Методика преподавания психологии

Тема. Предмет, цели и задачи курса.

1. Особенности усвоения психологических знаний.

2. Предмет методики преподавания психологии.

3. Цели и задачи курса МПП.

Современное общество пока не готово активно и адекватно воспринимать психологические знания и тем более применять их. 1 из главных проблем современной практической психологии – обеспечение психологической грамотности населения. Для достижения этой цели необходимы квалифицированные психологи с хорошей методической подготовкой. Сегодня наблюдается разрыв теории и практики, опора всего лишь на память, слабая методическая подготовка и устаревшие методы преподавания фундамент психологии. Такова ситуация в вузах и школах. Нужны новые активные методические разработки, так как методика преподавания психологии как учебный предмет, как научная дисциплина почти не изучена. К этой дисциплине проявляли интерес видные психологи: Б.М. Теплов, Люблюлинская А. А. Из современных исследователей в последние годы по этой тематике начали работать В. Я. Ляудис, Б. Ц. Бадмаев.

В преподавании психологии есть и особенности, отличающие ее от других наук, и трудности. Они связанны со спецификой подачи всех знаний и спецификой усвоения их. Студенты психологи обычно считают достаточным знание и усвоение самой науки, недопонимают специфики методического мышления и сложности его формирования.

Психологическое знание признается сегодня гуманитарным, хотя на протяжении двух последних столетий считалось естественнонаучным.

В отличие от других наук психологическое знание обладает специфическими особенностями: их необходимо знать для преподавания психологии:

1. Предметом психологии является личность, которая лишь относительно постоянна: она меняется с возрастом, изменением характера деятельности и в связи с этим точность познания личности невозможна, её нельзя познать до конца. В. Я. Ляудис считала, что «познание личности требует скорее глубины проникновения, нежели точности».

2. Процесс познания психологической науки всегда диалогичен: и предмет познания, и познающая сторона личности. Получается, что процесс психической реальности обязательно преломляется через личностные особенности познающего, идет процесс «примеривание» познавательных свойств к своим собственным, а этого нет в познании физических, химических, и любых не психологических явлениях. Следует учитывать, что проекция на себя обычно препятствует усвоению неких общих закономерностей психики, поэтому нужно помнить, что законы индивидуального развития отличается от общих.

3. Процесс познания психологических явлений требует не только логического, но и образного, наглядно-действенного мышления, развитого воображения. Студенту-психологу надлежит учится мыслить образами, свободно их перемещать, сочетать с образами воображения, так как, например, психологу консультанту необходима способность свободно оперировать мысленным образом клиента, включать его в разные ситуации (взаимоотношения в семье, на работе, с друзьями). Такая подготовка позволяет лучше понять проблемы клиента и разрешить ее.

4. Психологическое знание может быть представлено как некая обобщённая структура, удобная для методических целей. Для относительно полной характеристики любого психического явления, с точки зрения методики, грамотного подхода к нему можно использовать следующий алгоритм:

· Следует осветить систему понятий, определений, описаний;

· Обозначить назначение, функции психического явления;

· Выявить механизмы этого явления (показать, как оно возникает и как функционирует);

· Описать классификации подобных явлений (виды по определенному критерию);

· Обозначить законы, особенности и конкретные свойства данного явления, то есть закономерности его формирования;

· Выявить индивидуальные особенности, изучаемого явления, возрастные и половые различия;

· Назвать закономерности развития и формирования в онтогенезе (если потребуется, и в филогенезе);

· Обозначить возможные нарушения этого феномена (патологические черты)

· Перечислить психологические теории по поводу данного феномена, их основные положения;

· Описать методы изучения этого явления.

Понимание структуры психологического знания поможет студенту уяснить целостность психической реальности во всем многообразии ее связей и отношений. С точки зрения МПП такая схема может служить основой и для планирования темы или учебного курса, и для анализа полноты усвоения знаний.

Предметом МПП являются методы, формы и средства обучения психологии, их специфика. Методы обучения должны соответствовать целям деятельности. Цели обучения обеспечиваются целой системой разных методов.

Метод (с греч. – путь, способ познания) обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания курса. Метод характеризуется такими признаками: целями обучения(образования, воспитания, развития); способами усвоения содержания обучения; характер взаимодействия преподавателя и учащихся. Эффективность метода зависит и от специфики учебного предмета.

