Методы обучения и воспитания в доу

В
центре воспитательного процесса
находится ребенок – воспитуемый. По
отношению к нему как к объекту воспитания
педагоги и воспитатели выступа­ют
субъектами воспитательного процесса,
воздейству­ющим на личность с помощью
специальных методов и технологий
воспитания.

Методы
воспитания – это способы педагогичес­кого
воздействия на сознание воспитуемых,
направ­ленные на достижение цели
воспитания.

В
последнее десятилетие в педагогической
теории существует понятие технологий
обучения и воспитания.

Применение
педагогических технологий в обра­зовании
– это четкое определение участниками
педагогического процесса целей и задач
взаимодей­ствия с воспитанниками и
обучающимися и пошаго­вое структурированное
определение путей и спосо­бов их
реализации. Таким образом, технология
реализации педагогического процесса
– это совокуп­ность последовательно
реализуемых технологий пе­редачи
информации, организации различных видов
деятельности детей, стимулирование их
активности, регулирования и корригирования
хода педагогичес­кого процесса и его
текущего контроля.

С
помощью методов воспитания и развития
детей корректируется их поведение,
формируются качества личности, обогащается
опыт их деятельности, общения и отношений.
Методы воспитания направлены на
це­лостное развитие и воспитание
личности.

Поэтому
естественно, что в воспитательном
процессе с помощью методов воспитания
педагог, воздействуя наличность,
предусматривает развитие и воспитание
не отдельных качеств, умений и навыков,
а целостное формирование личности.

Эффективность
методов воспитания повышается, если
они используются в процессе организованной
разнообразной деятельности ребенка,
так как только в деятельности возможно
формирование и развитие определенных
черт личности, умений.

Методы
воспитания используются в единстве, во
взаимосвязи. Невозможно, например,
использовать метод поощрения, не применяя
метод убеждения (разъяснения, беседы,
примера).

При
этом педагоги отбирают методы,
ориентиру­ясь на закономерности,
присущие специально органи­зованному
воспитательному процессу.

Методы
воспитания только в том случае могут
быть «инструментом прикосновения»
(А.С. Макаренко), если воспитатель
правильно находит оптимальный вариант
их сочетания, если он учитывает уровень
раз­вития и воспитанности детей, их
возрастные особен­ности, интересы,
стремления. Особенно важно при подборе
методов воспитания знать мотивы поведения
и деятельности детей. Здесь недостаточно
простого наблюдения за детьми, нужны
специальные диагнос­тические методики.

Методы
воспитания в различных педагогических
ситуациях должны постоянно варьироваться,
в этом и проявляется профессиональный
и творческий подход к процессу воспитания.

До
сих пор в образовательных учреждениях
раз­ного вида в основном используются
только словесные методы воспитания.
Однако практика показывает, что нельзя
полагаться только на одну группу методов,
не­обходим комплекс методов

Все
методы воспитания адресованы к личности
воспитанника. Но если воспитательные
воздействия не принимаются ребенком и
не становятся внутренним стимулом его
поведения, то можно говорить об
инди­видуальной работе, о подборе
методов, соответствую­щих особенностям
воспитания, организации специаль­ных
педагогических ситуаций.

Процесс
воспитания и развития личности ребенка
будет эффективным только при условии,
когда воспи­тательные воздействия
переходят во внутренние сти­мулы его
поведения и деятельности.

В
педагогической науке кроме понятия
«метод» используются и такие понятия,
как «средство», «при­ем» воспитания.

Прием
– это частное проявление того или
друго­го метода. По
отношению к методу воспитания он носит
подчиненный характер. Можно сказать,
что прием – это отдельное действие
внутри конкретного метода.

Средство
воспитания – понятие более широкое.
Под средствами
воспитания следует
понимать все, что может использоваться
в воспитательном процессе: предметы,
технические средства, разнообразные
виды деятельности, средства информации,
игрушки, нагляд­ные пособия.

Методы,
приемы и средства настолько взаимосвя­заны
в воспитательном процессе, что практически
невозможно провести между ними границу.
Всем этим категориям, как и самому
воспитательному процессу, свойственна
подвижность, изменчивость.

Гуманизация
образования, ориентация на личнос­тную
модель воспитания – все это требует
доверитель­ных, внимательных отношений
педагогов и воспитан­ников, разумного,
вдумчивого применения методов воспитания.

