Это вам не игрушки! 5 идей монтессори-педагогики, которые помогут в обучении взрослых

1.
Приоритет
самостоятельного
обучения,
составление
собственных
индивидуальных
обучающих
программ.

4.
Принцип

актуализации
результатов

обучения

(безотлагательное
применение
на
практике
приобретенных
знаний,
умений,
навыков)

Организация
на
уроке

обсуждения

спорных

вопросов

требует

от
преподавателя
более
тщательной
подготовки,
дополнительных
затрат
времени,
отличного
знания
обучаемых.

В
последние

годы

в

корпоративном
обучении

молодых

рабочих,
специалистов,
широкое
распространение
получил
игровой
метод1.
К
сожалению,
учебные
структуры

компаний
машиностроительного
профиля
не
используют
в
полной
мере
возможности
деловых
игр
для
подготовки
молодых
рабочих.

«Великая
жажда
победить
в
состязании»,

как
отмечает
профессор
Р.Ф.Жуков,

«творит
чудеса».
Известно,
что
бегуны
в
группе
показывают
лучшие
результаты,
чем
при
беге
в
одиночку.
Это
происходит
не
только
в
спорте.
Когда
объявляется
конкурс
проектов,
шансы
получить
высококачественные
решения
значительно
больше,
чем
при
монопольном
исполнении
задания.
Активные
методы
обучения,

увеличивая

в

какой-то

мере

опыт

принятия

решений,

позволяют

Научно

технический
прогресс
чрезвычайно
усложнил
профессиональную
деятельность
молодых

рабочих.

Повысились
в
этой

связи

требования

к
выпускникам
курсов,
организуемых
учебными
структурами
компаний.
Слабым
местом
в
подготовке,
переподготовке
персонала

остается
недостаточная
самостоятельность
обучаемых,
боязнь
ответственности,
робость
при
принятии
оперативных
решений,
неумение
работать
в
коллективе
и
для
коллектива.

Деловые
игры
предъявляют
большие
требования
к
преподавателю
— руководителю
игры.
Опыт
проведения
деловых
игр
в
учебном
центре
ОАО
Газпром
в
Оренбургской
области
и
анализ
литературных
источников142
позволили
нам
выделить
несколько
этапов
в
разработке
и
подготовке
любой
деловой
игры.

Обучающимся
следует

помочь

усвоить

ситуацию,

дать

рекомендации

по
подготовке

к

игре

во

внеучебное

время.

Формирование
бригад

следует
осуществлять
по
желанию
обучаемых.
Отдельные
роли
в
игре
можно
поручить
специально
отобранным
обучаемым.
Во
главе
бригад
рекомендуется
назначать
взрослых
обучаемых,
наиболее
успешно
усвоивших
учебную
дисциплину.

Далее
члены
жюри
распределяют
между
собой
подгруппы
(команды,
бригады)
и
указывают
маршруты,
по
которым
предстоит
двигаться
каждой
подгруппе.
Например,
подгруппа
номер
один
должна
сначала
пройти
в
комнату,
которую
подготовила
подгруппа,
отвечающая
за
учебную
дисциплину
«Допуски
и
технические
измерения»,
ответить
на
все
вопросы,
решить
технические
задачи,
ребусы,

кроссворды

и

т.п.

(время

фиксируется),

перейти

в

следующую

по
указанному
маршруту
комнату
(например
«Чтение
чертежей»
или
«Специальная
технология»)
и
решить
поставленные
перед
ней
задачи.
Далее
по
маршруту
подгруппа
приходит
в
учебные
мастерские
и
на
станке
изготовляет
объект
труда,
контрольное
изделие,
подготовленное
и
разработанное
подгруппой,
ответственной
за
эту
дисциплину.

Таким

образом,

в

ходе

«маршрута»

обучаемые

сталкиваются

и

решают
вопросы,
непосредственно
связанные
с
их
будущей
профессиональной
деятельностью.
Жюри
оценивает
время
и
качество
выполненного
задания,
а
также
вопросы,

подготовленные
различными
группами.
После
обработки
и
анализа
результатов
выступает
председатель
жюри
и
ответственный
за
учебную
дисциплину
преподаватель.
Подводятся
итоги.
Директор
учебного
центра
и
приглашенные
гости

Как

показывает
опыт,

взрослые

обучаемые

с

большим

интересом

находят
ответы
на

прогностические
вопросы.
Например,
в
группе
слесарей
механосборочных
работ
преподаватель
предложил
деловую
игру
«Что
произойдет?»

