Особенности формирования самооценки младших школьников

Особенности формирования самооценки младшего школьника

Младший школьный возраст определяется важным обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу и дает возможность проявиться в новой сфере человеческой деятельности — учении. Л.И. Божович отмечает, что это особый возраст, который обеспечивает интенсивное развитие всех качеств личности. В этот период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. Ребенок получает определенный социальный статус, меняются интересы и ценности.

Младший школьный возраст обладает рядом специфических признаков. Эти возрастные особенности обусловлены рамками первого периода обучения. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые необходимы для письма, чтения, рисования, физкультурных занятий, ручного труда и других видов учебной деятельности, на основе которой при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к формированию теоретического сознания и самосознания как основы самооценки.

Г.М. Бреслаев указывает, что в этом возрасте ребенок представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он осознает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая общепринятые коллективные знаки (речь, ноты, цифры и др.), понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе. Самосознание младшего школьника развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя.

Р.С. Немов отмечает, что особенностью детей младшего школьного возраста, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нём говорит взрослый. Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам. У младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Е.Л. Серебрякова отмечает, что младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, которые наиболее ярко проявляются в первых классах школы. Поэтому для формирования самооценки важен уровень достижений, приобретенных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если уже в первом классе ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не обретет уверенности в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее. Кроме того, это может негативно сказаться на уровне самооценки ребёнка, выразиться в занижении уровня самооценки.

Первоначальные представления ребенка младшего школьного возраста о себе, его «Я-концепция» тесно связаны с его эмоциями, которые определяются отношением к нему взрослых, сверстников, старших детей. Эмоциональное отношение к оценкам извне, положительные или отрицательные внешние оценки, накладывают отпечаток на характер восприятия ребёнком себя как личности, на характер его самооценки.

Роль школьного оценивания в становлении самооценки учащегося чрезвычайно велика.

Получая внешние оценки, младший школьник испытывает разнообразные чувства: злости, вины, обиды, испуга, радости и др. На что-то он не обращает внимания, что-то с негодованием отвергает, но некоторые из внешних оценок работают и дают свои результаты в формировании личностной самооценки ребёнка. В свете вышесказанного характер формирующейся самооценки ребенка младшего школьного возраста, в немалой степени будет зависеть от деятельности взрослых: родителей и учителей. И.С. Кон отмечает, что данный этап развития и становления личности — решающий в процессе становления фундаментальных образований, «Я — Концепции», включая самовосприятие себя в мире, самооценку.

Как уже выше отмечалось, ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, по сравнению с дошкольным детством изменяется уклад жизни ребёнка, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Становление самооценки младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками) и новых видов деятельности (учебной деятельности). В процессе этого сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

В младшем школьном возрасте активно формируется не только самооценка, но начинает активно проявляться и интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия, без чего воспитание гуманного отношения к людям невозможно.

Младший школьный период характеризуется со­вершенствованием высшей нервной деятельности, раз­витием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучение в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности.

На фоне того, что ведущей деятельностью является учение, доминирующей психической функцией становится . От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Первоначальные формы наглядно — действенного мышления появляются в младенческом возрасте. Его основой являются восприятие и действие. Ребенок действует методом проб и ошибок. В раннем возрасте мышление развивается в практической деятельности и из практической деятельности. Ребенок соотносит свои действия с действиями взрослого. В дошкольном возрасте возникают предпосылки перехода к наглядно — образному и словесному мышлению. Ребенок рассуждает, решает задачи, усваивает понятия. Возникает тенденция к обобщению, установлению связей. В младшем школьном возрасте наблюдается переход от наглядно — образного к словесно — логическому мышлению. Появляются логические рассуждения. Ребенок начинает использовать конкретные операции, формируется научное понятие. Происходит развитие основ понятийного или теоретического мышления. В конце младшего школьного возраста проявляется индивидуальное развитие. Среди детей выделяются группы теоретиков или мыслителей, которые легко решают задачи в словесном плане; практиков, которым нужна опора на наглядность и практические действия и художников с ярким образом мышления. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между всеми видами мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентироваться не на внешние признаки и связи объектов, а на внутренние свойства и отношения.

  . Зрительное сосредоточение совершенствуется в младенческом возрасте. Младенец воспринимает предметы в раннем возрасте, и все психические функции все еще доминируют в воспитании ребенка. В дошкольном возрасте восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. В младшем школьном возрасте появляется 

В младшем школьном возрасте развивается Младшие школьники уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешнее впечатление – сильный отвлекающий фактор. Им трудно сосредоточиться на трудном, непонятном материале. Их понимание отличается малой устойчивостью, небольшим объемом. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 мин. Затруднены распределение внимания, его переключение с одного учебного задания на другое. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Развивается . Дети, контролируя себя в совместной деятельности, начинают лучше оценивать свои возможности и уровень знаний.

