Медико-гигиеническое образование, цели, задачи, принципы

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни

Принципы гигиенического обучения и воспитания

Гигиеническое обучение и воспитание является обязательным разделом работы каждого медицинского работника. Оно включено в план-график их работы из расчета 4 часа в месяц. Кроме медицинских профилактических услуг (диспансеризации) условиях детской поликлиники осуществляется санитарное просвещение, т.е. пропаганда медицинских и гигиенических знаний путем организации и проведения мероприятий, с целью сохранения и укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и их осложнений.

Принципами организации гигиенического обучения и воспитания в соответствии с Концепцией сохранения и укрепления здоровья населения РФ методами и средствами гигиенического обучения и воспитания от 30.07.1997г. являются:

ü государственный характер;

ü участие всех медицинских работников;

ü участие других организаций и населения;

ü наличие специальных органов и учреждений гигиенического обучения и воспитания;

ü общедоступность и целенаправленность;

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни

Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей ёмкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый, большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседапредполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Вечер вопросов и ответов требует предварительной подготовки и хорошей организованности. Население заранее оповещается о проведении такого вечера, заранее собираются вопросы от населения.

Доска вопросов и ответов – форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы врача. Она рассчитана на конкретного человека. Например: памятка больному, страдающему сахарным диабетом, памятка по контрацепции и др.

Стенная санитарная печать – стенная газета санитарно-просветительной тематики, которая должна быть актуальна, наглядна и содержать конкретную информацию.

Плакаты – массовое средство санитарного просвещения. над которым работают ученые, художники, педагоги и др.

Применяя различные средства гигиенического обученияи воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

ü 5% — лекция;

ü 10% — чтение;

ü 20% — аудиовизуальные средства;

ü 30% — использование наглядных пособий;

ü 50% — обсуждение в группах;

ü 70% — обучение практикой действия;

ü 90% — выступление в роли обучающего.

К наиболее современным формам работы по гигиеническому обучению населения могут быть отнесены конференции, праздники здоровья, телефон доверия, школы здоровья, различного рода тренинги и др.

К списку тем

Формы и методы информационно-просветительской работы

1. Принципы организации информационно-просветительской работы

2. Служба формирования здорового образа жизни

3. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания

4. Гигиеническое обучение и воспитание в амбулаторно-поликлинических учреждениях

5. Гигиеническое обучение и воспитание на врачебном участке

6. Гигиеническое обучение и воспитание в стационаре

7. Гигиеническое обучение и воспитание сельского населения

Основополагающий принцип здравоохранения — профилактическая направленность. Важнейший раздел профилактической работы — формирование здорового образа жизни.

Согласно определению экспертов ВОЗ, — «здоровый образ жизни (образ жизни, способствующий сохранению здоровья) является сознательным санитарным поведением, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности и на достижение активной, продолжительной жизни» (Дрезден, 1985).

Формирование здорового образа жизни, пропаганда гигиенических и медицинских знаний, популяризация достижений медицинской науки, воспитание сознательного отношения населения к охране и укреплению здоровья — важнейшие задачи учреждений здравоохранения.

Работа по санитарному просвещению, гигиеническому обучению и воспитанию и формированию здорового образа жизни обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

В основе работы по санитарному просвещению лежат следующие основные принципы:

• государственный характер, т.е. государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие их материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы. В соответствии с нормативными докумкентами организациями здравоохранения выделяется не менее 3% прибыли от приносящей доходы деятельности на организацию и проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни;

• научность: соответствие пропагандируемых медицинских и гигиенических, знаний современному состоянию науки и практики;

• массовость: участие в работе по гигиеническому обучению и воспитанию, формированию здорового образа жизни всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу. В должностные обязанности врачей-специалистов и медицинских работников со средним специальным медицинским образованием включено проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни не менее 2 часов в месяц;

• доступность: при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть четкой, доступной для понимания;

• целенаправленность: работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения;

• оптимистичность: для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания по профилактике тяжелых заболеваний;

• актуальность: выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

К началу страницы

СЛУЖБА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения и формированию здорового образа жизни осуществляется Службой формирования здорового образа жизни. Она включает в себя:

• республиканский, областные, городские центры здоровья;

• кабинеты здоровья лечебно-профилактических учреждений;

• кабинеты формирования здорового образа жизни центров гигиены и эпидемиологии.

