Межличностные отношения

36. Психология межличностных отношений

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

26. Методы оценки межличностных отношений в малой группе
Выделяют три основных направления в исследовании малых групп:1) социометрическое;2) социологическое;3) школа «групповой динамики». Американский психолог Д. Морено, рассматриваясовокупность эмоциональных

Глава 12 Реализация межличностных и социальных отношений в общении

Глава 12 Реализация межличностных и социальных отношений в общении

Самая большая роскошь – человеческое общение.

Антуан де Сент-Экзюпери

Вся совокупность отношений реализуется в общении, то есть в акте коммуникации, причем слово «коммуникация» в английском языке

Понятия общения и межличностных отношений

22. Понятия общения и межличностных отношений
Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии,

Формы межличностных отношений

37. Формы межличностных отношений
Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и

Динамика межличностных отношений в различных этносах

4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах
В США получила широкое распространение социальная «теория проникновения», базирующаяся на теории обмена, включающая четыре стадии развития межличностных отношений (ориентация, пробный аффективный обмен,

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ОБЩЕГО ЗАКОНА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ОБЩЕГО ЗАКОНА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Прошлым летом я размышлял над теоретической проблемой, которая давно меня мучила: возможно ли сформулировать в одной гипотезе все элементы отношений, которые способствуют или, наоборот, не

Нестабильность межличностных отношений

Нестабильность межличностных отношений
Для отношений характерно чередование крайностей – от идеализации до полного обесценивания. В подобных ситуациях такие люди чрезвычайно быстро разочаровываются в своих избранниках, которые, как им кажется, не оправдывают их

Изучение межличностных отношений в классе

Изучение межличностных отношений в классе
Для дополнения психологических данных о классе как интегральной общности («единый социальный организм») надо выяснить структуру межличностных отношений по симпатиям в нем, воспользовавшись классическим социометрическим

ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Свой страх изоляции индивид обычно пытается ослабить с помощью межличностных контактов: он нуждается в присутствии других, чтобы утвердить свое существование; стремится быть поглощенным другими, представляющими собой в его

§ 5. Психология общения и межличностных отношений

§ 5. Психология общения и межличностных отношений
Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.«Человек — это узел связи», —

Значение межличностных отношений

Значение межличностных отношений

On Relationship (Психология межличностных отношений)

On Relationship (Психология межличностных отношений)
Bertine, Eleanor. Close Relationships: Family, Friendship, Marriage. Toronto: Inner City Books, 1992.Sanford, John. The Invisible Partners: How the Male and Female in Each of Us Affects Our Relationships. New York: Paulist Press, 1980.Sharp, Daryl. Getting to Know You: The Inside Out of Relationship. Toronto: Inner City Books,

Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений

3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений
Формирование их шло постепенно. Вначале я работал только с больными неврозами традиционными способами: лекарства, гипноз, аутогенная тренировка и пр. Больным становилось легче, но через 2–3 месяца они

Проблема
взаимодействия людей интересовала
многих учёных во все времена. Человек,
являясь членом той или иной социальной
группы, находится во взаимодействии с
другими людьми. Организация своего
поведения под влиянием других людей в
социальной психологии получило название
взаимодействия.

Межличностное
взаимодействие
– это процесс
непосредственного или опосредованного
воздействия объектов (субъектов) друг
на друга, порождающий их взаимную
обусловленность и связь.
В межличностном взаимодействии
реализуется отношение
человека к
другому человеку
как к субъекту, у которого есть свой
собственный мир. Эти отношения строятся
на основе общения
людей и в процессе совместной
деятельности.
Если рассматривать межличностное
взаимодействие как процесс, то можно
выделить следующие его компоненты:

Межличностное взаимодействие

МЛО
Совместная
деятельность
Общение

(как мы относимся
друг к другу) (как мы действуем)
(как мы говорим: с помощью слов или
без них)

Общение
в данном случае есть тот наблюдаемый
процесс, в котором внутреннее состояние
личности актуализируется и проявляется.
А межличностные
отношения
– это внутренний,
скрытый
процесс
отношений между людьми.

Одной из характеристик
межличностного взаимодействия являются
межличностные
отношения.
Межличностные отношения могут
рассматриваться как отношения между
людьми, входящих в общую для них группу
– семью, школьный класс, спортивную
команду, бригаду рабочих и т.д. В этих
случаях они проявляются в характере и
способах взаимных влияний, которые
оказывают люди друг на друга во время
совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения – это система
установок, ориентаций, ожиданий,
стереотипов и других диспозиций, через
которые люди воспринимают и оценивают
друг друга.

Межличностные
отношения рассматриваются в рамках
малой группы, так как для их возникновения
необходимо наличие контактов между
людьми. Любой контакт обычно начинается
с конкретно-чувственного восприятия
внешнего облика, особенностей деятельности
и поведения других людей. В этот момент,
как правило, доминируют
эмоционально-поведенческие реакции
индивидов друг на друга. Отношения
проявляются в мимике, жестах, позе,
взгляде, интонации, стремлении закончить
или продолжить общение.

МЛО являются
предметом изучения различных наук. В
социологии
межличностные отношения рассматриваются
на макроуровне, то есть, как общественные
отношения влияют на отношения между
людьми, как типы общества влияют на
характер этих отношений. В политологии
межличностные отношения рассматриваются
во взаимосвязи с политическим строем
общества, то есть, как политика данного
общества влияет на систему межличностных
отношений. В зависимости от типа общества
(авторитарное, демократическое,
капиталистическое и др.) и определяются
взаимоотношения между его членами. В
истории
межличностные отношения рассматриваются
на различных этапах развития человечества
от древнего мира до наших дней. В
психологии проблема межличностных
отношений рассматривается в курсе
социальной психологии. Основные феномены,
которые подлежат изучению в курсе
социальной психологии – это совместная
деятельность (взаимодействия в совместной
деятельности, мотивация совместной
деятельности); социальная психология
личности (социализация личности,
структура личности, регуляция социального
поведения личности); группа (малые
группы, коллективы, большие и стихийные
группы); взаимодействие людей (общение
и межличностное взаимодействие в малой
группе).