В младенческом возрасте первым проявляется узнавание предмета. В раннем возрасте ребенок способен воспроизводить увиденное или услышанное раньше. У младших дошкольников память непроизвольная. В 4 – 5 лет начинает формироваться произвольная память. У младших школьников память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес и они способны произвольно, целенаправленно запоминать материал им не интересный. С каждым годом все в большей степени обучение строится с опорой на произвольное запоминание. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает достаточно широкий круг рациональных приемов запоминания.  Когда ребенок осмысливает учебный материал – он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью. Мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Для более продуктивного обучения надо учиты­вать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой ма­териал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который ос­нован на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия.

Дальнейшее развитие получает и . Младший школьник ещё недостаточно осо­знаёт собственные мыслительные операции, он малоспо­собен к внутреннему наблюдению, но начинает отстаивать свое мнение перед другими людьми, пытается различать внутренние мотивы, которые его ведут, и на­правление, которому следует он. Таким образом, младший школьник только начинает овладевать рефлексией — способностью рассматривать и оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. У учащихся на данном периоде появляется личностная рефлексия.

Становление эмоционально – волевой сферы. В период новорожденности эмоции проявляются в «комплексе оживления». В младшем возрасте появляются удивление, тревожность, расслабление. В 7 – 11 месяцев проявляется страх расставания. В раннем возрасте ребенок эмоционально реагирует только на то, что воспринимает.

Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность, появляется эмоциональная регуляция действий. Круг эмоций расширяется. Деятельность становится эмоционально насыщенной. Усвоение норм и правил поведения существенно меняет особенности эмоций младших школьников. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности проявления эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими состояниями, настроениями, а иногда даже маскировать их. В этом обнаруживается характерная черта этого возраста. В формировании произвольных психических процессов младшие школьники лучше уравновешены, чем дошкольники или подростки. Развитие личности, начавшиеся в дошкольном возрасте, продолжается и в младшем школьном, но учащийся находится в других условиях, он включён в общественно значимую учебную деятельность. От школьной успеваемости, оценки, как плохого или хорошего ученика непосредственно зависит этот период развития его личности.

ребёнка начинается задолго до школы, но только в школе он сталкивается с такой чёткой и развёрнутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам указывается достаточно широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимных отношениях с учителями и взрослыми, на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице. Чёткая формулировка таких норм и правил, общественное поощрение и не менее обязательная и соответственная реакция на нерадивость – важное условие формирования дисциплинированности и организованности младших школьников. Будучи сформированными у ребёнка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органичным достоянием личности.

В начале своей школьной жизни, имея внутренние позиции, ребёнок хочет учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких оценок. Другими широкими социальными мотивами учения выступает дом, ответственность, необходимость получения образования, они также осознаются учениками перед определением смысла учебной деятельности. в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражается мотивация успеха (желание хорошо и правильно выполнять задания, получить нужный результат, и хотя она обычно сочетается с мотивами получать высокие оценки, все же ориентирует ребёнка на качество и результат учебной деятельности, независимо от внешней оценки). Тем самым, способствуя формированию саморегуляции. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделяться среди них, быть первым.

В мотивации достижения отчетливо прослеживается вторая тенденция – мотивация избегания неудачи. Дети пытаются избежать неудач и тех последствий, которые ведет за собой плохая оценка (недовольство учителя, наказание родителей). У неуспевающих детей существует особая компенсаторная мотивация – это побочная по отношению к учёбе деятельность, мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – занятие спортом, музыкой, танцами и др.

К важнейшим личностным характеристикам млад­шего школьника относятся: доверчивое подчинение ав­торитету, повышенная восприимчивость, внима­тельность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подража­тельность. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для фор­мирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. С началом школьного обучения в жизни ребенка появляется новый значимый взрослый – учитель. Он- воплощение требований общества и главное «мерило» и «судья» ученика. Такая роль учителя в его жизни связана с тем, что происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, которая «поворачивает» школьника на самого себя, требует рефлексии, оценки того, чем я был и чем стал, отмечает Е.Е. Сапогова. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высо­конравственной личности.

