Метод обучения иллюстративный

Объяснительно-иллюстративный метод. Информационно-рецептивный метод

Метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Сообщение информации с помощью:устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.).

Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения: достоинства и недостатки.

плюсы (сильные стороны):Организационная четкость педагогического процесса;Систематический характер обучения;Идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;Разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения

МинусыПреобладание вербальных методов обучения;Фронтальные формы в работе учителя; Отсутствие возможностей для организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности обучаемых;Уравнительный подход к школьникам, из-за чего страдают как слабые, так и сильные ученики;Отсутствие возможности учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности обучающихся;

Шаблонное построение урока, одинаковая его продолжительность с 1-го по 11-й класс;

минусы (слабые стороны):Организация в основном действий репродуктивного характера;Субъект-объектный характер отношений между учеником и учителем, когда школьник является объектом обучающих воздействий;Доминирование монологической формы обучения, при которой активен учитель и пассивны школьники; нерациональное распределение времени на уроке, большую часть которого задействован лишь учитель;Перенесение тяжести работы по усвоению нового учебного материала на домашнюю подготовку и как следствие, чрезмерный объем домашних заданий;Отсутствие технологически организованных механизмов воспитания, развития и саморазвития личности в процессе обучения

14) Непродуктивные приемы ведения урока.Сообщается только тема занятия, а цель и задачи не ставятся или ставятся нечетко:Выдача готовой инструкции;План урока (лекции) не сообщается или сообщается, но преподаватель ему не следует;Результаты работы не обсуждаются или обсуждаются наспех, выводы в конце занятия не делаются или делаются после звонка;Частое повторение информации одними и теми же словами, непрерывный монолог преподавателя;Ответы преподавателя на вопросы учащихся нечеткие или они остаются вовсе без ответа;Однообразие способов представления информации, неиспользование или однообразие средств наглядности;Чрезмерная детализация информации

Подробный анализ результатов работы, обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного;Материал не повторяет учебник, используется информация, из других областей;Наличие четкой позиции преподавателя, свободное владение материалом, ответы на вопросы без привязки к конспекту;Информация предоставляется в том числе на языке формул, таблиц, диаграмм, образов; разнообразие средств наглядности;Свертывание, уплотнение информации

Организация познавательной деятельности (непродуктивные приемы)Проблемная ситуация ставится, но решается самим преподавателем;Преподаватель сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос;Приемы познавательной деятельности не выделяются и не осознаются самим преподавателем;Даются только самые общие рекомендации: быть внимательным, стараться перечислять только номера задач и заданий;Отсутствие или однообразие приемов активизации деятельности или неумелое их использование;Преобладают фронтальные формы работы. Частые паузы в ожидании тишины; Деятельность носит репродуктивный характер;Активность преподавателя превышает активность учащихся

Организация познавательной деятельности (продуктивные приемы)Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися;Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии;Подчеркиваются приемы познавательной деятельности, анализируются конкретные ситуации;Используются игровые ситуации, соревнование;Разнообразие приемов активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух и др.;Организуется групповая и парная работа. Используются паузы, дающие время на обдумывание;Организуется проблемно-поисковая деятельность;Стимулирование учащихся к формулированию вопросов, активно работает большинство учащихся

9) Таксономия целей урока и определение целей конкретного урока. Технологическая карта урока;

Первый этап урока – формулировка целей. Недостатки этапа: Слишком общее определение целей; Замена целей содержанием, темами обучения, не определяется, на каком качественном уровне должен освоить материал; Замена дидактических целей запланированной деятельность. Преподавателя.

В технологическом подходе В.П. Беспалько Модель учебных целей:Ученический уровень (узнавание);Алгоритмический(решение типовых задач);Эвристический (выбор действия);Творческий (поиск действия)

Таксономия учебных целей Б.Блума (1956 .

11) Причины появления новых технологий обучения. необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;потребность в снижении негативных последствий работы малоквалифицированного педагога.

Объяснительно-иллюстративный.

В определении подчеркиваются различные стороны метода:

— как способ передачи учителем знаний;

— как пути их усвоения учащимся;

— как средство для развития способностей и мировоззрения.