Цель
игры:

формирование

у

обучаемых

представлений
о
функциях

и
обязанностях
старшего
рабочего,
умений
работать
в
коллективе
и
для
коллектива.

Инструкция

мастеру
участка
механического
цеха:

«Вы

работаете

мастером
первый

год

после

окончания

машиностроительного
техникума.

Работа

нам
нравится,
собираетесь
уходить
в
другой
цех
технологом».


Ребята,

может,

все-таки

приведем

в

порядок
фрезерный.
Все-таки

план
горит,
да
и мастер
беспокоится.

1.
Как
бы
Вы
поступили
на
месте
старшего
рабочего?

2. Почему,

на

Ваш

взгляд,

рабочие

ставят

личные

интересы

выше
общественных?

3.
Какими

качествами

личности

должен

обладать,

на

Ваш

взгляд,

старший
рабочий?

4.
Как
бы
Вы
поступили
на
месте
рабочих
группы
ремонтников?

Целесообразно
разрабатывать
игры,
которые
готовят
обучаемых
к использованию
знаний
по
основам
экономики
труда
и
производства
на
практике.
Важно,

чтобы

игровой

метод

обучения

по

возможности
использовали
преподаватели
всех
учебных
дисциплин,
изучаемых
в
учебном
центре
машиностроительного
профиля.

В
группе
завязался
деловой
разговор,
спор.
Одни
считали,
что
иметь
запасы
сырья

и

материалов


это

необходимость,

так

как

способствует
бесперебойной
работе

цеха.

Другие

возражали,
считая,

что

излишки

якобы

влияют

на
себестоимость
продукции,
ее
удорожание.
И
тех
и
других
преподаватель
просил
обосновать
свои
мнения.
Обучающиеся
спорили,
отстаивали
свою
точку
зрения,
дополняя

суждения

конкретными
примерами.

Получился
интересный,
поучительный
разговор.

Обучаемые
высказывали
свои
мнения,
приводили
примеры.
Преподаватель
после
живого
разговора
сделал
акцент
на
обязательном
наличии
понятия
«переход»,
как

части

операции,

постоянства

(неизменности)

инструмента,

отсутствия

Очень
важно,
чтобы
темы
дискуссий
максимально
были
приближены
к профессиональной
деятельности
обучающихся.
Это
позволит
избегать
пустых
споров.
Преподавателю
необходимо
самому
выступать
по
ходу
дискуссии,
когда
необходимо
поправлять
неверное
суждение.
Обязательно
необходимо
делать
заключение
в
виде

выводов,

которые,

как

правило,

уже

были

высказаны
несколькими
обучающимися.

каждый
из
рассмотренных
способов
обработки
в
отдельности,
то
необходимо
использовать
комбинированный
метод
обработки,
т.е.
осуществить
обработку
сразу
двумя
способами.
Тогда
возник
новый
вопрос:
«Сочетание
каких
двух
способов
применимо

для

обработки

данной

конической

поверхности?»

Учитывая

Решение
вышеприведенной
задачи
не
является
объективно
новым.
Дидактическая

ценность

ее

заключается

в

том,

что

она

позволила

вовлечь
обучаемых
в
активную
творческую
работу.
Она
не
оставили
равнодушным
к
себе
ни
одного
обученного.
Они
спорили,
доказывали,
выдвигали
различные
предложения,
искали
выход
из
затруднительных
положений.

1.

Назвать
возможные
причины
выхода
из
строя
шлифовального
станка;
определить
способы
поиска
неисправности
и
указать
детали,
вышедшие
из
строя,
а
также
методику
их
замены,
установки.

2.

Составить
сетевой
график
наладочных
работ.