В мировой практике есть довольно значительный опыт изучения методов обучения. Существует множество их классификаций. В 70-е гг. 20 в. Отечественный педагог Юрий Константинович Бабанский разработал классификацию методов наиболее популярных сейчас. Все методы обучения он разделил на 3 вида, каждый из видов имеет сложную характеристику:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: = словесные, (лекция, объяснение, рассказ, беседа);

= наглядные (опыты, демонстрации, иллюстрации);

= практические (упражнения, решение задач).

2. Методы стимулирования и мотивации учения: = познавательные игры;

= учебные дискуссии;

= создание учебных ситуаций (эмоционально-нравственного переживания, новизны, занимательности);

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении: = индивидуальный и фронтальный опрос;

= зачеты и экзамены;

= программированный опрос (тестирование)

В последнее время эта 3-х компонентная классификация дополняется новыми видами. В частности среди методов обучения психологии можно выделить: традиционные методы(классификация Бабанского) и нетрадиционные(активные методы обучения).

Традиционное обучение основано на репродуктивной деятельности как самостоятельной ценности, оно ориентированно на достижение четких эталонов усвоения. Включенность преподавателя и учащихся в учебный процесс при этом личностно нейтральная, хотя положительный эмоциональный фон в обучении предполагается.

По В.Я. Ляудис к нетрадиционным относятся: метод программированного обучения, метод проблемного обучения, метод интерактивного (коммуникативного) обучения, метод учебных дискуссий, игра как метод, задачный метод. Все эти методы работают на развитие потенциала обучаемых, ведут к самостоятельной поисковой деятельности, делают педагога партнером по исследованию, предполагают личностную включенность всех участников обучения, высокую профессиональную подготовленность педагога к гибкому взаимодействию с учащимися, а это способствует расширению личностного опыта участников.

В своем учебнике «Методика преподавания психологии» Б. Ц. Бадмаев предлагает историческую справку по каждому из методов обучения и кратко характеризует специфику каждого.

Программированное обучение зародилось в 50-х годах в США. основоположник — Б. Ф. Скиннер. Программированное обучение предполагает перестроить традиционное обучение за счет уточнения целей, задач, способов решения, форм контроля и поощрения учебных действий учащихся и придания этим действиям характера четких операций, доступных управлению.

Благодаря программированному обучению доступным стал контроль за каждым из этапов, а не только его результат, как в традиционном обучении.

Первые варианты программированного обучения основывались на бихевиоральном подходе, который критиковался, например, по использованию принципов программирования материалов предложенных Скиннером. Мало того, что использовались данные поведения животных в ситуациях научения и выработки навыков, и они переносились на человеческие реакции, так еще Скиннер предложил всю информацию разбить на порции, шаги и «шаг за шагом» эта информация вводилась в сознание ученика с обязательным и немедленным подкреплением (поощрением). Если эти порции материала успешно заполнен учеником, подавалась следующая порция для запоминания. Такая норма преподнесения материала исключает не запоминание, но при этом не развивала мышление. Пошаговая система или линейная программа предполагают, четкую последовательность действий и если ученик не воспринимал порцию информации, эта порция разбивалась на более мелкие части, проходя через которые ученик достигал следующие порции материала.

В России этот вариант метода программированного обучения был распространен в конце 60-х начале 70-х годов. Создавались специальные учебники с делением текста на порции, части, с вопросами к каждой из части и несколькими вариантами ответа, но только 1 вариант ответа был верным (аналог теста). Для самообучения и контроля знаний применялись обучающие машины. В начале 70-х годов даже экзамены в технические ВУЗы принимали с помощью компьютера.

Увлечение программированным обучением к концу 20 века объяснялась возможностью жесткого контроля за усвоением знаний, но оказалось, что оно дает возможность управлять лишь формальной стороной обучения – всего лишь получением и запоминанием знаний, причем ученики часто просто угадывали ответ или случайно получали ответ.

Смотрите также:   Виды обучения в педагогике

Негативные последствия этого метода заключались в невозможности формировать творчество учащихся, самостоятельность мышления. Рациональное зерно из этого метода использовано в обучении понятиям в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной.

К 70-м годам 20 века их теория зарекомендовала себя как грамотное программирование на запоминание не отдельных порций материала, а всей учебной деятельности ученика. Основные средства программированного обучения по этой теории таковы: схемы ориентируют основные действия, которые позволяют правильно выполнить, осваиваемые действия и наоборот учебных задач моделирующие самые разные ситуации выполнения этих учебных действий, то есть знания усваиваются в ходе их применения на практике.

