Какие методы есть в педагогике обучения

Содержание
  1. Методы, приемы, средства обучения Классификация методов обучения
  2. Что такое метод обучения
  3. Отличия метода, приёма, методики и методологии обучения
  4. Какие бывают методы обучения по разным классификациям
  5. По характеру познавательной деятельности (М. Скаткин, М. Махмутов, И. Лернер)
  6. По источникам передачи знаний (А. А, Вагин, П. Гора)
  7. По компонентам деятельности (Ю. Бабанский)
  8. Популярные современные методы обучения
  9. Кейс-стади или разбор кейса
  10. Ролевые и деловые игры
  11. Перевёрнутые классы
  12. Проектный метод
  13. Как выбирать методы обучения
  14. Что такое методы обучения
  15. Словесные методы обучения
  16. Объяснение
  17. Рассказ
  18. Беседа
  19. Дискуссия
  20. Лекция
  21. Семинар
  22. Экскурсия
  23. Наглядные методы обучения
  24. Иллюстрирование
  25. Демонстрация
  26. Практические методы обучения
  27. Упражнения
  28. Творческие работы
  29. Лабораторные работы
  30. Вспомогательные методы процесса обучения
  31. Продуктивные методы
  32. Методы контроля
  33. Методы стимулирования
  34. Кейс-стадии
  35. Коучинг
  36. Мозговой штурм
  37. Деловая игра
  38. Учебная игра
  39. Метод погружения
  40. Метод опережающего обучения
  41. Эвристический метод
  42. Интеллект-карта
  43. Мифологемы
  44. Метод синектики
  45. Метод проектов
  46. Инновационные методы обучения в ХХI веке
  47. Основные методы дистанционного обучения
  48. Особенности выбора методов организации обучения

Методы, приемы, средства обучения Классификация методов обучения

Термин
“метод” происходит от греческого слова
“methodos”, что означает путь, способ
продвижение к истине.

В
педагогике имеется множество определений
понятия “метод
обучения”.
К ним можно отнести следующие: “методы
обучения – это способы взаимосвязанной
деятельности учителя и учеников,
направленные на решение комплекса задач
учебного процесса (Ю.К. Бабанский); “под
методами понимают совокупность путей
и способов достижения целей, решение
задач образования” (И.П. Подласый);
“метод обучения – это опробованная и
систематически функционирующая структура
деятельности учителей и учащихся,
сознательно реализуемая с целью
осуществления запрограммированных
изменений в личности учащихся” (В.
Оконь). Методу обучения можно дать и
такое определение: это способ упорядоченной
деятельности субъекта и объекта учебного
процесса, направленный на достижение
поставленных целей обучения, развития,
воспитания. Уже в этих определениях
метод выступает как многомерное явление,
как сердцевина учебного процесса. Он
выступает механизмом реализации
поставленных целей, во многом определяет
конечные результаты учебного процесса.

Каждый
метод обучения характеризуется тремя
признаками: обозначает цель обучения;
способ усвоения; характер взаимодействия
субъектов обучения.

Прием– это составная часть или отдельная
сторона метода, т.е. частное понятие по
отношению к общему понятию “метод”.
Отдельные приемы могут входить в состав
различных методов.

В
процессе обучения методы и приемы
находятся в различных сочетаниях. Один
и тот же способ деятельности учащихся
в одних случаях выступает как
самостоятельный метод, а в другом – как
прием обучения. Например, объяснение,
беседа являются самостоятельными
методами обучения. Если же они эпизодически
используются преподавателем в ходе
практической работы для привлечения
внимания учащихся, исправления ошибок,
то объяснение и беседа выступают как
приемы обучения, входящие в метод
упражнения.

Методы обучения –
категория историческая. Уровень развития
производительных сил и характер
производственных отношений оказывают
влияние на общие цели обучения. С
изменением целей меняются и методы
обучения. Так, в древние времена
преобладали методы обучения, основывавшиеся
на подражании. С момента организации
школ появились словесные методы обучения.
Словесные методы обучения доминировали
в средние века.

В педагогической
литературе называется разное количество
методов обучения – от двадцати до ста
и более. К числу наиболее употребительных,
используемых методов относятся: 1)
рассказ; 2) беседа; 3) лекция; 4) показ
иллюстраций; 5) показ демонстраций; 6)
упражнения; 7) самостоятельная работа
с книгой; 8) контрольные работы; 9) методы
программированного контроля и т.д.