Межличностные
отношения
– это переживаемое,
личностно-значимое эмоционально-когнитивное
отражение людьми друг друга в процесс
межличностного взаимодействия.

Проблема межличностных
отношений в социальной психологии
рассматривается с точки зрения различных
психологических концепций.

Так, с точки зрения
психоанализа,
основу межличностных отношений составляет
такой феномен как бессознательное
или половая
энергия
(либидо). Проявление этого бессознательного
в поведении человека и определяет
характер межличностных отношений между
людьми в малой группе. Представители
данной теории (в частности Юнг) определяющую
роль в системе межличностных отношений
отводил коллективному
бессознательному.
Сводя до минимума роль индивидуального
бессознательного, заменяя его коллективным
бессознательным, Юнг утверждал, что
содержание второго (коллективного
бессознательного) составляют архетипы
– первичные образы, проявляющиеся в
основном в сновидениях и заставляющие
человека вести себя в определённых
ситуациях так, как это свойственно
представителям всех культур.

Альфред Адлер,
ученик Зигмунда Фрейда, пошёл дальше.
Он отвел определяющую роль в системе
межличностных отношений «стремлению
к власти»,
которое, по его мнению, присутствует у
каждого человека с рождения. С первых
лет жизни этот импульс вступает в
конфликт с требованиями мира взрослых
людей, заставляя ребёнка чувствовать
бремя собственной неполноценности.
Именно из-за этого чувства неполноценности
впоследствии развивается специфический
для каждого человека стиль жизни, с
помощью которого человек пытается
приобрести способности, необходимые
для решения социальных, профессиональных
и любых других проблем, а также строит
свои межличностные отношения в рамках
своего индивидуального стиля жизни.

Смотрите также:   Психология отношений между мужчиной и женщиной в браке на грани развода

С бихевиористической
точки зрения межличностные отношения
формируются в результате научения и
повторения. Они складываются в результате
наблюдений моделей социального поведения
родителей, учителей, товарищей по играм
или героев романов и телевизионных
фильмов. Таким образом, люди переносят
данные способы поведения в ситуации
связанные с ними и строят свои межличностные
отношения по аналогу с этими моделями.

Культурно-историческая
теория
(Л. С. Выготский) представляет
межличностные отношения как систему
взаимоотношений передаваемых из
поколения в поколение с помощью мифов,
легенд, традиций, опыта взрослого
поколения, литературы, искусства и т.д.
Деятельностный
подход
(А. Н. Леонтьев) объясняет природу
межличностных отношений, прежде всего,
с точки зрения совместной деятельности.
Представители данной теории утверждают,
что только в рамках совместной деятельности
возможно построение межличностных
отношений, и именно совместной
деятельностью определяется характер
взаимоотношений людей.

С точки зрения
трансактного
анализа
(Эрик Берн) в каждом человеке в процессе
общения, совместной деятельности и
межличностных отношений можно наблюдать
проявление трёх основных эго-состояний:
«Родитель», «Взрослый» и «Ребенок».
Эго-состояние – это актуальный способ
существования Я-субъекта.

*Эго-состояние
«Родитель» содержит контроль,
назидательность, директивность.

*Эго-состояние
«Взрослый» содержит рациональность,
компетентность, независимость.

*Эго-состояние
«Ребенок» включает в себя аффективные
комплексы (подчинение, импульсивность,
эмоциональность, поверхностность),
связанные с ранними впечатлениями и
переживаниями.

Один и тот же
человек в различных ситуациях может
находиться в различных эго-состояниях.

Единица взаимодействия,
состоящая из стимула (воздействия на
собеседника) и реакции (ответа на
воздействие) в социальной психологии
называется трансакцией.
Трансакции, в свою очередь, бывают
параллельные, пересекающиеся и скрытые.
Параллельные
трансакции
мы наблюдаем тогда, когда два собеседника
взаимодействуют между собой с позиции
одинаковых эго-состояний. Например,
разговор двух преподавателей английского
языка (В-В). В данном случае общение
складывается легко, межличностные
отношения гармоничны. Пересекающие
трансакции
– стимул рассчитан на один тип отношений,
а собеседник отвечает по другому типу
отношений, общение затруднено. Скрытые
трансакции
– взаимодействие происходит на двух
уровнях: социальном (то, что говорится)
и психологическом (то, что выражается
невербально). То есть общение и отношение
протекает с двойственным смыслом,
подтекстом.

В социальной
психологии нет однозначного мнения о
структурных
компонентах межличностных
отношений. Так, Я. Л. Коломинский
выделил следующие структурные компоненты
межличностных отношений:

Когнитивный
компонент
– включает в себя все познавательные
психические процессы: ощущение,
восприятие, представление, память,
мышление, воображение. Благодаря этому
компоненту происходит познание
индивидуально-психологических
особенностей партнеров по совместной
деятельности и взаимопонимание между
людьми. Характеристиками взаимопонимания
являются адекватность
восприятия партнера и идентификация.

Эмоциональный
компонент
– предполагает наличие положительных
или отрицательных переживаний, возникающих
у человека в ходе межличностного общения:
симпатии или антипатии; удовлетворенности
(собой, партнером, работой и т.д.) или
неудовлетворенности; эмпатии или
равнодушия.

Поведенческий
компонент
– включает мимику, жестикуляцию,
пантомимику, речь и действия, выражающие
отношения данного человека к другим
людям, к группе в целом. Через этот
компонент межличностные отношения
проявляются и актуализируются.

В. Н. Куницина
выделяет такие структурные компоненты
межличностных отношений как:

Уровень развития
межличностных отношений определяется
степенью доверия между людьми. Для того,
чтобы стать своим, близким «по духу»
человек в ходе межличностных отношений
проходит ряд фильтров: фильтр
безопасности
(свой), фильтр
интереса
(наличие общих интересов), фильтр
интимности
(базовое доверие).

Выделяют следующие
характеристики
межличностных отношений:
симпатию,
притяжение, совместимость, срабатываемость,
взаимопонимание.

Симпатия

это
эмоциональная положительная установка
на субъект взаимодействия.

