Критерии психологической безопасности

Содержание
  1. Введение
  2. Теоретическая часть
  3. Качества безопасной личности
  4. Защищенность личности от негативных воздействий среды обитания
  5. Бесплатный фрагмент закончился. Хотите читать дальше?
  6. Слайд 2 ЛЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  7. Слайд 3 Вопросы Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности». Объект
  8. И предмет психологии безопасности. Критерии психологической безопасности. Классификация угроз
  9. Слайд 5 Основная литература
  10. Учебное пособие / Н. Ефимова. — Москва
  11. Слайд 6 Дополнительная литература
  12. / Зубрев Н. — Москва
  13. Слайд 7 1. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности» Опасность
  14. — явление, способное нанести вред (ущерб) жизненно
  15. Слайд 8 Психологическая безопасность в широком смысле слова означает осознанное,
  16. Рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни как
  17. «безопасность» в научной литературе весьма многозначен, до сих пор
  18. Слайд 10 1. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности» Согласно
  19. Словарю С. Ожегова безопасность — это состояние, при
  20. Слайд 11 1. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности» По
  21. Результатам современных исследований, безопасность в обыденном сознании создает зону
  22. Слайд 12 11. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности» Психология
  23. Безопасности — новое направление в психологической науке, в котором
  24. Слайд 13 1. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности» На
  25. Протяжении достаточно длительного периода в истории психологии человека характеризовали
  26. Слайд 14 1. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности» В
  27. Качестве условий психологической безопасности стали рассматривать такие параметры, как
  28. Слайд 15 1. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности» В
  29. То же время психологическая безопасность — это специфическая мера
  30. Слайд 16 Опасность – характеристика ситуации или деятельности, сопровождающейся повышенной
  31. Вероятностью нанесения ущерба здоровью и недостаточной компетентностью субъекта. Факторы опасностиВсе
  32. Опережающей развитие человека как субъекта деятельности, несоответствием технических характеристик
  33. Слайд 18 Причины опасностиИнженерно-психологические причины связаны с недостатками проектирования деятельности
  34. Оператора системы «человек – машина» и системы «человек –
  35. Слайд 19 Безопасность как характеристика деятельности и поведения СФЕРЫ (системы) ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  36. (Ч – Д). Техника (Ч – Т). Среда (Ч –
  37. Это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности
  38. Слайд 21 Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и
  39. Свойства человека, влияющие на условия безопасности. Можно сказать, что
  40. Слайд 22 В настоящее время выделяют ряд направлений в психологии
  41. Безопасности, в каждом из которых отражен свой предмет. Психология безопасности
  42. Слайд 23 В настоящее время выделяют ряд направлений в психологии
  43. Слайд 24 Примеры конкретных отраслей в психологии и их вклад
  44. В изучение психологии безопасности. Психология труда. Исследование и обеспечение научной
  45. Слайд 25 Примеры конкретных отраслей в психологии и их вклад
  46. В изучение психологии безопасности. Консультационная психология. Данная отрасль получила широкий
  47. Слайд 26 Примеры конкретных отраслей в психологии и их вклад
  48. В изучение психологии безопасности. Психология общения. Общение – одна из
  49. Слайд 28 3. Критерии психологической безопасности. Классификация угроз и опасностей.
  50. Слайд 29 Критерии психологической безопасности личностиПри выделении критериев психологической безопасности
  51. Личности обычно отталкиваются от моделей структуры, с которыми в
  52. Целостность физической структуры;сохранность жизни;удовлетворение базовых потребностей
  53. Слайд 31 Угрозы безопасности личностиБезопасность тесно связана с угрозами и
  54. Опасностями, которые являются неотъемлемой частью жизни людей, социальных групп
  55. Слайд 32 Классификация угроз безопасности личностиВ зависимости от признака, положенного
  56. Способу действия
  57. Предупредить частично;угрозы, которые невозможно предотвратить совсем.
  58. Вероятности на реальные, потенциальные, гипотетические и мнимые.
  59. Слайд 35 Классификация угроз безопасности личностиВыделяются виды угроз по источникам
  60. Социальные угрозы, связанные с общественными беспорядками, нарушением закона, коррупцией,
  61. Слайд 36 Классификация угроз безопасности личностиСоотношение ситуации опасности, нестабильности порождает
  62. Модели ответа человека на эту ситуацию. Неодинаковое социальное зрение
  63. Слайд 37 Классификация угроз безопасности личностиПричины неадекватного восприятия угроз могут
  64. Ограниченность знаний, отсутствие правдивой информации о
  65. Слайд 38 Факторы и причины угроз психологической безопасности личности
  66. Одна из основных психологических потребностей человека в современном мире
  67. Слайд 39 Факторы и причины угроз психологической безопасности личности
  68. Мобильность часто связана с вопросами без­опасности
  69. Слайд 40 Факторы и причины угроз психологической безопасности личности
  70. Состояние безопасности личности предполагает отсутствие риска. На практике полная
  71. Слайд 41 Междисциплинарность феномена «безопасность»Междисциплинарность феномена «безопасность» определяется тем, что,
  72. Находясь в составе многих научных областей, она предопределяет не
  73. Слайд 42 Группу основных видов критериев безопасности составляют
  74. (в том числе медицинские или санитарногигиенические) категории, призванные ограничивать
  75. Слайд 43 4. Составляющие безопасности человека согласно позиции ООН
  76. Слайд 44 Президент США Ф. Рузвельт 6 января 1941
  77. Выступил перед членами конгресса с речью, вошедшей в
  78. Слайд 45 В конце XX в. в рамках программы безопасности
  79. Человека, направленной на практическую реализацию создания «идеального» «безопасного» мира,
  80. Слайд 46 Авторы Программы Организации Объединенных Наций (далее — ООН)
  81. По развитию выделили составляющие безопасности человека
  82. Слайд 47 Авторы Программы Организации Объединенных Наций (далее — ООН)
  83. Слайд 48 Авторы Программы Организации Объединенных Наций (далее — ООН)
  84. Слайд 49 Авторы Программы Организации Объединенных Наций (далее — ООН)
  85. Слайд 50 В документе «Развитие и безопасность» Фрэнсис Стюарт утверждает,
  86. Что безопасность связана с развитием. Безопасность человека является важной частью
  87. Слайд 51 Экономическая безопасность — это совокуп­ность условий и факторов,
  88. Которые обеспечивают независимость национальной экономики, ее устойчивость и стабильность,
  89. 1) экономическая независимость, которая означает достижение конкурентоспособного уровня производства
  90. Слайд 53 Активное внедрение во все сферы жизни человека информационных
  91. Технологий неизбежно влечет за собой проблемы информационной безопасности. В Доктрине
  92. Слайд 54 Информационно-психологическая безопасностьИнформационно-психологическая безопасность играет большую роль в обеспечении
  93. Психического здоровья человека и населения страны, в деятельности государственных
  94. Слайд 55 Экологическая безопасностьПод экологической безопасностью понимают состояние защи­щенности жизненно
  95. Важных экологических интересов человека, в частности, право на здоровую
  96. Слайд 56 Социологический подход к безопасностиПодход к анализу феномена безопасности
  97. С позиции социологии ставит акцент на проблемах, связанных с
  98. Слайд 57 Социологический подход к безопасностиСоциологический подход к разработке проблем
  99. Безопасности характерен для В. Кузнецова, полагающего, что безопасность
  100. Слайд 58 Онтологическая безопасностьВ рамках социологии большой интерес представляет понятие
  101. «онтологическая безопасность», рассмотренное Э. Гидденсом. Под онтологической безопасностью ученый
  102. Слайд 59 Правовая безопасностьПравовая безопасность как научная категория поставлена сегодня
  103. В ряд актуальных, нуждающихся в исследовании проблем. Феномен правовой
  104. Слайд 60 5. Сущность системного подхода при решении проблемы безопасности.
  105. Слайд 61 Понятие системного подхода в психологии безопасностиСистемный подход — направление
  106. Методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта
  107. Слайд 62 Основные принципы системного подхода
  108. Как единое целое и в то же время как
  109. Слайд 63 Системный подход является основополагающим в анализе условий жизнедеятельности и
  110. В разработке комплекса мер обеспечения безопасности жизнедеятельности. Цель системного
  111. Слайд 64 Средовый подход позволяет условно выделить из окружающего пространства
  112. Его часть (объект) для изучения комплексного влияния на человека
  113. Слайд 65 Специалисты разделяют объекты окружающей среды на биотические (биологические)
  114. Объекты (живое вещество), абиотические (неживое вещество — неорганическое происхождение)
  115. Слайд 66 Вопросы, связанные с безопасностью, всегда были приоритетными, определяя
  116. Общую адаптационную стратегию, вырабатываемую как на уровне индивидуальных поведенческих
  117. Слайд 67 ФЗ РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» от 15. 2010г. Федеральный закон определяет
  118. Слайд 68 Указ Президента РФ от 02. 2021г. N 400 «О
  119. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» РАЗДЕЛЫI. Общие положенияII. Россия в
  120. Безопасность — это сложный социальный феномен, анализ
  121. Которого возможен при реализации комплексного междисциплинарного подхода, предполагающего интеграцию
  122. Слайд 70 ВОПРОСЫ Дайте определения понятиям «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности».
  123. Раскройте объект и предмет психологии безопасности. Назовите критерии психологической

