Наставничество как метод обучения персонала

Компании хотят, чтобы новые сотрудники быстрее становились самостоятельными и продуктивными. Сотрудники хотят, чтобы было не так страшно в новом коллективе и не так сложно с новыми обязанностями. Достичь всех этих целей помогут наставники. Кто они такие и как организовать их работу, расскажем в статье.

Наставник — это опытный коллега, который помогает новичкам осваиваться в организации. Наставники передают новым сотрудникам профессиональные знания и умения, отвечают на вопросы, разбирают ошибки. Они рассказывают о правилах компании и помогают влиться в коллектив.

Наставничество — часть процесса обучения и адаптации новых сотрудников. Чтобы система наставничества приносила результаты, ее нужно организовать по принципам, о которых мы расскажем ниже.

Повысить качество подготовки новичков. Молодые сотрудники, которые работают в паре с наставником, учатся быстрее. Наставник разбирает ошибки, делится опытом, следит за тем, правильно ли подопечный выполняет работу. Это помогает новичку легче освоиться в должности и быстрее начать работать самостоятельно.

Снизить текучесть кадров на испытательном сроке. Хороший наставник — мощная поддержка для новичка. Сотрудники, которых обучают наставники, испытывают меньше стресса на новой работе. Они без особых сложностей осваивают профессиональные навыки и вливаются в коллектив. Тогда как сотрудники, предоставленные самим себе, чаще чувствуют себя не на своем месте и уходят из организации.

Сократить время на обучение и адаптацию новых сотрудников. Как правило, наставники работают по плану, разработанному отделом развития персонала или HR-специалистами компании. Поэтому процесс обучения становится более организованным.

Есть три принципа, которые стоит учесть при организации наставничества.

1. Продумайте систему мотивации. Наставничество отнимает много времени, особенно в первые недели работы с новичком. Поэтому нужно либо снять с наставника часть основных задач, либо назначить ему премию за дополнительную нагрузку. В противном случае у опытных сотрудников не будет сильной заинтересованности в наставничестве.

Важную роль играют нематериальные поощрения. Например, на корпоративном портале СБИС наставники получают виртуальный бейдж «Магистр Йода», когда их подопечный успешно проходит испытательный срок и с первого раза сдает тестирование. Этот бейдж навсегда остается в карточке сотрудника и виден всем коллегам.

Смотрите также:   Игра как метод обучения

Наставник получает поощрительный бейдж и 500 единиц корпоративной валюты, которую можно обменять на приз из магазина подарков

Мотивация и геймификация в одной программе

2. Разделите роли руководителя и наставника. В маленьких фирмах руководители часто становятся наставниками, но в более крупных компаниях эти роли лучше поручить разным людям. Руководитель слишком занят, чтобы постоянно быть на связи, отвечать на вопросы и присматривать за новичком. Да и освоиться в коллективе лучше поможет человек, который с сотрудниками на равных. Например, наставником менеджера по продажам логично сделать менеджера более высокой категории, но не руководителя.

Баддинг (buddying, от англ. buddy — приятель) — форма наставничества в крупных компаниях, когда наставник выполняет функцию приятеля: поддерживает морально, может пригласить пообедать, рассказывает байки о компании. В компаниях, где практикуется баддинг, роль наставника может выполнять руководитель — он отвечает за обучение профессиональным навыкам.

3. Обучайте наставников. Хорошо, если компания может отправлять специалистов на курсы наставников. Там учат работать со взрослыми учениками, решать конфликты в команде и конструктивно давать обратную связь.

Правила работы с подопечными нужно прописать в инструкции наставника. Ее составляет отдел обучения персонала, кадровый специалист или руководитель отдела. В «Тензоре» существует специальное тестирование, которое проходят кандидаты в наставники.

Наставник подтверждает, что знает, как оценить работу, распланировать день, проверить знания стажера

Инструменты для обучения и тестирования сотрудников

Ниже мы перечислим шаги, которые помогут организовать систему наставничества новых сотрудников в небольших и средних компаниях.

1. Распределите нагрузку на наставников. Посчитайте, сколько новичков приходит в компанию, чтобы определить количество наставников для подготовки. Закрепите за новыми сотрудниками наставников и проследите, чтобы у них не было перегрузки. Удобнее взять одну группу новичков и довести ее до конца, чем обучать сотрудников, которые пришли в разное время. Расчеты можно делать в простой таблице. А в СБИС смотреть, сколько новичков числится за наставниками: данные обновляются автоматически.

Если у наставника мало стажеров, их можно объединить с другой группой

2. Составьте программу адаптации и обучения сотрудника. Пропишите в ней обязанности наставника: чему и в какие сроки он должен научить новичка, когда контролировать знания. Не запутаться в процессе поможет СБИС. Обучение сотрудника можно разбить на несколько этапов: непосредственно обучение, аттестация, согласование премии за наставничество и др. За каждый этап будет отвечать свой исполнитель.

Смотрите также:   Это вам не игрушки! 5 идей монтессори-педагогики, которые помогут в обучении взрослых

Процесс обучения сотрудника состоит из множества этапов: проконтролировать их поможет СБИС

3. Собирайте обратную связь. Бывают ситуации, которые нельзя предугадать и прописать в плане. Например, новый сотрудник и наставник не сошлись характерами. Чтобы обучение не провалилось, важно выявить проблему на раннем этапе. Тогда можно безболезненно поменять наставника или скорректировать план. Понять настроения сотрудников можно с помощью опросов в СБИС.

Опросы в СБИС можно проходить даже анонимно

Настройте бизнес-процессы в своей компании

Преимущества системы наставничества

Наставник — это ценный сотрудник, уважаемый и квалифицированный специалист предприятия. Если такой работник перегружен обучением новичков, его основные задачи могут пострадать. Поэтому важно организовать наставничество новых сотрудников так, чтобы оно не мешало другим проектам компании.

Оцените статью
SIOBR