Притяжение

потребность
человека быть вместе с другим конкретным
человеком.

Симпатия и притяжение
могут проявляться иногда независимо
друг от друга. Межличностные симпатии
и притяжения можно рассматривать как
условие и результат совместимости двух
лиц в определённых условиях.

Совместимость
людей характеризуется следующими
факторами:

— социологические
факторы (социальный статус, профессия,
образование);

— социально-психологические
факторы (ценностные ориентации,
межличностный статус);

— психологические
факторы (характер, стереотипы поведения);

— психофизиологические
факторы (темперамент, эмоциональность,
реактивность организма.

Из ряда наблюдений
вытекает, что:

а) устойчиво
взаимодействуют люди, имеющие различный
социометрический статус в группе;
б) отвергают друг друга, то есть
испытывают межличностное непринятие,
те лица, которые имеют сходные, но
недостаточно высокие статусы (уровень
«пренебрегаемых» и «непредпочитаемых»).

Ещё одной
характеристикой межличностных отношений
можно выделить взаимопонимание
(взаимное
понимание и согласие).

Понимание –
способность
осмысливать, постигать содержание
высказываемого, его значение, личностные
помыслы партнёра по взаимодействию.
Это когнитивный процесс установления
связи между явлениями. Но одного понимания
недостаточно, необходимо ещё и взаимное
согласие
(эмоциональная
и поведенческая составляющая отношений).
Одними из основных параметров
взаимопонимания являются адекватность
и идентификация.
Адекватность
– это
точность отражения одной личности
другой. Идентификация

это внутреннее
отражение, уподобление человека другому
лицу.

Отсутствие
взаимопонимания, общих интересов,
ценностей, установок характеризуется
несовместимостью
двух сторон. Если совместимость
характеризуется максимальной
удовлетворённостью партнёров при
значительных эмоциональных затратах,
то срабатываемость определяется, в
первую очередь, эффективностью
деятельность. Срабатываемость
– согласованность
в работе между её участниками. В этом
случае взаимная удовлетворённость
взаимодействием партнёров опосредована
деятельностью.

Впервые в
отечественной литературе межличностные
(межперсо­нальные) отношения
анализировались в 1975 г. в книге «Соци­альная
психология».

Проблема межличностных
отношений в отечественной и зару­бежной
психологической науке в определенной
степени исследова­на. В монографии
Н- Н. Обозова (1979) обобщены результаты
эмпирических исследований отечественных
и зарубежных специали­стов. Это
наиболее глубокое и обстоятельное
исследование и в на­стоящее время
сохраняет свою актуальность. В последующих
публи­кациях проблеме межличностных
отношений уделяется мало внима­ния.
За рубежом эта проблема анализируется
в справочниках по со­циальной
психологии. Наиболее интересным
совместным исследо­ванием Т. Хустона
и Г. Левингера является «Межличностная
при­влекательность и межличностные
отношения» (Huston,
Levinger,
1978), не потерявшее значения и в настоящее
время.

Сейчас в печати
появляется много работ, в которых
рассмат­риваются проблемы межличностных
и деловых контактов (дело­вое общение),
и даются практические рекомендации по
их опти­мизации (Дерябо, Ясвин, 1996;
Вечер, 1996; Кузин, 1996). Часть таких публикаций
представляет собой популярное изложение
ре­зультатов психологических
исследований, порой без ссылок и списка
использованной литературы.

Понятие
«межличностные отношения».
Межперсональные отно­шения тесно
связаны с различными видами общественных
отно­шений. Г. М. Андреева подчеркивает,
что существование межлич­ностных
отношений внутри различных форм
общественных отно­шений является
реализацией обезличенных (общественных)
от­ношений в деятельности конкретных
людей, в актах их общения и взаимодействия
(Андреева, 1999).

Общественные
отношения — это официальные, формально
закрепленные, объективизированные,
действенные связи. Они являются ведущими
в регулировании всех видов отношений,
в том числе и межперсональных.

Межличностные
отношения
— это объективно переживаемые, в разной
степени осознаваемые взаимосвязи между
людьми. В их основе лежат разнообразные
эмоциональные состояния взаимо­действующих
людей. В отличие от деловых (инструментальных)
отношений, которые могут быть как
официально закрепленными, так и
незакрепленными, межличностные связи
иногда называют экспрессивными,
подчеркивая их эмоциональную
содержатель­ность. Взаимоотношения
деловых и межличностных отношений в
научном плане недостаточно разработаны.

Интерперсональные
отношения включают три элемента —
когнитивный (гностический, информационный),
аффективный и поведенческий (практический,
регулятивный).

Когнитивный
элемент предполагает осознание того,
что нра­вится или не нравится в
межличностных отношениях.

Аффективный
аспект находит свое выражение в различных
эмо­циональных переживаниях людей
по поводу взаимосвязей между ними.
Эмоциональный компонент, как правило,
является веду­щим. «Это прежде всего
положительные и отрицательные
эмоцио­нальные состояния, конфликтность
состояний (внутриличностная, межличностная),
эмоциональная чувствительность,
удовлетворен­ность собой, партнером,
работой и т. д.» (Обозов, 1979, с. 5).

Эмоциональное
содержание межличностных отношений
(иногда его называют валентностью)
изменяется в двух противопо­ложных
направлениях: от конъюнктивных
(позитивных, сближаю­щих) к индифферентным
(нейтральным) и дизъюнктивным (нега­тивным,
разделяющим) и наоборот. Варианты
проявлений интер­персональных
отношений огромны. Конъюнктивные чувства
про­являются в различных формах
позитивных эмоций и состояний, демонстрация
которых свидетельствует о готовности
к сближению и совместной деятельности.
Индифферентные чувства предполага­ют
проявления нейтрального отношения к
партнеру. Сюда можно отнести безучастность,
безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнк­тивные
чувства выражаются в проявлении различных
форм нега­тивных эмоций и состояний,
что расценивается партнером как
от­сутствие готовности к дальнейшему
сближению и общению. В от­дельных
случаях эмоциональное содержание
межличностных отно­шений может быть
амбивалентным (противоречивым).