Службу возглавляет заместитель министра здравоохранения — главный государственный санитарный врач республики. Организационно-методическое руководство осуществляет отдел гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства здравоохранения.

Основными задачами Службы являются:

Смотрите также:   Метод анализа конкретных ситуаций или метод «кейс-стади»

• координация деятельности различных органов и учреждений здравоохранения по внедрению принципов здорового образа жизни; участие в реализации территориальных и отраслевых программ по укреплению здоровья различных групп населения;

• вовлечение всех медицинских работников, специалистов других министерств и ведомств в воспитательную работу;

• предоставление адекватной информации, позволяющей делать выбор с позиции укрепления здоровья;

• постоянное повышение качества, эффективности и интенсивности работы по обучению населения ведению здорового образа жизни с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;

• формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;

• организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.

Учреждения Службы действуют на основании положений о них, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Организационным, координирующим и методическим учреждением по проблемам формирования здорового образа жизни населения является Центр здоровья. Им руководит главный врач, который назначается начальником управления здравоохранения административной территории. Он является одновременно внештатным главным специалистом территориального органа здравоохранения по медицинским аспектам формирования здорового образа жизни населения (валеологии). Структура и штаты Центра утверждаются в соответствии с действующими штатными нормативами и типовыми штатами.

Центр здоровья имеет следующие подразделения:
• организационно-методический отдел;

Основными задачами Центра являются организационно-методическая, пропагандистская, издательская, оздоровительная работа.

Региональные центры здоровья организуют работу учреждений здравоохранения и координируют деятельность других ведомств по вопросам гигиенического обучения и воспитания населения, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни. Центры здоровья являются организаторами обучения принципам и методам гигиенического воспитания населения как среди медицинских работников, так и среди специалистов других секторов (педагогов, работников культуры, общественных организаций). Они анализируют состояние работы по формированию здорового образа жизни в регионе, организуют и проводят семинары, конференции, совещания по актуальным вопросам, обобщают и распространяют передовой опыт по пропаганде здорового образа жизни среди населения.

• участвуют в организации и проведении массовых мероприятий среди населения, направленных на пропаганду здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение работоспособности и достижение активного долголетия;

• внедряют новые формы и методы пропагандистской работы: праздники здоровья, Дни здоровья, декадники охраны природы, дни информирования, акции здоровья, передвижные выставки и т. д.

• широко используют факультативные формы обучения населения (школы здоровья, клубы по интересам, школы материнства и детства и т. д.);

• организуют мероприятия по формированию общественного мнения, поднимающего престиж здоровья, через каналы массовой информации (телевидение, радио, печать, кино);

• проводят социологические исследования по медико-социальным проблемам формирования здорового образа жизни и выполняют функции пресс-центра областного (городского) управления здравоохранения.

Издательская деятельность Центров здоровья предусматривает разработку и издание методических, информационных и наглядных материалов, научно-популярной литературы, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Оздоровительную деятельность проводят совместно Центры здоровья, лечебно-профилактические учреждения и оздоровительные центры по следующим вопросам: физическая активность, рациональное питание, личная гигиена, психогигиена, гигиена семьи и брака, профилактика вредных привычек, коррекция факторов риска заболеваний и т. д. На базе Центров здоровья могут функционировать консультативно-оздоровительные отделения по принципу хозрасчета или за счет бюджетных средств. В консультативно-оздоровительных отделениях услуги населению оказывают врачи по лечебной физкультуре, наркологи, психотерапевты, специалисты по геронтологии, иглорефлексотерапии, массажу и другим безмедикаментозным методам.

Основными предпосылками эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения являются знание и правильное использование соответствующих методов и средств. Методы гигиенического обучения и воспитания можно разделить следующим образом (рис.1):

1) методы индивидуального воздействия;

2) методы воздействия на группу лиц;

3) методы массовой коммуникации.

Рис.1 Методы гигиенического обучения и воспитания населения по охвату населения

Кроме того, методы гигиенического обучения и воспитания можно разделить так (рис.2):

1) метод устной пропаганды;

2) метод печатной пропаганды;

3) метод изобразительной пропаганды;

Рис.2 Методы гигиенического обучения и воспитания населения в зависимости от используемых выразительных средств

Метод устной пропаганды занимает ведущее место в деятельности медицинских работников. Он позволяет установить непосредственный контакт со слушателями, изложить значительный по объему материал большой аудитории и быстро реагировать на события. Наиболее распространенные средства метода устной пропаганды — лекции, беседы, доклады, вечера вопросов и ответов, викторины, консультации, краткие выступления, групповые профилактические приемы, тематические вечера, курсовое обучение. Каждое из этих средств имеет свои особенности.