В психолого-педагогической
литературе выделено немало причин,
влияющих на выбор методов обучения:

• реализация
принципов, закономерностей обучения;

• количество
и сложность учебного материала;

• материально-технические,
организационные условия обучения;

• применение
методов на предыдущих уроках;

• тип
и структура занятий;

• взаимоотношения
между учителем и учащимися, которые
сложились в процессе учебного труда;

Ни один из методов не
является универсальным, хороших
результатов в дидактической работе
можно достигнуть только при использовании
многих методов.

Средствами
обучения являются все приспособления
и источники, которые помогают учителю
учить, а ученику учиться, т.е. то, что
помогает ему организовать познавательную
деятельность учащихся. К средствам
обучения могут быть отнесены: учителя,
учебники, учебные пособия, книги, радио,
телевидение, компьютеры, наглядные
пособия и т.д.

В педагогике нет
единого подхода к классификации методов
обучения. Существует около десяти
классификаций методов. Наличие различных
точек зрения на проблему классификации
отражает естественный процесс
дифференциации и интеграции знаний о
них. В связи с тем, что разные авторы в
основу подразделения методов обучения
на группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.

Одна из первых
классификаций относится к концу 20-х
годов ХХ века и связана с именем Б.В.
Всесвятского, который описал две
категории методов – методы передачи
готовых знаний и методы искания
(исследования).

Назовем наиболее
обоснованные классификации методов
обучения в дидактике.

1. Традиционная
классификация по источнику знаний.
Сначала выделялись практические,
наглядные, словесные методы (Д.О.
Лордкипанидзе, Е.Я. Голант), затем эта
система дополнилась и другими –
современными, связанными, например, с
техническими средствами обучения.

2. Классификация методов
по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве общего
признака классификации выступают
последовательные этапы, через которые
проходит процесс обучения на уроке.
Выделяются следующие методы:

• формирование
умений и навыков;

• проверка
знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов
обучения по характеру познавательной
деятельности учеников (И.Я. Лернер, М.Н.
Скаткин).

Поскольку успех
обучения в решающей степени зависит от
направленности и внутренней активности
обучаемых, то именно характер деятельности,
степень самостоятельности и творчества
учащихся должны служить важным критерием
выбора. Ученые выделили пять методов
обучения, причем в каждом из последующих
степень активности и самостоятельности
в деятельности обучаемых нарастает:

4. По дидактическим
целям выделяется две большие группы
методов обучения:

– методы, способствующие
первичному усвоению учебного материала;

– методы, способствующие
закреплению и совершенствованию
приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т.
Огородников и др.)

5. Ю.К. Бабанский в
основу классификации методов обучения
кладет теорию деятельности человека,
основными элементами которой являются:
а) организация действий; б) регулирование
деятельности личности прежде всего
разнообразными способами ее стимулирования
и в) контроль за ходом деятельности. На
этой основе Ю.К. Бабанский выделяет три
группы методов:

• методы
организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности;

• методы
стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности;

• методы
контроля и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих
классификаций имеет определенное
основание и позволяет с различных сторон
осмысливать сущность методов обучения.
Однако в дидактическом отношении
наиболее практичной представляется
классификация известного белорусского
педагога И.Ф. Харламова. Он выделяет
пять групп методов обучения:

• методы
устного изложения знаний учителем и
активизации познавательной деятельности
учащихся: рассказ, объяснение, школьная
лекция, беседа; иллюстрации и демонстрации
при устном изложении изучаемого
материала;

• методы
закрепления изучаемого материала:
беседа, работа с учебником;

• методы
самостоятельной работы учащихся по
осмыслению и усвоению нового материала:
работа с учебником, лабораторная работа;

• методы
учебной работы по применению знаний на
практике и выработке умений и навыков:
упражнения, лабораторные работы;

• методы
проверки и оценки знаний, умений и
навыков учащихся: повседневное наблюдение
за работой учащихся, устный опрос
(индивидуальный, фронтальный, уплотненный),
выставление поурочного балла, контрольные
работы, проверка домашних работ,
программированный контроль, тестирование.

Ни одна из рассмотренных
классификаций методов не свободна от
недостатков. Практика богаче и сложнее
любых самых искусных построений и
абстрактных схем. Поэтому поиски более
совершенных классификаций, которые
внесли бы ясность в противоречивую
теорию методов и помогали бы педагогам
совершенствовать практику, продолжается.

Характеристику
методов обучения необходимо осуществлять
по следующему плану: сущность метода,
требования к его применению, методика
(система приемов, при помощи которых
реализуется данный метод). В качестве
примера раскроем суть беседы как метода
обучения.