Методы проблемного обучения. Студенты уверенны, что их целью должно стать знание теории психологии, что на экзамене будет достаточно пересказа материала лекций и учебников. Оказывается без проверки этих знаний на практике они ничего не стоят, а отметка будет формальной – за наличие в памяти студента определенных знаний. Но ведь, степень запоминания не всегда приводит к умению применить знания в профессии, поэтому важно сформировать у студентов навыки психологического мышления: знания должны перестать быть самоцелью, они должны стать материалом, средством или результатом мышления.

Как правило, решение задач на мышление свидетельствует, что студенты большое значение придают формальной ориентировки в задаче и почти не придают значение идеальной альтернативной мыслительной ориентировки в проблемной ситуации. Поставить студента в проблемную ситуацию значит создать для него интересную трудность, проблему. Справиться с ней он может только с помощью мышления.

А. М. Матюшкин, изучающий мышление, отмечал, что возможностей развития мышления в проблемном обучении всегда много. При традиционном обучении задачи высокого уровня обучения решают всего 15% испытуемых, а при проблемном обучении эти же задачи решают 70% обучаемых. Анализ экспериментальных данных зарубежных и отечественных психологов(Л. Секей, М.Э. Махмутов) позволил сделать вывод: при проблемном обучении растет интеллектуальная активность и знания усваиваются в виде общих закономерностей, в способе действий при решении целого спектра задач.

Основные понятия в проблемном обучении: проблемная задача; проблемный вопрос; проблемное задание и проблемность как принцип обучения.

Проблемная задача – это учебная проблема с четкими условиями и с бесконечным полем поиска; ее содержание – это противоречие между известным и неизвестным знанием. Проблемная задача требует не просто ответа, но обязательно обоснования его правильности. Проблемную задачу можно решить только с помощью логики, логического мышления.

Проблемный вопрос – вопрос к проблемной задаче или отдельно взятый вопрос по проблеме. Если вопрос не проблемный, он требует всего лишь припоминания уже известных знаний, значит, не проблемный вопрос обращен к памяти, а проблемный – к мышлению.

Вопросы, обращенные к памяти, будут начинаться с вопросительных слов Кто? Что? Когда? Где? Сколько? Какой? Как? Только слово «как» может быть использовано в общих типах вопросов.

Проблемное задание – это учебное задание в форме проблемной задачи или в форме проблемного вопроса с целью поставит учеников в проблемную ситуацию. Проблемное задание: перечислите противоположные или противоречивые высказывания 2-3 авторов по какому-либо вопросу по теме.

Проблемность как принцип обучения – это реорганизация обучения, заключается в том, чтобы не преподносить материал не в готовом виде, а давать в составе проблемной задачи как неизвестное, искомое. Таким образом, принцип проблемности диктует основные способы освоения материала – через мыслительную деятельность студента по поиску материала, то есть использует операциональную сторону мышления для ответа на вопрос.

По Б. Ц. Бадмаеву, условия для создания проблемной ситуации для вызова продуктивной деятельности должны быть такими:

1. Преподаватель дает такое практико-ориентированное задание во время, которого студенты и получают новые знания, и научается действовать с материалом, осознают способы действия с ним. Выполнение задания должно вызывать у студентов потребность получить недостающие знания и вызвать интерес как мотив.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям студентов, быть трудным, но решаемым с помощью уже имеющихся у студентов навыков. Учитель обязан знать реальный уровень знаний учеников.

3. Проблемная ситуация должна быть создана такими знаниями, когда требуется теоретически объяснить реальные психологические факторы; когда не удается выполнить практические задания, известными ученикам способами(тогда ученики объясняют преподавателю, что знаний не хватает и получает от преподавателя.)

4. Преподаватель в таком случае сам объясняет, указывает причины, по которым студент не выполняет задания и – объясняет тот учебный материал, который нужен для самостоятельного решения задачи. Учитель должен управлять усвоением знанием, этапами, руководить обучение при использовании проблемного обучения.

Метод интерактивного обучения – это методы основанные на психологии человеческих отношений и взаимоотношений.