Лекцию ведут в форме монолога. Она обычно состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Задача введения — ознакомить слушателей с темой лекции. Введение должно заинтересовать слушателей, что способствует установлению контакта лектора с аудиторией.

Материал основной части лекции должен быть доступным, наглядным, аргументированным, излагаться в логической последовательности. Раскрываемые положения надо подкреплять примерами из практики. Лектор должен пользоваться цифровым материалом, обосновывать его научными данными. При изложении материала необходимо правильно произносить слова, избегать иностранных и специальных медицинских терминов и расшифровывать их, если это необходимо. Эффективность лекции повышается, если в ней используются наглядные пособия (таблицы, рисунки, схемы, слайды, муляжи). Важно не читать лекцию с листа.

В заключении формулируются выводы, акцентируется внимание на конкретных профилактических советах.

Продолжительность лекции не должна превышать 40—60 мин.

Наиболее распространенное средство гигиенического воспитания — групповая или индивидуальная беседа. Особенностью беседы является коллективное обсуждение вопроса при ведущей роли руководителя. Она сопровождается вопросами ко всей аудитории или персонально к отдельным слушателям. В процессе беседы допускается высказывание сомнений, возражений, которые умело используются медицинским работником для переубеждения слушателей.

Из средств печатной пропаганды наиболее распространенными являются брошюры, листовки, памятки, статьи в прессе, стенные медицинские газеты, доски вопросов и ответов, советы на бланках рецептов. Основные требования, предъявляемые к печатной продукции, — актуальность тематики, оперативность. Метод печатной пропаганды наиболее удобен для населения. В санитарно-просветительной работе широко применяются листовки и памятки. Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья. Они адресуются широкому кругу населения, носят, как правило, агитационный характер, содержат мотивированный призыв к участию в тех или иных профилактических мероприятиях.

Смотрите также:   Наставничество как метод обучения персонала

Памятки в отличие от листовок имеют конкретного адресата (будущие мамы, школьники, диспансеризуемые, больные определенной нозологической формой заболевания и т. д.). В них даются советы здоровым и больным. Памятки можно вручать после лекции, на приеме в поликлинике, после беседы с врачом, после инструктажа. Они обычно являются дополнением к указаниям медицинского работника и помогают закрепить полученные знания.

Медицинские работники широко используют в работе по гигиеническому воспитанию санитарный бюллетень. Он посвящается отдельной узкой теме, имеет название (рис. 3).

Рис. 3 Санитарный бюллетень, изготовленный с использованием офисной техники.

Рис. 4 Санитарный бюллетень со сменными вставками.

Рис. 5 Конкурс санитарных бюллетеней «Твоя жизнь-твой выбор», который проходил в Борисовском государственном медицинском колледже в 2022 г.
Фото Борисовского государственного медицинского колледжа.

Метод изобразительной пропаганды (или наглядный) располагает наибольшим числом средств, позволяющих получить целостное представление о предмете. Зрительный образ обычно дает сразу представление о целом и воспринимается быстрее и лучше.

Средства наглядного метода можно разделить на 3 группы (рис. 2):

Средства изобразительной пропаганды широко используются для иллюстрации материала лекции или беседы, при организации выставок или витрин различного типа, для проведения занятий в кружках, при подготовке печатных изданий.

Эффективными средствами пропаганды и агитации, обучения и воспитания являются кино, телевидение, радио, печать. Их значение в современных условиях все более возрастает. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Различные группы населения в зависимости от возраста, профессии, образования, условий жизни предпочитают пользоваться определенными средствами информации. Это свидетельствует о необходимости дифференциации содержания и методики гигиенического обучения и воспитания, проводимых по различным каналам информации.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию проводится:

1) среди населения обслуживаемой территории (на участках, в общежитиях, на предприятиях и др.);

2) среди больных в поликлинике и стационаре (в амбулатории, диспансере и др.), а также среди членов их семей;

3) среди общественного актива здравоохранения.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

При определении направлений санитарно-просветительной работы следует иметь в виду те контингенты населения, которые обслуживает современная поликлиника (амбулатория, ФАП):

1) здоровые (практически здоровые) лица;

2) лица, здоровье которых находится под угрозой (люди с факторами риска и потенциальной патологией);

3) больные с острыми и хроническими заболеваниями.