Беседа
является диалогическим
методом изложения учебного материала
(от греч. dialogos – разговор между двумя
или несколькими лицами), что уже само
по себе говорит о существенной специфике
этого метода. Сущность беседы заключается
в том, что учитель путем умело поставленных
вопросов побуждает учащихся к рассуждению
и анализу в определенной логической
последовательности изучаемых фактов
и явлений и самостоятельному формулированию
соответствующих теоретических выводов
и обобщений.

При проведении беседы
по осмыслению нового материала необходимо
ставить вопросы так, чтобы они требовали
не односложных утвердительных или
отрицательных ответов, а развернутых
рассуждений, определенных доводов и
сравнений, в результате которых учащиеся
вычленяют существенные признаки и
свойства изучаемых предметов и явлений
и таким путем приобретают новые знания.

Вопросы должны иметь
четкую последовательность и направленность,
что позволит учащимся осмысливать
внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Беседа как метод
обучения не может обеспечить достижения
всех дидактических целей, в частности
формирования практических умений и
навыков. Поэтому целесообразно применять
ее в сочетании с другими методами.

Смотрите также:   Тренинг это метод обучения

Беседа при сообщении
новых знаний может идти индуктивным
(т.е. от частных известных наблюдаемых
явлений к общим выводам) или дедуктивным
путем (от общего положения к частным
случаям).

По назначению в учебном
процессе выделяют следующие виды беседы:
вводные или вступительные (организующие);
сообщения новых знаний; закрепляющие;
контрольно-коррекционные.

Вводная беседа
проводится в начале урока или другого
учебного занятия. С ее помощью
обеспечивается подготовка учащихся к
восприятию и усвоению нового учебного
материала. Такого вида беседа способствует
пониманию значения предстоящей работы,
формирует представления о ее содержании,
специфике и особенностях.

При сообщении новых
знаний беседа строится в форме вопросов
и ответов преимущественно при анализе
прочитанных текстов, запоминании ответов
(катехизическая). Она способствует
подведению учащихся за счет умело
поставленных вопросов, имеющихся у них
знаний и жизненного опыта к усвоению
новых знаний, определению понятий,
поиску метода решения задачи. Грамотно
организованная беседа создает субъективное
впечатление, что ученик сам сделал
“открытие”, проделал сложный путь к
научной истине.

Закрепляющие
беседы применяются для углубления,
обобщения и систематизации знаний. Они,
как правило, проводятся в конце урока
изучения нового материала.

Контрольно-коррекционные
беседы могут быть организованы как
фронтальные или индивидуальные.
Применяются с целью определения уровня
усвоения знаний у учащихся, их коррекции,
уточнения, дополнения, конкретизации.

Эффективность
беседы зависит от тщательной подготовки
учителя, продуманности вопросов, их
логической последовательности. Вопросы
должны развивать все виды мышления,
соответствовать уровню развития
учащихся. Со стороны учащихся ответы
должны быть осознанными, аргументированными
и правильно сформулированными.

Педагогическая
функция беседы состоит в том, чтобы
использовать знания и личный опыт
учащихся в целях активизации их
познавательной деятельности. Беседа
требует продуманности и четкости
постановки вопроса. Развивающий эффект
беседы проявляется в формировании у
учащихся умений четко и быстро мыслить,
анализировать и обобщать, ставить точные
вопросы, кратко говорить и ясно выражать
свою мысль. Беседа наиболее эффективна:

– для
подготовки учащихся к работе на уроке;

– ознакомления
их с новым материалом;

– систематизации
и закрепления знаний;

– текущего
контроля и диагностики усвоения знаний.

Независимо от того, преподаватель вы со стажем, готовитесь начать свою первую преподавательскую работу или только мечтаете о ней, тема методов обучения — одна из ключевых для педагога. Из этой статьи вы узнаете, какие бывают основные методы и приёмы обучения и как выбрать подходящий.

Что такое метод обучения

За долгую историю развития педагогики у термина «метод обучения» появилось множество определений. Если коротко, метод обучения — это набор приёмов и средств, которые помогают учителю и ученику вместе достичь целей в обучении. Цели чаще всего следующие:

Российские педагоги часто опираются на определение известного советского педагога Юрия Бабанского: «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». В любом случае термин метод обучения описывает многообразие стратегий, которые педагог применяет в классе.

Эти стратегии должны помогать вовлечь учеников, наладить с ними взаимопонимание, мотивировать их и поддерживать их интерес. В противном случае, каким бы прекрасным специалистом по своей теме ни был педагог, обучение не будет успешным.

