Лекция 5. Методы обучения

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т.п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М.Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т.е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Смотрите также:   Средства и методы дистанционного обучения

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: (Г. Лазанов, В.В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; – обучение во сне; – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.

Методы обучения (греч.«путь к чему-либо»)  – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленных на решение образовательно-воспитательных задач, является одним из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения.

Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.

Метод обучения зависит:

Функции методов, приемов и средств обучения:

Классификация методов обучения:

Классификация по источнику получения знаний.

Применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.

– словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей.

Ведущая функция – обучающая. Занимать 10-15 минут.

– диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного.

Ведущая функция – побуждающая.

– стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся.

– систематическое последовательное монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.

– метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

6. РАБОТА С КНИГОЙ – метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

Сущность метода: овладение новыми знаниями + умение работать с книгой самостоятельно.

– метод обучения, основанный на столкновении мнений различных точек зрения.

II.        Наглядные методы обучения:

способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

­        Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей.

­        Изучение конкретных свойств предметов.

­        Создание условий для перехода к абстрактному мышлению и систематизации изученного.

В начальных классах применяется наглядность:

•        Естественная (гербарий,минеральные камни).

— Развить интерес к окружающей жизни.

— Научить анализировать природные и социальные явления.

– показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др.

– показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др.

Педагогические требования: такие же, как в демонстрации.

III.        Практические методы обучения.

Назначение: формирование умений и навыков.

– многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

В зависимости от учащихся:

Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.

– основа в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и др. технических представлений.

3.        ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.

В начальной школе игры по правилам.

Элементы дидактической игры:

Компоненты дидактической игры:

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – направлена на применение полученных знаний к решению практических задач.

Классификация методов обучения по типу,

характеру познавательной деятельности.

Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.

Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют — решают сходные задачи, работают по образцу, составляют планы, работают по инструкции. Ученикам предъявляется алгоритм, т. е. правила и порядок действия, в результате выполнения которых ученик научается распознавать объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.

МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Проблемное обучение рассматривается как развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами.

Учебная проблемная ситуация характеризуется:

а) типом противоречия, выявляемого преподавателем совместно с учащимися;

б) наличием известных способов решения подобных проблем;

в) дефицитом новых данных или теоретических знаний;

г) возможностями обучаемых при выполнении поставленного задания.

Разделяют две тактики построения проблемной ситуации:

а) «от знаний к проблеме». Движение к проблеме от предметного содержания знания («потребление» готовых достижений науки) недостаточно способствует выработке у студентов умений и навыков самостоятельного научного поиска;

б) «от проблемы к знаниям». Движение от субъективного опыта аудитории, включаемого в логику решения научной проблемы, побуждая искать пути и средства ее решения, целенаправленно формирует активного субъекта познавательной деятельности.

ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ, ИЛИ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД.

Метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска.  Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик.

Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель планирует шаги поиска, расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют эти шаги часто порознь, усилиями разных учеников. Каждый из шагов или большинство их требуют проявления каких-то черт творческой деятельности, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности. И в-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают.

Смотрите также:   Положительный пример применения практических методов в обучении взрослых

Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.

Учитывая эти функции, сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности

Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности.

Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения

Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:

Первая группа включает следующие методы:

Ко второй группе методов относятся:

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.

Классификация методов обучения, основанная на сочетании способов деятельности преподавателя и учащихся

В основу бинарных и полинарных классификаций методов обучения положены два или более общих признака. Бинарная классификация методов обучения включает две группы методов:

Методы, приемы, средства обучения Классификация методов обучения

Термин
“метод” происходит от греческого слова
“methodos”, что означает путь, способ
продвижение к истине.

В
педагогике имеется множество определений
понятия “метод
обучения”.
К ним можно отнести следующие: “методы
обучения – это способы взаимосвязанной
деятельности учителя и учеников,
направленные на решение комплекса задач
учебного процесса (Ю.К. Бабанский); “под
методами понимают совокупность путей
и способов достижения целей, решение
задач образования” (И.П. Подласый);
“метод обучения – это опробованная и
систематически функционирующая структура
деятельности учителей и учащихся,
сознательно реализуемая с целью
осуществления запрограммированных
изменений в личности учащихся” (В.
Оконь). Методу обучения можно дать и
такое определение: это способ упорядоченной
деятельности субъекта и объекта учебного
процесса, направленный на достижение
поставленных целей обучения, развития,
воспитания. Уже в этих определениях
метод выступает как многомерное явление,
как сердцевина учебного процесса. Он
выступает механизмом реализации
поставленных целей, во многом определяет
конечные результаты учебного процесса.

Каждый
метод обучения характеризуется тремя
признаками: обозначает цель обучения;
способ усвоения; характер взаимодействия
субъектов обучения.