Анализ
реального педагогического процесса
дает возможность увидеть, что методы
воспитания не приме­няются изолированно
друг от друга. Все они взаимосвя­заны,
и в зависимости от ситуации одни методы
перехо­дят в другие. При этом всегда
выделяется ведущий метод, а остальные
дополняют его. В педагогической теории
разработана классификация методов
воспитания, в ос­нове которой особенности
самих методов и специфика их применения
в воспитательном процессе.

Существует
много подходов к классификации ме­тодов
воспитания. В этом учебном пособии мы
даем ту классификацию, которая на
сегодняшний день является наиболее
стабильной и широко используется на
практике.

В
основу методов воспитания положен
деятельностный подход к воспитанию и
структура самой деятельности. Отечественный
психолог Л.Л. Люблин­ская выделяет
следующие основные звенья в структуре
деятельности:

• цель
– что человек хочет;

• мотив,
побуждающий человека к действию, ради
чего человек действует;

• средства,
используемые для достижения постав­ленной
цели;

• результаты
деятельности, либо в материальной сфере,
либо в духовной;

• отношение
человека к результатам и процессу са­мой
деятельности.

Уже
в структуре деятельности заложены
опреде­ленные воспитательные
возможности.

Исходя
из этой структуры деятельности выделяет­ся
четыре группы методов воспитания:

1.
Методы формирования сознания личности
(взгля­дов, оценок, суждений, идеалов).

2.
Методы организации деятельности,
общения, опы­та поведения.

3.
Методы стимулирования и мотивации
деятельнос­ти и поведения.

4.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки
деятельности и поведения.

1.
Методы формирования сознания личности
включают
в себя разъяснение, беседу, рассказ,
дис­пут, лекцию, пример. Естественно,
что для работы с детьми дошкольного
возраста не все названные ме­тоды
этой группы могут использоваться в
полной мере, а некоторые и совсем не
применяются (лек­ция, диспут).

Эти
методы направлены на обогащение и
разви­тие сознания детей знаниями об
окружающей действи­тельности, о
прекрасном в природе и обществе, о
нрав­ственных правилах обучения, о
труде взрослых. С помощью этих методов
у детей формируются систе­ма понятий,
взгляды, убеждения. Кроме того, назван­ные
методы помогают детям учиться обобщать
свой жизненный опыт, оценивать свое
поведение.

Смотрите также:   Традиционные методы обучения. Старинные методики для обучению детей

Главным
инструментом здесь является слово.
С
помощью словесного воздействия на
ребенка стиму­лируется его внутренняя
сфера, и он сам постепенно учится
высказывать свое мнение о том или ином
по­ступке сверстника, литературного
героя и т. д. Данная группа методов
способствует также развитию самосо­знания,
а в конечном итоге приводит к самоограничению
и самовоспитанию.

В
дошкольной образовательном учреждении
осо­бенное место отводится рассказу.

Рассказ
– это яркое эмоциональное изложение
конкретных фактов. С помощью рассказа
воспитанни­ки получают знания о
нравственных поступках, о пра­вилах
поведения в обществе, учатся отличать
хорошее от плохого. В процессе рассказа
воспитатель учит детей определенному
отношению к героям повествова­ния,
раскрывает детям понятие положительного
по­ступка, рассказывает, каким героям
и их качествам можно подражать. Рассказ
дает возможность с новых позиций
рассматривать свое личное поведение и
по­ведение сверстников.

Для
детей младшей группы для рассказа
подбирают­ся в основном сказочные
герои, и при этом их должно быть не больше
2 – 3, т. к. большое количество героев в
рассказе дети воспринимают с трудом.
Для детей сред­ней и старшей групп
рекомендуются более сложные рассказы.
Дети этого возраста уже способны частично
анализировать рассказ и делать некоторые
выводы.

Метод
рассказа требует от воспитателя
эмоцио­нального изложения, определенной
артистичности.

Разъяснение
как
метод воспитания постоянно ис­пользуется
в работе с детьми дошкольного возраста.
Это связано с тем, что дети имеют небольшой
жизненный опыт и не всегда знают, как и
в какой ситуации надо поступать.
Дошкольники осваивают опыт нравственно­го
поведения, общения со сверстниками и
взрослыми и поэтому естественно нуждаются
в разъяснении пра­вил поведения,
определенных требований, в частности
необходимости выполнения режимных
моментов в детском саду.