Отличия метода, приёма, методики и методологии обучения

Чтобы не запутаться, разберёмся в педагогической терминологии. Мы уже упомянули, что метод обучения — это комплекс приёмов, направленных на решение задач обучения.

Автор популярного вузовского учебника по педагогике И. П. Подласый пишет, что приём — «это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объёму или простой по структуре». То есть приёмы означают конкретные шаги, которые передают знания, формируют навыки и стимулируют учеников продолжать работу. Например, обучение через наглядные средства — это метод, а приём — это конкретное действие: показать ученикам слайды с фотографиями.

Один и тот же метод обучения может состоять из разных приёмов, а одни и те же приёмы могут составлять различные методы.

Методика, в отличие от метода, имеет автора или группу авторов. Кроме того, если метод понятие гибкое и может состоять из разных приёмов, то методика — конкретный комплекс методов и приёмов для выполнения определённой работы. Методология более широкий термин, чем метод и методика, это целая система методов, применяемых в какой-то сфере.

Иерархия терминов, используемых в обучении

Какие бывают методы обучения по разным классификациям

Современным педагогам известны десятки классификаций методов обучения. За многие годы специалисты не выработали какого-то единственно верного подхода. Это неудивительно, ведь обучение — сложный, многосоставной процесс, на который сильно влияют изменения в окружающем мире.

Специалисты-педагоги в своё время предлагали систематизировать методы и приёмы обучения на основе различных критериев. Рассмотрим некоторые классификации и изучим, какие есть методы обучения. А после этого поговорим о том, какие современные методы сейчас популярны.

По характеру познавательной деятельности (М. Скаткин, М. Махмутов, И. Лернер)

Эта классификация по задумке создателей должна отражать уровень активности мышления и самостоятельности учеников. В ней описаны следующие методы.

Объяснительно-иллюстративный метод. Его используют, чтобы учитель мог изложить, а ученики усвоить уже известные факты, подходы, оценки и выводы. Этим методом часто пользуются, чтобы передать большое количество информации. Например, преподаватель читает студентам лекцию о русской культуре XIX века и показывает на экране слайды с произведениями того времени.

Репродуктивный метод. Ученики выполняют какое-то действие по инструкции учителя или по его примеру. Таким методом могут часто пользоваться на уроках прикладных занятий, курсах рисования, когда нужно что-то повторять, чтобы набить руку. Например, учитель показывает, как смешивать цвета, чтобы получить нужный оттенок. Как и в объяснительно-иллюстративном методе, здесь знания передаются ученикам в готовом виде.

В фильме «‎Ещё по одной» (Drunk, 2020) учитель истории использует метод проблемного изложения, когда предлагает ученикам выбрать правителя государства только по описанию, без имён. Источник кадра: bbc.com

Метод проблемного изложения. Педагог перед объяснением темы ставит проблему, формулирует задачу, а потом демонстрирует способ её решения (через доказательства и сравнение точек зрения). В реальности это задания, начинающиеся с вопроса «Почему?», задания с недостающей информацией или задания «на подумать». Например, учитель обществознания описывает ученикам случай, когда в маленьком городе строят завод по производству тракторов, и предлагает ученикам посмотреть на ситуацию глазами местных жителей, экологов и чиновников.

Частично-поисковый метод. Учитель ставит какой-то вопрос, а учащиеся самостоятельно ищут на него ответ. Например на языковых курсах преподаватель предлагает студентам порассуждать на тему «Кем я буду через 10 лет». Студенты используют уже известные им словосочетания и конструкции, чтобы построить текст на новую тему, к которой они не готовились, а преподаватель подсказывает и направляет.

Исследовательский метод. Учащиеся сами изучают информацию по теме или ведут наблюдения. По сути, это имитация научного исследования. Например, преподаватель курсов маркетинга даёт студентам задание подготовить анализ рынка онлайн-обучения по информации из открытых источников и самостоятельно сделать выводы.

По источникам передачи знаний (А. А, Вагин, П. Гора)

По источникам передачи знаний выделяют три группы методов:

В последнее время к этим источникам добавляют ещё два: книги и компьютерные технологии.

По компонентам деятельности (Ю. Бабанский)

Известный советский педагог Ю. К. Бабанский собрал и систематизировал уже имеющиеся на тот момент теории. Он поделил все методы обучения на три большие группы.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (нужны для проверки знаний):

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

В педагогике выделяют ещё ряд классификаций, каждая из которых отражает те или иные аспекты процесса обучения.