Прием– это составная часть или отдельная
сторона метода, т.е. частное понятие по
отношению к общему понятию “метод”.
Отдельные приемы могут входить в состав
различных методов.

В
процессе обучения методы и приемы
находятся в различных сочетаниях. Один
и тот же способ деятельности учащихся
в одних случаях выступает как
самостоятельный метод, а в другом – как
прием обучения. Например, объяснение,
беседа являются самостоятельными
методами обучения. Если же они эпизодически
используются преподавателем в ходе
практической работы для привлечения
внимания учащихся, исправления ошибок,
то объяснение и беседа выступают как
приемы обучения, входящие в метод
упражнения.

Методы обучения –
категория историческая. Уровень развития
производительных сил и характер
производственных отношений оказывают
влияние на общие цели обучения. С
изменением целей меняются и методы
обучения. Так, в древние времена
преобладали методы обучения, основывавшиеся
на подражании. С момента организации
школ появились словесные методы обучения.
Словесные методы обучения доминировали
в средние века.

В педагогической
литературе называется разное количество
методов обучения – от двадцати до ста
и более. К числу наиболее употребительных,
используемых методов относятся: 1)
рассказ; 2) беседа; 3) лекция; 4) показ
иллюстраций; 5) показ демонстраций; 6)
упражнения; 7) самостоятельная работа
с книгой; 8) контрольные работы; 9) методы
программированного контроля и т.д.

В психолого-педагогической
литературе выделено немало причин,
влияющих на выбор методов обучения:

• реализация
принципов, закономерностей обучения;

• количество
и сложность учебного материала;

• материально-технические,
организационные условия обучения;

• применение
методов на предыдущих уроках;

• тип
и структура занятий;

• взаимоотношения
между учителем и учащимися, которые
сложились в процессе учебного труда;

Ни один из методов не
является универсальным, хороших
результатов в дидактической работе
можно достигнуть только при использовании
многих методов.

Средствами
обучения являются все приспособления
и источники, которые помогают учителю
учить, а ученику учиться, т.е. то, что
помогает ему организовать познавательную
деятельность учащихся. К средствам
обучения могут быть отнесены: учителя,
учебники, учебные пособия, книги, радио,
телевидение, компьютеры, наглядные
пособия и т.д.

В педагогике нет
единого подхода к классификации методов
обучения. Существует около десяти
классификаций методов. Наличие различных
точек зрения на проблему классификации
отражает естественный процесс
дифференциации и интеграции знаний о
них. В связи с тем, что разные авторы в
основу подразделения методов обучения
на группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.

Одна из первых
классификаций относится к концу 20-х
годов ХХ века и связана с именем Б.В.
Всесвятского, который описал две
категории методов – методы передачи
готовых знаний и методы искания
(исследования).

Назовем наиболее
обоснованные классификации методов
обучения в дидактике.

1. Традиционная
классификация по источнику знаний.
Сначала выделялись практические,
наглядные, словесные методы (Д.О.
Лордкипанидзе, Е.Я. Голант), затем эта
система дополнилась и другими –
современными, связанными, например, с
техническими средствами обучения.

2. Классификация методов
по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве общего
признака классификации выступают
последовательные этапы, через которые
проходит процесс обучения на уроке.
Выделяются следующие методы:

• формирование
умений и навыков;

• проверка
знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов
обучения по характеру познавательной
деятельности учеников (И.Я. Лернер, М.Н.
Скаткин).

Поскольку успех
обучения в решающей степени зависит от
направленности и внутренней активности
обучаемых, то именно характер деятельности,
степень самостоятельности и творчества
учащихся должны служить важным критерием
выбора. Ученые выделили пять методов
обучения, причем в каждом из последующих
степень активности и самостоятельности
в деятельности обучаемых нарастает:

4. По дидактическим
целям выделяется две большие группы
методов обучения:

– методы, способствующие
первичному усвоению учебного материала;

– методы, способствующие
закреплению и совершенствованию
приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т.
Огородников и др.)

5. Ю.К. Бабанский в
основу классификации методов обучения
кладет теорию деятельности человека,
основными элементами которой являются:
а) организация действий; б) регулирование
деятельности личности прежде всего
разнообразными способами ее стимулирования
и в) контроль за ходом деятельности. На
этой основе Ю.К. Бабанский выделяет три
группы методов:

• методы
организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности;

• методы
стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности;

• методы
контроля и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих
классификаций имеет определенное
основание и позволяет с различных сторон
осмысливать сущность методов обучения.
Однако в дидактическом отношении
наиболее практичной представляется
классификация известного белорусского
педагога И.Ф. Харламова. Он выделяет
пять групп методов обучения:

• методы
устного изложения знаний учителем и
активизации познавательной деятельности
учащихся: рассказ, объяснение, школьная
лекция, беседа; иллюстрации и демонстрации
при устном изложении изучаемого
материала;

• методы
закрепления изучаемого материала:
беседа, работа с учебником;

• методы
самостоятельной работы учащихся по
осмыслению и усвоению нового материала:
работа с учебником, лабораторная работа;

• методы
учебной работы по применению знаний на
практике и выработке умений и навыков:
упражнения, лабораторные работы;

• методы
проверки и оценки знаний, умений и
навыков учащихся: повседневное наблюдение
за работой учащихся, устный опрос
(индивидуальный, фронтальный, уплотненный),
выставление поурочного балла, контрольные
работы, проверка домашних работ,
программированный контроль, тестирование.

Ни одна из рассмотренных
классификаций методов не свободна от
недостатков. Практика богаче и сложнее
любых самых искусных построений и
абстрактных схем. Поэтому поиски более
совершенных классификаций, которые
внесли бы ясность в противоречивую
теорию методов и помогали бы педагогам
совершенствовать практику, продолжается.

Характеристику
методов обучения необходимо осуществлять
по следующему плану: сущность метода,
требования к его применению, методика
(система приемов, при помощи которых
реализуется данный метод). В качестве
примера раскроем суть беседы как метода
обучения.

Беседа
является диалогическим
методом изложения учебного материала
(от греч. dialogos – разговор между двумя
или несколькими лицами), что уже само
по себе говорит о существенной специфике
этого метода. Сущность беседы заключается
в том, что учитель путем умело поставленных
вопросов побуждает учащихся к рассуждению
и анализу в определенной логической
последовательности изучаемых фактов
и явлений и самостоятельному формулированию
соответствующих теоретических выводов
и обобщений.

Смотрите также:   Как называется современный учитель? ;

При проведении беседы
по осмыслению нового материала необходимо
ставить вопросы так, чтобы они требовали
не односложных утвердительных или
отрицательных ответов, а развернутых
рассуждений, определенных доводов и
сравнений, в результате которых учащиеся
вычленяют существенные признаки и
свойства изучаемых предметов и явлений
и таким путем приобретают новые знания.

Вопросы должны иметь
четкую последовательность и направленность,
что позволит учащимся осмысливать
внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Беседа как метод
обучения не может обеспечить достижения
всех дидактических целей, в частности
формирования практических умений и
навыков. Поэтому целесообразно применять
ее в сочетании с другими методами.

Беседа при сообщении
новых знаний может идти индуктивным
(т.е. от частных известных наблюдаемых
явлений к общим выводам) или дедуктивным
путем (от общего положения к частным
случаям).

По назначению в учебном
процессе выделяют следующие виды беседы:
вводные или вступительные (организующие);
сообщения новых знаний; закрепляющие;
контрольно-коррекционные.

Вводная беседа
проводится в начале урока или другого
учебного занятия. С ее помощью
обеспечивается подготовка учащихся к
восприятию и усвоению нового учебного
материала. Такого вида беседа способствует
пониманию значения предстоящей работы,
формирует представления о ее содержании,
специфике и особенностях.

При сообщении новых
знаний беседа строится в форме вопросов
и ответов преимущественно при анализе
прочитанных текстов, запоминании ответов
(катехизическая). Она способствует
подведению учащихся за счет умело
поставленных вопросов, имеющихся у них
знаний и жизненного опыта к усвоению
новых знаний, определению понятий,
поиску метода решения задачи. Грамотно
организованная беседа создает субъективное
впечатление, что ученик сам сделал
“открытие”, проделал сложный путь к
научной истине.

Закрепляющие
беседы применяются для углубления,
обобщения и систематизации знаний. Они,
как правило, проводятся в конце урока
изучения нового материала.

Контрольно-коррекционные
беседы могут быть организованы как
фронтальные или индивидуальные.
Применяются с целью определения уровня
усвоения знаний у учащихся, их коррекции,
уточнения, дополнения, конкретизации.

Эффективность
беседы зависит от тщательной подготовки
учителя, продуманности вопросов, их
логической последовательности. Вопросы
должны развивать все виды мышления,
соответствовать уровню развития
учащихся. Со стороны учащихся ответы
должны быть осознанными, аргументированными
и правильно сформулированными.

Педагогическая
функция беседы состоит в том, чтобы
использовать знания и личный опыт
учащихся в целях активизации их
познавательной деятельности. Беседа
требует продуманности и четкости
постановки вопроса. Развивающий эффект
беседы проявляется в формировании у
учащихся умений четко и быстро мыслить,
анализировать и обобщать, ставить точные
вопросы, кратко говорить и ясно выражать
свою мысль. Беседа наиболее эффективна:

– для
подготовки учащихся к работе на уроке;

– ознакомления
их с новым материалом;

– систематизации
и закрепления знаний;

– текущего
контроля и диагностики усвоения знаний.