Для группы здоровых лиц предусмотрена пропаганда здорового образа жизни: соблюдение режима труда, отдыха, питания, борьба с вредными привычками, особенности поведения в связи с предстоящим изменением образа жизни (например, поступление на работу, отпуск и пр.). Методика гигиенического обучения этих лиц условно названа целевой информацией. Она включает проведение индивидуальной беседы, выдачу памятки.

Лиц, здоровье которых находится под угрозой, а также лиц с потенциальной патологией, факторами риска, следует информировать о наличии предболезни, ее особенностях и возможном прогнозе; о конкретных мерах устранения нарушений норм гигиенического поведения, в том числе о ликвидации (или смягчении) факторов риска и изменении образа жизни. Гигиеническое обучение этих лиц направлено на коррекцию гигиенического поведения. Это достигается путем проведения беседы с врачом, групповой беседы (для лиц, имеющих одни и те же нарушения), выдачи буклетов, памяток.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию среди больных направлена на то, чтобы добиться правильного их гигиенического поведения, выполнения врачебных назначений и рекомендаций. Она должна включать:

• краткое ознакомление больного с сущностью имеющегося заболевания для обоснования последующих рекомендаций;

• обоснование значения активного участия самого больного в борьбе с болезнью (формирование активного противодействующего отношения к болезни; разъясняется важность точного и аккуратного выполнения всех назначений и рекомендаций врача);

• пропаганду здорового образа жизни: режим труда, отдыха, питания, физическая активность, закаливание, отказ от вредных привычек, устранение перегрузок нервной системы, стрессовых ситуаций.

Гигиенические предписания должны быть дифференцированными по нозологическим формам и применительно к болезни данного пациента. Работа направлена на получение больным обязательного минимума информации. Это достигается путем вручения памятки, проведения индивидуальной беседы.

Более 55% обращающихся в поликлиники — больные, страдающие хроническими заболеваниями. Их гигиеническое обучение должно носить систематический и дифференцированный характер.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены их семьи. Работа по санитарному просвещению близких и родственников преследует цели — создать благоприятную обстановку, «профилактический климат» в семье; способствовать выполнению назначений врача; обеспечивать правильный уход за больным.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА ВРАЧЕБНОМ УЧАСТКЕ

Участково-территориальный принцип здравоохранения позволяет широко проводить санитарно-просветительную работу на обслуживаемой поликлиникой территории. Эта работа ведется в двух направлениях: с больными и родственниками при посещениях на дому и с населением.

Гигиеническое обучение и воспитание больных проводится при посещениях на дому, при патронажах. Медицинский работник изучает больного в социальном (условия работы, жилищные условия и пр.) и психологическом плане. На основе полученных данных принимаются меры для устранения или смягчения факторов, отрицательно влияющих на течение болезни. Здесь наиболее уместны индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими.

Санитарно-просветительную работу с населением обслуживаемой территории медицинские работники проводят по месту жительства, на объектах обслуживаемой территории (предприятия, учебные заведения, учреждения).

Пропаганда здорового образа жизни включает широкий круг гигиенических вопросов: гигиена труда, отдыха, быта, физическая активность, закаливание, рациональное питание, личная гигиена, борьба с вредными привычками.

В целях первичной профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний надо информировать население:

• о распространенности этих заболеваний;

• об особенностях этих заболеваний и факторах, способствующих их возникновению при нарушении гигиенических норм поведения;

• о ранних признаках этих заболеваний и состояниях, пограничных между здоровьем и болезнью;

• о необходимости немедленного обращения к врачу при первых признаках заболевания;

• о важности прохождения профилактических обследований — либо путем самостоятельного обращения к врачу, либо во время массовых профилактических осмотров.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СТАЦИОНАРЕ

Особенности работы по гигиеническому обучению и воспитанию в стационаре определяются:

Смотрите также:   Что такое активное обучение и как оно работает? Почему это называется активными методами обучения

• непосредственным контактом пациента и медицинского работника;

• сроком пребывания больного в стационаре;

• тяжестью состояния основной массы больных, особенно в первые дни болезни;

• наличием психологической установки и потребности у больного получить максимум информации о своем заболевании;

• необходимостью информировать больного о правильном его поведении в целях профилактики рецидивов, обострений и осложнений.