Какие бы методы ни использовал преподаватель, важно адаптировать их под тему занятия, возраст учеников, а также особенности группы или класса.

https://youtube.com/watch?v=5zqqdrOB73E%3Ft%3D231s

Популярные современные методы обучения

Мы рассмотрели традиционные методы, которые учителя уже не одно десятилетие применяют в работе. Но в последние годы вузы, школы и онлайн-платформы всё чаще запускают дистанционные курсы, появляются всё новые программы и инструменты. Так что перед педагогикой встают новые задачи и специалисты вырабатывают новые методы. Остановимся подробнее на некоторых современных методах обучения.

Кейс-стади или разбор кейса

Кейс (case) — это заранее подготовленный учебный материал, в котором содержится описание ситуации, произошедшей в реальной практике. Метод учит студентов находить ответы на проблемные вопросы и принимать решения, а также предполагает творческий подход.

Смотрите также:   Методы, формы и средства обучения

Метод разбора кейсов часто применяют в бизнес-образовании.

Ролевые и деловые игры

Ролевые игры в обучении развивают творческое мышление, формируют практические навыки и учат работать в группе. Игра вовлекает в учебный процесс максимум студентов и делает процесс увлекательным.

Во время ролевых игр ученики, наделённые определёнными ролями, исследуют какую-то тему. Такой метод — отличный способ поощрить творческое мышление учащихся, а не фокусироваться на оценках. Например, дети на уроке могут проходить квест и зарабатывать в процессе очки и опыт. Такой метод также поощряет не только усвоение знаний, но и развитие социальных навыков.

Деловая игра — это моделирование профессиональной деятельности, когда студенты (а деловые игры используют с учащимися старшего возраста) применяют свои знания в различных ситуациях. Педагогическая суть деловой игры в том, что она повышает самостоятельность студентов и готовит их к будущей работе.

Перевёрнутые классы

Метод перевёрнутых классов (англ. flipped classroom) предполагает, что учащиеся знакомятся с содержанием урока дома (читая книги или смотря видео), а практические задания делают в школе. Эта схема противоположна традиционной, в которой новую тему разбирают на уроке, а задания выполняют дома.

В «перевёрнутом классе» ученики в домашних условиях:

В учебном же классе они вместе с педагогом:

Главный плюс такого метода в том, что, осваивая новые знания, ученики работают каждый в своём темпе. Накопившиеся вопросы они могут задать педагогу на занятии, тем более на вопросы и разбор упражнений остаётся больше времени, чем в традиционном подходе.

Проектный метод

Метод проектов учит ставить цели и искать пути их достижения. В некоторых странах проектное обучение даже заложено в основу образования. Этот метод стимулирует детскую самостоятельность и помогает научить работать в коллективе. Важная особенность проектного метода — ученики приобретают знания самостоятельно через практику, а педагог здесь скорее наставник и консультант.

Проектное обучение может проводиться в различных форматах:

Во время проектной работы ученики получают ряд навыков:

Проектный метод предполагает обучение через разработку проекта. Педагог предлагает ученикам сформулировать проблему и поэтапно её решить так, чтобы в итоге получился какой-то конкретный результат. Например, школьники заметили, что в соседнем со школой парке люди часто кормят белок едой, которая для них вредна. Они решили сделать проект, целью которого стало повысить осведомлённость гуляющих в парке о полезной для белок еде. В ходе проекта они собрали информацию, оформили её в виде яркого плаката и разместили его на стенде у входа в парк.

Как выбирать методы обучения

В каждом конкретном случае педагог сам определяет, какой метод обучения выбрать. При выборе форм работы педагогу важно помнить, что ни один метод не универсален и необходимо использовать разные методы, чтобы достигнуть целей обучения.

Также, выбирая методы обучения, учитель должен держать в уме все имеющиеся ресурсы и, конечно, возможности своих учеников. Специалисты обязательно учитывают, чтобы методы соответствовали:

К примеру, диспут будет уместно провести на уроке литературы, обсуждая противоположные точки зрения на персонажа. А викторина станет удачным завершением серии уроков по изучению истории России XVIII века.

Последние несколько лет в связи со стремительным ростом рынка онлайн-образования сильно выросла потребность в специалистах, которые ориентируются в современных методах обучения, могут сформировать концепцию онлайн-курса и оформить учебно-методические материалы. Методисты онлайн-курсов не только знают, какие есть методы обучения, но и помогают авторам выходить на рынок с увлекательными и полезными курсами, а вузам, школам и бизнесу создавать образовательные продукты. Кстати, современные методисты могут работать удалённо. предложение-подводка к курсам ниже

40 795 ₽

66 600 ₽

37 616 ₽

3 290 ₽

Преподавателям доступны множество методов и стратегий обучения. Часть из них может быть более или менее эффективными в каждом конкретном случае. Крайне редко какой-то метод обучения используют в «дистиллированном» виде, чаще всего преподаватели сочетают их на своё усмотрение. Если вы будете знать о разных методах, то сможете легко жонглировать ими в зависимости от материала, учеников и ситуации.