План Анализ подходов к определению понятия «методы обучения». Взаимосвязь приема и метода обучения Подходы к классификации методов обучения Традиционные методы обучения Инновационные методы обучения

Методы в процессе обучения выполняют следующие функции : Обучающая 2. Развивающая 3. Воспитывающая 4. Мотивационная (выступают как средство побуждения к учению) 5.Контрольно-коррекционная (диагностика и управление процессом обучения учеников)

Взаимосвязь приема и метода обучения — Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». — Отдельные приемы могут входить в состав различных методов — Один и тот же способ в одном случае выступает как самостоятельный метод, в другом – как прием обучения Прием и метод могут меняться местами Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.

Существуют различные подходы к классификации методов обучения. Перцептивный подход (Н.М.Верзилин, Е.И. Петровский ) за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия Методы обучения Словесные методы Наглядные методы Практические методы (источником информации выступает устное или печатное слово) рассказ объяснение -беседа дискуссия, лекция работа с книгой (источником информации являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) метод демонстраций метод иллюстраций (предназначены для формирования практических умений и навыков) упражнения практические и лабораторные работы

Управленческий подход (М.А.Данилов, Б.П.Есипов). имеет своим основанием дидактические цели, решаемые на том или ином этапе обучения. Методы обучения: — приобретения новых знаний — формирования умений и навыков — применения знаний — закрепления и проверки знаний, умений и навыков

Гностический подход (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) основанием является характер познавательной деятельности учащихся Методы обучения Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) (преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти) Репродуктивный метод (учитель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по его заданию) Метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания) Частично-поисковый (эвристический) метод (учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь поэлементно) Исследовательский метод (учитель вместе с учащимися формулирует проблему, а они самостоятельно ее разрешают)

Субъектно-объектный подход (Е.Я. Голант) основан на уровне активности учащихся в процессе обучения Методы обучения Пассивные — рассказ — лекция, объяснение экскурсия демонстрация наблюдение Активные — лабораторный метод — практический метод — работа с книгой

Бинарный подход (М.И. Махмутов) основан на сочетании способов деятельности преподавателей и учащихся Методы обучения Методы преподавания — информационно-сообщающие — объяснительные — инструктивно-практические — объяснительно-побуждающие — побуждающие Методы учения — исполнительные — репродуктивные — продуктивно-практические — частично-поисковые — поисковые

Логический подход (А.Н. Алексюк) предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися Методы обучения: — индуктивные (от частных случаев, примеров, фактов – к обобщениям и выводам) — дедуктивные (от выводов, обобщений – к примерам, частным случаям, отдельным фактам)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности — перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств); — словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); — наглядные (демонстрация, иллюстрация); — практические (опыты, упражнения, выполнение заданий); — логические , (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.); — гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные); — самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.). Методы стимулирования и мотивации учения — методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); — методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.). Методы контроля и самоконтроля в обучении — методы устного контроля (индивидуальный, групповой опрос, устный зачет, экзамен) — методы письменного контроля (контрольные работы, сочинения, письменные зачеты, и др.) — методы лабораторно-практического контроля (контрольно-лабораторные работы); — методы самоконтроля Целостный подход (Ю.К. Бабанский)

Традиционные методы обучения Эти методы выработаны в многовековой педагогической практике и являются основой организации и осуществления процесса обучения Выделяют следующие традиционные методы обучения: — Рассказ (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение) — Объяснение — Беседа (вводная, беседа-сообщение новых знаний, сократические эвристическая, закрепляющая, контрольно-коррекционная беседа) — Лекция (информационные, проблемные, вводные, обзорные, эпизодические) — Учебная дискуссия — Работа с учебником и книгой (конспектирование, тезирование , реферирование, составление плана текста, цитирование и тд .) — Демонстрация (показ) — Метод иллюстраций — Упражнение (устные, письменные, графические, учебно-трудовые упражнения, вводные, основные, тренировочные и тд .) — Лабораторная работа — Практическая работа

Инновационные методы обучения Имеют следующие особенности: — «вынужденная активность» учащихся — принудительная активизацию мышления и деятельности — повышение эмоциональной включенности учащихся — творческий характер занятий — обязательность непосредственного взаимодействия учащихся между собой и учителем — формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения

Активные методы обучения —методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят — дидактические игры, — анализ конкретных ситуаций, — решение проблемных задач, — обучение по алгоритму, — мозговую атаку, — внеконтекстные операции с понятиями. Интенсивные методы обучения используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике. Виды инновационных методов обучения

Оцените статью
SIOBR