Самое
главное при использовании метода
разъяс­нения – не превращать его в
нотацию. Разъяснение на новых фактах,
примерах из литературы, мультфильмов
будет более эффективным в развитии и
воспитании ребенка, чем постоянное
морализирование.

Беседа
– это метод, связанный с диалогом.
Диа­лог может вестись с одним
воспитанником, с несколь­кими или
фронтально, с большой группой детей

Лучше
беседу проводить с подгруппами (5 – 8
че­ловек), т. к. в этом случае все дети
могут принять уча­стие в диалоге.

Беседа
предполагает подбор такого материала,
который по своему содержанию близок
детям конкрет­ной возрастной группы.
Беседа – это привлечение самих детей
к формированию у них определенных
суждений, оценок.

По
своему содержанию беседа может быть
эти­ческой, эстетической, затрагивающей
явления обще­ственной жизни, а также
о фактах науки.

Любая
беседа требует хорошего знания своих
вос­питанников, их возможностей для
участия в диалоге.

Когда
проводятся беседы на этическую тематику,
особенно необходимо доверие детей к
своему воспита­телю. Главной фигурой
при проведении беседы дол­жен быть
воспитатель или педагог, поэтому он
должен быть образцом, примером для
подражания. В.А. Сухо-млинский отмечал:
«Слово этического поучения имеет силу
в устах воспитателя лишь тогда, когда
он имеет моральное право поучать».

Беседа
как метод воспитания постоянно
присут­ствует в дошкольном образовательном
учреждении, но полагаться только на
этот метод нельзя, так как функ­ция
беседы носит ограниченный характер.
Тем более, что дети дошкольного возраста
еще не имеют доста­точного жизненного
опыта для глубокого и самостоя­тельного
анализа фактов и содержания беседы.

И
вот тут очень важен пример
как
метод воспита­ния, который широко
используется воспитателем и специалистами
дошкольных учреждений.

Пример
– это прежде всего своеобразный
на­глядный образ, яркий показательный
образец, достой­ный подражания. Среди
функций положительного примера как
метода воспитания можно выделить
сле­дующие: социальную, управленческую,
воспитатель­ную, познавательно-ориентирующую,
стимулирующую, корректирующую.

Я.А.
Коменский в свое время отмечал: «Длинен
и труден путь через правила, легок и
успешен через примеры». В воспитательной
работе с дошкольника­ми пример является
своеобразным наглядным посо­бием.

Используя
пример в процессе воспитания и раз­вития
ребенка, важно знать, что он связан с
подража­нием детей. Ребенок всегда
кому-нибудь подражает старшему брату,
более сильному или умному товари­щу,
матери, отцу.

Подражание
особенно свойственно дошкольни­кам.
Вначале это бессознательное подражание,
а уже к выпуску из дошкольного учреждения
ребенок от бес­сознательного подражания
переходит к преднамерен­ному, т. е. от
подражания внешним действиям к подра­жанию
внутренним качествам и свойствам
личности, так как не всегда может их
определить, выразить в сло­весной
форме, но он подражает внешним проявлени­ям
поступков своих героев и дает этому
свое детское объяснение.

Часто
в жизни мы сталкиваемся с фактами
подра­жания отрицательным поступкам
и отрицательным качествам личности.
Вот в этом случае особенно важна роль
воспитателя в развенчании таких
отрицательных примеров.

Особую
роль играет пример самого воспитателя.
Испытывая положительные эмоции к своему
воспита­телю, дети любят говорить о
нем постоянно и причем только самое
хорошее. Воспитатель – пример для
ре­бенка во всех случаях жизни.

2.
Методы организации деятельности,
общения, опыта поведения объединяют
такие методы, как приуче­ние, упражнение,
создание воспитывающих ситуаций.

Ребенок
осваивает окружающую действительность,
познает мир в процессе разнообразной
деятельности. Деятельность в природной
и социальной среде – не­пременное
условие развития и воспитания личности.

Дети
дошкольного возраста постоянно участвуют
в разнообразной деятельности. Они могут
играть не­большими группами, строить
песочные дома и крепо­сти индивидуально
и со своими сверстниками, любят спортивные
игры, активно участвуют в познаватель­ных
речевых и математических конкурсах,
играх.