Введение

Основной целью учебного пособия является формирование представлений у студентов о «психологической безопасности», ее структуре и критериях, а также развитие умений самоанализа качеств личности, обуславливающих психологическую безопасность.

Учебное пособие поможет студентам в овладении:

• знаниями в области психологической безопасности, ее структуры и критериев;

• знаниями индивидуально-психологических характеристик личности, «предрасположенной к опасности», и качеств личности, обуславливающих психологическую безопасность;

• знаниями психологических аспектов поведения человека в ЧС;

• знаниями психологических последствий ЧС и психологических средств защиты от опасности;

• умениями самоанализа качеств личности, обуславливающих психологическую безопасность.

Теоретическая часть

Психологическая безопасность личности необходима для сохранения жизни и здоровья человека, способствует его полноценному развитию и самореализации. Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности личности является основой успешности, благополучия в жизни и жизнестойкости в чрезвычайных ситуациях. Основные направления, рассматривающие безопасность человека (табл.1)1.

Направления анализа безопасности человека

Направление, рассматривающее человека как субъекта деятельности, обладающего мощным жизненным потенциалом, дающим возможность преодолевать трудности, обеспечивать безопасность в различных ситуациях, является наиболее значимым и перспективным для науки.

Психологическая безопасность – защищенность человека с учетом внешних и внутренних условий безопасности (опыт субъекта, способность и готовность идентифицировать, прогнозировать и уклоняться от опасностей, владение знаниями, умениями и навыками поведения в ЧС, уровень развития способностей, мотивация к обеспечению безопасности жизнедеятельности)2.

Структура психологической безопасности: система отношений субъекта, удовлетворенность жизнью, социальная активность. Психологическая безопасность дает возможность личности сохранять целостность, развиваться и реализовывать свои цели в процессе жизнедеятельности.

Критерии психологической безопасности:

1) индивидуально-психологические особенности человека;

2) индивидуальный опыт человека;

3) целостность личности;

4) развитие человека, его личностный рост;

5) самоактуализации личности;

6) гармония с самим собой.

Основным компонентом психологической безопасности является психологическое здоровье личности3.

Психологическое здоровье рассматривается как «состояние душевного благополучия4». Данное понятие показывает тесную связь телесного и психического в человеке. О. В. Хухлаева предлагает следующее описание человека, здорового психологически: «это человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией5». Такой человек принимает себя таким, каков он есть, признает ценность и уникальность людей, которые его окружают. Он несет ответственность за свои поступки. Совершая ошибки, анализирует их и извлекает урок из своего опыта. Его жизнь наполнена смыслом. Он постоянно развивается и быстро адаптируется к изменяющимся условиям жизни. Таким образом, человек, обладающий психологическим здоровьем, находится в гармонии с собой, окружающими людьми, природой.

Следовательно, «психологическое здоровье – совокупность психических свойств человека, которые обеспечивают гармонию между потребностями человека и общества6».

Г. С. Никифоров в качестве критериев психологического здоровья выделяет психические процессы, состояния и свойства личности7.

Критерии психологического здоровья

Качества безопасной личности

Субъект, который строит свою жизнь в гармонии с обществом, природой, способный реализовать свой жизненный потенциал, имеющий смысловую регуляцию своей жизнедеятельности, обладает высоким уровнем психологической безопасности. Он способен сохранять свою безопасность благодаря преобразованию опасностей в фактор собственного развития. Личностный потенциал, включающий субъектность как основной компонент, представляет собой базу психологической безопасности человека.