Смотрите также:   Год отношений психология

По мнению Г.А. Цукерман, проблемы с самоприятием у учителя могут сказаться на характере его оценочных взаимоотношений с детьми. К условиям, которые обусловливают высокий уровень самооценки учителя, можно отнести профессиональную успешность и компетентность, способность занять активную социальную позицию, стремление к внутренним изменениям и самообразованию, высокий уровень эмпатии, рефлексии и коммуникативных способностей, умение организовывать взаимодействие с различными группами участников образовательного процесса.

Н.Ф. Прокин отмечает, что процесс собственно-личностного развития детей под влиянием взаимоотношений, складывающихся с окружающими людьми, можно представить следующим образом: в доступных для детей видах деятельности, в основном учебной деятельности, образуются соответствующие формы общения, в которых ребёнком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые став побудительной основой личности, ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности, формирования её самооценки.

Л.И. Матвеева, изучая развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения, подчёркивает мысль, что начальная школа представляет собой переходный период, когда дети соединяют в себе черты дошкольного детства с особенностями ученика. Эти качества уживаются в их поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, младший школьный возраст богат скрытыми возможностями развития, в том числе возможностями формирования самооценки, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих качеств, включая способность адекватно оценить свои достижения, своё поведение, закладываются именно в младшем школьном возрасте.

Однако формирование самооценки у младших школьников не обходится без сложностей.

Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка.

а) Влияние школьной оценки

Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки школьника. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

Их самооценка развивается своеобразно. А.И. Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию.

Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает.

Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в 3 раза от I к IV классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.

У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям.

б) Чувство компетентности

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается.

Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания.

Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения.

в) Влияние семейного воспитания

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

г) Появление и влияние рефлексии

Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.

Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе — более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия.

Таким образом, основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

Определим психолого-педагогические условия, которые способствуют формированию адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе:

— предъявление требований, адекватных уровню саморазвития, самовоспитания и уже сложившейся самооценки школьника, то есть требования должны соответствовать личностной программе развития;

— организация учителем индивидуальной и совместной деятельности, которая предполагает значимость общего дела и каждого участника в отдельности;

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Дети сохраняют много детских качеств — легкомыслие, наивность, но они уже начинают утрачивать детскую импульсивность в поведении, у них появляется другая логика мышления, на основе сравнения результатов своей учебной деятельности с результатами одноклассников развивается рефлексия личности, а на её основе личностная самооценка. Эти новообразования позволяют эффективно проводить работу по разным педагогическим направлениям, т. к. младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, к внешним оценкам, особенно со стороны значимых взрослых.

Проблеме формирования самооценки младших школьников уделяют внимание современные практикующие педагоги и учёные.

В работе Е.В. Рябковой («Начальная школа» №7/ 2012) рассматривается формирование самооценки младших школьников в контексте ФГОС. Автор отмечает, что самооценка служит средством психологической защиты младшего школьника.

С.В. Царева («Молодой ученый» №2 (136) январь 2017) проводит исследование самооценки младших школьников различных вариантов обучения (школа, лицей, гимназия). Анализируя данные, полученные в результате обработки методик, автор делает вывод о том, что, независимо от вариантов обучения, школьники в основном правильно оценивают свои возможности. Э.В. Витушкина («Начальная школа» №4, 2014) описывает роль учителя в формировании самооценки младших школьников. В качестве важного фактора, влияющего на становление самооценки учащегося, автор выделяет личностные качества учителя и его профессиональную самооценку.

В работе К.Я. Когут («Уникальные исследования века» №11, 2015) описываются особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте. Самооценка личности связана с формированием и становлением человека на всех возрастных этапах. В статье рассматриваются особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте, так как самооценка на этом этапе непосредственно связана с оценкой окружающих более широкого социума, чем семья.

В статье И.Ю. Троицкой, Т.Н. Петровой («Молодой ученый» №6 (140), 2017) рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления самооценки у учащихся начальных классов.

А.Т. Фаттулаева («Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта», №9, 2009) в статье описывает факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников, новообразования данного возраста. Опыт работы автора показал, что для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя должны стремиться не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Изучение и анализ педагогического опыта показывает достаточно широкое освещение проблемы формирования самооценки младших школьников. Данная тема является актуальной в современных научных исследованиях. Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования самооценки в силу основных новообразований данного возраста. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценки. Педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся при формировании самооценки.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОЛЕСОВА Оксана Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования

SPIN: 6318-5868 AuthorlD: 658282 ResearcherlD: J-1883-2017 ORCID: 0000-0002-4514-5890

Ключевые слова: самооценка, учебная деятельность, комплекс приемов и упражнений, младший школьник, развитие личности, системно-деятельностный подход, начальная школа, развивающее обучение, субъект-субъектное обучение.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF SELF-ESTEEM IN PRIMARY

KOLESOVA Oksana Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Keywords: self-esteem, learning activity, a set of techniques and exercises, junior schoolchild, personality development, system-activity approach, primary school, developmental learning, subject-subject learning.