При применении интерактивных методов мощнее всего на интеллектуальное развитие студентов и активности студентов дает дух соревновательности, при коллективном поиске истинны. Сильным механизмом в этом методе является заражение. Чужая точка зрения вызывает собственную, аналогичную или противоположную. Преподавателю требуется больше активности, творчества, чем при традиционном обучении, так как аргументированная точка зрения преподавателя, показ своей мировоззренческой позиции(но при этом ни в коем случае не навязывание) сочетается с управлением хода дискуссии.

Используя эти методы, преподаватель направляет, ведет за собой содержательную и интеллектуально-познавательную форму обсуждения вопросов, конструирует совместную деятельность и влияет воспитательно на личностную позицию студента, ведь личностные компоненты учения в ходе совместной деятельности оказывают прямое влияния на внутренний мир студентов.

К методам интерактивного обучения относятся:

= эвристическая беседа;

= мозговая атака(brainstorming);

= метод круглого стола;

= метод деловой игры;

= конкурсы практических работ студентов и их обсуждение и др.

Эвристическая беседа восходит к методу сократических бесед, когда обучаемый побуждается к самостоятельному нахождению правильного ответа, желанию открыть, отыскать ответ, (=эврика). Эвристическая беседа выполняет функцию получения ответа от учеников через активизацию их мышления, постановку вопросов – это поиск ответов.

Дискуссия – это специально запрограммированное свободное обсуждение вопросов как в эвристической беседе, но переходящее в спор. Это всегда обмен мнениями в их столкновении; рождении неординарных альтернативных мнений. Дискуссию порождают размышления, а в учебной дискуссии происходит еще и усвоение учебного материала, как результат его мыслительной деятельности.

А. К. Маркова отметила эту психологическую особенность дискуссии (дискуссия развивает мышление), а полемическая ситуация «развертывает рассуждения в систему аргументов и контраргументов». К сожалению, этот научный вывод мало учитывается в преподавании. Метод дискуссии используется в групповых формах заданий; коллоквиумах; семинарах; лекциях; лабораторных работах.

Метод мозговой атаки (brainstorming) еще не прижился в ВУЗовском преподавании в РФ (50-е гг. 20 века США А. Осборн ввел этот метод обучения).

Он заключается в поиске ответа на поставленную проблему в ходе активного поиска догадок, случайных аналогий, ассоциаций, спонтанно возникающих у присутствующих. Главное правило brainstorming не подвергать критике ни одну из идей, полная свобода высказываний. Такие условия дают возможность возникновения самых невероятных ответов, которые могут стать самыми оптимальными.

Метод круглого стола заимствован из политики и науки, служит для обмена мнениями, для получения ответа на четкосформулированный вопрос или для достижения стабильности в мнении по поводу чего-либо. Преподаватель обычно является ведущим, направляющим разговор в нужное русло. Он же осуществляет контроль для ухода в сторону, останавливает рассуждение для собственного резюме. Обладает возможностью многоаспектно, многосторонне проанализировать некую проблему.

Метод деловой игры хорошо работает в сфере управления и профессионального обучения. заключается в моделировании ситуации конкретной профессиональной деятельности, когда студенты могут примерить на себя роль профессионала (ученика, клиента, консультанта, диагноста и т. д.). при практической направленности курса этот метод эффективнее традиционного.

Смотрите также:   Словесные методы обучения дошкольников

В последние годы из методов интерактивного обучения часто применяется тренинг. На западе он обычно используется для психокоррекционной работы в малых группах. Во всем мире социально-психологические тренинги как форма занятия: понять и усвоить законы поведения внутри группы с помощью тренинга легче. Тренинг становится помощником в изучении психотехнологий для людей, работающих в коммерческой сфере, ведь он помогает отработать конкретные навыки и в реальных отношениях изучить модели ситуаций аналогичных жизненным.

Нетрадиционные поисковые методы оказываются весьма продуктивными при профессиональном обучении. Они не только позволяют усвоить базовые знания, но и овладевать ими в контексте будущей профессии.

В педагогике целесообразными принято считать следующие формы обучения: фронтальные (лекции, просмотр фильмов); групповые (семинары, практические занятия, учебные игры, тренинги, упражнения в парах, в микрогруппах); индивидуальные (курсовые работы, контрольные, ВКР, индивидуальные задания).

Средства обучения – это все, что способствует росту качества обучения. к ним относят: наглядные пособия (таблицы, графики, схемы, рисунки, изображения); технические средства обучения( аудио- , видеоаппаратура; мультимедийный комплекс); печатные методические пособия. Все перечисленные методы, формы, средства обучения избираются в каждом конкретном случае в соответствии с каждой конкретной спецификой или отдельной темой.