Конвенциональные
проявления эмоций и чувств в формах и
способах, характерных для тех групп,
представители которых вступа­ют в
межличностные контакты, могут, с одной
стороны, способство­вать взаимопониманию
общающихся, а, с другой стороны, затруд­нять
взаимодействие (например, если общающиеся
принадлежат к разным этническим,
профессиональным, социальным и иным
груп­пам и используют различные
невербальные средства общения).

Поведенческий
компонент межличностных отношений
реализует­ся в конкретных действиях.
В случае если один из партнеров нравит­ся
другому, поведение будет доброжелательным,
направленным на оказание помощи и
продуктивное сотрудничество. Если же
объект не симпатичен, то интерактивная
сторона общения будет затруднена. Между
этими поведенческими полюсами имеется
большое количе­ство форм интеракции,
реализация которых обусловлена
социокультурными нормами групп, к
которым принадлежат общающиеся.

Межличностные
отношения строятся по «вертикали»
(между ру­ководителем и подчиненным
и наоборот) и «горизонтали» (между
ли­цами, занимающими одинаковый
статус). Эмоциональные проявления
межперсональных связей обусловливаются
социокультурными нормами групп, к
которым принадлежат общающиеся, и
индивиду­альными различиями,
варьирующими в пределах названных норм.
Межличностные отношения могут
формироваться с позиций
доми­нирования—равенства—подчинения
и зависимости—независимости.

Социальная
дистанция
предполагает такое сочетание официаль­ных
и межличностных отношений, которое
определяет близость общающихся,
соответствующих социокультурным нормам
общностей, к которым они принадлежат.
Социальная дистанция по­зволяет
сохранить адекватный уровень широты и
глубины взаимо­связей при установлении
межличностных отношений. Ее наруше­ние
приводит первоначально к дизъюнктивным
межличностным отношениям (во властных
отношениях их до 52%, а в равностатусных
— до 33%), а затем и к конфликтам (Обозов,
1979).

Психологическая
дистанция
характеризует степень близости
межличностных отношений между партнерами
по общению (при­ятельские, товарищеские,
дружеские, доверительные). По наше­му
представлению, данное понятие подчеркивает
определенный этап в динамике развития
межличностных отношений.

Межличностная
совместимость
— это оптимальное сочетание пси­хологических
особенностей партнеров, способствующих
оптимиза­ции их общения и деятельности.
В качестве равнозначных слов ис­пользуются
«гармонизация», «согласованность»,
«консолидация» и пр. Межличностная
совместимость основана на принципах
сходства и взаимодополнительности. Ее
показателями являются удовлетво­ренность
совместным взаимодействием и его
результатом. Вторич­ный результат —
появление взаимной симпатии. Противоположный
феномен совместимости — это несовместимость,
а чувства, вызыва­емые ею, — антипатия.
Межличностная совместимость
рассматри­вается как состояние,
процесс и результат (Обозов, 1979). Она
разви­вается в пространственно-временных
рамках и конкретных условиях (нормальных,
экстремальных и пр.), которые оказывают
влияние на ее проявление. Для определения
межперсональной совместимости
используются аппаратурно-технические
методики и гомеостат.

Межличностная
привлекательность
— это сложное психологичес­кое
свойство личности, которое как бы
«притягивает к себе» парт­нера по
общению и непроизвольно вызывает у него
чувство сим­патии. Обаяние личности
позволяет ей располагать к себе людей.
Привлекательность человека зависит от
его физического и соци­ального облика,
способности к сопереживанию и т. д.

Межличностная
привлекательность способствует развитию
интерперсональных связей, вызывает у
партнера когнитивный эмоциональный и
поведенческий отклик. Феномен
межличност­ной привлекательности в
дружеских парах обстоятельно раскрыт
в исследованиях Н. Н. Обозова.

Смотрите также:   Психологическое благополучие современных студентов

В научной и
популярной литературе часто используется
такое понятие, как
«эмоциональная привлекательность»
— способность личности к пониманию
психических состояний партнера по
об­щению и особенно — к сопереживанию
с ним. Последнее (спо­собность к
сопереживанию) проявляется в отзывчивости
чувств на различные состояния партнера.
Данное понятие несколько уже, чем
«межличностная привлекательность».

По нашему мнению,
межличностная привлекательность
недо­статочно изучена в научном плане.
Вместе с тем с прикладных по­зиций
это понятие исследуется как феномен
формирования опре­деленного
имиджа. В
отечественной науке такой подход активно
развивается после 1991 г., когда появилась
реальная потребность в психологических
рекомендациях по формированию образа
(имид­жа) политика или делового
человека. В публикациях по данной
проблеме излагаются советы по созданию
привлекательного имид­жа политического
деятеля (по внешнему виду, постановке
голоса, использованию вербальных и
невербальных средств общения и пр.).
Появились специалисты по данной проблеме
— имиджмейке­ры. Для психологов эта
проблема представляется перспективной.

С учетом практической
значимости проблемы межличностной
привлекательности в учебных заведениях,
где готовят психологов, целесообразно
ввести специальный курс «Формирование
имиджа психолога». Это позволит
выпускникам успешнее подготовиться к
будущей работе, привлекательнее выглядеть
в глазах клиентов и устанавливать с
ними необходимые контакты.

Понятие
«аттракция»
тесно связано с межличностной
привле­кательностью. Одни исследователи
рассматривают аттракцию как процесс и
одновременно результат привлекательности
одного че­ловека для другого; выделяют
в ней уровни (симпатия, дружба, любовь)
и связывают ее с перцептивной стороной
общения (Анд­реева, 1999). Другие полагают,
что аттракция — это своеобразная
социальная установка, в которой
преобладает позитивный эмоци­ональный
компонент (Гозман, 1987). В. Н. Куницына под
аттрак­цией понимает процесс
предпочтения одних людей другими,
вза­имного притяжения между людьми,
взаимной симпатии. По ее мнению, аттракция
обусловлена внешними факторами (степенью
выраженности у человека потребности в
аффилиации, эмоциональным состоянием
партнеров по общению, пространственной
близостью места проживания или работы
общающихся) и внут­ренними, собственно
межличностными детерминантами
(физи­ческой привлекательностью,
демонстрируемым стилем поведе­ния,
фактором сходства между партнерами,
выражением личного отношения к партнеру
в процессе общения) (Куницына, Казаринова,
Погольша, 2001). Как видно из изложенного,
многознач­ность понятия «аттракция»
и перекрываемость его другими фено­менами
затрудняет использование этого термина
и объясняет не­достаточную исследованность
в отечественной психологии. Дан­ное
понятие заимствовано из англо-американской
психологии и перекрывается отечественным
термином «межличностная при­влекательность».
В связи с этим представляется целесообразным
использовать названные термины как
равнозначные.