ВВЕДЕНИЕ В динамично развивающемся мире основным на-

правлением развития современного отечественного общего образования является реализация нового федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС). Это значимая инновация, особенно для начальной ступени общего образования, фундаментом которого является достижение качественно новых образовательных результатов, влияющих на развитие гармоничной личности.

Для нашей темы исследования особенно важны работы, посвященные анализу проблемы формирования самооценки у младших школьников (Л.М. Фридман, Л.В. Ковинько, Е.Е. Данилова, А.А. Люблинская, Е.И. Рогов, Г.М. Бреслав, К.М. Гуревич).

Младший школьный возраст является сензитивным для формирования, в частности, самооценки. В этом возрасте дети учатся правильно оценивать себя и свои возможности. Самооценка младшего школьника достаточно динамична. Дети с правильной адекватной самооценкой активны и бодры, находчивы и общительны, доброжелательны. Чаще всего они самостоятельно разбирают

Смотрите также:   НИИ психического здоровья НИЦ на Каширском шоссе

ошибки в своих заданиях, ставят перед собой цели, соответствующие своим возможностям. Если ребенок решил задачу правильно, то он не выберет более легкую, а возьмет сложнее. И если вначале ученик не способен адекватно оценить результаты своей деятельности, считая оценку учителя как личное отношение к себе, а не результатам деятельности, то впоследствии осуществляет контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

С.А. Зайцева обратила внимание на связь самооцен-

Анализ различных подходов к пониманию сути самооценки, её критериев позволил нам выбрать для нашей работы основу, на которую мы будем ориентироваться в экспериментальной части. Наиболее подходящим вариантом для нас является характеристика самооценки как адекватной, завышенной и заниженной.

Несмотря на достаточно существенное число исследований и методических публикаций по проблеме формирования самооценки младшего школьника, эта тема является не до конца изученной, сохраняет свою актуальность и практическую значимость.

Цель статьи: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы провести исследование самооценки у детей младшего школьного возраста на предметах «Русский язык» и «Литературное чтение»; разработать и апробировать комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование самооценки младших школьников в учебной деятельности.

В исследовании приняло участие 80 третьеклассников школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Для реализации этапов констатирующего этапа нами были отобраны следующие диагностические методики:

• Модификация методики «Какой я?» (М.Кун, модификация Т.В. Румянцевой);

• Методика Т.В. Дембо — С.Я Рубинштейн;

• Методика «Лесенка» В.Г. Щур.

Анализ результатов диагностических методик показал, что большинство третьеклассников имеют завышенную (60%) или заниженную самооценку (24%). Следует отметить тот факт, что девочки в возрасте 9-10 лет практически все имеют завышенную самооценку. Адекватной самооценке соответствуют 16% учащихся.

Таким образом, данные результатов исследования самооценки у третьеклассников показали, что достаточно большое количество учащихся имеет завышенную самооценку. Эти дети не проявляют критичность по отношению к себе, считают себя идеалом и видят в себе только положительные качества.

Нами была разработана программа формирующего этапа, включающая в себя комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование самооценки третьеклассников на уроках русского языка и литературного чтения.

Цель формирующего этапа: разработать и апробировать комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование самооценки младших школьников в учебной деятельности (на предметах «Русский язык» и «Литературное чтение»).

На уроках литературного чтения мы проводили работу, связанную не только с формированием самооценки

учеников самих себя, но и направленную на оценивание поступков литературных героев, на выявление отношения к этим поступкам. Учащиеся должны уметь ориентироваться на различные примеры, некоторые их них в дальнейшем могут стать эталоном поведения. Нами были проведены следующие упражнения:

• направленные на обогащение словаря нравственных понятий (прием «Слово-магнит»);

• упражнения, связанные с выявлением нравственной основы фольклорных произведений (индивидуальные задания на анализ, сравнение, классификацию нравственных категорий);

• чтение и анализ художественных произведений и научно-популярных текстов по нравственным проблемам (задания на осмысление нравственной идеи текста, формирование опыта поведения в разных социальных ролях);

• обсуждение в группах ситуаций поведения из жизни детей («Найдите ошибки», «Предложите свой вариант поведения»; «Придумайте ситуации для обсуждения в классе»);

• самопознание учащимися собственных качеств личности, познания своих ценностных ориентации в реальной действительности и в будущем («Сравни себя с героем сказки, мультфильма», «Чем я отличаюсь от других?»).