Субъектность рассматривается как психологическое образование, основой которого является отношение человека к себе как к активно действующему субъекту. Факторы субъектности: гуманистическая мотивация, внутренний локус контроля, гибкая, открытая Я-концепция. «Субъектность возникает и развивается в результате взаимодействия людей при осуществлении деятельности8».

Эмоциональная неустойчивость проявляется изменениями настроения, поведение импульсивное, непоследовательное, отсутствует самоконтроль, имеют место аффективные вспышки, чрезмерная раздражительность. Перечисленные проявления проявляются постоянно, независимо от ситуации. Высокий уровень эмоциональной неустойчивости используется для диагностики психических заболеваний.

Склонность к рискованному поведению может проявляться у человека под воздействием ситуационных факторов или благодаря наличию у него определенных индивидуальных качеств.

Сравнительный анализ качеств безопасной личности и личности, предрасположенной к опасности

Готовность к риску имеет возрастные (с возрастом уменьшается), половые (у женщин ниже, чем у мужчин), групповые (проявляется сильнее в группе) особенности проявления.

Самоуверенность (чрезмерная уверенность в себе) часто приводит к возникновению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью человека.

Виктимность – склонность субъекта к поведению жертвы.

Защищенность личности от негативных воздействий среды обитания

В современном информационном обществе человек, как активный социальный субъект, постоянно работает с информацией, которую он получает из личного опыта, общения, СМИ. Поэтому налицо резкое увеличение количества информации, получаемой из «информационных источников9», чем из личного опыта и общения.

Смотрите также:   ФГАУ «УИСП» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИИНИФ 7734121555,ОГРН 1047734020542

На протяжении всей своей жизни мы подвергаемся информационно-психологическому воздействию. Информационные технологии и средства мы используем постоянно, и доступность информационных ресурсов является одним из факторов развития личности. Метод «информационного управления10» в современном обществе используется наряду с традиционными методами управления.

Информационная безопасность – «защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры11».

Информационная безопасность личности – защищенность личности, которой не может быть нанесен ущерб в результате воздействия окружающего информационного пространства.

Информационно-психологические атаки могут приводить к негативным последствиям в различных сферах жизни общества. Например, могут негативно повлиять на работу социальных институтов, государственных и общественных организаций.

Источниками информационно-психологических воздействий являются: СМИ (печатные издания, радиовещание, телевидение); политические партии и движения, формирующие общественное мнение.

Существенный вред для развития общества приносят информационно-психологические атаки, манипулятивные воздействия на личность, группу, целью которых является воздействие на представления, эмоционально-волевую сферу личности или на групповое, массовое сознание «для побуждения субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия12». Такое воздействие осуществляется с целью изменения мнений людей, побуждение их к определенным действиям, «влияет на психические структуры человека и осуществляется скрытно13».

Негативные информационно-психологические атаки направлены на искажение нравственных норм, вызывают психологическую напряженность и неадекватное поведение людей в обществе, трансформации сознания. Они осуществляются с помощью «специальных средств и методов воздействия на психику человека»14. Такими средствами могут быть технические, программные средства, которые используют для манипулирования массовым сознанием. «Специальными методами воздействия являются способы воздействия на психику человека, приводящие к негативным последствиям для личности, общества и государства»15.

Информационно-психологическая безопасность личности – защищенность психики личности от действия информационных факторов, препятствующих функционированию «адекватной системы отношений личности к окружающему миру и самому себе»16 и ее адекватному социальному поведению.

Источники угроз информационно-психологической безопасности личности:

1) внешние («информация, «неадекватно отражающая окружающий мир, способная вводить в заблуждение»17);

2) внутренние (индивидуальные особенности личности18).

Государственная система обеспечения информационно-психологической безопасности в России состоит из органов (федеральные, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления) и организаций («научно-исследовательские, научно-технические, проектные, конструкторские государственные организации, осуществляющие исследования в области создания методов и средств защиты от негативных информационно-психологических воздействий на психику человека»19 и др.).

Важным психологическим ресурсом обеспечения информационно-психологической безопасности личности является система ее ценностей, которая обеспечивает личности «относительную автономию в неблагоприятных ситуациях информационного влияния, определенный уровень контроля своих реакций и действий»20.

Компоненты информационно-психологической безопасности личности: «удовлетворенность информацией, мотивационная включенность в достижение цели, чувство удовлетворенности своей информированностью, адекватность отражения окружающего мира, адаптированность, устойчивость личности к информационно-психологическим воздействиям, высокий уровень личностной выносливости, внутренний локус контроля»21.

Эксакусто Т. В. Теоретические основы социально-психологической безопасности: монография / под ред. Н. А. Лызь. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.

Лызь Н. А. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза. Таганрог, 2005.

Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1998.

Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб., 2002.

Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. д-ра псих. наук. М., 1998.

Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 3.

Лопатин В. Н. Политика и право при обеспечении информационно-психологической безопасности // Право и политика. 2001. №10.

Гафнер В. В. Информационная безопасность. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2010. С. 20.

Лепский В. Е. Информационно-психологическая безопасность субъектов дипломатической деятельности. М., 2003. С. 233.

Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. М., 2009. С. 25.

Проект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности», 1999.

Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 15.

Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. М., 2009. С. 26.

Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕРСЭ, 2003.

Там же. С. 105-106.

Там же. С. 106.

Бесплатный фрагмент закончился. Хотите читать дальше?

Слайд 2
ЛЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Слайд 3
Вопросы Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности». Объект

И предмет психологии безопасности. Критерии психологической безопасности. Классификация угроз

при решении проблемы безопасности.