Смотрите также:   К наглядным методам относятся методы демонстрации, иллюстрации и видеометоды

В
таких совместных видах деятельности
складываются интересы и стремления
детей, развиваются их способ­ности,
закладывается фундамент нравственных
ка­честв. Можно сказать, что воспитание
личности есть прежде всего развитие ее
деятельности.

Деятельность
сама по себе не будет иметь должно­го
воспитательного значения, если нет
определенного, целенаправленного
руководства ею, если не использу­ются
педагогически оправданные методы
воздействия на детей.

Педагогическое
руководство деятельностью воспи­танников
опирается на структуру деятельности,
ее звенья.

В
работе с детьми дошкольного возраста
использу­ется комплекс различных
видов деятельности, так как один вид
деятельности не может обеспечить
разносто­роннего развития ребенка,
его природных задатков.

А.Н.
Леонтьев, известный отечественный
психолог, разрабатывая проблему ведущего
вида деятельности в развитии детей,
отмечал, что деятельность не может
положительно повлиять на воспитуемого,
если она не имеет для него «личностного
смысла».

По
отношению к личности дошкольника
деятель­ность будет нейтральной, если
воспитатели и педагоги не найдут
соответствующего способа ее педагогичес­кой
инструментовки. В этой инструментовке
и должны сочетаться определенные приемы
воспитания, направ­ленные на социально
нравственное становление лич­ности,
формирование опыта поведения.

Среди
методов организации деятельности
наибо­лее часто используется приучение.
Приучение
направ­лено на выполнение детьми
определенных действий в целях превращения
их в привычные и необходимые способы
поведения.

Формированию
привычки поведения в свое вре­мя
особое внимание уделял К.Д. Ушинский.
Он ука­зывал, что с помощью воспитания
привычек, убежде­ния делаются
наклонностью и мысль переходит в дело.

Приучить
ребенка правильно вести себя необхо­димо
с момента его прихода в младшую группу
дет­ского сада. При этом следует
соблюдать определенные педагогические
условия.

Воспитатель
для себя четко определяет, какие при­вычки
поведения необходимо формировать на
каждом возрастном этапе развития
ребенка. Определяется их минимум для
каждой возрастной группы детей,
опреде­ляются показатели и критерии
их формированности.

Затем
детям дается образец выполнения
опреде­ленных действий (убрать на
место игрушки, помыть самостоятельно
руки, научиться внимательно слушать
взрослых и сверстников и т. п.).

Для
выполнения необходимых действий с
помощью метода приучения требуется
определенное время и неоднократное
повторение. Сначала воспитатель
доби­вается точности выполнения
действий, а затем быст­роты и качества.

Естественно,
что приучение связано с контролем со
стороны взрослых. Такой контроль требует
от педа­гогов и воспитателей
внимательного, заботливого от­ношения
к детям, тактичного объяснения и оценки
деятельности ребенка. Позднее дети сами
научатся контролировать свои действия
– хорошо ли убрал в игровом уголке,
правильно ли разложил строительный
материал, все ли собрал карандаши и
краски.

Режим
жизни в детском саду положительно
вли­яет на всю последующую жизнь
ребенка в семье, в школе.

Метод
приучения органически связан с таким
ме­тодом воспитания как упражнение.
Если
метод приуче­ния связан непосредственно
с процессом, действием, то при использовании
упражнения требуется, чтобы дети
прониклись пониманием личностной
значимости выполняемого действия.

Система
упражнений необходима для формирова­ния
привычек правильного поведения.
Упражнение в своей основе имеет
многократные повторения, закреп­ление,
совершенствование нужных способов
действий. Однако нельзя представлять
упражнение как дресси­ровку, как
механическое повторение действий.
Упраж­нения связаны с организацией
жизни детей, с их раз­нообразной
деятельностью. Именно в деятельности
с помощью упражнений дети учатся
поступать в соот­ветствии с принятыми
в обществе нормами и правила­ми.
Например, дети играют в магазин. Здесь
они учат­ся быть продавцом и покупателем,
учатся быть взаимно внимательными.

С
помощью метода упражнений ре­бенок
в специально созданных педагогических
ситуа­циях овладевает опытом
общественного поведения.

При
использовании методов приучения и
упраж­нения нельзя обойтись и без
такого метода, как созда­ние
воспитывающих ситуаций.