О чем речь? Передача знаний любого уровня подразумевает использование методов обучения. По сути, это коммуникация между учителем и обучающимися. И то, какую технику используется для данного взаимодействия, в конечном итоге определяет разнообразие способов.

В статье рассказывается:

Что такое методы обучения

Термин «метод обучения» можно понимать по-разному, но в большинстве случаев под этим подразумевают то, каким образом учитель взаимодействует с учениками в процессе обучения. Существует и другое значение, более полно отражающее его суть. Метод обучения – это способ расширения знаний об окружающем мире, позволяющий узнать истину.

Что такое методы обучения

Методы обучения стали появляться еще в ту эпоху, когда знания передавались от старших членов сообщества молодому поколению. За все время они претерпели существенные изменения:

Методы обучения принято разделять на приемы. Сам по себе прием не позволяет достичь цели, однако именно благодаря приемам метод приводит к желаемому результату. Предположим, метод работы с книгой состоит из следующих приемов:

В зависимости от ситуации один и тот же метод реализуется посредством различных приемов. Например, работа с книгой может предполагать либо чтение вслух и составление плана, либо схематичное представление материала и поиск цитат, либо конспектирование.

Один и тот же прием может использоваться в разных методах. Так, схематичное представление материала может быть приемом объяснительно-иллюстративного метода (в ходе занятия учитель рисует схему на доске) или же приемом исследовательского метода (ученики изображают в виде схемы самостоятельно пройденный ими материал).

Для реализации методов и приемов обучения на практике требуется обеспечение учащихся предметами, такими как учебники или специальные приспособления.

Стандартные методы обучения принято разделять на словесные, наглядные и практические, а также комбинированные методы. Рассмотрим их подробнее.

Словесные методы обучения

Являются наиболее распространенными активными методами обучения, способствуют быстрому усвоению объемного материала учениками, развивают у них творческие и аналитические способности, умение представлять общую картину.

Объяснение

Раскрывает смысл терминов или процессов. Имеет форму монолога, где преподаватель обосновывает важные утверждения, отвечает на вопросы по теме занятия.

В объяснении должны присутствовать следующие элементы:

Рассказ

Отдельная тема излагается по пунктам. В отличие от объяснения рассказ имеет форму повествования и содержит описание различных ситуаций. Как правило, в рассказе дается характеристика персонажей и реальных людей, сообщаются интересные сведения. Рассказ может дополняться другими словесными методами.

Обязательными элементами рассказа являются:

Беседа

Обучение происходит в форме диалога. Преподаватель задает вопросы в определенном порядке так, чтобы обучающиеся смогли разобраться в пройденном материале и закрепить его. Этот словесный метод применяется наиболее часто.

Дискуссия

Это разновидность беседы, в ходе которой между учеником и учителем происходит обмен мнениями, сформированными на основе полученного представления об изучаемой теме.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 21056

Лекция

При данном методе обучения материал последовательно излагается, и затем делаются выводы. В отличие от рассказа присутствуют научный подход и максимальная информативность.

По окончании лекции должна быть проведена самостоятельная работа для того, чтобы ученики могли проверить усвоение материала и прийти к собственному мнению, расширить свой кругозор.

Семинар

Этот метод профессионального обучения предполагает закрепление рассмотренного на лекции материала. Здесь студенты самостоятельно находят информацию и делятся ею друг с другом, преподаватель выносит на обсуждение различные вопросы, все участники обмениваются мнениями.

Для проведения семинара нужно предварительно выполнить ряд действий: преподаватель составляет план и дает ученикам время на его рассмотрение, а они, соответственно, изучают информацию по указанной теме.

В процессе мероприятия преподаватель стремится к тому, что участники вели друг с другом обсуждение, а на заключительном этапе обобщает полученные выводы, оценивает проведенную работу и дает замечания, каким вопросам требуется уделить внимание.

Экскурсия

Эффективный метод обучения сочетает устное изложение с наглядным представлением, способствующим лучшему ознакомлению с темой.

Требования к экскурсии:

Наглядные методы обучения

Использование наглядных методов является эффективным только при наличии соответствующих инструментов и визуальных примеров.