Больным недостаточно давать только определенную гигиеническую информацию, им нужно привить необходимые гигиенические навыки, способствующие быстрейшему выздоровлению. Такая методика получила наименование «гигиеническое обучение госпитализированных».

Работа с больными проводится на всех этапах пребывания их в стационаре: в приемном отделении (индивидуальная беседа); в палате (индивидуально-групповая беседа); в холле (лекция, врачебное выступление, вечер вопросов и ответов, дискуссия по определенной нозологической форме болезни); в кабинете врача (индивидуальная беседа).

Важно дать гигиенические рекомендации пациенту при выписке его из стационара для предупреждения возникновения осложнений и рецидивов.
В стационарах должна использоваться медицинская научно-популярная литература с учетом профиля отделения.

Работа по санитарному просвещению родственников и близких больного в стационаре проводится в виде индивидуальной беседы в приемном отделении и с помощью средств изобразительной пропаганды.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию, проводимая среди сельского населения, должна быть направлена на пропаганду основ личной и общественной гигиены, гигиены села, жилища, на благоустройство и озеленение, на борьбу с загрязнением окружающей среды и т. д. В круг освещаемых вопросов входят также трудовая и профессиональная ориентация, создание здоровых социально-бытовых и производственных условий, профилактика сельскохозяйственного травматизма.

Важнейшим разделом работы является пропаганда гигиены труда при выполнении сельскохозяйственных работ, которая включает такие вопросы, как:

• предупреждение воздействия на организм работающих неблагоприятных метеорологических условий;

• борьба с загрязнением воздуха пылью и газами в зоне сельскохозяйственных работ;

• профилактика сельскохозяйственного травматизма, отравлений при работе с ядохимикатами;

• профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний;

• соблюдение гигиенических норм и правил при строительстве, оборудовании и эксплуатации производственных помещений.

Большую роль в проведении санитарно-просветительной работы играет пропаганда охраны здоровья женщин и детей. Работа с беременными проводится таким образом, чтобы женщина своевременно получила все сведения по гигиене беременности, вскармливанию новорожденного и уходу за ним.

Значительное место в работе медицинского персонала участковой больницы, амбулатории, ФАПа занимают дифференцированное гигиеническое обучение и воспитание представителей различных сельскохозяйственных специальностей (механизаторов, животноводов, полеводов, птицеводов и др.), специальная гигиеническая подготовка работающих с ядохимикатами, гигиеническое обучение и воспитание в дошкольных учреждениях и школах, привитие детям гигиенических навыков.

Медицинский персонал сельского врачебного участка принимает активное участие в проведении мероприятий по санитарному благоустройству сельских населенных мест, что является одним из ведущих способов профилактики ряда инфекционных заболеваний и гельминтозов.
Для успешного гигиенического обучения и воспитания необходимо:

• четко планировать санитарно-просветительную работу на территории сельского врачебного участка исходя из особенностей конкретного хозяйства;

• добиваться активного участия в этой работе всех медицинских работников сельского участка;

• дифференцированно использовать имеющиеся формы, методы и средства санитарно-просветительного воздействия;

• охватывать санитарно-просветительной работой все подлежащие гигиенической подготовке контингенты;

• максимально приближать гигиеническое обучение и воспитание к месту работы и жительства.

Медицинские работники, пропагандируя здоровый образ жизни, проводя гигиеническое обучение и воспитание среди населения, могут влиять на:

• раннее обращение за медицинской помощью;

• сроки выздоровления больных;

• эффективность лечения и восстановление трудоспособности.

Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда здорового образа жизни являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинского учреждения.

1. Зеленкевич, И. Б. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Учеб. / Под. Ред. И.Б. Зеленкевича, Н.П.Пилипцевича. – Мн.; Вышэйшая школа, 2000. Стр.214-228.

2. О совершенствовании работы по формированию здорового образа жизни. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.01.2015 №11.

Медико-гигиеническое воспитание, цели, задачи, принципы.

Основополагающим принципом здравоохранения является его профилактическая направленность. Важнейшим разделом профилактической работы является формирование здорового образа жизни.

Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.

Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании.

Важнейшие задачи учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения:

1) Формирование ЗОЖ у населения.

2) Пропаганда гигиенических и мед. знаний

3) Популяризация достижений мед. науки

4) Воспитание сознательного отношения населения к охране и укрепления здоровья.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию и ФЗОЖ обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:

1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.

2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.

3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.

4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.

5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.

6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.

7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

Оцените статью
SIOBR