Обучение психологии направленно на овладение способами познания личности и поведения других людей; на формирование способности человека преобразовывать самого себя; самосовершенствование. Цели же преподавания психологии иные: рост качества преподавания психологии в разных сферах деятельности психолога.

1. Дать студентам знания о специфике преподавания психологии.

2. Сформировать навыки и умение управления педагогическим предметом;

3. Способствовать развитию у студентов педагогических, коммуникативных способностей;

4. Развивать потребность в просвещенческой деятельности и умение эффективно организовать ее;

5. Помочь студентам овладеть приемами профессионального самообразования и самовоспитания;

6. Способствовать познанию и развитию личности студентов в контексте выбранной им профессии.

Методика преподавания психологии как самостоятельная область психолого-педагогического знания

К началу 19 века становление духовного обу­чения в высшей школе приобретает массовый характер. Привиле­гированное положение интеллектуала ставится под сомнение. И эта утрата интеллектуалом «учи­тельской» позиции означала то, что отныне преподаватель и уче­ник находятся в равной позиции по отношению к истине, и уже недостаточно только передать готовые знания, а необходимо еще и раскрыть для учащихся сам процесс порождения знания. На основе реформы университетского обучения Гумбольдта про­изошло слияние преподавательской и научной деятельности.

Донаучный этапразвития преподавания психологии — до середины 19 века. В.Н. Карандашев (2006), описывая историю преподавания психологии, отмечает, что она как и философия, не один раз исключалась из программы на много лет и вновь восста­навливалась через некоторое время. Естественно, что за эти годы терялись кадры и накопленный опыт преподавания.

Преподавание психологии в светских учебных заведениях длительное время на­ходилось под сильным влиянием традиций, сложившихся в рамках богословского образования. В духовной школе психология как учебный предмет была введена почти на целое столетие раньше, чем в светской школе, а процесс преподавания был более стабильным. В духовных академиях предусматривалась и подготовка препо­давателей психологии.

Первый Московский университет был учрежден 12 января 1755 г. Он имел три отделения, или факультета: юридический, медицинский и философский.

Психология в качестве отдельного пред­мета нe была включена в цикл философского факультета первого русского универ­ситета

Психологические знания преподавались в рамках других дисциплин. В курсах по красноречию и риторике также уделялось некоторое внимание вопросам пси­хологии. Психология рассматривалась также как составная часть курса философии.

Содержание курсов философии и психологии было далеким от жизни. В связи с этим было немного желающих изучать эти дисциплины, а тем более готовиться к их преподаванию.

Общенаучный этап. Во второй половине 19 века в Главном правлении училищ сочли возможным восстановление преподавания философии «если не в полном ее объеме, то, по крайней мере, в одной ее части — истории философии, как науки, по преимуществу проясняющей истины и разрушающей предрассудки и стремления к материа­лизму».

В результате 1863 г. было утверждено положение о восстановлении кафедр истории философии, логики и психологии в университетах. В 1861 г. на историко-филологическом факультете Московского университета была восста­новлена кафедра философии. Первая проблема, с которой столкнулись уни­верситеты при восстановлении кафедр философии, логики и психологии, — поиск и подготовка кадров.

Открытые кафедры вновь заняли люди, имевшие богослов­ское образование. В Московский университет был приглашен П. Д. Юркевич, в Пе­тербургский — М. И. Владиславлев, в Киевский — С. С. Гогоцкий.

Определенных требований к построению программ преподавания психологии в университетах не было, поэтому каждый преподаватель вкладывал в курс то со­держание, которое считал нужным в зависимости от своих интересов и уровня своей подготовки. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего XX в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности.

Этап интенсивного развития.Преподавание психологии в первой половине XX века. В начале XX в. начинается интенсивное развитие экспериментальной и приклад­ной психологии, сопровождаемое ростом интереса к этой науке. Развивается и психологическое образование. После 1905 г. преподавание психологии в высших учебных заведениях претерпевает коренные изменения.

Возрастает ко­личество преподавателей, а также количество слушателей. Помимо лекций орга­низуются семинары и просеминары, практические занятия по экспериментальной психологии. Лекции по психологии начинают сопровождаться демонстрацией приборов, постановкой иллюстративных опытов. Это было значительным ново­введением в практике преподавания психологии. Психология стала преподавать­ся как эмпирическая наука.

