХХ в.), который начал внедряться в отечественных учебных заведениях. На данный момент метод КСО представлен рядом методик (обратная методика Ривина, методика Ривина-Баженова, Мурманская методика и методика «взаимопередач тем» — две последние предполагают отчет (о выполнении заданий) в малых группах). Все эти методики, решая разные дидактические задачи, строятся на работе учащихся в парах сменного состава.
На кафедре фармакогнозии и химии ЮКГФА в ученбом процессе применяется коллективный способ обучения. По курсу «Аналитическая химия» лабораторно-практические занятия по темам «Титриметрические методы анализа» проводятся с использованием методики «Работы в парах». Такая организация занятия обеспечивает усвоение студентами теоретических основ количественного анализа, приобритение практических навыков самостоятельной работы, и овладение техникой выполнения всех операции количественного анализа, которые необходимы для дальнейшего изучения профильных дисциплин и дальнейшей профессиональной деятельности провизора. Работа в парах как форма коллективной деятельности – способ организации совместных усилий обучающихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи в составе группы (совместное планирование выполнения учебно-трудовых операций, обсуждение и выбор способов решения учебных задач, взаимопомощь, сотрудничество в процессе труда).
При распределении обучающихся по парам мы руководствовались следующими принципами:
— попросить обучающихся рассчитаться;
— перед началом занятия можно провести тестирование, разделить по результатам на две группы (сильные и слабые) и объединить по одному человеку из каждой группы;
— преподаватель сам распределяет пары, разделяя неактивных и конфликтных обучающихся;
— обучающиеся сами на листе бумаги пишут, с кем им хотелось бы работать, затем создаются пары.
Качественный состав группы определяет то, насколько эффективно будут взаимодействовать обучающиеся в процессе совместной деятельности, насколько успешно справятся с заданием. Удачно подобранная по составу группа уже сама по себе создает мотивацию к взаимодействию ее членов. В формировании пар ведущими являются следующие критерии: разные учебные возможности (уровень обученности); психологическая совместимость учащихся (межличностные отношения, тип темперамента).
Обучающиеся должны дополнять друг друга, чтобы при необходимости быть в состоянии оказать друг другу помощь. Разбивка группы производится оперативно на время урока или как норма, выработанная на основе договора между преподавателем и обучающимися в начале конкретного учебного периода (учебная неделя, семестр, полугодие, год). Положительные моменты работы в парах заключаются в следующем:
Во время работы в парах преподаватель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в парах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным студентам или паре в целом. Самоконтроль и взаимоконтроль в ходе совместной работы в парах на данном этапе не заменяет контроль со стороны преподавателя. Обучающиеся проверяют друг друга, помогают друг другу исправлять ошибки, при необходимости объясняют их. Перед парой стоит задача – проверить у каждого правильность выполнения задания. Во время совместной работы в парах, обучающиеся могут столкнуться с определенными трудностями в общении друг с другом, которые, вполне вероятно, обусловлены недостатком культуры общения самих обучающихся. Также возможно, что некоторые из обучающихся не осознают значимость собственных усилий для достижения общей цели.
Чтобы сотрудничество состоялось, нужно приучать обучающихся:
— взаимодействовать в парах с любым партнером или партнерами;
— работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
— вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
— испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всей группы;
— полностью осознавать, что совместная работа в парах – это серьезный и ответственный труд.
Индивидуализация учебного процесса активизирует познавательную деятельность обучающегося и ведет к изменению роли преподавателя с традиционно-контролирующей на управление внешними факторами: формирование установок, определение информационной среды, включение индивидуализированной формы организации обучения в структуру занятия. Данная реорганизация направлена на повышение качества обучения, обеспечение «прозрачности» учебного процесса, улучшение методического обеспечения, увеличение мобильности студентов и преподавателей.
Результаты промежуточного контроля показали в тех группах, где проводились лабораторно-практические занятия по методике «работа в парах» успеваемость повысилась. В первой группе из 12 студентов получивших оценку «отлично» составило 66,7%, «хорошо» — 33,3%. Во второй группе из 12 студентов «отлично» составило 75%, «хорошо» -16,7%, удовлетворительно — 8,3%. В третьей группе из 12 студентов «отлично» составило 81%, «хорошо» — 16,7%, удовлетворительно — 8,3%. В четвертой группе из 13 студентов «отлично» составило 76,9%, «хорошо» — 8,3%, удовлетворительно — 16,7%. Таким образом, форма организации учебной деятельности как «работа в парах» дает возможность повысить качество обучения и успеваемость обучающихся.
Полат Е.С., Соловьева И.Ю. Давайте говорить по-английский: Пособие для работы в парах: Первый год обучения. В 2ч. –М.:Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -Ч.1: А. -72 c.
Технология парного обучения — один из видов педагогических технологий, при котором один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах. Технология парного обучения является частным случаем технологии работы в парах.
Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных занятий, которые включают в себя:
Благодаря сочетанию этих форм организации обучения реально происходит индивидуализация обучения.
Если в учебной группе всего два ученика, то в этом случае парное обучение редуцируется до индивидуального обучения, при котором нет возможности смены партнёров в парах.