Слайд 5
Основная литература

Учебное пособие / Н. Ефимова. — Москва

для академического бакалавриата / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 276 с.Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. : учебник / Косолапова Н.В. — Москва : КноРус, 2020. — Режим доступа: http://book.ru/book/932020 Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности : учебник / Микрюков В.Ю. — Москва : КноРус, 2019. — Режим доступа: http://book.ru/book/929395Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Сидоров А.И., ред. — Москва : КноРус, 2017. — Режим доступа: http://book.ru/book/920822

Слайд 6
Дополнительная литература

/ Зубрев Н. — Москва

: монография / Каурова О.В., Шинкарева О.В., Малолетко А.Н., Виноградова М.В., Кулямина И Др О.С. — Москва : Русайнс, 2019. — Режим доступа: http://book.ru/book/933585Попов А.А. Эргономика пользовательских интерфейсов в информативных системах: учебное пособие / Попов А.А. — Москва : Русайнс, 2016. — Режим доступа: http://book.ru/book/919505 Устинова М.В. Системы защиты среды обитания: учебник / Устинова М.В., Крошечкина И.Ю., Зубрев Н.И. — Москва : КноРус, 2017. — Режим доступа: http://book.ru/book/920821Чура Н.Н. Техногенный риск. : учебное пособие / Чура Н.Н., Девисилов В.А., под ред. — Москва : КноРус, 2020. — Режим доступа: http://book.ru/book/933635 Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий. : учебное пособие / Юртушкин В.И. — Москва : КноРус, 2019. — Режим доступа: http://book.ru/book/930613Айзман Р.И. и др. Семейная и бытовая безопасность — Москва : Русайнс, 2016. — 387 с. — Режим доступа:: http://www.book.ru/book/921973

Слайд 7

1. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности»

Опасность

— явление, способное нанести вред (ущерб) жизненно

– это опасность на стадии перехода из возможности в действительность.

Безопасность – это состояние отсутствия различного рода опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

Слайд 8
Психологическая безопасность в широком смысле слова означает осознанное,

Рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни как

«безопасность» в научной литературе весьма многозначен, до сих пор

как цель, в других случаях — как концепция, в третьих — как научная программа или научная дисциплина»

Слайд 10

1. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности»

Согласно

Словарю С. Ожегова безопасность — это состояние, при

слова в русском языке являются слова «надежность», «защищенность», «устойчивость», «сохранность», «безобидность», «безвредность»

Согласно психологической энциклопедии безопасность — ощущение доверия, невредимости, отсутствия страха или тревоги, особенно в отношении удовлетворения собственных настоящих (и будущих) потребностей.

Слайд 11

1. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности»

По

Результатам современных исследований, безопасность в обыденном сознании создает зону

оберегаемыми, не ожидая вреда от окружающих, в результате чего они испытывают положительные эмоции.

Слайд 12

11. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности»

Психология

Безопасности — новое направление в психологической науке, в котором

логику постановки проблем, интерпретации окружающего мира, методологию исследования. Психология безопасности выполняет во многом связующую роль между различными дисциплинами. В частности, безопасность заложена в каждый объект генетически (иммунитет, инстинкт самосохранения, защитные силы организма и т.д.). В то же время многие угрозы рукотворны и затрагивает те формы нашей действительности, возникновение которых является результатом человеческой деятельности.

Слайд 13

1. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности»

На

Протяжении достаточно длительного периода в истории психологии человека характеризовали

появилось в рамках психологии труда инженерной психологии и было сформулировано М. А. Котиком в 1987 г. Психология безопасности была призвана обеспечивать профилактику несчастных случаев на производстве и изучать их причины.К концу XX в. смысловое наполнение термина «психологическая безопасность» стало расширяться, включая в себя понимание личности как особой ценности, уникальной сущности, способной регулировать и организовывать свой жизненный путь, одновременно выступая не только как субъект безопасности, но и в качестве субъекта жизни. Безопасность стала рассматриваться как мобилизатор ресурсов человеческой психики в экстремальных ситуациях, в условиях неопределенности и нестабильности.

Слайд 14

1. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности»

В

Качестве условий психологической безопасности стали рассматривать такие параметры, как

этим для психологической безопасности человека стали выдвигаться определенные требования к обществу, в котором он живет:возможность жизни в безопасных для здоровья условиях;наличие эффективного медицинского обслуживания;создание реальных возможностей для удовлетворения есте­ственных и социальных потребностей граждан;основания для уверенности в будущем;состояние общества, не способствующее нарушению целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития;общество, где человек чувствует себя защищенным.

Слайд 15

1. Понятия «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности»

В

То же время психологическая безопасность — это специфическая мера

на различные травматические ситуации, с которыми неизбежно сталкивается каждый человек в течение жизни: внешние трудности, болезни, проблемы с начальством, конфликты, изменение условий жизни, смена места работы и т.д.

Слайд 16
Опасность – характеристика ситуации или деятельности, сопровождающейся повышенной

Вероятностью нанесения ущерба здоровью и недостаточной компетентностью субъекта. Факторы опасностиВсе

Опережающей развитие человека как субъекта деятельности, несоответствием технических характеристик

ошибки. Страдает не виновник аварии, а пользователи, случайные прохожие. Например, ошибка диспетчера авиалиний ведёт к гибели пассажиров.Психологические факторы связаны с недостаточным учё­том человеческого фактора аварийности. Психологические причины аварийности можно разделить на четыре группы: ин­женерно-психологические, дифференциально-психологиче­ские, социально-психологические, педагогико-психологиче­ские.

Слайд 18
Причины опасностиИнженерно-психологические причины связаны с недостатками проектирования деятельности

Оператора системы «человек – машина» и системы «человек –

системами, ненаучной организацией деятельности группы операторов. Дифференциально-психологические причины связаны с недоучётом индивидуальных особенностей работника. Социально-психологические причины обусловлены групповыми факторами: конформизмом, лидерством, фасилитацией, ингибицией, групповой поляризацией. Работник является членом рабочей группы, которая оказывает на него давление; членом семьи, которая влияет на его эмоциональное состояние; членом общества, с которым у него складываются определённые отношения.Педагогико-психологические причины связаны с организацией обучения правилам ТБ и системой стимулирования безопасного труда.

Слайд 19
Безопасность как характеристика деятельности и поведения
СФЕРЫ (системы) ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(Ч – Д). Техника (Ч – Т). Среда (Ч –

Это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности

труда, инженерная психология, психология безопасности.

Объектом психологии безопасности как науки являются психологические аспекты деятельности.Объектами психологии безопасности могут являться:1) человек, для которого создают определенные условия без­опасности его жизни;2) социальные группы, что обусловлено отсутствием равноправия возможностей между социальными, религиозными и этническими группами, городским и сельским населением, а также между населением различных территорий (так, культурное, этническое, религиозное многообразие часто является источником напряжения и конфликтов);3) общество, испытывающее постоянное внешнее воздействие на все свои компоненты и элементы системы, которые в свою очередь порождают внутренние процессы, влияющие положительно или отрицательно на его (объект) безопасность.