Таким образом, преподавание психологии в Московском университете в начале XX в. велось очень последовательно, каждый курс был связан с другими, дополняв­шими и расширявшими его.

Периоды, когда психология вводилась в качестве учебного предмета в учебных заведениях (в начале и в середине XX в.), знаменовались активизацией методической работы в области преподавания психологии (Самарин, 1950,Панибратцева, 1971). Работы, посвященные методике преподавания психологии в высших учебных заведениях, стали появляться у нас в стране и за рубежом в последние годы XX столетия и начале XXI (Боярчук, 1982, Гинецинский, 1983; Ляудис, 1989, Бадмаев, 1998; Карандашев, 2001, 2002, 2006 и мн. др.).

Несмотря на трудности первоначального развития и утверждения собственного статуса, она постепенно стала признанной областью профессиональной деятельности. Устойчивое положение психологических служб во многих сферах здравоохранения и образования является подтверждением этому.

Для того, чтобы разобраться в методике преподавания любой дисциплины, а в частности, психологии, необходимо учитывать особенности этой науки.

Психологию отличают такие характеристики как:

— это наука о самых сложных явлениях, ко­торые известны человечеству;

— она находится в особом положении, так как в ней сливают­ся объект и субъект познания;

— ее особенность в ее уникальных практических следствиях;

— это одна из перспективных наук, которая имеет обширные связи с разными науками и их областями (естественно-математическими, гуманитарными, в частности с философией, педагогикой, дидактикой и т.д.).

Все науки взаимосвязаны и создают единое когнитивное пространство. Система межпредметных связей позволяет определить место науки и внешние структурные связи в этом общем пространстве. С другой стороны, каждая наука имеет свою собственную внутреннюю структуру. Системное представление о науке предполагает знание как внешнего аспекта системности (межпредметных связей), так и внутреннего аспекта системности – ее собственной структуры. Так философия генерирует знание о наиболее обобщенных категориях, задает общее представление о мире, человеке и их взаимодействии, о всеобщих закономерностях бытия и сознания. Естественно-математические науки выделяют в качестве объекта исследования объективную реальность, существующую вне человека и общества. Гуманитарные науки исследуют объективные и субъективные аспекты реальности, связанные с человеком и обществом. Педагогика – это наука, изучающая обучение и воспитание в целом как форму активности человека. Дидактика – это раздел педагогики, исследующий общие закономерности процесса обучения.

Смотрите также:   Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

В связи с этим в разные эпохи, в разных странах и учебных заведениях психо­логия преподавалась как в рамках философских и естественнонаучных предме­тов, так и в рамках гуманитарных дисциплин.

Интерес студентов и учащихся к курсу психологии в настоящее время и значи­тельной степени обусловлен их представлением о психологии как гуманитарной дисциплине. Преподаватели должны считаться с этим при постановке целей обу­чения, а также в процессе отбора содержания учебных курсов.

Методика преподавания психологии является отраслью именно педагогической науки, а не психологической, которая исследует закономерности обучения психологии. Это наука о том, как заинтересовать учебой, увлечь ею и научить учиться самостоятельно и творчески.

Рис.1.1. Содержание методики преподавания психологии

Основные задачи дидактики:

– Разработка проблем: чему учить и как учить.

– Разработка проблем: когда, где, кого и зачем учить.

Основные категории дидактики:

— Преподавание – это деятельность тех, кто обучает.

— Учение – деятельность тех, кто обучается.

— Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Это преподавание и учение, взятые вместе. Обучение выполняет 3 функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

— Образование – это результат обучения. Это система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Другие, известные категории дидактики:

— знания – совокупность представлений, понятий, идей, теорий, в которых выражается теоретическое овладение предметом;

— умения – совокупность приемов, способов действий;

— навыки – автоматизированные способы действий, закрепившиеся в результате упражнений;

— цель – то, к чему стремится обучение;

— содержание (обучения, образования) – это система знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;

— средства – предметная поддержка обучения;

— метод – путь достижения цели и задач обучения;

— результаты – это следствие учебного процесса;

— форма – способ существования учебного процесса;

— организация – упорядочение дидактического процесса.