Под понятием
«притяжение»
понимается потребность одного человека
быть вместе с другим, обладающим
определенными осо­бенностями, которые
получают положительную оценку
воспри­нимающего. Оно обозначает
переживаемую симпатию к другому человеку.
Притяжение может быть одно- и двунаправленным
(Обозов, 1979). Противоположное понятие
«отталкивание» (негация) связано с
имеющимися у партнера по общению
психологи­ческими особенностями,
которые воспринимаются и оценивают­ся
негативно; поэтому партнер вызывает
отрицательные эмоции.

Особенности
личности, влияющие на формирование
межличностных отношений.
Благоприятной предпосылкой для успешного
форми­рования межличностных отношений
является взаимная инфор­мированность
партнеров друг о друге, сформированная
на осно­ве межличностного познания.
Развитие межличностных отноше­ний
во многом обусловливается особенностями
общающихся. К ним относятся пол, возраст,
национальность, свойства темпера­мента,
состояние здоровья, профессия, опыт
общения с людьми и некоторые личностные
характеристики.

Пол.
Своеобразие межличностных отношений
между полами проявляется уже в детстве.
Мальчики по сравнению с девочками еще
в детском возрасте активнее вступают
в контакты, участвуют в коллективных
играх, взаимодействуют со сверстниками.
Такая Картина наблюдается и у взрослых
мужчин. Девочки тяготеют к общению в
более узком кругу. Они устанавливают
отношения с теми, кто им нравится.
Содержание же совместной деятельности
для них не очень важно (у мальчиков
наоборот). У женщин круг общения
значительно меньше, чем у мужчин. В
межличностном общении они испытывают
значительно большую потребность в
самораскрытии, передаче другим личностной
информации о себе. Чаще они жалуются на
одиночество (Кон, 1987).

Для женщин более
значимы особенности, проявляющиеся в
межличностных отношениях, а для мужчин
— деловые качества.

В межличностных
отношениях женский стиль направлен на
уменьшение социальной дистанции и
установление психологичес­кой близости
с людьми. В дружеских отношениях женщины
дела­ют акцент на доверии, эмоциональной
поддержке и интимности. «Дружеские
отношения у женщин менее устойчивы.
Свойственная женской дружбе близость
по очень широкому кругу вопросов,
об­суждение нюансов собственных
взаимоотношений усложняет их» (Кон,
1987, с. 267). Расхождение, недопонимание и
эмоциональ­ность расшатывают женские
межперсональные отношения.

У мужчин межличностные
отношения характеризуются боль­шей
эмоциональной сдержанностью и
предметностью. Они легче раскрываются
перед незнакомыми людьми. Их стиль
межлично­стных отношений направлен
на поддержание своего имиджа в глазах
партнера по общению, показ своих
достижений и притяза­ний. В дружеских
отношениях мужчины фиксируют чувство
това­рищества и оказание взаимной
поддержки.

Возраст.
Потребность в эмоциональном тепле
появляется в мла­денчестве и с возрастом
постепенно превращается в разной степени
осознанности психологическую привязанность
детей к людям, кото­рые создают для
них психологический комфорт (Кон, 1987,
1989). С возрастом люди постепенно утрачивают
в межличностных отноше­ниях свойственную
юности открытость. На их поведение
накладыва­ются многочисленные
социокультурные нормы (особенно
профес­сиональные и этнические).
Особенно сужается круг контактов пос­ле
вступления молодых людей в брак и
появления детей в семье. Многочисленные
межличностные отношения уменьшаются
и про­являются в производственной и
родственной сферах. В среднем воз­расте,
когда дети подросли, межличностные
отношения снова рас­ширяются. В старшем
и преклонном возрасте интерперсональные
отношения приобретают весомость. Это
объясняется тем, что дети выросли и у
них свои привязанности, активная трудовая
деятель­ность заканчивается, круг
общения резко сужается. В преклонном
возрасте старые дружеские отношения
играют особую роль.

Национальность.
Этнические нормы обусловливают
общи­тельность, рамки поведения,
правила формирования межлично­стных
отношений. В разных этнических общностях
межперсональные связи строятся с учетом
положения человека в обществе,
половозрастных статусов, принадлежности
к социальным слоям и религиозным группам
и пр.

Некоторые свойства
темперамента
влияют на формирование межличностных
отношений. Экспериментально установлено,
что хо­лерики и сангвиники легко
устанавливают контакты, а флегматики
и меланхолики испытывают затруднения.
Закрепление межличностных отношений
в парах «холерик с холериком» «сангвиник
с сангвиником» и «холерике сангвиником»
затруднено. Устойчивые межперсональ­ные
связи образуются в парах «меланхолик
с флегматиком», «мелан­холик с
сангвиником» и «флегматик с сангвиником»
(Обозов, 1979).

Состояние
здоровья.
Внешние физические недостатки, как
правило, негативно сказываются на
«Я-концепции» и в конечном итоге
затрудняют формирование межличностных
отношений.

Временные заболевания
влияют на общительность и устойчи­вость
интерперсональных контактов. Заболевания
щитовидной железы, различные неврозы
и др., связанные с повышенной воз­будимостью,
раздражительностью, тревожностью,
психической неустойчивостью и пр., —
все это как бы «раскачивает» межлич­ностные
отношения и негативно влияет на них.

