Классификация методов обучения (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.). » Мурзим

Различные подходы к классификации методов обучения.

Основные подходы к классификации методов обучения в отечественной школе

Существующая многомерность классификаций методов обучения является одной из проблем в современной дидактике. Наиболее простая классификация разделяет методы обучения на методы работы учителя (рассказать, объяснить) и методы деятельности школьников (понять, запомнить, воспроизвести учебный материал).

Другая классификация просматривает методы обучения по видам умозаключения: а) индуктивные, б) дедуктивные.

Известны две классификации методов по ведущим дидактическим задачам.

Первая: 1) изложение новых знаний;

2) закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков;

3) применение знаний;

4) их проверка.

Вторая: 1) методы стимуляции, мотивации учения;

2) методы оценки и контроля;

3) методы разъяснений.

Наиболее распространенной в прошлые годы была классификация их по источникам знаний (словесные: рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником; наглядные: наблюдения, иллюстрации, демонстрации; практические: упражнения, задача, лабораторные опыты, практические работы). Сторонниками такой классификации были отечественные дидакты, в частности Д.О.Лордкипанидзе, Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант, Е.И.Перовский. Сформулирована она была в 30-е годы и в то время соответствовала требованиям к школе: учить так, чтобы дать учащимся комплекс знаний, навыков и умений, необходимых для успешного обучения в техникумах и вузах.

Однако в 50-е годы, когда общество поставило перед школой требование подготовки учащихся к жизни, к производительному труду, ярко проявился главный недостаток названной классификации — ориентация на словесные формы обучения и слабое развитие творческого мышления у учащихся. Поиски ученых, методистов и учителей показали, что наиболее приемлемым для решения поставленной перед школой задачей оказалось проблемное обучение. Идеи проблемного обучения и сейчас поддерживаются преобладающим большинством дидактов и методистов. Но подходы к этому вопросу разработаны неодинаково.

И.Я.Лернер разработал и научно обосновал систему методов обучения, которая обусловлена характером познавательной деятельности учащихся, зависящим от вида содержания образования. Он выделил такие четыре вида:

· знания о мире и способах деятельности;

· опыт осуществления деятельности;

· опыт творческой деятельности;

· опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру и друг к другу.

В соответствии с это концепцией выделяются следующие методы обучения:

· репродуктивные (информационно-рецептивный и репродуктивный);

· продуктивные (проблемного изложения, эвристический и исследовательский).

Каждый метод данной классификации применяется в форме изложения, наблюдения, лабораторного опыта и др. При этом проблемное изложение автор считал промежуточным методом между репродуктивными и продуктивными методами.

В.А.Сухомлинский обосновал классификацию методов обучения по способам организации учебно-познавательной деятельности:

1) методы, обеспечивающие первичное восприятие учебного материала;

2) методы осмысления, развития и углубления знаний, умений и навыков.

М.А.Данилов и Б.П.Есипов исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

1) методы приобретения новых знаний;

2) методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;

3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин в 1965 году разработали новую систему классификации методов обучения и предложили их делить по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности. Исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом, были выделены следующие группы методов:

a) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция — восприятие). Суть метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие методы как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму; используется для приобретения учащимися умений и навыков: воспроизведение действий на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает пути ее решения, вскрывая возникающие противоречия;

г) частично-поисковый (эвристический) метод. Суть заключается в том, что учитель расчленяет учебную проблемную задачу на подпроблемы, а ученики осуществляют отдельные шаги поиска ее решения;

Смотрите также:   Тест с ответами (2020 год) на что влияют элементы проблемного обучения и Теория обучения

д) исследовательский метод, при котором учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого методы и приемы.

Интерес представляет классификация методов обучения С.П. Баранова по соотношению модели и оригинала в учебном процессе:

1) методы изучения оригинала — изучение объекта в реальных условиях;

2) методы изучения модели — изучение материала, выраженного в учебниках и книгах;

3) методы изучения модели и оригинала — связь учебного материала с представлениями реальных объектов.

М.И. Махмутов за основание классификации методов преподавания и учения принял уровень проблемности усвоения знаний и уровень эффективности учения (отсюда название – бинарные методы), и соответственно выделил методы преподавания и методы учения.

Ю.К.Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения (организационная классификация) выделил три группы методов.

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации); индуктивные и дедуктивные (логический аспект); репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления); самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2. Методы стимулирования и мотивации: интерес к учению; долг и ответственность в учении.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении: устный, письменный, лабораторно-практический.

Большое количество подходов к данному вопросу объясняется сложностью объекта исследования. Каждая классификация имеет определенное основание и позволяет не только осмысливать сущность методов обучения с различных сторон, но и создает возможность исследовать процесс обучения под определенным углом зрения.