Воспитывающие
ситуации специально создаются педагогами
и воспитателями, когда необходимо
поста­вить ребенка перед фактом выбора
поступка (пригла­сить ли сверстника
в игру, поделиться или нет люби­мой
игрушкой, сначала выполнить задание, а
потом продолжить игру). Воспитательная
ситуация – это всегда наличие выбора,
это конфликт, борьба внугрен-них
побуждений с нормами поведения, принятыми
в обществе. Правильно подобранные
педагогические ситуации могут быть
одним из необходимых и мощных стимулов
развития и воспитания ребенка.

Воспитательное
действие педагогической ситуации бывает
иногда так сильно и результативно, что
надолго определяет направленность
нравственной жизни ре­бенка.

3.
К методам стимулирования и мотивации
дея­тельности и поведения относятся:
поощрение, наказа­ние, соревнование.

Среди
указанных методов наиболее употребитель­ны
в дошкольном образовательном учреждении
– поощрение и наказание.

Поощрение

это способ положительной оценки поведения
ребенка или группы детей. Поощрение
все­гда связано с положительными
эмоциями. При поощ­рении дети испытывают
гордость, удовлетворение, уверенность
в правильном поведении и поступке.
Переживая удовлетворение своим
поведением, ребе­нок внутренне готов
к повторению хороших поступков. Поощрение
выражается в виде похвалы, одобрения.
В поощрении особенно нуждаются замкнутые
дети, ис­пытывающие робость, несмелость,
являющиеся след­ствием негативных
отношений в семье.

В
дошкольном учреждении поощрение часто
свя­зано с наградой в виде разрешения
поиграть с опре­деленной игрушкой
или получении дополнительных материалов
для игры. Особенно необходимо одобрение,
похвала при проведении учебного занятия.

Однако
следует постоянно следить за тем, как
дети ре­агируют на поощрение, – ждут
подарков или начи­нают зазнаваться
и т. д. Воспитатель не должен по­стоянно
хвалить, поощрять одних и тех же детей.
При использовании метода поощрения
особенно важно знать индивидуальные
особенности детей и в полной мере
осуществлять личностно-ориентированный
под­ход в воспитании.

Смотрите также:   Экскурсия как метод обучения и экскурсии как одна из форм практико-ориентированного обучения

Наказание
принято
считать дополнительным ме­тодом
воспитания. Само наказание связано с
осужде­нием отрицательного поступка,
отрицательного отно­шения к той или
иной деятельности. Оно направлено на
корректирование поведения ребенка.
Если этот метод используется правильно,
то он должен вызывать у ребенка желание
не поступать плохо, формировать умение
оценивать свое поведение. Главное –
наказа­ние не должно вызывать у ребенка
страдания, отрица­тельных эмоций.

К
методу наказания воспитатели должны
относить­ся очень осторожно. Следует
учитывать, что в совре­менных условиях
дети очень импульсивны, они эмоци­онально
реагируют на любое наказание. Кроме
того, современные дошкольники подвержены
самым раз­личным заболеваниям, они
физически слабые. В педа­гогической
теории всегда отношение к наказанию
было отрицательным, а в большинстве
случаев противоре­чиво. При наказании
ни в коем случае нельзя изолиро­вать
ребенка от группы сверстников, а некоторых
де­тей нельзя осуждать в присутствии
других.

В
практической деятельности педагоги,
воспитате­ли, выбирая методы воспитания,
руководствуются це­лью воспитания,
его задачами и содержанием. При этом
важное значение имеет возраст детей, и
индивиду­альные особенности большей
части воспитанников.

В
основу воспитательного процесса берутся
не отдельные методы, а их система. Эта
система методов постоянно изменяется,
варьируется в зависимости от возраста
детей, уровня их воспитанности. Здесь
необ­ходимо педагогическое мастерство,
наличие творчес­кого подхода в
организации воспитательного процес­са.

Вспомним
К.Д. Ушинского, который отмечал: «Мы не
говорим педагогам, поступите так или
иначе; но говорим им: изучайте законы
тех психических явлений, которыми вы
хотите управлять, и поступайте сообра­жаясь
с этими законами и теми обстоятельствами,
в которые вы хотите их приложить. Не
только обстоя­тельства эти бесконечно
разнообразны, но и самые натуры
воспитанников не походят одна на другую.
Можно ли при таком разнообразии
обстоятельств вос­питания и воспитуемых
личностей предписывать ка­кие-нибудь
общие воспитательные рецепты».