Слайд 21
Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и

Свойства человека, влияющие на условия безопасности. Можно сказать, что

случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них. Таким образом, психологию безопасности можно рассматривать как основополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагивающий проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварий.

Слайд 22
В настоящее время выделяют ряд направлений в психологии

Безопасности, в каждом из которых отражен свой предмет. Психология безопасности

психики человека;адаптивность функционирования и т.д.Психология безопасности культуры, где в качестве предмета рассматривают:угрозы культурной и общественной безопасности (например, распространения псевдокультурных знаний и ценностей);защищенность культурного многообразия.

Слайд 23
В настоящее время выделяют ряд направлений в психологии

создания психологи­ческой безопасности в образовательной среде школы;система мер по предотвращению угроз развития личности;угрозы психологической безопасности образовательной среды.

Психология безопасности труда, где предметом являются:формируемые деятельностью психические процессы, которые влияют на безопасность;психические состояния человека, оказывающие влияние на безопасность его деятельности;свойства личности, которые находят отражение в безопасно­сти деятельности.

Слайд 24
Примеры конкретных отраслей в психологии и их вклад

В изучение психологии безопасности. Психология труда. Исследование и обеспечение научной

которые виляют на его поведение в ситуации опасности, аварии или формируются под воздействием таких ситуаций. Именно в психологии труда сформировались несколько направлений, таких как инженерная психология, эргономика, приобретших статус самостоятельных наук, значительная часть исследований которых направлена на изучение труда с точки зрения его безопасности.

Социальная психология. Социальная психология изучает такие явления, как паника, толпа, слухи. Все эти явления могут путем распространения информации наносить колоссальный ущерб, причем не только психологической, но и физической безопасности человека. Также социальная психология изучает взаимодействие человека и общества, взаимодействие в обществе, взаимодействие людей. Известны такие феномены, как моббинг, референтная группа, манипуляции. Все эти феномены также в той или иной мере могут нарушать безопасность человека.

Психология образования. В работе школьного психолога отведено достаточно много задач на создание благоприятных и безопасных условия для развития ребенка. Безопасность здесь определяется как создание благоприятных условий в классных коллективах, помощь в разрешении различных конфликтов между учащимися, а также между учеником и учащимся. Фактору безопасности образовательной среды в последние двадцать лет придается большое значение.

Слайд 25
Примеры конкретных отраслей в психологии и их вклад

В изучение психологии безопасности. Консультационная психология. Данная отрасль получила широкий

помощью консультаций (индивидуальных или групповых) человек обеспечивает себе безопасную среду, решая свои внутренние или внешние проблемы, которые доставляют дискомфорт, а порой и угрозу.

Юридическая психология. В этой отрасли психология как наука определяет ущерб, вину или невиновность в правовых отношениях. В нашей стране эта отрасль пока плохо функционирует, но в Европейских странах довольно распространена.

Экономическая психология. Эта отрасль помогает решать потребителям, производителям и другим участникам экономических отношений свои задачи. Экономическая ситуация и экономические отношения – неотъемлемая часть современного общества. Экономическая безопасность и благополучие – наболевший вопрос общества. Психология помогает экономике решать эти задачи, учитывая факты, феномены поведения людей, взаимодействия, общения с точки зрения науки.

Слайд 26
Примеры конкретных отраслей в психологии и их вклад

В изучение психологии безопасности. Психология общения. Общение – одна из

Невербальное общение может говорить о собеседнике больше, чем его вербальная речь. Человек, который знает законы, факты общения с точки зрения психологии всегда сумеет избежать небезопасного общения, распознать манипуляцию и угрозу для своей личности.

Психология личности. Изучает общие свойства, функции, явления, которые также могут влиять на дискомфорт и чувство незащищенности человека. Здесь стоит упомянуть об изучении защитных механизмов, копингов человека. Также изучаются дискомфортные состояний, такие как депрессия, стресс – распространенные в нашем обществе и известные практически каждому.

Слайд 28
3. Критерии психологической безопасности. Классификация угроз и опасностей.

Слайд 29
Критерии психологической безопасности личностиПри выделении критериев психологической безопасности

Личности обычно отталкиваются от моделей структуры, с которыми в

Целостность физической структуры;сохранность жизни;удовлетворение базовых потребностей

активности человека:безопасность психики;адекватность отражения и отношения к миру;защищенность сознания.Третья группа критериев относится к личностному:удовлетворенность настоящим, уверенностью в будущем;защищенность интересов, позиций и идеалов;сохранность жизненных ценностей.

Слайд 31
Угрозы безопасности личностиБезопасность тесно связана с угрозами и

Опасностями, которые являются неотъемлемой частью жизни людей, социальных групп

чувствами страха, неуверенности, ощущением бессмысленности существования. Человек начинает ощущать нестабильность окружающего мира, снижается уровень его оптимизма, деформируются цели, он испытывает «шок будущего».Угрозы безопасности личности имеют различные формы проявления. При этом одни угрозы схожи для всех (например, терроризм, экстремизм, катастрофы и стихийные бедствия, преступность, болезни), а другие могут являться источником опасности для определенной категории людей (например, насилие в отношении женщин и детей; дискриминация по цвету кожи, этнической принадлежности, виду профессиональной деятельности, возрасту и т.п.).

Слайд 32
Классификация угроз безопасности личностиВ зависимости от признака, положенного

в основание классификации, угрозы различают:а) по универсальности:общие;специфические;

б) по времени действия:постоянные;длительно действующие;краткосрочные;

Способу действия

д) по возможности предотвращения:угрозы, которые можно предупредить полностью;угрозы, которые можно

Предупредить частично;угрозы, которые невозможно предотвратить совсем.

Вероятности на реальные, потенциальные, гипотетические и мнимые.

немедленных мер, направленных на их предотвращение. Реальная угроза — это сформировавшееся явление, когда для нанесения ущерба или урона не хватает какого-то элемента или условия.Потенциальные угрозы напрямую связаны с определенными условиями и требуют определенных мер по недопущению их развития в реальные угрозы. Потенциальная угроза представляет собой зарождение опасности, формирование предпосылок, возможности нанесения вреда.Гипотетические угрозы — это угрозы, возникновение и осуществление которых рассматривается как гипотеза, как предположение, основанное при этом на серьезном анализе ситуации. Безусловно, правильность выдвинутой гипотезы будет во многом зависеть от квалификации тех, кто обеспечивает безопасность той или иной личности.

