Методы дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«станция юных техников» города Новошахтинска

Семинар – практикум

«Активные методы обучения

в дополнительном образовании:

теория и практика применения»

Выступление на методической неделе 16.12.2019г.

педагог д/о Жиляева А. М.

Активные методы обучения в дополнительном образовании:

теория и практика применения.

Цель семинара – практикума:

Показать возможность применения активных методов обучения.

Задачи семинара – практикума:

Дать определение АМО.

Рассмотреть классификацию АМО.

Познакомить с примерами АМО.

Выявить условия эффективного применения АМО.

В современном информационном обществе знания появляются каждый день. Поэтому возникает необходимость приобретения новых навыков работы с информацией.

Сегодня важно уметь:

— находить сведения для решения проставленной проблемы;

— обрабатывать и структурировать их в соответствии с поставленной задачей;

— работая в коллективе и с коллективом, максимально активно нарабатывать собственный опыт.

Сегодня жизнь детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. Как добиться того, чтобы полученные в образовательной системе знания и умения помогали детям адаптироваться к постоянным переменам? Как научить их справляться с проблемами, возникающими в реальной жизни?

Научный и социальный прогресс быстро, кардинально меняет условия труда и содержание деятельности педагога: как сделать каждое занятие интересным, увлекательным и добиться того, чтобы занятия развивали мыслительную активность обучающихся, их познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, показать свои умения и навыки, которые педагог оценит справедливо?

В свете этого главная задача педагога – обучая развивать, т.е. не только дать знания по своему предмету, но и научить ребенка мыслить логически, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность.

В связи с этим актуальными становятся внедрение и использование на занятиях активных методов обучения.

Термин «Активные методы обучения» /АМО/ или «Методы активного обучения» /МАО/ появился в литературе в начале 60- х годов 20 века в системе социальтно-психологического обучения. Психологи используют его для характеристики особой группы методов. На практике выяснилось, что в результате применения особой группы методов обучение стало настолько активным, что усвоение больших объемов информации происходит за короткие сроки.

Что же такое активные методы обучения?

А.М. Смолкин дает следующее определение: активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся    Исходя из степени активности обучащихся в учебном процессе, методы обучения условно разделяют на два класса: традиционные и активные. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении обучащимся создают такие условия, при которых они не могут оставаться пассивными и имеют возможность для активного взаимообмена знаниями и опытом работы. Из этого можно сделать вывод, что одним из источников инновационных методов обучения является применение именно активных форм работы с обучащимися, которые могут работать как в группе, так и индивидуально.     Цель использования активных методов обучения педагогом – создание у обучащихся устойчивой мотивации к обучению и познанию мира в целом. Возможность не только узнать, запомнить и воспроизводить информацию, но и применять её на практике позволяет обучащимся значительно повысить результативность в изучении предметов и развивает способности к обработке информации (классификация, обобщение, сходство и различие)    Китайская пословица гласит : «Скажите мне – я забуду, покажите мне – я запомню, вовлеките меня – я пойму».

Предпочтительность использования активных методов обучения обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

Таким образом, мы видим, что активные методы обучения расширяют творческую составляющую занятия, способствуют активной работе на уроке каждого ученика,

всецело вовлекая его в процесс изучения нового материала, позволяют учащемуся

сформировать свою точку зрения и получить реальный опыт применения полученных знаний. Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. ( Ю. К. Бабанский ) . Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А. Сухомлинский.

Требования к методам обучения:

Выбор методов обучения зависит:

Учитель – консультант, наставник, партнер.

Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.

Особенности современных методов обучения:

Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.

Моя деятельность направлена на то, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать процесс отлаженным и управляемым, формировать мыслящих субъектов. Я стараюсь сочетать научность преподавания с доступностью, яркую наглядность с игрой, добиваться, чтобы все ученики работали увлеченно. Этому способствует набор педагогических умений, которыми я обладаю.

Умения: демонстрирую детям свое полное к ним доверие; организую сообщение нового материала в форме увлекательного диалога; ; исхожу из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к обучению; стараюсь вовлекать учащихся в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность.

Созданию атмосферы успеха в учебной деятельности помогает индивидуальный подход к учащимся.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес обучащихся на различных этапах занятия, я использую активные формы и методы работы. Наиболее продуктивными считаю:

С. Френе сказал : «Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям ».

Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.

Ролевые игры — это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

Пары и группы.

Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы.

Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию .

Проблемные методы способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.

Проблемный вопрос -вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

Проблемная ситуация — сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.

Проблемные задания -задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Например, «Фантастические проекты автомобилей», «Полет в космос».

Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь товарищи, и все вместе они примут правильное решение.

Использование информационных технологий на занятиях является одним из самых современных средств развития личности обучающихся, формирования его информационной культуры в соответствии с запросами современного общества. Применение информационных технологий позволяет сформировать у младшего школьника умение работать с информацией, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности и коммуникативную компетентность, а также более активно вовлекать учащихся в учебный процесс. Применение ИКТ делает занятие зрелищным, наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.

Методы подведения итогов

Итог обязателен, его главный принцип: «здесь и сейчас».

Примерный перечень вопросов при рефлексии:

Что вы чувствуете и почему?

Что произвело на вас большее впечатление?

Что вам помогало в процессе занятия, а что мешало?

Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

Чем руководствовались вы в процессе принятия решения?

Учитывалось ли мнение группы?

Как вы оцениваете свою роль в групповой работе?

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Метод «Земля, воздух, огонь и вода». Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. В своей работе использую «Физминутки для глаз».

Эффективность применения АМО для обучающихся

Развитие у обучающихся универсальных навыков:

— способность принимать решения и умение решать проблемы;

— коммуникативные умения и качества;

— умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи;

— умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения

других людей, лидерские умения и качества;

— повышение интереса и мотивации к обучению.

Применение активных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся и эффективности занятия.

Использование активных методов обучения помогает выполнить заказ общества, воспитать и обучить информированного, думающего, умеющего и желающего действовать гражданина.

Педагог должен быть активен и всесторонне любознателен сам, уметь признавать факт, что знает далеко не все, чтобы стать для детей примером, авторитетом в познавательной деятельности. Не бойтесь признаваться детям, что вы тоже учитесь, и учитесь вместе с ними.

1 Смолкин А.Я. «Методы активного обучения». М. 1991г.

2 Балаев А.А. «Активные методы обучения». М. Профиздат 1986г.

3 http//tatianakhromov.ucoz.ru  Хромова Т.Н. Активные методы обучения

4 Бахтина И . Активные методы обучения.// 2010

Можно просто сказать: «Привет, Клава», или «Здравствуй, Степан». Если

участники не могут вспомнить имя партнера, то пусть он сам подскажет его.

Вариант для группы, участники которой хорошо друг друга знают:

Участники должны представить, что это встреча класса, которая состоится в

будущем, может быть, лет через десять. Все уже достигли той главной цели,

о которой в школе только мечтали. Каждый приветствует остальных и

добавляет подобающие случаю слова.

Примечания: Эта игра дает возможность каждому вступить в близкий

(физический и эмоциональный) контакт со всеми участниками.

Одновременно игра облегчает участникам запоминание имен это создает

важную предпосылку для возникновения и развития межличностных

взаимоотношений в группе и содействует атмосфере признания и дружбы.

Смотрите также:   Эффективная форма дистанционного обучения

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Такие активные методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий»,

«Фруктовый сад«Ромашка» и т.д. позволяют эффективно провести

выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Метод «Любит – не любит!»

Цель: Выяснить ожидания, опасения учащихся для того, чтобы процесс

обучения был эффективным.

Материалы: самоклеющаяся цветная бумага в виде лепестков ромашки –

белая для любит», серая – «не любит», ножницы, скотч (если нет

Время работы: в зависимости от количества человек в группе

Структура работы: Каждый участник должен сообщить группе, что он/она

ЛЮБИТ делать, а что НЕ ЛЮБИТ и написать это на соответственно белых

или серых лепестках. После ответа приклеить это к желтой серединке

ромашки «ожидания» и черной серединке ромашки «опасения». Тем самым у

модератора появятся представления о том, какие могут быть опасения и

ожидания участников от семинара.

АМ направленного поиска идей

В процессе деятельности п.д.о. приходится искать новые идеи проведения

акций, их названий. Такие методы, как Мозговой штурмКорабельный

советМетод фокальных объектовМетод 6 шляп» безусловно, позволят

вам сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления

движения для дальнейшей работы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

«ШКОЛА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Тема: «Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования»

Составитель: Кадзаева М.М.