Правильно выбранный метод на уроке позволит педагогу обеспечить учащегося необходимыми знаниями, поможет активизировать их творческую активность и интерес к учению.

В музыкальной педагогике существует несколько классификаций методов обучения, из них две наиболее распространенные:

Классификация по источнику получения знаний, умений и навыков.

В соответствии с этой классификацией методы обучения делятся на три группы:

К словесным относятся рассказ, объяснения, беседа, работа с учебником или книгой.

С помощью слова педагог может вызвать у детей в сознании яркие картинки, активизировать воображение, эмоции и чувства.

К наглядным методам относятся наблюдение (показ педагога), демонстрация наглядных пособий, к/фильмов, д/фильмов. При помощи наглядных методов знания становятся прочнее и глубже, формируются яркие представления.

К практическим методам относятся упражнения, собственно игра учащегося (разучивание, выучивание наизусть, работа над образом), т.е. те методы, которые позволяют реализовать на игре объяснения, показ учителя позволяет выразиться ученику в музыке.

Подробнее остановимся на второй классификации.

Классификация по уровню подготовки учащегося.

Выделяет пять методов обучения:

Этот метод наиболее распространенный в учебной практике. Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учеником задачи, указать пути их решения.

В период работы над музыкальным произведением полезно сопоставлять их с аналогичными явлениями в области литературы и изо. Это способствует активизации образного мышления, углублению и расширению жизненного и эмоционального опыта учащегося, его кругозора. Установление беспредметных связей, в результате комплексного воздействия различных видов искусств, у учащегося развивается тонкая наблюдательность, воображение, создающее предпосылки для его творческого мышления.

Говоря об объяснительно-иллюстративном методе, нужно указать на особую эффективность исполнительского показа педагога, бесспорно усиливающего интерес к обучению. Особенно велика роль показа в период овладения новыми, ранее не встречающимися исполнительскими трудностями. В зависимости от уровня способностей и подготовки ученика, его инициативности и быстроты реакции, показ помет быть различным. Можно использовать целостное исполнение произведения до начала работы ученика над ним, а в процессе работы переходить к проигрыванию отдельных деталей. Одной из форм может быть утрирование, преувеличение, демонстрация. Такой показ Т.Нейгауз назвал «замедленной съемкой» и рекомендовал, как средство, активизирующее образно-эмоциональное восприятие музыки. В произведениях с подвижными темпами можно на первом этапе использовать преувеличенное подчеркивание ритмической пульсации. Однако, нельзя абсолютизировать роль педагогического показа (может привести к копированию).

Применяется чаще всего тогда, когда учащийся еще не приучен к самостоятельному решению задач, стоящих перед ним. Суть его заключается в многократном повторении отдельных приемов или эпизодов, с целью развития автоматизма действий, совершаемых по образцу, данному педагогом.

Однако, чрезмерное увлечение этим ведет к формальному усвоению материала.

Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учащегося к решению проблемных задач, в процессе которых он активно усваивает новые знания. Один из наиболее действенных и эффективных в учебном процессе

Проблемное обучение можно разделить на два отдельных метода: проблемный метод и частично-поисковый метод.

Проблемный метод обучения применяется преимущественно для развития творческой, учебно-познавательной и трудовой деятельности, способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями, развивает такие черты личности, как творческое отношение к делу, самостоятельность, активность, сознательность.

Частично-поисковый метод является активным импульсом в развитии учащегося, при котором поставленная педагогом задача частично решается учащимся. Так, имея соответствующую подготовку, учащийся может самостоятельно справиться с такими задачами, как определение аппликатуры, смена дыхания и т.д.

Данные методы позволяет ученику не превращаться в «сосуд», заполняемый педагогом, а побуждают ученика к работе над совершенствованием своего мастерства.

Является высшим этапом самостоятельной работы учащегося. Суть его состоит в том, что воспитаннику предоставляется возможность самому решать технические и творческие задачи. Конечно же, данный метод предполагает наличие определенной базы у учащегося навыков и умений.

Смотрите также:   Традиционные и инновационные методы обучения в школе

Выбор метода на уроке определяется многими факторами. Прежде всего, выбор метода диктует цель урока. Педагог должен перед уроком четки представлять структуру урока, задачи урока, и в связи с этим выбирать конкретные методы. Во-вторых, выбор метода зависит от уровня развития учащихся, и от личности преподавателя.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения

Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимации, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.

Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.

Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

В информатике иллюстрировать можно всё в силу знаковой природы информации. Важная особенность компьютерной демонстрации – это динамичность и управляемость наглядными образцами.

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера.

Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые более чётко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.

Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Учитель на уроке может демонстрировать учебный материал, который облегчит усвоение темы с последующим обсуждением его содержания.

— чередование демонстрации с пояснениями учителя;

— демонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренного;

— объяснение в ходе демонстрации;

— предварительная беседа с учащимися и последующая демонстрация.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

— применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

— наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и в соответствующий момент урока;

— учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый материал;

— чётко выделять главные мамонты;

— детально продумывать пояснения в ходе демонстрации;

— привлекать учеников к нахождению материала для демонстрации.

Репродуктивный метод обучения

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации. Применение этого метода невозможно без использования словесных пояснений, наглядных и практических методов и приёмов обучения.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, важнейшие определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях более активного и прочного запоминания информации. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков овладения компьютером, т. к. превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит информативный характер, представляет собой описание способов практических действий на компьютере, является сложным для того, чтобы ученики могли осуществлять самостоятельный поиск знаний.

На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение. Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами тренажёрами (например, клавиатурный тренажёр), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.

Вводные упражнения используются при первоначальном знакомстве с программным средством и выполняются, как правило, под руководством учителя.

Упражнения с комментированием применяются при выработке у обучаемых умений работать с операциями, сложными для усвоения. Так, комментирование полезно при работе над форматированием и копированием текста. Комментирование побуждает ученика к осмыслению каждого действия, позволяет учителю вносить поправки в действия учащихся, устранять неправильные трактовки и действия.

Тренировочные упражнения нацелены на повторение действий или операций с целью выработки умений и навыков. Такие упражнения объединяются в систему заданий, предполагающую постепенное наращивание сложности и творческой самостоятельности учащихся.

В целом репродуктивный метод обучения не позволяет в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления, формировать у учеников навыки поисковой деятельности. Следовательно, необходимо наряду с выше рассмотренным методом применять ещё и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.

Первый метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения информации учащимися, назван объяснительно-иллюстративным. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учи теля и учени ка при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.

Если на протяжении столетий для передачи знаний использовались почти исключительно живое слово учителя, учебные книги и довольно скудный арсенал учебно-наглядных пособий, то теперь открылась возможность для концентрированной передачи информации современными техническими средствами. Вместе со словом учителя в классе все чаще звучит речь выдающихся ученых и писателей, артистов и художников, конструкторов, изобретателей, воспроизводимая с помощью магнитофона, радио и телевидения. Наряду с обычными классными таблицами, дающими статичное изображение изучаемых предметов и явлений, кино и телевидение значительно расширяют границы чувственно воспринимаемых картин, явлений. Сидя в классе, учащиеся могут наблюдать, как прорастает семя и из него вырастает растение, как из цветка образуется плод, как из икринки развивается рыба, как живут животные высоко в горах и в глубинах моря, в тропических лесах и во льдах Арктики. Кино и телевизор позволяют показать различные явления, происходящие в космосе и в микроорганизме, переносят мысль учащихся в далекое прошлое и в предвидимое будущее.

В связи с увеличением в школьных курсах материала по физике, химии, математике возрастает роль символических изображений— различных формул, графиков, которые в динамической форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на киноэкране или на экране телевизора.

Наряду с этим более широкое применение в школах должны найти также демонстрация натуральных объектов, объемных макетов и действующих моделей, демонстрация различных опытов. Все это позволяет в более сжатые сроки давать учащимся в концентрированном виде значительный объем научной информации.

Как видно из приведенной характеристики объяснительно-иллюстративного метода, он предполагает использование таких источников и средств информации, как слово (устное и печатное), натуральные объекты, различные наглядные пособия. Этот метод вбирает в себя в качестве средств и форм проведения работы такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадке и т. д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность учащихся остается той же — восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум знаний о целях, порядке и объекте действия.