Слайд 35
Классификация угроз безопасности личностиВыделяются виды угроз по источникам

Социальные угрозы, связанные с общественными беспорядками, нарушением закона, коррупцией,

крупные техногенные катастрофы и т.д.);угрозы социально-политических войн и революций;угрозы мифического и полумифического характера, когда опасность носит нерациональный характер, нарушена причинно- следственная связь (например, «миф о советской угрозе», «еврейский заговор»).

Слайд 36
Классификация угроз безопасности личностиСоотношение ситуации опасности, нестабильности порождает

Модели ответа человека на эту ситуацию. Неодинаковое социальное зрение

значение для субъектов и дает основание для разброса моделей социального поведения.

На основании классификации угроз по степени их субъективного восприятия можно выделить следующие тактики поведения субъектаПодавление или отрицание наличия угрозы (своеобразная «апперцептивная» слепота), которая существует на самом деле. Человек не хочет о ней знать: «Если я об этом не знаю, то угрозы не существует».Завышение значимости угрозы, когда опасность от угрозы искусственно раздувается.Занижение значимости угрозы.Адекватное поведение, связанное с поиском адекватного способа преодоления угрожающей ситуации, совладания с ней, а не простой защиты от нее.

Слайд 37
Классификация угроз безопасности личностиПричины неадекватного восприятия угроз могут

Ограниченность знаний, отсутствие правдивой информации о

прогнозировать и предвидеть последствия и т.д.

Все источники угроз безопасности можно разделить на следу­ющие группы:Обусловленные действиями человека (развитие техники, гонка вооружений, противостояние политических систем, антропогенные источники угроз).Обусловленные техническими средствами (техногенные источники угрозы).Обусловленные стихийными источниками (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами и др.).

Слайд 38
Факторы и причины угроз психологической безопасности личности

Одна из основных психологических потребностей человека в современном мире

нас миру, где существуют обширные связи между объектами, субъектами нашей жизни, образующие новые текучие формы, которые сложно стабилизировать. В связи с этим главным способом адаптации и совладания становится способность и готовность человека к изменениям.А. И. Гусев формулирует это так: «Характерным признаком нашего времени является постоянное пребывание человека в состоянии все возрастающей внешней и внутренней неопреде­ленности, а насущной необходимостью — развитие толерантности к неопределенности как основы выживания биологической системы под названием «человек»»

Слайд 39
Факторы и причины угроз психологической безопасности личности

Мобильность часто связана с вопросами без­опасности

стали международные путешествия, обычное явление теперь трудовая миграция, студенческие обмены, миллионы эмигрантов и беженцев. Для современного мобильного мира характерны новые угрозы и ограничения, равно как и новые возможности вести мобильную жизнь, которой всегда сопутствуют угрозы.Социолог Джон Урри в монографии «Мобильности» выделяет 12 основных форм мобильности, в частности: передвижения и миграция в поисках политического убежища или места жительства; путешествия с деловыми и профессиональными целями; познавательные странствия студентов; военная мобильность армий, танков, вертолетов, самолетов, ракет, спутников и самолетов-шпионов, которые впоследствии могут использоваться с гражданскими целями; перемещения в связи с работой, в том числе и ежедневные поездки из пригорода в город, и т.д.Безопасность государства, со стороны которого «мобильное население» чрезвычайно плохо поддается надзору и управлению, все чаще требует сложных контролирующих систем записи, измерения и оценки населения, которое периодически движется, мигрирует и эмигрирует.

Слайд 40
Факторы и причины угроз психологической безопасности личности

Состояние безопасности личности предполагает отсутствие риска. На практике полная

может быть достигнуто путем снижения риска опасности до некоторого «приемлемого» уровня. Человечество, осознавая существование различных видов рисков, начинает осознавать проблематичность того, что они могут быть преобразованы в безопасность и ограниченность возможностей экспертных систем бороться с этими рисками.

Слайд 41
Междисциплинарность феномена «безопасность»Междисциплинарность феномена «безопасность» определяется тем, что,

Находясь в составе многих научных областей, она предопределяет не

и практические исследования психологии безопасности сформировалось на стыке разных научных дисциплин.Термин «безопасность» используется в отечественной и зарубежной психологической, социологической, философской и другой общественно-научной литературе. Проблематика безопасности становится предметом междисциплинарных (социологических, экономических, правовых и др.) исследований, в которых актуализируются вопросы социальных рисков, социальной безопасности, риск-менеджмента, устойчивого развития, а также социальной защиты и социальной ответственности. Объединяет их утверждение о том, что безопасность — одна из характеристик и критериев развития и функционирования экономических, технических, социальных, биологических и экологических систем. Наддисциплинарный статус психологии безопасности определяется присутствием идеи безопасности в мировой истории, основных категорий и способов реализации безопасности как науки. Именно исторический ракурс оказал влияние и продолжает воздействовать на теоретическую, методологическую и эмпириче­скую трактовки психологии безопасности.

Слайд 42
Группу основных видов критериев безопасности составляют

(в том числе медицинские или санитарногигиенические) категории, призванные ограничивать

частоты генетических болезней в первом и последующих поколениях потомства. ∙ Социальные, ограничивающие действия опасных факторов на группы индивидуумов. ∙ Психологические, отражающие степень неприятия личностью уровня техногенного риска или стихийного бедствия. ∙ Экономические, призванные обеспечивать устойчивое долговременное экономическое развитие. ∙ Технические, накладывающие ограничения на возможность возникновения аварий и катастроф. ∙ Биологические, призванные сохранять многообразие видов. Например, в России не допускается снижение видового разнообразия более чем на 1 %, в Нидерландах – более чем на 5 %. ∙ Экологические, призванные обеспечить сохранение экосистем. ∙ Политико-информационные, отражающие информированность и участие населения в процессе принятия решений по потенциально опасным технологиям, доступность к любой информации по ним.∙ Нравственные и правовые, в которых отражено формирование новых нравственных категорий и ценностей, связанных с пониманием необходимости долгосрочного существования цивилизации.

Слайд 43
4. Составляющие безопасности человека согласно позиции ООН

Слайд 44
Президент США Ф. Рузвельт 6 января 1941

Выступил перед членами конгресса с речью, вошедшей в

стремимся сделать безопасным, мы надеемся создать мир, основанный на четырех основополагающих человеческих свободах.