методист МАУДО «ШДТ»

Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования.

Методы обучения представляет собой способ организации совместной деятельности

педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям – по

источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д.

Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в

системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными

На этапе изучения нового материала в основном используется объяснения, рассказ,

показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используется беседа,

дискуссии, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с

карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных

заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные

методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно –

воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а

для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в

зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). Методика

индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного

процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный

творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог

не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего

реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная

деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами

получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса

изучения каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которого

дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование,

разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию,

выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Средства обучения – это источники получения знаний и формирования умений.

Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями,

содержанием, методами и условиями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Мы

попробуем дать представление об основных из них используя классификацию польского

дидактата В.Оконя:

Простые средства: а) словесные – учебники (и другие тексты), раздаточные

материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.); б) визуальные – реальные

предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

Сложные средства: а) механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп,

кодоскоп и др.; б) аудиальные – проигрыватель, магнитофон, радио, аудиозапись; в)

аудивизуальные – телевизор, видеомагнитофон, видеофильм; г) средства автоматизации

процесса обучения – компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные

сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к

организации и проведению учебно–воспитательного процесса. Принципы обучения зависят

от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения.

— принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса педагог должен давать

ученику не только знания, но и формировать его личность.

— принцип научности – в содержание обучения можно включать только объективные

научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или

направление творческой деятельности.

-принцип связи обучения с практикой – учебный процесс необходимо строить так, чтобы

дети использовали полученные теоретические знания в решении практических задач

(причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели

анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая

— принцип систематичности и последовательности – содержание учебного процесса

необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со

следующими правилами: а) изучаемый материал делиться на разделы и темы, каждая из

которых имеет определенную методику изучения; б) в каждой теме выделяются смысловой

центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения; в) при

изучении учебного курса в целом устанавливается внешние и внутренние связи между

фактами, законами, теориями.

— принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не должно вызывать

у ребят интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того чтобы достичь

этого, нужно соблюдать еще одно правило: в процесс обучения включаем сначала то , что

близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом – то , что требует

обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом –

трудные(но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

— принцип наглядности – в ходе учебного процесса нужно максимально включить все

органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации

(т.е. при обучении недостаточно только рассказать о чем –то, а следует дать возможность

наблюдать , измерять , трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и

умения в практической деятельности).

— принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только

тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи

учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою

деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения.

— принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания,

основой поведения деятельности. Это может произойти, если:

— в процессе обучения ребенок проявил познавательную активность;

— проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные

упражнения на повторение учебного материала:

— в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены

логические связи между компонентами;

— систематически проводится контроль (проверка и оценка) результатов обучения.

Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий.

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться

разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный

процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных

форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную

окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума

и получения прочных знаний.

Формы учебных занятий кроме прочих можно разделить на две группы:

а) занятие в учебном кабинете:

— тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

— комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2

видов творческой деятельности);

— игровые (изучение учебного материала в процессе игры);

— итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);

б) выездные занятия:

— практические занятия на местности;

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет

сочетание разных форм занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в

теоретическую и практическую подготовку детей.

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования

является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или

повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

1 этап – организация;

2 этап – теоретическая часть;

3 этап – практическая часть;

4 этап – окончание занятий.

Первые 10 – 15 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда

— подготовку их к занятию;

— подготовку рабочих мест учащихся.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них;

поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую

обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия. Завершается

организационная часть объявлением темы и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

— изложение исторических данных по теме занятия;

— устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и

практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

— объяснение специальных терминов по теме занятия;

— описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их

последовательности (технология выполнения);

— правила техники безопасности.

Теоретическая часть не должна превышать 2530 мин, поэтому педагогу необходимо

тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического

Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интересной

— использование наглядного и раздаточного материала;

— использование технических средств обучения;

— привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников

детского объединения (начиная со второго года обучения);

— использование игровых методов обучения.

Практическая часть занятия

Педагог должен разделять практическую работу на определенные этапы, каждый из

которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную

Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор

и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.

Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты,

необходимые для выполнения конкретной практической работы.

При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди

учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует

их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет

правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

— календарный период учебного процесса;

-тему учебного года;

-уровень подготовки детей;

— последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

Очень важными при выполнении практической работы являются следующие

— доведение каждой начатой работы до конца;

Смотрите также:   Методы и приемы обучения иностранному языку

— обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня,

позволяющего ее демонстрировать);

— поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

Окончание занятия (последние 1520 мин)

За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об

этом детей. Завершение занятия включает в себя:

— подведение итогов практической работы;

— закрепление учебного материала;

-объяснение домашнего задания;

-организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей

Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:

— необязательность его наличия и выполнения;

— для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не

требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими

Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные

варианты организации учебных занятий:

а) последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы

теоретической и практической подготовки;

б) выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

в) выполнение только практической работы (выездные занятия).

Подготовка занятия в учебном кабинете.

Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

1) определение темы занятия;

2) продумывание общего хода занятия;

3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;

4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

5) подбор методических материалов по теме занятия;

6) выполнение практической работы;

7) составление плана занятия (при необходимости).

Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

— приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;

— проветривание учебного кабинета;

— подготовка методических материалов к занятию;

— проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.

Подготовка и проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка занятия включает:

1) определение темы и содержание занятия;

2) определение места проведения занятия;

3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной

практической работы детей (задания) и определение оптимального пути проезда до места

4) оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение

Предварительная подготовка детей к выездному занятию:

— рассказ о месте проведения занятия;

— изложение содержания учебных заданий

— обсуждение формы выполнения заданий;

— обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

— в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую

свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в

— на следующем (после выездного) занятия необходимо в любой форме проверить у детей

выполнение заданий, обсудить сними впечатления от поездки, обговорить тему и место

следующего выездного занятия;

— обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты,

альбома, страницы в журнале летописи детского объединения и т.д.

Подготовка и проведение итоговых занятий.

Итоговые занятия проводятся:

— по окончании учебного года;

— по окончания полугодия или учебной четверти;

— после изучения большой учебной темы или раздела.

Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку

теоретических знаний детей и их практической подготовки.

Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:

а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;

б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем

за неделю до его проведения);

в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;

г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.

Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за

Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении

теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке

На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу,

настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.

В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в

соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).

Одной из форм итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с

имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное

обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

Планирование учебного занятия – это важная часть образовательного процесса в

УДОД. План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция,

содержание и результаты конкретного учебного занятия. Планирование для каждого

учебного занятия является желательным, особенно для молодых специалистов. При

проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и представить

комиссии (жюри, коллегам) его план.

Общая структура плана занятия:

— название детского объединения;

— дата, место, время проведения занятия;

— номер и год обучения учебной группы (учащегося);

— фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;

2. Концепция занятия, включая цели и задачи.

— краткое содержание и время теоретической части занятия;

— задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;

— подведение итогов занятия – приемы работы с детьми и время.

4. Средства обучения – наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для

выполнения практической работы, литература.

5. прогнозируемые результаты занятия.

Требования к концепции занятия:

— в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития.

— задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных

процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.

Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только

«материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей

Методика конструирования задач учебных занятий в системе УДОД.

Педагоги дополнительного образования конструируют задачи учебного занятия с

учетом общих требований, возрастных особенностей детей, концептуальных основ

Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной

компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального

мастерства. Триединая дидактическая цель – это заранее запланированный конечный

результат обучения, развития и воспитания обучающегося на занятии. Цель должна быть

диагностичной, то есть, на столько точно и определенно поставленной, чтобы можно было

однозначно делать заключение о её реализации. Триединая дидактическая цель отражает

основное содержание учебного занятия, выделяя познавательный, воспитательный,

развивающий аспекты. Соответственно на занятии решаются три вида задач:

Направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования

предметных умений и навыков.

Направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей,

формирование положительных качеств личности.

Направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков

Общие требования к постановке задач занятия:

− задачи ставятся исходя из целей и назначения всего процесса образования;

− задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления

− задачи должны соответствовать содержанию, формам, и методам

предполагаемой образовательной деятельности;

− задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность

проверить их выполнение;

− формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной

(развернутой во времени и пространстве);

− задачи лучше поставить в определенной последовательности

− в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий

основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить,

Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей

развития воспитанников. Периодизация возрастного развития по Д. Б. Эльконину (с

добавлениями по Э. Эриксону)

Постановка триединой цели занятия – идеальное предвосхищение его конечных

результатов. Пользуясь данными методическими рекомендациями, соотнося их с

содержанием образовательной программы, педагоги дополнительного образования смогут

грамотно конструировать задачи учебного занятия, объединять их в триединую

Мониторинг знаний обучающихся творческого объединения.

По Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения обязаны обеспечить

оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение

результатов образования, соответствующих образовательному стандарту. Управление

качеством решается в первую очередь путем использования мониторинга качества.

Мониторинг — это постоянное организованное наблюдение за какимлибо процессом

с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга

состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода какихлибо

процессов по четко определенным показателям.

Вся система отслеживания качества образования возможна лишь как постоянный

процесс, который проходит циклично и систематично, т.е. условиями педагогического

мониторинга являются: системность, продолжительность по времени; сравнимость

результатов; объективность результатов; комфортность всех объектов мониторинга.

Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления и

создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое,

современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет подругому

взглянуть на весь учебно воспитательный процесс. Все участники, непосредственно

вовлеченные в реальный образовательный процесс помимо представлений о качестве,

имеют определенные мнения о том, что нужно менять не только в своей работе, но и других

Стандартам, как единым нормам или эталонам (ключевым компетенциям), должен

подчиняться образовательный процесс во всех учреждениях системы образования. По

образовательная программа как педагогическая технология. При этом подчеркивается, что

стандартизируется не содержание образовательного процесса, а определяются как общее

требование разноуровневость, разнонаправленность, вариативность его организации.

Результатом реализации такой программы является положительный итог

целенаправленной деятельности педагога или совместной деятельности педагога с детьми,

выраженный в изменении состояния личности, ее свойств, установок или микросреды их

сотворчества, соответственно владении определенными компетенциями. Следует заметить,

что компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося,

поэтому содержание дополнительного образования может определяться

четырехкомпонентной моделью (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт

За последнее время накоплен некоторый опыт оценки эффективности учебно

воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.

Мониторинг качества образовательной деятельности УДОД является механизмом

отслеживания эффективности этой деятельности. Если образовательная деятельность

УДОД – это реализация процесса обучения, воспитания и развития личности ребенка через

создание благоприятных условий, то мониторинг этой деятельности должен быть

направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении

условия ее развития.

Цель данного мониторинга – выяснить, насколько образовательный процесс,

организованный в учреждении дополнительного образования детей, способствует

позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций;

обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы

анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов.

В мониторинговом слежении и прогнозировании нет необходимости стремиться к

сбору максимально возможного количества информации, поэтому оценка осуществляется

на базе некоторого ограниченного набора показателей, в своей совокупности дающих

картину в целом.

Методы, используемые в мониторинге личностных достижений: педагогические

наблюдения, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение

результатов продуктивной деятельности, социологические опросники, анкеты,

психологические тесты и методики, методы математической статистики.

В процессе мониторинга учреждения дополнительного образования выясняются

следующие вопросы: достигается ли цель учебновоспитательного процесса, существует ли

положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами

предыдущих диагностических исследований и другие.

Диагностический материал для осуществления мониторинга качества учебно

воспитательного процесса в творческом объединении формируется педагогом

дополнительного образования, утверждается на методическом совете УДОД. По итогам

мониторинга заполняется мониторинговая карта каждой учебной группы творческого

Формы фиксации личностных достижений учащихся в УДОД.

Смотрите также:   Традиционные и современные методы обучения

Результаты мониторинга качества образования обуславливают разработку формы

фиксации личностных достижений детей. В настоящее время существуют следующие

формы фиксации: картапрофиль личностных достижений; «Тетрадь успешности»;

«Портфолио достижений воспитанника», «Кейсстади» и др. Данные формы относятся к

разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному

оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс

оценивания, но и самооценивания. Основной смысл – «показать все, на что ты способен».

Как правило, в них фиксируется: уровень освоения образовательной программы по

виду деятельности, которым занимается ребенок; особенности развития познавательных

процессов, входящих в структуру специальных способностей; некоторые личностные

характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка); результаты участия в

фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах и т.п.