1. «Дорожка успеха». Перед выполнением задания ученик прогнозирует успешность выполнения работы, фиксируя предположения в блокноте.

2. «Волшебные линеечки». Использование оценочной шкалы, предполагающей отражение на себе результатов деятельности учащихся непосредственно после выполнения работы. Возможен выбор различных критериев самооценивания. Самооценка выражается в постановке знака на самой шкале (верх шкалы — выполнено отлично, низ шкалы — работы не соответствует критериям)

3. «Цветная оценка». Выбираются цвета, обозначающие качество выполненного задания, например, синий — отлично справился с работой, всё получилось, нет вопросов; зелёный — есть небольшие недочёты, жёлтый -возникли проблемы, коричневый — не понял материал, с работой не справился. Один круг рисует ученик, другой учитель. После выполнения задания ученик оценивает свою работу, закрашивая определенным цветом первый круг. Работа сдаётся для проверки учителю, и уже учитель закрашивает второй круг сам. На следующий урок ребёнок сравнивает результаты оценивания.

4. «Кто сможет?». Фронтально на доске учитель предлагает задание для класса. Спрашивает: «Кто сможет?», дети оценивают свои возможности и поднимают руку, затем задание проверяется, и ученик должен оценить свою работу.

5. «Обоснованный отказ». Приём похож на вышеописанный, однако ученик должен обосновать свой отказ от выполнения задания

6. Фронтальная самооценка». Учитель после выполнения определенной работы на уроке задаёт вопросы: Какую работу выполняли? Чему научились? Кому легко было справиться с заданием? Кому пока сложно? Какие трудности возникли? Кто доволен своей работой?

7. «Индивидуальная самооценка». Ребёнок самостоятельно оценивает собственное выполнение по определенным критериям.

8. «Взаимооценка». Такой приём предполагает сначала самооценивание, затем обмен тетрадями и уже оценивание в паре.

Кроме вышеописанных, на уроках русского языка мы использовали следующие приёмы:

1. «Моя оценка» (изобретение оценочных шкал самими школьниками). Дети чаще всего предлагают такие критерии выполнения работ: правильность, красота, по-

КОЛЕСОВА Оксана Вячеславовна и другие

нимание темы, сложность, увлекательность.

2. «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи). Пример:

Третьеклассники в параллельном классе по-разному записали это слово с выделением (пропуском) орфограмм слабых позиций. Обведи вариант, с которым ты согласен:

1) варе-ка, 2)вар—ка, 3)вар — -шк -.

Оцени себя, умеешь ли ты находить орфограммы в слове?

3. «Задания — ловушки» и составление заданий — ловушек.

Задания — ловушки мы использовали на разных уроках в начальной школе. Эффективнее всего такие задания применять на уроках русского языка и математики. Иногда мы готовили презентации с подобными заданиями с целью активизировать полученные ранее знания или, наоборот, проверить, насколько прочно усвоен новый материал.

1) Прочитайте. Спишите, исправляя ошибки.

Шъет костюм, подъём флага, подехал к дому, седоб-

ный грип, лъёт воду подьёмный кран.

2) Найдите в тексте ошибки. Оцените их.

3) Проверь правильно ли выполнено задание?

5. «Создание помощника». В данном приеме дети используют следующий вариант работы: среди слов подбери синонимы и запиши слова в два столбика: в первый те, в написании которых ты уверен, во второй запиши те слова, написание которых вызывает у тебя вопросы. Обратись к соседу по парте за помощью. Обсудите варианты, если есть сложность, то обратитесь к учителю.

6. «Многоступенчатый выбор». Пример задания. Детям предлагается слово ДВЕ -. Вопрос: согласен ли ты с данным утверждением?

а) обозначу буквой р ;

б) обозначу буквами рь;

7. «Орфографические софизмы». Этот приём позволяет нацелить учащихся на размышления, так как в самом приёме содержатся умышленно ложные посылки, которые кажутся верными. Задача ученика опровергнуть неверные размышления.

8 Взаимооценка. На уроках русского языка мы постоянно организовывали работу в парах и предлагали детям выставить друг другу оценку. Критерии оценки готовили заранее. Например, при написании проверочного диктанта мы учитывали количество ошибок на конкретное правило. При написании словарных слов обращали внимание на количество правильно написанных слов. Причем можно договориться, что за каждое правильно написанное слово ученик будет получать 1 балл.