Первая — это свобода слова и высказываний — повсюду в мире.Вторая — это свобода каждого человека поклоняться Богу тем способом, который он сам избирает, — повсюду в мире.Третья — это свобода от нужды, что в переводе на понятный всем язык означает экономические договоренности, которые обеспечат населению всех государств здоровую мирную жизнь, — повсюду в мире.Четвертая — это свобода от страха, что в переводе на понятный всем язык означает такое основательное сокращение вооружений во всем мире, чтобы ни одно государство не было способно совершить акт физической агрессии против кого-либо из своих соседей, — повсюду в мире»

Слайд 45
В конце XX в. в рамках программы безопасности

Человека, направленной на практическую реализацию создания «идеального» «безопасного» мира,

говорил Ф. Д. Рузвельт.

Свобода от страха. Этот подход акцентирует внимание на защите людей от насильственных конфликтов, признавая, что многие угрозы связаны с нищетой, отсутствием государственного потенциала и других форм несправедливости. Помощь при чрезвычайных ситуациях, предотвращение и урегулирование конфликтов, миростроительство являются основными задачами данного подхода.Свобода от нужды. Данное направление выступает за комплекс­ный подход в достижении безопасности человека и рассматривает в качестве угроз не только войны, геноцид и терроризм, но и голод, болезни и стихийные бедствия. Безопасность сочетает в себе состояние мировосприятия человека, конструктивную коммуникацию между людьми, между людьми и институтами, между человеком и властью, между народами и государствами для достижения согласия и необходимых компро­миссов.

Слайд 46
Авторы Программы Организации Объединенных Наций (далее — ООН)

По развитию выделили составляющие безопасности человека

приносящей доход деятельности или, в крайнем случае, от финансируемой государством системы социальной защиты. В этом смысле только около четверти населения земного шара находятся в экономической безопасности. К угрозам в данной сфере относится проблема безработицы.2. Продовольственная безопасность предполагает физическую и экономическую доступность для человека основных продуктов питания. Согласно позиции ООН наличие продовольствия не является проблемой. Основное препятствие заключается в распределении продуктов питания и отсутствии покупательной способности. Продовольственная безопасность тесно связана с экономической безопасностью в связи с тем, что одним из решений данной проблемы является гарантированный доход населения.

Слайд 47
Авторы Программы Организации Объединенных Наций (далее — ООН)

В развивающихся государствах основными причинами смерти являются инфекционные болезни, в то время как в промышленно развитых странах — болезни системы кровообращения. В качестве угроз безопасности в области здоровья рассматриваются такие причины, как недоедание, недостаточный доступ к медицинскому обслуживанию, отсутствие чистой воды и других предметов первой необходимости.4. Экологическая безопасность сводится к защите людей от при­родных и техногенных угроз, а также от ухудшения природной среды. Среди основных опасностей для развивающихся стран рассматривают отсутствие доступа к чистым водным ресурсам, в то время как в промышленно развитых государствах основной угрозой является загрязнение воздуха. Глобальное потепление также находится в фокусе внимания экологической безопасности.

Слайд 48
Авторы Программы Организации Объединенных Наций (далее — ООН)

угроз личной безопасности выступают преступность, домашнее насилие, терроризм, экстремизм и т.д.6. Безопасность общества, где в качестве угроз рассматривают утрату этнической идентичности, потерю традиционных ценно­стей, межнациональную рознь.

Слайд 49
Авторы Программы Организации Объединенных Наций (далее — ООН)

государства. Демографическая безопасность — это состояние защищенности количества и этнического состава населения страны от внешних и внутренних угроз. Объектом демографической безопасности, соответственно, является население страны, а субъектами, обеспечивающими ее — органы власти, в первую очередь, министерства здравоохранения и экономики.

Слайд 50
В документе «Развитие и безопасность» Фрэнсис Стюарт утверждает,

Что безопасность связана с развитием. Безопасность человека является важной частью

купирует использование человеческого потен­циала.Отсутствие безопасности имеет неблагоприятные послед­ствия для экономического роста и, следовательно, развития.Неравномерное развитие является важным источником кон­фликтов.

Слайд 51
Экономическая безопасность — это совокуп­ность условий и факторов,

Которые обеспечивают независимость национальной экономики, ее устойчивость и стабильность,

1) экономическая независимость, которая означает достижение конкурентоспособного уровня производства

торговле и обмене научно-техническими достижениями; устойчивость и стабильность национальной экономики, что предполагает защиту собственности, создание надежных условий и гарантий для предпринимательства, борьбу с коррупцией;2) способность к саморазвитию и прогрессу, означающая созда­ние благоприятных условий для инвестиций и инноваций, модер­низацию производства, повышение профессионального, образова­тельного и общекультурного уровней работников.3) Экономическая безопасность также тесно связана с геополитическим и экономико-географическим положением страны, доступом к ресурсам; с военно-политической и экономической силой страны; приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей, обеспечивающих конкурентное преимущество, предприятиями национальной экономики, а также наличием резервов стратегически важных материальных благ для обеспечения экономической безопасности при условии форс-мажорных обстоятельств.

Слайд 53
Активное внедрение во все сферы жизни человека информационных

Технологий неизбежно влечет за собой проблемы информационной безопасности. В Доктрине

№ Пр-1895 информационная безопасность определяется как состояние защищенности нацио­нальных интересов в информационной области, определяемых интересами личности, общества и государства. При этом информационную безопасность рассматривают как залог устойчивого развития общества.В информационной безопасности выделяют два направления: защита информации и информационно-психологическая безопасность.

Слайд 54
Информационно-психологическая безопасностьИнформационно-психологическая безопасность играет большую роль в обеспечении

Психического здоровья человека и населения страны, в деятельности государственных

направленного на развитие общества. По мнению Г. В. Грачева, под информационно-психологической безопасностью личности понимается такое состояние защищенности последней, которое обеспечивает ее сохранность и целостность как активного социального субъекта и способствует развитию в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой. В качестве основной угрозы информационно-психологической безопасности личности, как правило, рассматривают психологические манипуляции, в основе которых лежит скрытое психологическое принуждение.

Слайд 55
Экологическая безопасностьПод экологической безопасностью понимают состояние защи­щенности жизненно

Важных экологических интересов человека, в частности, право на здоровую

гибели людей, угроз, при которых человек как биологический вид лишается возможности существовать. Экологическая безопасность служит цели удовлетворения потребностей нынешнего поколения без ущерба для удовлетворения потребностей поколе­ний будущих.Объект экологической безопасности — человек, его права и свободы, в том числе права на генофонд, на жизнь и здоровье, на благоприятную окружающую среду.