Так, например, в «тетради успешности» отражаются успехи учащегося, полезные

дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей.

Использование данной тетради позволяет повысить качество и результативность работы

педагогов дополнительного образования).

В настоящее время инновационной формой, а некоторые исследователи называют и

педагогической технологией, фиксации и оценки достижений, учащихся в УДОД является

портфолио, которое существенно дополняет современные контрольнооценочные средства.

Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть

«картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его

индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его

способности практически применять приобретенные знания и умения, то есть владение

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и

помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную

мотивацию воспитанников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять

возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной

(самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели,

планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Мотивация обучающихся творческих объединений: методы и приёмы.

Наибольший интерес для педагогов дополнительного образования представляют

личностноориентированные технологии обучения и воспитания. В центре внимания этих

технологий неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и

способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Задача педагога — не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности

каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждог

члена коллектива, совместный анализ хода и результат такой деятельности.

Мотивация (от лат. movere – приводить в движение, толкать):

1) побуждение к действию;

2) динамический процесс физиологического плана, управляющий поведением

человека, определяющий её направленность, организованность, активность, устойчивость;

3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Мотивация может быть внешней – не связанная с содержанием определённой

деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами, и

внутренней – связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием

Эмоциональные методы мотивации: затрагивают чувства человека, влияют на такие

чувства и эмоции как адреналин, удовольствие, страх, любопытство, доверие и другие.

Позволяют мотивировать человека на деятельность, путем бессознательного:

− поощрение;

− порицание;

− учебнопознавательная игра;

− создание ярких нагляднообразных представлений;

− создание ситуации успеха;

− стимулирующее оценивание;

− свободный выбор задания;

− удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: направленность человека на бескорыстное

узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий

− опора на жизненный опыт;

− познавательный интерес;

− создание проблемной ситуации;

− побуждение к поиску альтернативных решений;

− выполнение творческих заданий;

− «мозговая атака».

Волевые методы мотивации: метод не самый простой, так как не у всех ребят

достаточно развита сила воли, но позволяет развивать настойчивость, способность

преодолевать трудности, умение владеть собой:

− предъявление учебных требований;

− информирование об обязательных результатах обучения;

− формирование ответственного отношения к учению;

− познавательные затруднения;

− самооценка деятельности и коррекция;

− рефлексия;

− прогнозирование деятельности.

Социальные методы мотивации: каждый человек развивается в обществе, и дать

ребенку понять, насколько важен он, его труд, основная задача этого метода:

− развитие желания быть полезным;

− побуждение стать личностью;

− создание ситуации взаимопомощи;

− поиск контактов и сотрудничества;

− заинтересованность в результатах;

− взаимопроверка;

− рецензирование.

Приемы развития мотивации на занятиях:

1. Начертите линию, на которой обозначьте этапы изучения темы, формы

контроля. Проговорите самые важные периоды, требующие от ребят стопроцентной

самоотдачи. Такой прием позволит ребятам увидеть, что именно может являться конечным

продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой

последующей темы. Особенно это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают

учебный материал от общего к частному.

2. Один из вариантов рефлексии по предмету:

3. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону

ближайшего развития, понимать, зачем нужно изучение этой темы. Ребят можно научить

ставить цели с помощью некоторых методов:

4. Карты ума (интеллекткарты, mind maps) — это удобная техника для представления

процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме. Цели

создания карт могут быть самыми различными: прояснение для себя какогото вопроса,

сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала, передача знаний

ученикам или коллегам и еще множество других. Однако, для того, чтобы хорошо

разобраться с тем, как интеллекткарты создаются и используются, лучше всего начать с

применения их для зрительного представления процесса мышления.

Педагоги отмечают большое значение системы дополнительного образования в

развитии многогранной личности. Такой вид воспитания побуждает каждого ребенка

находить свой особый путь. В будущем это поможет ему научиться принимать

самостоятельно правильные решения, выбрать профессию.

Система дополнительного образования в наше время непрерывно развивается.