При обучении третьеклассников созданию речевых высказываний мы использовали так называемые рефлексивные сочинения, при написании которых ребёнок оценивает, что он узнал и чему научился.

На русского языка, где предусматривалось изучение новой темы, нами использовались оценочные листы, которые включали в себя следующие вопросы:

-Какая была тема нашего урока?

— Решили ли мы задачу, которую ставили перед собой?

— Чему научились на уроке?

— Кто доволен (недоволен) своей работой на уроке?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что нового мы узнали на уроке, что ещё хотелось бы

узнать по этой теме, что удивило вас при изучении этой темы?

Далее предлагалось поставить отметку за каждый этап работы.

Цель контрольного этапа: определить эффективность

формирующих воздействий. На контрольном этапе мы провели те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе. Данные, полученные в ходе контрольного этапа, позволяют увидеть положительную динамику в формировании самооценки третьеклассников.

Анализ сравнительных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Количество учащихся с адекватной самооценкой увеличилось (на констатирующем этапе 24%, на контрольном уже 52%) почти в два раза.

2. Учащихся с завышенной самооценкой хоть и осталось чуть меньше половины класса, но сократилось число детей с заниженной самооценкой. Многие исследователи считают возможным иметь завышенную оценку в начальной школе у детей, так как это является важным для психоэмоционального состояния школьников.

Таким образом, полученные данные позволяют увидеть положительную динамику в формировании самооценки третьеклассников. Адекватную самооценку показали 52 % учащихся, что на 28% выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Однако 48% школьников имеют заниженную или завышенную самооценку, что стимулирует нас на продолжение работы и поиск новых путей формирования самооценки в учебной деятельности.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования третьего поколения. М.: Просвещение, 2018. 53 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. 576 с.

4. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности. Психологические проблемы в учебной деятельности школьник/А.

B. Захарова. М.: Просвещение, 1997. 176 с

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

6. Курбатова А. С., Пухова А. Г., Беляева Т. К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований //Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 251-261. doi: 10.32744/pse.2019.1.18

7. Алентьева Е.И. Формирование адекватной самооценки у младших школьников / Е.А. Алентьева, Ю.Ю. Курбангалиева, Н.О. Дубченкова //Гуманитарные исследования. 2014. № 4. С. 113-118.

8. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» //Российская газета. 2011. № 54.

9. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

10. Фрондзей С.Н. Роль учителя в формировании самооценки младшего школьника // В сб.: Актуальные проблемы начального образования. Ростов-на-Дону, 2016. С. 36-40.

11. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию /К. Роджерс. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 437 с.

12. Иванова Н.В. Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников //Н.В. Иванова, В.А. Калюлина, Е.В. Минаева. Перспективы науки и образования. 2017. №6 (30). С. 70-73

13. Деменева Н.Н., Колесова О.В. Оценка эффективности реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальной школе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24).

14. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. D0I:10.26795/2307-1281-2018-6-3-8

15. Витушкина Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 48-59.

16. Кислицкая Л. А. Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению /Л. А. Кислицкая. М.: МГППУ, 2006. 320 с.

17. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.

18. Зайцева С.А., Смирнова А.А. Изучение влияния самооценки младших школьников на академическую успеваемость // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 467-469.

Смотрите также:   Свободная женщина и женатый мужчина психология отношений

19. Виноградова Н.Ф. Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО//Начальная школа. 2006. №15.С.39-43

_20. Колесова О.В., Тивикова С.К., Деменева Н.Н. Формирование у

учащихся регулятивного действия планирования на уроках русского языка // Сибирский учитель. 2019. № 1 (122). С. 81-87.

21. Тивикова С.К., Колесова О.В. Технологии формирования действий целеполагания у младших школьников в процессе работы с текстом //Нижегородское образование. 2018. № 2. С. 63-68.

22. Остапова С.Н. Развитие навыков самооценки и самоконтроля //Начальная школа. 2014. № 12. С. 42 — 45

Статья поступила в редакцию 18.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Воронеж, 2016. -200 С.

5. Першина Л.А. Возрастная психология. — М.: Академический проект, 2014. — 335 с.

6. Худик. В.А. Диагностика детского развития: Методы исследования. -Киев, 2019. -220 с.

7. Эльконин Д. Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний, М., 2016. -136 С.

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ПРИЧИНЫ ЕЁ НАРУШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

На протяжении всего периода развития личности происходит формирование самооценки. Первыми людьми, оказывающими влияние на становление самооценки младшего школьника — его родители, близкие родственники, учителя и друзья. На данном этапе ребёнок уже способен осознать самого себя, также у него формируется отношение к окружающему миру.