-действия

членов

бригады

при

возникновении
на
обрабатываемых
заготовках
трещин,
полос;

Цель
задачи

закрепить
значения
обучаемых
о
наладке
автоматического
цикла

шлифовального
станка,

научить

правильно
и
оперативного
действовать

в

Ответ:
1.

Я

предлагаю
в

цилиндрическую
часть
оправки
вырезать
шпонку,

а

во
втулке

прорезать
паз.
Тогда
шпонка
не
будет
давать
крутиться
втулке
и
одновременно
позволит
ей
перемещаться
по
оправке.

2.

Определения,

за

счет

чего

повышается
производительность
при
обработке
детали
по
схеме,
предложенной
новатором
производства.

Для
того
чтобы
оценить
данную
каждому
обучаемому
технологическую
схему
обработки
детали,
он
должен
тщательно
изучить
чертеж
и
технические
условия
с
точки
зрения
технологичности
детали,
ее
жесткости,
точности
условий
термообработки
и
правильности
выбора
заготовки.
Умение
производить
такой
анализ
дает
ему
возможность
правильно
определить
последовательность
и взаимосвязь
основных
и
вспомогательных
переходов
в
технологической
операции.
Это
позволит

выбрать
наиболее
рациональные
варианты
технологии,
обеспечивающие
максимальную
производительность
труда.

Разрабатывая планы
занятий, необходимо тщательно подойти
к выполнению следующего этапа разработки
программы обучения
– подбору
методов обучения.

Каждая из категорий
обучаемых имеет свои особенности. Важно
иметь в виду, что в процессе обучения,
как правило, приходится иметь дело с
особой категорией обучаемых
– взрослыми
слушателями, обучение которых имеет
свои особенности. Особенности взрослого
учащегося:

При обучении
взрослых особое внимание необходимо
уделять наглядным средствам обучения,
активным методам преподавания.
Исследования ученых показывают
значительно более высокий эффект
запоминания учащимся материала при
сочетании словесной презентации и
наглядного представления материала
(см. табл.
11.2).

Что остается в
памяти обучающегося, в процентах?

Основные методы обучения в икс

«Мозговой
штурм».
Правила
проведения «мозгового штурма». До начала
проведения «мозгового штурма» необходимо
определить:

«Мозговой штурм»
требует полного раскрепощения мысли,
свободы воображения. Оптимизм и
уверенность увеличивают умственную и
психологическую энергию человека. В
процессе «мозгового штурма» участники
высказывают любые предложения, мысли,
идеи по конкретному вопросу (проблеме).
Как бы фантастична не была идея, выдвинутая
кем-то из участников, она принимается
во внимание, так как любое предложение
может быть началом практического
решения. Категорически запрещены
взаимные замечания и промежуточные
оценки. Не допускается предположение,
что данная проблема не разрешима.
Необходимо убедить участников, что
обсуждаемая проблема не может быть
решена только известными способами.
Чем больше выдвинуто предложений, тем
больше вероятность появления новой и
ценной идеи.

В ходе «мозгового
штурма» допускаются и приветствуются
дополнительные альтернативы решения,
разрешается задавать вопросы коллегам
с целью уточнить и развить их идеи.
Иногда переосмыслению проблемы
способствует ее обратная постановка.
Решение задачи может быть найдено в
других сферах. Разрешается менять
параметры в задаче.

Участник группы
должен стремиться не к демонстрации
своих познаний и квалификации, а к
решению выдвинутой проблемы. Во время
обсуждения нет ни начальников, ни
подчиненных –
есть ведущий и участники. Надо четко
требовать соблюдения выбранных ролей.
Не ждите одобрения или осуждения Вашего
предложения со стороны коллег, не
обращайтесь за поддержкой к организатору
«мозгового штурма». В процессе «штурма»
меньше думайте о возможных последствиях.
Следует воздерживаться от перешептываний,
переглядывании, жестов, которые могут
быть неверно истолкованы другими
участниками. Попытайтесь с самого начала
убедить себя, что положительное решение
данной проблемы имеет для Вас большое
значение, и держаться этого мнения до
конца «мозгового штурма».