При парном обучении практически реализуются известные принципы педагогики «обучая — учусь» и «неотсроченное использование знаний».
Технология парного обучения принципиально отличается от учения через обучение, развитого в Германии во второй половине 20-го века учителем французского языка Жан-Полем Мартаном. В «учении через обучение» сохраняется фронтальное обучение, при котором «один ученик обучает группу учеников», то есть заменяет учителя. По своей сути «учение через обучение» является точным повторением Белл-Ланкастерской системы обучения, известной в Европе со второй половины 18-го века.
Парная и коллективная формы организации обучения
Взаимодействие участников обучения в парах используется в двух разных формах организации обучения, названных В. К. Дьяченко парной и коллективной:
Иногда коллективную форму ошибочно считают частным случаем парной формы. Но это не так. Если общению в парной форме свойственна автономия, независимость от других пар, то в коллективной форме общение осуществляется в группе, при этом пары функционально и содержательно зависят друг от друга, благодаря изменению состава пар результаты учебного взаимодействия используются другими участниками группы. Выражения «пары сменного состава», «динамические пары», используемые как синонимы коллективной оргформы, не совсем точно отражают суть вопроса.
Необходимые и достаточные компоненты
Принципиальная схема технологии парного обучения
Технология парного обучения основана на взаимодействии двух людей. Такое взаимодействие в обычной жизни встречается очень часто, поскольку людям свойственно общение «с глазу на глаз». Парное взаимодействие также часто используется в учебных процессах. Но важным отличием парного взаимодействия от технологии парного обучения является присутствие необходимых и достаточных технологических компонент:
Оптимальная посадка при работе в парах
Оптимальная посадка при работе в парах
Возможны разные варианты посадки обучающихся при их работе в парах. Но не желательно им садиться за «круглый» стол, иначе они будут мешать друг другу, особенно при перекрестном общении при смене партнёров (но оставаясь не предыдущих местах).
Когда партнёрам необходимо писать свои объяснения в тетрадях друг друга, то целесообразно сидеть за одним столом, не меняя традиционной расстановки столов в один или несколько рядов.
Г. О. Громыко предлагает расстановку столов, как показано на рисунке. По его мнению, при такой посадке требуется в два раза меньше столов, чем при посадке «рядами по двое за столом». В комнате высвобождается много места для свободного прохода от одной группы к другой (для справки — для одной группы необходимо около 10 м² площади, включая проходы).
В группе из восьми человек возможен прямой визуальный контакт с любым участником.
Виды учебной деятельности в парах
Выделяют следующие виды учебной работы в паре: обсуждение, совместное изучение, обучение, тренировка и проверка. Возможно появление и других видов.
Виды работы в паре различаются:
Для обеспечения плодотворной работы в паре недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.
Два варианта использования работы в парах
Учебная деятельность в парах может использоваться в качестве главного компонента учебного занятия или в качестве дополнительного.
При расширении организационной структуры фронтально организованных учебных занятий (их разновидностью является, например, урок) учебной деятельностью обучающихся в парах, последняя может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными. (В отдельных методических материалах, посвящённых будто бы коллективному способу обучения, этот факт как раз и не учитывается.) Ведь на уроках ведущей формой обучения является групповая (взаимодействие в группе — малой или в рамках всего класса, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем). В связи с этим на уроке обеспечивается общий фронт — одинаковая для всех тема, примерно одинаковый темп её изучения, общее время начала и окончания занятий.
В этом случае использование работы в парах позволяет закреплять и повторять материал, который был преподнесен учителем всему классу. Обычно ученики заняты каким-то одним видом учебной деятельности в парах. Такая работа начинается и заканчивается учащимися одновременно.
Такой вариант использования работы в парах можно сравнить с бегом на месте (который, конечно же, имеет несомненную пользу). Но больше возможностей предоставляет бег в спортивном зале, а ещё больше — на больших открытых пространствах.
В этом случае парная работа используется главным образом для изучения нового учебного материала (без предварительного объяснения учителя), освоения новых способов учебной деятельности. Но это требует перестройки всего учебного процесса: режима занятий, контроля и оценивания деятельности учащихся, построения учебных программ, должностных обязанностей педагогов, управления школой, то есть перехода от классно-урочной системы к иным формам организации образовательного процесса, основанным на индивидуальных учебных маршрутах обучающихся. На занятиях, которые названы коллективными, в одно и то же время можно наблюдать разные формы организации обучения: одни школьники работают в парах, другие в группах, третьи с учителем, остальные самостоятельно. В процессе коллективных учебных занятий значительную долю нового учебного материала учащиеся осваивают самостоятельно (индивидуально, в парах или группах). При этом ведущей является работа в парах.
Диапазон использования в учебных целях
Технология взаимодействия участников в парах находит применение в различных областях деятельности, — в тех случаях, когда люди собираются вместе для решения какой-то общей задачи, например, —
В связи с тем, что «технология парного обучения» постепенно начала использоваться также в неучебных процессах, возникло более широкое понятие «технология работы в парах».