Смотрите также:   Правила по охране труда в 2023 году

Иллюстрирование

При данном методе обучения в ходе изложения материала используется графическое представление (карты, рисунки, графики и т.д.)

Демонстрация

Процесс обучения должен быть связан с экспериментальным рассмотрением физического объекта, просмотром фильмов и т.д.

Требования к наглядным методам обучения:

Практические методы обучения

Цель данных методов обучения – более глубокое усвоение материала в процессе выполнения определенных действий.

Упражнения

Регулярное выполнение заданий по изучаемой теме.

Устные упражнения служат развитию мыслительных процессов, памяти, концентрации. Письменные упражнения необходимы для лучшего запоминания материала и приобретения практических навыков. Графические упражнения способствуют развитию трехмерного воображения.

Творческие работы

Они позволяют обучающимся реализовывать творческий потенциал и дают представление о самостоятельной работе в процессе написания сочинений, отзывов, рефератов.

Лабораторные работы

Ученики проводят самостоятельные исследования под контролем преподавателя с применением специальных приборов и инструментов.

Практические методы особенно часто применяются для самостоятельного закрепления нового материала, в основном они завершают прохождение отдельной большой темы.

Вспомогательные методы процесса обучения

В ходе обучения у учащихся вырабатываются навыки воспроизведения полученных знаний, то есть они учатся пользоваться ими на практике.

Объяснительно-иллюстрационный метод считается оптимальным для того, чтобы передать опыт в упорядоченной форме. Если коротко, то ученик воспринимает информацию, данную преподавателем.

Репродуктивный метод – самостоятельные действия в соответствии с имеющимся шаблоном.

Продуктивные методы

Ученики приобретают знания в ходе творческого процесса.

Эвристический (частично-поисковый) и исследовательский методы компенсируют недостаточный уровень творческих способностей.

Вспомогательные методы процесса обучения

Для достижения результата выявляются основные проблемы и решаются по такому плану:

У продуктивных методов есть определенные нюансы, в связи с которыми их нельзя рассматривать как приоритетные. Подача материала должна осуществляться репродуктивными методами, а исследование и поиск ее лишь дополняют.

Методы контроля

Методы контроля могут применяться отдельно, но почти всегда они входят в состав организационных методов. На это указывают, в том числе, выполняемые ими функции.

Методы стимулирования

Методы стимулирования в процессе обучения обладают тем преимуществом, что у ученика проявляется личная заинтересованность. Обычно стимуляция воздействует на индивидуальные характеристики обучающихся, их предпочтения и черты характера.

Тренинг – это коллективное занятие, в ходе которого у учеников вырабатываются практические навыки. Только 20–30 % времени отводится изучению теории, в основном же происходят решение задач и насыщенная групповая работа. Зачастую лекции организуются в форме тренингов.

Тренинг часто рассматривается как оптимальный вариант преодоления трудностей, создания благоприятной атмосферы, вовлечения в учебный процесс.

Суть проектного метода состоит в самостоятельной постановке цели учениками и определении способов ее достижения. Им необходимо осуществлять поиск, подбор, обобщение и анализ информации, тогда как преподаватель оказывает им поддержку, разъясняет, дает консультации.

Только до 5.06

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:

Уже скачали 7503

Проектный метод направлен на развитие у учеников следующих качеств:

Проект может выполняться индивидуально или в группе, во втором случае также происходит развитие навыков коллективной работы.

Кейс-стадии

При данном методе обучения изучаются и анализируются имеющие отношение к рассматриваемой теме ситуации, которые могут произойти в действительности. Здесь у учеников развивается умение пользоваться на практике теоретическими знаниями, давать справедливую оценку проблеме исходя из своей компетенции, высказывать и обосновывать свое мнение. Решение кейса состоит в разборе условной ситуации и нахождении оптимального варианта действий.

Использование метода означает, что преподаватель является экспертом в своем деле, а ученики имеют хорошее представление об изучаемом предмете.

Коучинг

Коучинг представляет собой взаимодействие с наставником, в роли которого могут выступать как преподаватель, так и более успешные студенты. Для коучинга приоритетной задачей является не общее развитие, а достижение конкретных целей.

Наставник должен помогать учащемуся находится оптимальный способ решения задачи. С его помощью ученик определяет, в каких областях у него проявляются наклонности и учится развиваться в этих направлениях.

Мозговой штурм

Метод состоит в групповом обсуждении обозначенной проблемы, где у каждого есть возможность поделиться своими соображениями. Сначала учитель ставит вопрос, разъясняет порядок работы. Затем ученики формулируют свои предложения и обсуждают их всем коллективом.