Профессия.
Межличностные отношения формируются
во всех сферах жизнедеятельности
человека, но наиболее устойчивыми
являются те, которые появляются в
результате совместной трудо­вой
деятельности. В ходе выполнения
функциональных обязанно­стей не
только закрепляются деловые контакты,
но и зарождают­ся и развиваются
межличностные отношения, которые в
дальней­шем приобретают многосторонний
и глубокий характер. Если по роду
профессиональной деятельности человеку
приходится по­стоянно общаться с
людьми, то у него появляются навыки и
уме­ния установления межличностных
контактов (например, у юрис­тов,
журналистов и др.).

Опыт общения с
людьми
способствует приобретению устойчи­вых
умений и навыков интерперсональных
отношений, основан­ных на социальных
нормах регуляции, с представителями
разных групп в обществе (Бобнева, 1978).
Опыт общения позволяет прак­тически
осваивать и применять разнообразные
нормы общения с различными людьми и
формировать социальный контроль за
про­явлением своих эмоций.

Самооценка.
Адекватная самооценка позволяет личности
объективно оценивать свои особенности
и соотносить их с инди­видуально-психологическими
качествами партнера по общению, с
ситуацией, выбирать соответствующий
стиль межличностных отношений и
корректировать его в случае необходимости.

Завышенная
самооценка привносит в интерперсональные
от­ношения элементы высокомерия и
снисходительности. Если партнера по
общению устраивает такой стиль
межличностных от­ношений, то они будут
достаточно устойчивы, в противном же
случае они приобретают напряженный
характер.

Заниженная
самооценка личности вынуждает ее
подстраи­ваться к стилю межличностных
отношений, которые предлагают­ся
партнером по общению. В то же время это
может вносить опре­деленную психическую
напряженность в межличностные отноше­ния
в связи с внутренним дискомфортом
личности.

Потребность в
общении, установлении межличностных
кон­тактов с людьми является
фундаментальной характеристикой
чело­века. Вместе с тем среди людей
встречаются лица, у которых по­требность
в доверительном общении (аффилиации) и
милосердии (альтруизме) несколько
завышена. Дружеские межличностные
от­ношения чаще всего формируются с
одним человеком или не­сколькими
лицами, а аффилиация и альтруизм, как
правило, про­являются ко многим людям.
Результаты исследований свидетель­ствуют,
что помогающее поведение выявлено у
людей, обладающих эмпатией, высоким
уровнем самоконтроля и склонных принимать
самостоятельные решения. Показателями
аффилиативного пове­дения являются
положительные вербальные высказывания,
про­должительные контакты глаз,
дружелюбное выражение лица, уве­личенное
проявление вербальных и невербальных
знаков согласия, доверительные звонки
по телефону и др. Изложенная характерис­тика
аффилиативного поведения по форме
напоминает стадию дружеских отношений,
а ее показатели — критерии развития
поло­жительных межличностных отношений.
В ходе исследований были выделены личные
качества, затрудняющие
развитие межличностных отношений. В
первую группу вошли самовлюбленность,
высокоме­рие, заносчивость, самодовольство
и тщеславие. Ко второй группе относятся
догматизм, постоянная склонность не
соглашаться с партнером. Третья группа
включала двуличие и неискренность
(Куницына, Казаринова, Погольша, 2001)

Процесс формирования
межперсональных отношений.
Он включа­ет динамику, механизм
регулирования (эмпатию) и условия их
развития.

Динамика
межличностных отношений.
Интерперсональные от­ношения
зарождаются, закрепляются, достигают
определенной зрелости, после чего могут
ослабляться и потом прекращаться. Они
развиваются в континууме, имеют
определенную динамику.

В своих работах
Н. Н. Обозов исследует основные типы
меж­личностных отношений, но не
рассматривает их динамику. Аме­риканские
исследователи также выделяют несколько
категорий групп, основой которых является
близость межличностных отно­шений
(знакомые, хорошие друзья, близкие друзья
и лучшие дру­зья), но анализируют их
несколько изолированно, не раскрывая
ход их развития (Huston,
Levinger,
1978).

Динамика развития
межличностных отношений во временном
континууме проходит несколько этапов
(стадий): знакомство, при­ятельские,
товарищеские и дружеские отношения.
Процесс ослабле­ния межличностных
отношений в «обратную» сторону имеет
такую же динамику (переход от дружеских
к товарищеским, приятельским и затем
идет прекращение отношений). Длительность
каждого эта­па зависит от многих
составляющих межперсональных отношений.

Процесс знакомства
осуществляется в зависимости от
социокультурных и профессиональных
норм общества, к которому при­надлежат
будущие партнеры по общению.

Приятельские
отношения
формируют готовность — неготов­ность
к дальнейшему развитию межличностных
отношений. Если позитивная установка
у партнеров сформирована, то это являет­ся
благоприятной предпосылкой к дальнейшему
общению.

Товарищеские
отношения
позволяют закрепить межличностный
контакт. Здесь происходит сближение
взглядов и оказание поддер­жки друг
другу (на этом этапе используются такие
понятия, как «поступить по-товарищески»,
«товарищ по оружию» и пр.). Меж­личностные
отношения на этой стадии характеризуются
устойчи­востью и определенным взаимным
доверием. В многочисленных популярных
публикациях по оптимизации межличностных
отно­шений даются рекомендации по
использованию разнообразных приемов,
позволяющих вызывать расположение,
симпатию парт­неров по общению (Снелл,
1990; Дерябо, Ясвин, 1996; Кузин, 1996).

Смотрите также:   Психическое здоровье включает следующие состояния

При исследовании
дружеских
(доверительных) отношений
наи­более интересные и глубокие
результаты получены И. С. Коном, Н. Н.
Обозовым, Т. П. Скрипкиной (Обозов, 1979;
Кон, 1987, 1989; Скрипкина, 1997). По мнению И.
С. Кона, дружеские отно­шения всегда
имеют общее предметное содержание —
общность интересов, целей деятельности,
во имя которой друзья соединя­ются
(объединяются), и одновременно предполагают
взаимную привязанность (Кон, 1987).