При классическом
применении «мозгового штурма» выделяются
две группы исполнителей:

Первые генерируют
самые различные идеи и фиксируют их с
помощью различных технических средств
(записывают на магнитофон, видеопленку,
бумагу и т.п.), а вторые из предложенного
материала стараются выбрать все полезное
и найти решение проблемы. На практике,
в ходе проведения обучающих мероприятий
при проведении «мозгового штурма» все
обучающиеся сначала выполняют роль
генераторов идей, а затем аналитиков.

Метод
анализа конкретных ситуаций или метод
«кейс-стади» («case
study»).
Этот метод
обучения начал применяться еще в начале
XX века в
области права и медицины и получил
название от английского термина «case
study»,
который буквально может быть переведен
как «изучение ситуации». Он занимает
особое место среди методов активного
обучения как наиболее приближенный к
практике. Сущность метода заключается
в активном процессе обсуждения или
решения конкретной ситуации, когда
учащиеся закрепляют теорию принятия
управленческих решений на реальных
ситуациях.

Смотрите также:   Методы обучения информатике

Задача преподавателя
состоит в подборе соответствующего
реального материала, а учащиеся должны
решить поставленную проблему и получить
оценку окружающих (членов других групп
и преподавателя) своих действий. При
этом нужно понимать, что возможны
различные варианты решения проблемы.
Поэтому преподаватель должен помочь
обучающимся рассуждать, дискутировать,
спорить, а не навязывать им свое мнение.
Обучающиеся должны понимать с самого
начала, что риск принятия решений лежит
на них, а преподаватель только поясняет
последствия риска принятия необдуманных
решений.

Роль преподавателя
состоит в направлении беседы или
дискуссии, например, с помощью проблемных
вопросов, в побуждении обучающихся
отказаться от поверхностного мышления,
в вовлечении всех членов группы в процесс
анализа кейса и поиска вариантов решения.
Периодически преподаватель может
обобщать, пояснять, напоминать
теоретические аспекты или делать ссылки
на соответствующую литературу. Для
повышения интенсивности работы группа
разбивается на подгруппы.

Метод кейсов
способствует развитию умения анализировать
ситуации, оценивать альтернативы,
выбирать оптимальный вариант и составлять
план его осуществления. Если в течение
учебного цикла такой подход применяется
многократно, то у учащихся вырабатывается
устойчивый навык решения практических
задач. Многие специалисты согласны с
тем, что эффект от этого метода достигается
только тогда, когда число кейсов
достаточно велико.

Как правило,
информация не должна полностью описывать
деятельность предприятия, а скорее
носит ориентирующий характер. Поэтому,
для построения логичной модели,
необходимой при принятии обоснованного
решения, допускается дополнять кейс
данными, которые, по мнению участников,
могут иметь место в действительности.
Таким образом, обучающийся не только
фиксирует рассматриваемый случай, но
и вникает в него до такой степени, что
может прогнозировать и демонстрировать
то, что пропущено в кейсе.

Большинство кейсов
постепенно устаревают, поскольку новая
ситуация требует новых подходов. Кейсы,
основанные на данных прошлых лет, хорошо
слушаются, но работа с ними происходит
неактивно, поскольку «это было уже
давно». Проблемы, рассмотренные в
кейсе, должны быть актуальны для
сегодняшнего дня.

Также лидер группы
не должен вызывать к себе чувство
неприязни или раздражение со стороны
других участников.

Техническая работа
лидера состоит в следующем:

Не допускается
критика идей. Лучше, если идеи будут
выписаны на доске или листке бумаги. На
лидере лежит ответственность за
организацию работы подгруппы, распределение
вопросов между участниками и за
принимаемые решения. После завершения
работы по теме занятий либо лидер группы,
либо член группы (определяемый
преподавателем) делает доклад в пределах
10 минут о
результатах работы своей подгруппы.

Для представления
результатов рекомендуется подготовить
на одной странице резюме в виде выводов
(текст, графики, таблицы).

Члены остальных
подгрупп выступают слушателями и
оппонентами докладчика, а затем оценивают
доклад. После того, как обсуждение темы
заканчивается, преподаватель подводит
итоги.

Применение метода
«кейс-стади» позволяет научить обучающихся
работать в одной команде и быстро
принимать решения в условиях ограниченной
информации и недостатка времени.