Смотрите также:   Методы и средства обучения и воспитания и Методы, формы и средства обучения

Объяснительно-иллюстративный метод во всех формах его проявления (рассказ, чтение книги, демонстрация опыта, применение наглядности и т. д.) хорошо разработан в педагогической литературе, им больше всего пользуются в школьной практике, и задача состоит в том, чтобы им не пользовались чрезмерно и без нужды. Другая задача дидактов и методистов состоит в разработке такой организации усвоения информации, при которой учащиеся усваивают структуру знаний, методы их получения и изложения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иллюстративно-объяснительное обучение.

Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В связи с увеличением в школьных курсах материала по физике, химии, математике возрастает роль символических изображений— различных формул, графиков, которые в динамической форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на киноэкране или на экране телевизора.

Наряду с этим более широкое применение в школах должны найти также демонстрация натуральных объектов, объемных макетов и действующих моделей, демонстрация различных опытов. Все это позволяет в более сжатые сроки давать учащимся в концентрированном виде значительный объем научной информации. Как видно из приведенной характеристики объяснительно-иллюстративного метода, он предполагает использование таких источников и средств информации, как слово (устное и печатное), натуральные объекты, различные наглядные пособия. Этот метод вбирает в себя в качестве средств и форм проведения работы такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадке и т. д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность учащихся остается той же — восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум знаний о целях, порядке и объекте действия.

– организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством преподавателей проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности обучаемых по ее разрешению, в результате которой происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных и других способностей.

Для проблемного обучения необходимо исполнить следующее:

•обеспечить посильность работы с проблемами;

•информация, которую обучающийся получит при решении проблемы, должна быть значимой, важной как в процессе учебы, так и в профессиональной деятельности;

•придерживаться такого стиля общения между преподавателем и обучающимся, когда возможна свобода выражения им своих мыслей и взглядов при доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу воспитанника. Общение-диалог направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности обучающихся.

С помощью проблемного обучения решаются следующие задачи:

•развитие мышления, способностей, творческих умений;

•усвоение обучающимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, что делает их более прочными, чем при традиционном обучении;

•воспитание активной творческой личности – человека, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные профессиональные проблемы.

Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: сталкиваясь с противоречивой, повой, непонятной проблемой («проблема — сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные, позиции при его решении»), у человека возникает состояние недоумения, удивления, рождается вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. И человек либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью преподавателя.

Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача ставит вопрос или вопросы: «Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить?» Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где

Выделяют три основные метода проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность и самостоятельная исследовательская деятельность.

Наиболее простой метод— проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; ученики лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале лекции «О жизни растений» ставится проблема: «Почему корень и стебель растут в противоположные стороны?», но лектор не дает готового ответа, а рассказывает, как наука шла к этой истине, сообщает о гипотезах и опытах, которые делались для проверки гипотез о причинах этого явления;

Частично-поисковый метод постепенно приобщает учеников к самостоятельному решению проблем; в ходе проблемных семинаров, практических занятий, эвристических бесед ученики под руководством преподавателя решают проблемы. Преподаватель придумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т. е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные «подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников.

Исследовательский метод предполагает, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в курсовой или дипломной работе, либо в НИРС) с последующим контролем преподавателя

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы:

1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства;

2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности, через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников состояние затруднения;

3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов;

4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений;

5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности. Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста, обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную, и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе производственников, навыки профессионального общения и управления людьми). Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявить творческую инициативу.

Деловая игра по уровню сложности бывает следующих видов: 1) «анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций» — обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от пего соответствующего решения, ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются;

2) «разыгрывание ролей» — ученики получают исходные данные по ситуации, а затем берут па себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других учеников, которые потом оцениваю!’ действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т.е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков;

Программированное обучение – это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-е гг. ХХ в. американским психологом Б. Скинне-ром для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники. Программированное обучение – это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ).

Смотрите также:   Способы и методы обучения

В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия. Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например:

– не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;

– требует больших затрат времени;

– применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;

– обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

Интерес к программированному обучению в 70– 80-е гг. ХХ в. стал падать и его возрождение произошло в последние годы на базе использования новых поколений компьютерной техники. Стали использовать лишь отдельные элементы программированного обучения, главным образом для контроля знаний, консультаций и тренировки навыков. Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения.