Несмотря на
сходство
взглядов, оказание эмоциональной и
деятельностной поддержки друг другу,
между друзьями могут су­ществовать
и определенные разногласия. Можно
выделить утили­тарную
(инструментально-деловую, практически
действенную) и эмоционально-экспрессивную
(эмоционально-исповедальную) дружбу.
Дружеские отношения проявляются в
различной форме:

от межличностной
симпатии до взаимной потребности в
обще­нии. Такие отношения могут
развиваться как в официальной об­становке,
так и в неофициальной. Дружеские
отношения, по срав­нению с товарищескими,
характеризуются большей глубиной и
доверительностью (Кон, 1987). Друзья
откровенно обсуждают друг с другом
многие аспекты своей жизнедеятельности,
в том числе личностные особенности
общающихся и общих знакомых.

Важной характеристикой
дружеских отношений является до­верие.
Т. П. Скрипкина в своих исследованиях
раскрывает эмпи­рические корреляты
доверия людей к другим людям и к себе
(Скрипкина, 1997).

Интересные
результаты по проблеме доверительных
отношений получены в исследовании,
проведенном под руководством В. Н.
Куницыной на студенческой выборке.
«Доверительные отношения в обследованной
группе преобладают над отношениями
зависимости. Треть опрошенных определяют
свои отношения с матерью как дове­рительные,
партнерские; из них больше половины
считают, что при всем том с матерью часто
возникают отношения зависимости, в то
время как с другом отношения оцениваются
только как доверитель­ные и партнерские.
Оказалось, что отношения зависимости
с одним значимым человеком часто
компенсируются через построение
парт­нерских отношений с другим
значимым человеком. Если в ходе на­копления
опыта у человека сформировалась
недостаточная надежда на установление
близких отношений с людьми, то отношения
дове­рия и поддержки чаще возникают
с другом, чем с матерью» (Куницына,
Казаринова, Погольша, 2001). Дружба может
ослабляться и прекращаться, если кто-либо
из друзей не сможет сохранить доверя­емые
ему секреты, не защитит друга в его
отсутствие, а также ревни­во относится
к другим его взаимоотношениям (Аргайл,
1990).

Дружеские отношения
в молодые годы сопровождаются ин­тенсивными
контактами, психологической насыщенностью
и большей значимостью. При этом высоко
ценятся чувство юмора и общительность.

Взрослые в дружеских
отношениях больше ценят отзывчи­вость,
честность и социальную доступность.
Дружеские отношения в этом возрасте
более стабильны. «В активном среднем
возра­сте акцент на психологическую
интимность как важнейший при­знак
дружбы несколько ослабевает и дружеские
отношения утра­чивают свой ореол
тотальности» (Кон, 1987, с. 251).

Дружеские отношения
у старшего поколения большей частью
связаны с семейными узами и людьми,
которые имеют одинако­вый с ними
жизненный опыт и ценности.

Недостаточно
изучена проблема критериев дружеских
отно­шений. Одни исследователи относят
к ним взаимопомощь, вер­ность и
психологическую близость, другие
указывают на компе­тенцию в общении
с партнерами, заботу о них, поступки и
пред­сказуемость поведения.

Эмпатия как
механизм развития межличностных
отношений.
Эм­патия — это отклик одной личности
на переживания другой. Одни исследователи
считают, что это эмоциональный процесс,
дру­гие — эмоциональный и когнитивный
процесс. Высказываются противоречивые
мнения по поводу того, является ли данный
фе­номен процессом или свойством.

Н. Н. Обозов
рассматривает эмпатию как процесс
(механизм) и включает в него когнитивные,
эмоциональные и действенные компоненты.
По его мнению, эмпатия имеет три уровня.

В основе иерархической
структурно-динамической модели лежит
когнитивная эмпатия (первый
уровень),
проявляющаяся в виде понимания
психического состояния другого человека
без из­менения своего состояния.

Второй уровень
эмпатии
предполагает эмоциональную эмпатию,
не только в виде понимания состояния
другого человека, но и сопере­живания
и сочувствия ему, эмпатического
отреагирования. Данная форма эмпатии
включает два варианта. Первый связан с
простейшим сопереживанием, в основе
которого лежит потребность в собственном
благополучии. Другая, переходная форма
от эмоциональной к дей­ственной
эмпатии, находит свое выражение в виде
сочувствия, в осно­ве которого лежит
потребность в благополучии другого
человека.

Третий уровень
эмпатии —
высшая форма, включающая ког­нитивный,
эмоциональный и поведенческий компоненты.
Она в полной мере выражает межличностную
идентификацию, которая является не
только мысленной (воспринимаемой и
понимаемой) и чувственной (сопереживаемой),
но и действенной. На этом уровне эмпатии
проявляются реальные действия и
поведенческие акты по оказанию помощи
и поддержки партнеру по общению (иногда
такой стиль
поведения называется помогающим).
Между тремя формами эмпатии существуют
сложные взаимозависимос­ти (Обозов,
1979). В изложенном подходе достаточно
убедительно и логично обоснованы второй
и третий уровни эмпатии (эмоцио­нальная
и действенная). Вместе с тем ее первый
уровень (когни­тивная эмпатия),
связанный с пониманием состояния других
лю­дей без изменения своего состояния),
является, по нашему пред­ставлению,
чисто когнитивным процессом.

Как свидетельствуют
результаты экспериментальных исследо­ваний
в России и за рубежом, симпатия является
одной из основ­ных форм проявления
эмпатии. Она обусловлена принципом
по­добия определенных биосоциальных
особенностей общающихся людей. Принцип
подобия представлен в многочисленных
работах И. С. Кона, Н. Н. Обозова, Т. П.
Гавриловой, Ф. Хайдера, Т. Ньюкома, Л.
Фестингера, Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

Если принцип
подобия у общающихся не проявляется,
то это гово­рит об индифферентности
чувств. Когда же у них фиксируется
несоот­ветствие и особенно противоречие,
то это влечет дисгармонию (дисба­ланс)
в когнитивных структурах и приводит к
появлению антипатии.