Задания
для самостоятельной работы

1.
Существует ли взаимосвязь цели, задач,
содержа­ния и методов воспитания?

2.
Раскройте классификацию методов
воспитания.

3.
В чем специфика использования методов
поощре­ния и наказания к детям
дошкольного возраста?

4.
Проанализируйте, какие методы воспитания
были использованы воспитателем на
учебном занятии с детьми или во время
утренней прогулки.

5.
Составьте систему педагогических
ситуаций для разрешения каких-либо
конфликтных ситуаций в группе детей.

МЕТОД
(гр. — путь к чему-либо) означает способ
достижения цели, определенным образом
упорядоченную деятельность.МЕТОД
ОБУЧЕНИЯ — способ упорядоченный
взаимосвязанной деятельности преподавателя
и обучаемых, деятельности, направленной
на решение задач образования, воспитания
и развития в процессе обучения.

ПРИЕМ
— часть метода, его конкретный элемент

.КЛАССИФИКАЦИЯ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ — это упорядоченная
по определенному признаку их система.
Возрастным особенностям и возможностям
дошкольников соответствует классификация,
по которой методы подразделяются по
источникам передачи и: характеру
восприятия информации.

Наглядные
– наблюдение, демонстрация, использование
ТСО

Словесные
– объяснение, рассказ, чтение, беседа

Практические
и игровые – упражнение, игровые методы
элементарные опыты ,моделирование

Наглядные
методы и приемы — использование их
отвечает дидактическому принципу
наглядности и связано с особенностями
детского мышления.

Наблюдение
— это целенаправленное, планомерное
восприятие ребенком предметов и явлений
окружающего мира, в котором активно
взаимодействуют восприятие, мышление
и речь.

В
обучении детей используются наблюдение
разного вида: I) распознающего характера,
с помощью которых формируются знания
о свойствах и качествах предметов и
явлений (форма, цвет, величина и т.д.); 2)
за изменением и преобразованием объектов
(рост и развитие растений и животных и
т.д.) -дает знания о процессах, объектах
окружающего мира; 3) репродуктивного
характера, когда по отдельным признакам,
устанавливается состояние объекта, по
части — картина всего явления

Метод
демонстрации, включает различные приемы:
а) показ предметов — один из самых
распространенных приемов обучения:
дети рассматривают кукольную мебель и
одежду, посуду, домашние вещи, орудия
труда, оборудование для рисования,
лепки, аппликации и др.; б) показ образца
— один из приемов, которым пользуются
при обучении изобразительной деятельности,
конструированию. Образцом может быть
рисунок, аппликация, поделка; в) показ
способа действий — используется на
занятиях по развитию движений, музыкальных,
изодеятельности и др., он должен быть
точным, выразительным, разделенным на
части; может быть полным или частичным;
г) демонстрация картин, иллюстраций
помогает детям представить те стороны
и свойства изучаемых предметов и явлений,
которые они не могут непосредственно
воспринять.

Использование
ТСО — в обучении дошкольников используется
демонстрация диапозитивов, диафильмов,
кинофильмов. В последнее время используются
компьютеры. Этот метод позволяет показать
детям те явления жизни, непосредственное
знакомство с которыми невозможно; делает
учебный процесс более привлекательным.

Словесные
методы и приемы — их эффективность в
значительной мере зависит от культуры
речи самого воспитателя, от ее образности,
эмоциональной выразительности,
доступности для детского понимания.

Объяснение
используется в процессе наблюдения
явлений и рассматривания предметов,
картин, в ходе упражнений и т.д.; с его
помощью уточняются непосредственные
восприятия детей; должно быть выразительным,
эмоциональным, доступным детям.

Рассказ
— это живое, образное, эмоциональное
изложение событий, содержащее фактический
материал. Один из наиболее эмоциональных
методов обучения. Рассказчик имеет
возможность свободно общаться с детьми,
замечать и учитывать их реакции. Рассказ
воспитателя: должен быть образцом
литературно правильной, образной и
выразительной речи. Рассказ детей — это
может быть пересказ сказок, литературных
произведений, рассказы по картинам,
предметам, из детского опыта, творческие
рассказы.

Оцените статью
SIOBR