По ширине охвата изучаемой действительности дидактика делится: на общую и частную, к которой относится и методика преподавания психологии, так как изучает закономерности протекания учебного процесса, содержание, формы и методы преподавания учебного предмета.

Любая наука в целом, определяется системой методологических характеристик (объект, предмет, цель, задачи и методы), в которых отражается ее содержание и смысл.

Методика преподавания психологии имеет своим объектомпроцесс обучения психологии, основам психологической науки и неразрывно связанное с ним воспитание подрастающего поколения.

Представления о предмете методики преподавания психологии довольно разнообразны. В своем большинстве авторы сходятся в том, что предметомданной науки являются условия, факторы, структура и закономерности обучения психологии, понимаемое как процесс управления, осуществляемый учителем (преподавателем), который использует ряд вспомогательных средств: учебники, наглядные пособия, и др. Обучение же психологии — это обучение психологической деятельности. Методика преподавания психологии — это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп.

Цель методики преподавания психологии – познание факторов, условий, структуры и закономерностей процесса обучения психологии и совершенствование этого процесса на основе полученных знаний.

Методика преподавания психологии как предметрешает следующие задачи (здесь же задачи курса МПП как такового):

1. Ознакомление с основными методами и приемами обучения психологии;

2. Формирование навыков разработки методики, программ и процедуры подготовки лекций и практических занятий;

3. Формирование навыков преподавания (чтения лекции, организации семинарских и практических занятий), в том числе — формирование педагогических умений и навыков и профессионально значимых качеств личности;

4. Развитие перцептивно-рефлексивных и проектировочных способностей студентов;

5. Воспитание интереса к преподаванию психологии, актуализация потребности в самообразовании, выработка творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности, развитие потребности в самореализации;

Итак, главная задача дисциплины «Методика преподавания психологии: раскрыть как традиционные, так и инновационные (активные) методы обучения и проанализировать возможности их использования в преподавании психологии. То есть формирование у студентов умения проводить объяснение, отработку и контроль усвоения психологических знаний и действий на лекциях, семи­нарах, практических занятиях, в самостоятельной работе с помо­щью соответствующих методов и средств.

Методы исследования методики преподавания психологии включают систему способов получения нового знания о факторах, условиях, структуре и закономерностях преподавания психологии и внедрения полученных знаний в образовательный процесс.

Все методологические характеристики методики преподавания психологии взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Основные понятия методики преподавания психологии:

Образование– процесс развития и формирования человека в условиях социально создаваемой дидактической (образовательной) среды (в системе социальных институтов образования), ориентированный на достижение определенной цели (нормативного образа); процесс осознанного целенаправленного информационного воздействия со стороны общества в целом, социальной группы или отдельного человека на другого человека или другую социальную группу.

Воспитание— целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

Преподавание- педагогическое, управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. Преподавание реализуется педагогом как непосредственно, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения. Деятельность преподавателя включает в себя: отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение учебной информацией и методами работы с нею учащихся и предъявление её обучаемым в педагогической практике; организацию рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого обучаемого по овладению предлагаемой системой знаний и умений. Деятельность преподавателя предполагает также планирование и организацию им собственной работы. В этом контексте управление как педагогическое взаимодействие, носит не столько корректирующий, сколько формирующий характер и направлено на образование обучаемого, развитие у него различных структур умственной деятельности и на воспитание личности.

Развитие — необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Учение(научение) (англ. learning) — процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты учения — элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки). Учение отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т. д.).

В настоящее время считается, что учебная деятельность – это самоценная деятельность, включающая в себя и игровую и трудовую деятельность; продуктивная деятельность, имеющая творческий характер. Учение связано не только с содержанием социального опыта, обязательно включает в себя процесс самоорганизации личности, ее личностный рост. К числу факторов успешности учебной деятельности можно отнести: а) информационное разнообразие среды; б) соотношение рецепторной и эффекторной активности; в) уровень субъектной активности; г) уровень мотивации; д) частоту и глубину контроля усвоения; е) соотношение оперативных, тактических и стратегических целей обучения.

Самовоспитание- систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные этапы развития методики преподавания психологии.

2. Определите рейтинг межпредметных связей методики преподавания психологии в системе наук.

3. Назовите методологические единицы методики преподавания психологии.

4. Сформулируйте основные задачи методики преподавания психологии как предмета.

5. Определите содержание методики преподавания психологии как научной дисциплины.

Оцените статью
SIOBR