Как показывают
результаты исследований, чаще всего
межлично­стные отношения основываются
на принципе подобия (сходства), а иногда
и на принципе дополнительности. Последний
выражается в том, что, например, при
выборе товарищей, друзей, будущих
супругов и др. люди бессознательно, а
иногда и осознанно, выбирают таких лиц,
которые могут удовлетворить взаимные
потребности. На основе этого могут
развиваться позитивные межперсональные
отношения.

Проявление симпатии
может интенсифицировать переход от
одной стадии межличностных отношений
к другой, а также рас­ширять и углублять
интерперсональные отношения. Симпатия,
как и антипатия, может быть однонаправленной
(без взаимности) и разнонаправленной
(с взаимностью).

Очень близко к
понятию «эмпатия» понятие «синтонность»,
под которым
понимается способность приобщаться к
эмоцио­нальной жизни другой личности,
обусловленная потребностью в эмоциональном
контакте. В отечественной литературе
данное по­нятие встречается довольно
редко.

Различные формы
эмпатии базируются на чувствительности
человека к своему и чужому миру. В ходе
развития эмпатийности как свойства
личности формируется эмоциональная
отзывчивость и способность прогнозировать
эмоциональное состояние людей. Эмпатия
может быть в разной степени осознанной.
Ею могут об­ладать один или оба партнера
по общению. Уровень эмпатийности
экспериментально определялся в
исследованиях Т. П. Гаври­ловой и Н.
Н. Обозова. Лица с высоким уровнем эмпатии
прояв­ляют заинтересованность в
других людях, пластичны, эмоцио­нальны
и оптимистичны. Для лиц, обладающих
низким уровнем эмпатийности, характерны
затруднения в установлении контак­тов
интровертированность, ригидность и
эгоцентричность.

Эмпатия может
проявляться не только в реальном общении
людей, но и при восприятии произведений
изобразительного ис­кусства, в театре
и т. д.

Эмпатия как механизм
формирования межличностных отно­шений
способствует их развитию и стабилизации,
позволяет ока­зывать поддержку
партнеру не только в обычных, но и в
трудных, экстремальных условиях, когда
он особенно в ней нуждается. На основе
механизма эмпатии становится возможным
эмоциональ­ное и деловое импонирование.

Условия развития
межличностных отношений.
Межличностные от­ношения формируются
в определенных условиях, которые влияют
на их динамику, широту и глубину (Росс,
Нисбетт, 1999).

В городских условиях
по сравнению с сельской местностью
до­статочно высокий темп жизни, частая
сменяемость мест работы и жительства,
высокий уровень общественного контроля.
В результа­те — большое количество
межличностных контактов, их
кратковре­менность и проявление
функционально-ролевого общения. Это
приводит к тому, что межличностные
отношения в городе предъяв­ляют более
высокие психологические требования к
партнеру. Что­бы поддерживать тесные
связи, общающимся нередко приходится
расплачиваться потерей личного времени,
психическими перегруз­ками, материальными
ресурсами и т. д.

Исследования за
рубежом свидетельствуют, что чем чаще
люди встречаются, тем привлекательнее
они кажутся друг другу. По-види­мому,
и наоборот, чем реже встречаются знакомые,
тем быстрее меж­личностные отношения
между ними ослабляются и прекращаются.
Пространственная близость особенно
влияет на межличностные отношения у
детей. В случае переезда родителей или
перехода детей из одной школы в другую
контакты у них, как правило, прекращаются.

Важное значение
в формировании межличностных отношений
имеют конкретные условия, в которых
люди общаются. Прежде всего это связано
с видами совместной деятельности, в
ходе кото­рой
устанавливаются
межперсональные контакты (учеба, работа,
отдых), с ситуацией (обычная или
экстремальная), этнической средой (моно-
или полиэтническая), материальными
ресурсами и т. д.

Общеизвестно, что
межличностные отношения быстро
разви­ваются (проходят все этапы
вплоть до доверительного) в определенных
местах (например, в больнице, поезде и
др.). Данное явление,
по-видимому, обусловлено сильной
зависимостью от вне­шних факторов,
кратковременной совместной
жизнедеятельнос­тью и пространственной
близостью. К сожалению, сравнительных
исследований по межличностным отношениям
в названных усло­виях у нас проводится
не очень много.

Значение временного
фактора в интерперсональных отноше­ниях
зависит от того, в какой конкретной
социокультурной среде они развиваются
(Росс, Нисбетт, 1999).

По-разному влияет
временной фактор в этнической среде. В
во­сточных культурах развитие
межличностных отношений как бы растя­нуто
во времени, а в западных — «спрессовано»,
динамично. Работ, представляющих
исследования влияния временного фактора
на меж­личностные отношения, в нашей
литературе почти не встречается.

Для измерения
различных аспектов межличностных
отноше­ний существуют многочисленные
методики и тесты. Среди них диагностика
межличностных отношений Т. Лири
(доминирова­ние—подчинение,
дружелюбие—агрессивность), методика
«Q-сортировка»
(зависимость—независимость,
общительность—не­общительность,
принятие борьбы—избегание борьбы),
тест опи­сания поведения К. Томаса
(соперничество, сотрудничество,
ком­промисс, избежание, приспособление),
методика межличностных предпочтений
Дж. Морено по измерению социометрического
статуса в группе (предпочтение—отвержение),
опросник эмпатических тенденций А.
Меграбяна и Н. Эпштейна, методика уровня
эмпатических способностей В. В. Бойко,
методика И. М. Юсупо­ва для измерения
уровня эмпатийных тенденций, авторские
мето­дики В. Н. Куницыной, анкетная
методика В. Азарова по изуче­нию
импульсивности и волевой регуляции в
общении, методика оценки уровня
общительности В. Ф. Ряховского и др.

Проблема межличностных
отношений в отечественной и зару­бежной
психологической науке в определенной
степени изучена. Научных исследований
по межличностным отношениям в насто­ящее
время проводится весьма мало. Перспективными
проблема­ми являются: совместимость
в деловых и межличностных отноше­ниях,
социальная дистанция в них, доверительность
в разных ти­пах интерперсональных
отношений и ее критерии, а также
осо­бенность межперсональных связей
в различных видах професси­ональной
деятельности в условиях рыночной
экономики.

Оцените статью
SIOBR