Метод способствует достижению следующих целей:

Деловая игра

В ходе деловой игры моделируются разнообразные ситуации, относящиеся к изучаемой теме. Благодаря этому становится возможным использовать теоретические выводы на практике.

Деловая игра позволяет решить следующие задачи:

Учебная игра

Учебная игра отличается от деловой тем, что предполагает выполнение определенной задачи в процессе обучения.

Для учебной игры характерны:

Учебная игра может проводиться перед началом обучения, чтобы определить степень подготовки учеников. Она может проходить и при завершении обучения, чтобы закрепить усвоенный материал и показать, как им пользоваться в реальной жизни.

Метод погружения

Метод погружения обычно используется при изучении языка. Его автор предлагает оказывать воздействие на подсознание. Другими словами, чтобы у человека возникло желание обучаться, его следует постоянно к этому побуждать.

Справедливо утверждение, что для быстрого усвоения языка необходимо регулярно общаться с носителями. В наше время данный метод находит применение и в других областях, при этом обычно организуются выездные конференции.

Метод опережающего обучения

При создании данной методики были использованы следующие принципы:

Особое внимание следует уделять применению знаний на практике.

Эвристический метод

Суть данного метода в том, что ученики должны решать отдельные задачи в определенном порядке и, таким образом, постепенно двигаться к поставленной цели.

При этом следует добиваться логического перехода к более сложным темам. Желательно привлекать разнообразные методы: мозговой штурм, коллективное обсуждение и т.п.

Интеллект-карта

Интеллект-карта представляет собой план, в основе которого лежит приоритетная задача, из которой вытекают более мелкие подзадачи. При таком способе удается проследить, как основная тема связана с отдельными вопросами. Интеллект-карты способствуют быстрому и качественному усвоению материала, легкому восприятию сложных понятий. С их помощью можно разрабатывать и осуществлять проекты, изучать языки, составлять рабочий график и т.д.

Мифологемы

Метод мифологем предполагает поиск нестандартного выхода из представленной ситуации, которая может произойти на самом деле. При его применении описывается вымышленная и в то же время правдоподобная история. Учащиеся приобретают навыки творческой деятельности, у них развивается воображение, снижается переживание из-за реальных проблем.

Однако продуманные варианты действий фактически могут привести к нежелательным результатам.

Метод синектики

Метод синектики связан с проведением аналогий и образных сравнений для достижения результата. Обычно вместе с этим происходит интенсификация интеллекта. Имеется в виду, что преподавателю нужно задействовать свои отличительные способности.

Метод проектов

Здесь ученики могут действовать так, как им представляется необходимым. Им разрешается самим подбирать материал, создавать модели и делать логические выводы. Стоит отметить, что заключения, отличные от стандартных, могут быть приняты, если предоставлено обоснование.

Используемые в настоящее время методы обучения отличаются большим разнообразием. Тем не менее, среди них можно выделить пассивные методы, где основная роль отводится учителю, и интерактивные методы, подразумевающие участие учеников. Все педагогические методы обучения применяются во всех формах образовательной деятельности.

Инновационные методы обучения в ХХI веке

К ним относятся современные методы обучения, доказавшие свою эффективность в нынешних условиях. Они основаны как на полностью оригинальных концепциях, так и на усовершенствованных традиционных методиках. Характерной общей чертой этих методов является использование компьютерных технологий. Кроме того, они целиком исключают единоличное руководство педагога, он должен строить деловые отношения с учениками.

Разновидности указанных методов:

Основные методы дистанционного обучения

При таком способе обучения взаимодействие с преподавателем осуществляется посредством компьютерных технологий. От преподавателя требуется уверенное владение сетевыми инструментами, позволяющими организовать учебный процесс. Практические задания для учащихся следует подбирать с учетом технических характеристик компьютера. Внедрение новых технологий должно происходить поэтапно, давая студентам возможность сосредоточиться на учебном процессе.

Основные методы дистанционного обучения

Эти интерактивные методы в целом соответствуют устоявшимся, только обучение ведется через интернет.

Особенности выбора методов организации обучения

Выбор методов обучения часто оказывается сложной задачей для неопытного преподавателя. Для этого необходимо учитывать следующие критерии:

В основе любого метода обучения лежат различные составляющие – методические приемы, а они, соответственно, предполагают наиболее рациональный выбор. По отношению к методам приемы занимают более низкую позицию. Один и тот же метод обучения может включать в себя различные приемы, а одинаковые приемы могут встречаться в разных методах. Именно за счет приемов достигается неповторимость методов, применяемых в процессе обучения.

Оцените статью
SIOBR