Постоянно возникают новые формы и методики данного вида обучения, совершенствуются

известные методы и практики. Все это позволяет каждому ребенку найти для себя тот

вариант дополнительного образования, который подойдет именно ему и будет учитывать

все его потребности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА ТАЛАНТОВ»

«Актуальные методы и формы воспитательной работы в системе дополнительного образования»

образования Сергеева Л.Н.

г. Хабаровск — 2020 г.

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей очень важны в данный момент, так как идет формирование человека нового поколения. Целью воспитания обучающегося в учреждениях дополнительного образования является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой личности.

Воспитание в дополнительном образовании является процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире к своей роли в жизни этого мира. Дополнительное образование можно рассматривать как наиболее оптимальный в современных условиях институт воспитания социальной активности детей. Воспитательный момент имеет особенное значение для учреждений дополнительного образования. Ведь дети идут в них не столько за знаниями, сколько за возможностями проявить себя, удовлетворить свои потребности в интересующей их деятельности. Особенность воспитания в дополнительном образовании проявляется в содержании – реализации дополнительных образовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей, в формах организации – кружки, студии, объединения, театры, секции, ансамбли и т.д., в применяемых методах. Ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута, и уровень взаимоотношений.

Большинство детей испытывают огромную потребность в активной творческой деятельности, хотят участвовать в объединениях по интересам, овладеть основами будущей профессии, стремясь к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению. В процессе общения с окружающими людьми ребенок постоянно попадает в ситуации, требующие от него определенного выбора, принятия конкретного решения, что активно влияет на его воспитание, самоопределение. Творческая активность детей является одной из главных ценностей современного общества, а ее развитие – приоритетной задачей дополнительного образования. Воспитание – это целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Дополнительное образование сегодня – это образование, имеющее огромный потенциал и возможности для внесения весомого вклада в воспитание, мировоззрение и образование детей. Все те таланты, которые заложены в человеке, даются ему при рождении, а их развитие, совершенствуются в жизни – воспитанием. В современной системе дополнительного образования воспитание рассматривается как взаимодействие педагога дополнительного образования и обучающегося, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них ценностей и социально адекватных приемов поведения. Воспитание – это длительный и непрерывный процесс для решения задач гармоничного развития личности. Формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, социально экономических условий т.д.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. В этой системе есть свои методы работы, принципы и функции деятельности, создаются благоприятные условия для организации воспитательной работы по различным направлениям (патриотическое и гражданское воспитание, этическое и эстетическое, экологическое, воспитание культуры и т.д.). В качестве направлений воспитательной работы педагогу дополнительного образования вести индивидуальную работу с обучающимися и работу по формированию детского коллектива.

Важно, чтобы воспитательные мероприятия оказывали эффективное, эмоциональное и интеллектуальное воздействие на ребенка. Полезно обсуждать с детьми наиболее важные события происходящие в городе, стране и мире. Необходимо создавать такие условия, чтобы обучающиеся могли высказать свое мнение. Важно проявить внимание к проблемам подросткового возраста. Необходимо формировать внутренний контакт, располагающий к совместной работе и дружескому общению.

Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является обязательным условием успешности образовательного процесса. Система дополнительного образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка. Здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнерские отношения педагога дополнительного образования и обучающегося, а это как раз те особенности, которые выделяют воспитание в сфере дополнительного образования, способствуют формированию здорового образа жизни молодого поколения, дают педагогам возможность научить обучающегося ориентироваться на общечеловеческие духовные ценности, под влиянием которых формируется личность, готовая к участию в жизни страны. Создаются такие условия, которые направлены на гармоничное развитие личности, царит поддержка и активизируется личностный рост и самоопределение ребенка. А так же создаются ситуации успеха каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Надо научить детей видеть прекрасное, быть добрым и честным. Воспитывать у детей уверенность в себе и желание сделать следующий шаг. Ребенок должен поверить в педагога, сохранить уважение и признательность.

Для реализации возможностей воспитательной работы в системе дополнительного образования необходимо внедрять эффективные методы, технологии и приемы воспитания, а также постоянно следить за эффективностью их реализации. Необходимо формировать общественно активную, нравственно ориентированную творческую личность, обладающую умением адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях, сохраняя позитивный потенциал. Время идет и многое меняется.

Нельзя прийти старыми дорогами к новым горизонтам. Раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так определены цели современного образования.

Оцените статью
SIOBR