В статье представлены результаты исследования на определение уровня самооценки младших школьников (адекватная, заниженная, завышенная), особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе и на выявление причин возникновения проблем в общении и понять, насколько адекватно ребёнок воспринимает себя в обществе.

Ключевые слова: самооценка, особенности формирования, причины нарушения, младший школьный возраст, условия развития.

FORMATION OF SELF-ESTEEM AND THE CAUSES OF ITS VIOLATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Throughout the entire period of personality development, self-esteem is formed. The first people who influence the formation of a younger student’s self-esteem are his parents, close relatives, teachers and friends. At this stage, the child is already able to realize himself, and he also has an attitude to the world around him.

The article presents the results of a study to determine the level of self-esteem of younger schoolchildren (adequate, understated, overestimated), the characteristics of emotional and value attitude to oneself and to identify the causes of problems in communication and to understand how adequately a child perceives himself in society.

Keywords: self-esteem, features of formation, causes of violation, primary school age, conditions of development.

В 21 веке современное общество постепенно вступает в эпоху цифровизации, что значительно повлияло на образ мышления человека в целом. Происходят изменения во всех сферах деятельности. Особенно сегодня огромное влияние оказывает ситуация с пандемией коронавирусной инфекции, когда многие организации работают в дистанционном формате. Но на данный момент нас нтересует сфера образования.

В связи с этими изменениями, социальный заказ общества на образование коренным образом стал значительно отличаться от предыдущего. Теперь современному обществу нужны люди образованные, предприимчивые, которые способны анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения и прогнозировать их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, гибкостью мышления, адаптивностью, стрессоустойчивостью, способные к сотрудничеству и владеющие специфическими узко профильными навыками.

Современная практика школьного обучения не редко ограничивается лишь формированием у ребёнка необходимых знаний, навыков и умений, не придавая особого значения тем аспектам личности человека, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к числу которых относится и самооценка.

Для того чтобы ребёнок мог чувствовать себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в новой среде и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Следовательно, именно от представлений ребенка зависит большая или меньшая уверенность в своих силах, адекватное осознание успехов и неудач, отношение к собственным ошибкам и выбор тех задач, с которыми он будет способен справиться.

Именно поэтому, особое значение в формировании самооценки имеет период младшего школьного возраста. Это именно та ступень, когда ребенок расширяет свой кругозор, появляются новые психические новообразования, новые виды деятельности, увеличивается социальный круг общения, всё это значительно влияет на становление самооценки ребёнка.

Над изучением развития и формирования самосознания и самооценки личности в психологи работали отечественные учёные — Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Л.И. Липкина, М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и зарубежные — У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, К. Роджерс, Э.Эриксон и другие.

В своих работах они рассматривали самооценку с точки зрения её роли и функции в целостной структуре личности, возможностей и закономерностей формирования.

Таким образом, успешность формирования полноценной личности, способной удовлетворить запросы современного общества, зависит не только от набора тех качеств и умений, которые даются образовательными организациями, но и от того, как формируется самооценка (что является одной из важных составляющих личности) и в каких условиях это происходит.

Цель: рассмотреть, как формируется самооценка у младших школьников и найти причины её нарушения.

Объект: самооценка младших школьников.

Предмет: особенности формирования самооценки и причины её нарушения.

Практическая значимость исследования заключается в необходимости и возможности формирования адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе.

База исследования: МБОУ СОШ №14 города Коломна, Московская область.

Анализируя особенности формирования самооценки младших школьников, ученые сделали вывод о том, что самооценка является неотъемлемой частью развития личности человека, определяющей уровень его притязаний и отношение к самому себе.

Самооценки не может быть слишком много — её либо достаточно, либо недостаточно. В зависимости от того, насколько здраво человек способен оценивать собственные силы и поступки, можно выделить адекватную и неадекватную оценку.

Самооценка может зависеть от настроения человека и от ситуации. В саму природу человека заложена способность к самооценке. Отсутствие этой способности делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.

Рассматривая формирование самооценки детей младшего школьного возраста, мы понимаем, что это интегральное качество личности, которое проявляется в потребности и способности оценивать свои знания, умения и навыки, свою деятельность и её результаты, личностные качества, что становятся основой для организации саморазвития и самосознания, а также для регуляции своего поведения в соответствии с социальными нормами, формирование которого обусловлено учением как ведущим видом деятельности данного периода и системой психических новообразований.