Слайд 56
Социологический подход к безопасностиПодход к анализу феномена безопасности

С позиции социологии ставит акцент на проблемах, связанных с

стабильного безопасного развития социума в современных конкретно-исторических условиях. По мнению П. Л. Лаврова, объективными признаками безопасного развития общества являются рост, укрепление солидарности в обществе и усиление сознательных процессов самой личности.Н. К. Михайловский полагал, что безопасное общество должно состоять из таких индивидуумов, которые способны к взаимопо­ниманию, взаимоуважению и общим усилиям ради достижения счастья. Известный российский социолог П. Сорокин подчеркивал, что уберечь человечество от войн и преступлений возможно при помощи развития гуманного образования и увеличения количества образованных людей.

Слайд 57
Социологический подход к безопасностиСоциологический подход к разработке проблем

Безопасности характерен для В. Кузнецова, полагающего, что безопасность

обеспечивающих: достойную жизнь каждого человека; защищенность всех структур жизнеспособности семьи, общества и государства; их цели, идеалы, ценности и интересы, их культуру и образ жизни, традиции от неприемлемых рисков, от внутренних и внешних вызовов и угроз; способность эффективно предотвращать формирующиеся опасности на основе культуры компромисса по поводу благополучия и справедливости для всех».В качестве объектов социологии безопасности рассматривают различные формы деятельности субъектов безопасности, их образ жизни и среду жизнеобеспечения, институты, организующие деятельность субъектов безопасности.

Слайд 58
Онтологическая безопасностьВ рамках социологии большой интерес представляет понятие

«онтологическая безопасность», рассмотренное Э. Гидденсом. Под онтологической безопасностью ученый

в их самоидентификации и постоянстве окружающего социального и материального мира, в котором они действуют. Онтологическая безопасность содержит позитивный взгляд на себя, мир и будущее, а также устойчивую личную идентичность, которая не меняется с течением времени.

Слайд 59
Правовая безопасностьПравовая безопасность как научная категория поставлена сегодня

В ряд актуальных, нуждающихся в исследовании проблем. Феномен правовой

правоотношений, в том числе международных. В последнем случае термином «правовая безопасность» обозначается положение, при котором законные интересы и права государств защищены. При этом любые случаи злоупотребления правом санкционируются международным судом как недо­пустимые.Таким образом, человек приходит к пониманию безопасности в результате анализа своей деятельности, наблюдая и выявляя качественные изменения угроз и опасностей. Также безопасность представляет условия, в которых идентифицированы опасности, снижены угрозы, минимизированы риски, которые обеспечивают жизнедеятельность и развитие всех составляющих социально-экологической системы.

Слайд 60
5. Сущность системного подхода при решении проблемы безопасности.

Слайд 61
Понятие системного подхода в психологии безопасностиСистемный подход — направление

Методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта

сущностей и отношений.

Слайд 62
Основные принципы системного подхода

Как единое целое и в то же время как

крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.Системность, свойство объекта обладать признаками отличными от признаков элементов его составляющих.

Слайд 63
Системный подход является основополагающим в анализе условий жизнедеятельности и

В разработке комплекса мер обеспечения безопасности жизнедеятельности. Цель системного

и проявления различных опасностей для человека, общества и государства. Взаимодействие человека и среды рассматривается как взаимодействие системных комплексов: «человек — машина (техника)», «человек — окружающая среда (производственная, бытовая, учебная, игровая)» и др. Специалисты проводят системный анализ опасных ситуаций и мер их профилактики.

Слайд 64
Средовый подход позволяет условно выделить из окружающего пространства

Его часть (объект) для изучения комплексного влияния на человека

выявить характеристики различных её аспектов, определить факторы опасности и степень её безопасности.

Слайд 65
Специалисты разделяют объекты окружающей среды на биотические (биологические)

Объекты (живое вещество), абиотические (неживое вещество — неорганическое происхождение)

часть биоты (суммарного живого вещества планеты) — является наиболее сложным биологическим объектом для теоретического описания (моделирования). Современная паука предлагает нам сотни самых разных теоретических моделей человека, общества, окружающей среды. Модели не универсальны, но позволяют прогнозировать поведение людей как биологических объектов в экстремальных ситуациях. Научные модели — основа разработки правил безопасности жизнедеятельности.

Слайд 66
Вопросы, связанные с безопасностью, всегда были приоритетными, определяя

Общую адаптационную стратегию, вырабатываемую как на уровне индивидуальных поведенческих

общие принципы безопасности человека как члена социума. Общество есть основная и первичная система обеспечения безопасности индивида, поскольку является главным условием реализации его потребностей и интересов.В современном мире потребность в безопасности, в комплексной реализации мер по ее осуществлению становится одним из главных политических приоритетов. Быстрое совершенствование информационных технологий, обострение экологической угрозы, другие проблемы развития современного мира порождают новые виды опасностей и угроз и, следовательно, необходимость разработки стратегических мер по их предотвращению. Выявление рациональных оснований безопасного развития общества связано с установлением оптимального режима функционирования всех сфер общественной жизни, а также паритетного создания условий безопасности для всех категорий населения

Слайд 67
ФЗ РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» от 15. 2010г. Федеральный закон определяет

законодательством Российской Федерации (далее — безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Совет Безопасности).

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Слайд 68
Указ Президента РФ от 02. 2021г. N 400 «О

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
РАЗДЕЛЫI. Общие положенияII. Россия в

стратегические национальные приоритетыIV. Обеспечение национальной безопасностиСбережение народа России и развитие человеческого потенциалаОборона страныГосударственная и общественная безопасностьИнформационная безопасностьЭкономическая безопасностьНаучно-технологическое развитиеЭкологическая безопасность и рациональное природопользованиеЗащита традиционных Российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памятиСтратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничествоV. Организационные основы и механизмы реализации настоящей Стратегии

Безопасность — это сложный социальный феномен, анализ

Которого возможен при реализации комплексного междисциплинарного подхода, предполагающего интеграцию

позволит получить многомерное измерение его основных объектов

Слайд 70
ВОПРОСЫ
Дайте определения понятиям «опасность», «угроза», «безопасность», «психология безопасности».

Раскройте объект и предмет психологии безопасности. Назовите критерии психологической

согласно позиции ООНВ чем заключается сущность системного подхода при решении проблемы безопасности.

Оцените статью
SIOBR