После того как усвоен весь объем материала по данной теме, процесс обучения строится так:

Согласно Скиннеру, такая модель обучения имеет в основе следующие принципы:

1. Принцип деления материала на возможно малые части (дозы, шаги), чтобы их усвоение было легким и при этом обязательным.

2. Принцип немедленной оценки ответа (обратной связи): ученик заполняет пробел и тут же сравнивает его с правильным ответом.

3. Принцип индивидуализации темпа обучения: каждый учащийся тратит на усвоение столько времени, сколько ему нужно.

Достоинства: программированное обучение позволяет ученику получать информацию о результатах усвоения на каждом этапе обучения и осуществлять его корректировку; развивает самостоятельность; дает возможность обучающемуся работать в оптимальном для него ритме.

Недостатки: программированное обучение не стимулирует творчество обучающегося.

Блочно-модульное обучение –метод обучения. при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключается в модули.

Модулипредставляют собой логически завершенные части содержания учебного материала, подлежащие изучению за определенный промежуток времени.

Блочно-модульное обучения позволяет достаточно просто перерабатывать и обновлять учебный материал, оценить творческий потенциал студента, его умения самостоятельного получения новых знаний.

Блочно-модульное обучение применяется в высших учебных заведениях.

Структурные элементы обучающего модуля:

1) информационное обеспечение – реализуется в форме лекций, практических, самостоятельных и лабораторных работ;

2) дидактическое обеспечение – автоматизированная база данных, пакет прикладных программ;

3) базовый компонент – группа взаимосвязанных фундаментальных понятий дисциплины;

4) вариативная часть – позволяет изменять и обновлять содержание без снижения качества подготовки;

5) практическое обеспечение – практические рекомендации для использования полученных навыков, знаний и умений при прохождении практики, дипломном проектировании и т. д.;

Содержание каждого модуля должно учитывать определенные требования:

1) содержание должно обеспечивать достижение дидактических целей каждым учеником;

2) учебный материал должен быть представлен относительно законченным блоком с единым содержанием;

3) необходимо использовать различные методы и формы обучения.

Система контроля, используемая при блочно-мо-дульном обучении имеет свои особенности.

К преимуществам модульного обучения относятся:

1) реализация принципов сознательности и активности в обучении;

2) гибкость структуры модуля;

3) системность в определении содержания курса;

4) усиление мотивации и заинтересованности учащегося в результатах обучения развитие самодисциплины и самооценки;

5) стимуляция равномерной учебную работы обучаемых;

6) улучшение психологического климата;

7) обеспечение эффективного контроля за ходом учебного процесса;

8) сокращение сроков изучения дисциплин;

9) индивидуализация процесса обучения и т. д.

Развивающее обучение заключается в ориентации учебного процесса на потенциал возможности человека и на их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др. В структуру развивающего обучения заложена цепь усложняющихся задач, которые вызывают у учащихся потребность в овладении специальными знаниями, умениями и навыками, создании новой схемы решения, новых способов действия. В отличие от традиционного метода обучения, в развивающем обучении на первом месте выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотез, поиск новых идей и разработка оригинального плана решения поставленной задачи, выбор способа проверки решения путем использования самостоятельно выбранных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. Следовательно, уже в процессе обучения обучающийся поднимается на новую ступень развития как интеллектуального, так и личностного.

Роль преподавателя заключается в организации учебной деятельности, которая направлена на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Развивающее обучение осуществляется посредством вовлечения учащегося в различные виды деятельности.

Вовлекая ученика в учебную деятельность, преподаватель направляет педагогическое воздействие, которое основывается на учете ближайшей зоны развития ребенка, на возникновение и совершенствование знаний, умений и навыков.

Центральным звеном развивающего обучения является самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, которая основана на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.

Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик усваивает конкретные знания, умения и навыки, а также овладевает способами действий, учится конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Основу системы обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы: принцип обучения на высоком уровне трудности; принцип ведущей роли теоретических знаний; принцип осознания школьниками процесса учения; принцип работы над развитием всех учащихся; принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом.

В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:

· «Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

· Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

· При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

· Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.

· Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.

· Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно».

· Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии:

· – формировать теоретическое сознание и мышление;

· – формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы;

· – воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Страницы: 1 2

Оцените статью
SIOBR