Также, на формирование адекватной самооценки младших школьников влияет ряд определённых факторов. И чтобы эти факторы играли положительную роль, необходимо соответствовать определённым условиям. Это взаимодействие субъектов учебного процесса, основанное на уважении к личности ребёнка; формирование навыков учебной деятельности на достаточном уровне. Важное значение имеет использование методов создания воспитательных ситуаций и ситуаций успеха при обеспечении дифференциального подхода, влияющих на формирование адекватного уровня самооценки.

Опираясь на имеющуюся теорию, было проведено исследование, в котором участие приняли 27 человек (14 девочек и 13 мальчиков) возрастом 9-10 лет.

Целью исследования являлось определение уровня самооценки младших школьников.

Исследование проходило с применением диагностические методик: «Какой Я», «Нарисуй себя» и «Дерево с человечками».

Результаты исследования по всем трем методикам показали, что 63% (17 учащихся) имеют адекватный уровень самооценки. Это говорит о том, что дети способны оценивать себя в соответствии со своим «Реальным Я», то есть они не занижают собственных достоинств и так же не завышают их, превращая в недостатки, создающие, по их мнению, неполноценного человека. Также ребята способны прислушиваться к мнению окружающих, но при этом рационально мыслить и фильтровать негативные и положительные мнения, дабы не поддаться негативному влиянию или же найти то, что заставит их стремиться к лучшим результатам.

30% (8 учащихся) имеют завышенный уровень самооценки, но при этом она остаётся в границах нормы до тех пор, пока они не начинают негативно влиять на окружающих. Ребята способны адекватно воспринимать себя, но чаще всего это может выйти за рамки в случае соперничества между теми, кто так же имеет данный уровень самооценки. Это может привести к тому, что отличившийся будет смотреть свысока и на остальных, что в конечном итоге приведет к неадекватному осознанию себя и отторжению обществом.

7% (2 учащихся) по всем трём методикам показали низкие результаты, что говорит об их заниженном уровне самооценки. У этих детей имеются внутренние конфликты, они сравнивают себя с окружающими их сверстниками с мыслями о том, что они лучше. Тем самым, они отвергают общество, замыкаются в себе и не хотят взаимодействовать даже с теми людьми, которые хотят им помочь. Эмоциональный фон таких детей нестабилен и может вызвать как бурю эмоций, которые они выплёскиваю на окружающих, так и полное их отсутствие, полностью переставая реагировать на какие — либо внешние воздействия.

Результаты методик «Какой Я» и «Дерево с человечками» дали идентичные результаты по уровню самооценки (присутствует заниженная, адекватная и завышенная), в методике «Нарисуй себя» интерпретация результатов проходит в более обширном и усложнённом формате. Так какметодика основывается на творческом подходе, результатом стало отсутствие завышенной самооценки, но заниженная совпала с результатами двух других методик.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что методики «Какой Я», «Нарисуй себя» и «Дерево с человечками» идеально подходят для диагностики уровня

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что в формировании самооценки младшего школьника со стороны родителей и педагогов важна система. Самое главное в ней — радоваться успехам ребенка, ценить его индивидуальность, помогать ему в достижении целей. Нужно помнить, что самооценка, сформировавшаяся в детстве, существенно влияет на всю жизнь. Необходимо поддерживать ребенка в развитии у него адекватной самооценки.

1. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте /Т.Ю.Андрущенко // Вопросы психологии. — М.: 2015. — 125 с.

2. Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. 327 с.

3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 477с

4. Волков Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016.

5. Волкова О. В. Особенности самооценки в формировании и развитии личности младшего школьника / О. В. Волкова.

7. Головей Л.Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2016 .374с.

8. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 479с.

9. Коннова Е. Г. РОСТ. Развитие, общение, самооценка, творчество. 3 класс. Курс внеурочной деятельности. Пособие для учителей и родителей. М.: Легион, 2014.479с.

10. Коноваленко М. Ю. Психология общения: Учебник для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016 468с

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Елена Николаевна Белоус

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-

педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет,

Коломна, Российская Федерация.

Яна Александровна Притула

На современном этапе развитие общества остро обстоит потребность в людях, знающих, что такое труд. В наше время необходимо закладывать стремление и умение трудиться с самого раннего детства. Трудовая деятельность даёт ребёнку несравненно больше, чем простое наблюдение за трудовой деятельностью, ведь в процессе труда дети не только наблюдают, но и сами учатся основам жизни.

Ключевые слова: трудовые навыки, навыки самообслуживания, условия развития, возрастные особенности, школьники

Оцените статью
SIOBR