А как быть учителям? Какой классификации следует придерживаться в педагогической деятельности?

Учитель может пользоваться той концепцией и соответствующей классификацией, которая наиболее соответствует его методическим замыслам.

Материал для записи

Авторские подходы к классификации методов обучения:

В.А.Сухомлинский обосновал классификацию методов обучения по способам организации учебно-познавательной деятельности.

М.А.Данилов и Б.П.Есипов исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач.

И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин разработали систему классификации методов обучения и предложили их делить по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности.

С.П. Баранов представил классификацию методов обучения по соотношению модели и оригинала в учебном процессе.

М.И. Махмутов за основание классификации методов преподавания и учения принял уровень проблемности усвоения знаний и уровень эффективности учения.

Ю.К.Бабанский представил классификацию методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения.

Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся (авторы И. Я Лернер, М. Скаткин).

Эту классификацию еще в 1965 году предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их учебной деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; метод проблемного изложения; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

В репродуктивном методе обучения выделяют следующие признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний. Основное назначение этого метода – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоении инструкций, алгоритмов, образцов практических действий. Главное преимущество этого метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного метода, экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба эти метода не гарантируют развития творческих способностей обучающихся.

Метод проблемного изложения (или проблемный метод) является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определённом этапе обучения учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Другими словами, основное назначение метода заключается в раскрытии педагогом в изучаемом учебном материале различных проблем и показе способов их разрешения. При этом деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении готовых научных выводов и способов действий, но и в прослеживании за логикой доказательств, за развертыванием учителем мыслительных операций (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление доказательств и др.).

Смотрите также:   Баскет метод в обучении

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть – учащиеся добывают самостоятельно отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания, или работая над компьютерными программами. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа. Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее разрешения.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, исследовательским характером; учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Способы учебно-познавательной работы учащихся перерастают в научно-исследовательские умения. Основное содержание этого метода заключается в обеспечении учителем условий для развития у учащихся мотивации поисково-творческой деятельности, овладения ими методами научного познания, способами творческой деятельности. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий, нахождения способов их решения и проверки полученных данных и др. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, поэтому его недостатками являются значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Кратко информация представлена в таблице:

5) XXвек характеризуется поиском новых методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Показателями такой активизации являются устойчивый интерес обучающихся к знаниям и их самостоятельность осуществления разнообразных видов деятельности. Новые методы обучения получили название активных, или инновационных.

Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения;

2. Соответствие целям и задачам обучения;

3. Соответствие содержанию данной темы;

4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива;

5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;

6. Соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее).

Классификация методов обучения (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.).

При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Она разработана ими в соответствии с концепцией содержания образования. Авторы считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения. В системе общедидактических методов обучения И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение), представлена в таблице.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:• Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция — восприятие), метод. Суть этого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие приемы, как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация. • Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков. • Проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий. • Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпробле-мы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. • Исследовательский метод. В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности.

Смотрите также:   Мастер-класс «Метод исследования в системе проблемного обучения»

Современная классификация методов обучения

Одной из наиболее дискутируемых проблем современной дидактики высшей школы является представление существующих методов обучения с системных позиций. В настоящее время нет единой точки зрения по данному вопросу. В связи с тем, что разные авторы при распределении методов обучения на группы и подгруппы используют различные признаки, существует ряд классификаций. Остановимся на тех, которые наиболее часто встречаются в отечественной педагогической литературе (табл. 1).

Таблица 1 — Основные подходы к классификации методов обучения в отечественной высшей школе

Традиционная (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе). Критерий классификации – источник получения информации. Выделяют три группы методов: словесные (беседа, рассказ, лекция, объяснение, работа с книгой), наглядные (показ, демонстрация моделей, схем), практические (упражнения, тренажи, решение задач).

По назначению (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). Критерий – последовательность этапов процесса обучения. Методы обучения классифицируют в соответствии со следующими этапами:

1) приобретения знаний;

2) формирования умений и навыков;

3) применения знаний;

4) творческой деятельности;

5) закрепления знаний, умений и навыков; 6) проверки знаний, умений и навыков.

По дидактическим целям (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников). Выделяют методы, способствующие:

а) первичному усвоению учебного материала;

б) закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

Наибольшее распространение в отечественной дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная Ю. К. Бабанским3.

В ней выделяют три большие группы методов:

– словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);

– индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);

– репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

– самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

– интереса к учению;

– долга и ответственности в учении.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

– устный, письменный, лабораторно-практический.

По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин). Выделяют пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучающихся нарастает (табл. 2).

Таблица 2- Классификация методов обучения (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)

Оцените статью
SIOBR