Преимуществами
метода
анализа конкретных ситуаций являются:

Недостатки
метода.
Наряду с достоинствами метода конкретных
ситуаций он не лишен некоторых недостатков:

Небольшие
кружки знания (группы «жужжания»).
Это техника
совместного получения мнений, идей и
знаний о предмете для того, чтобы узнать
новую информацию или разрешить проблему.
Приём эффективен при небольшой группе
(из десяти или менее) участников. Он дает
возможность всем членам группы высказывать
мысли и идеи по предмету. Участники
должны сидеть по кругу лицом друг к
другу, так чтобы всех можно было слышать.
Руководитель должен поставить перед
группой вопрос и задать его таким
образом, чтобы на него нельзя было
ответить да или нет. Затем попросите
каждого участника кратко объяснить
свою позицию, чувства, мнения.

Главное ограничение
проведения занятий в небольших группах
– это то,
что они не могут быть использованы в
обучении как самостоятельный метод, а
играют лишь поддерживающую роль в
сочетании с другими методами.

Обсуждение.
Обсуждение
в группе обычно принимает форму
контролируемой дискуссии, в которой
преподаватель все время наблюдает за
ситуацией, задает группе вопросы и тем
самым поддерживает нужное направление
обсуждения. Необходимым условием для
проведения этого метода является хорошо
поставленный вопрос или проблема. Такие
дискуссии, например, могут быть
использованы для активизации занятий,
таких как лекция или просмотр фильма,
при проверке готовности группы к усвоению
материала, при подведении итогов игры,
семинара или как самостоятельный метод
обучения.

Эффективное
обсуждение требует адекватной подготовки,
может быть, даже больше, чем при других
учебных методах. Обсуждение в группах
является хорошим средством для проверки
глубины усвоения темы и проведения
обсуждения в определенное по
продолжительности время и активно
вовлекает слушателей в процесс обучения.

Один из главных
недостатков такого метода заключается
в том, что по окончании такого занятия
некоторые учащиеся могут почувствовать
большую неуверенность в своих силах.
Таким образом, применение такой техники
требует определенных навыков и умений
со стороны преподавателей-организаторов,
а также участия технического персонала
и наличия самой техники.

Метод
Tick-box.
Слушателям
предлагается вопросник, который не
является тестом.
В нем есть заведомо
правильные
и заведомо
неправильные
ответы. Отвечая на поставленные вопросы,
учащиеся должны выбрать тот вариант
ответа, который кажется им сейчас более
предпочтительным. Набор выбранных
слушателями ответов будет отражать их
предпочтения, которые возможно изменятся
в будущем.

Итак, обучающиеся
должны отметить «галочкой» один
единственный вариант из каждой
предложенной пары ответов
– тот, к
которому они больше склоняются. Возможно
оба предложения покажутся им правильными
или оба ложными. По этому поводу можно
обменяться мнением с коллегами или с
преподавателем, но выбрать нужно все-таки
один из двух предложенных вариантов
(табл.
11.3).

1.
Опросить участников по каждой из позиций
и подвести итоги «голосования».

2.
Обратить внимание на то, что:

3.
В зависимости от результатов «голосования»
попросить объяснить свою позицию:

5.
Не забывать, что часть вопросов носит
«провокационный» характер и не
может быть заведомо правильных или
ошибочных ответов.

Демонстрация.
Для обучения,
требующего приобретения навыков, важны
демонстрация и практика. Хорошая
демонстрация даёт участникам возможность
наблюдения и приобретения опыта, как
проводить и выполнять новый метод.
Демонстрации могут обогатить обучение,
т.к. при этом вовлечены два чувства:
когда учащиеся наблюдают и слушают.
Тщательное планирование демонстрации
будет гарантией того, что все необходимые
материалы будут под рукой, что имеется
достаточно времени, места и оборудования,
и что физические условия позволят всем
учащимся хорошо видеть и слышать.
Желательно, чтобы цели каждого
практического занятия устанавливались
предварительно, так, чтобы слушатели
знали, что должно быть достигнуто в
результате работы.

Для того чтобы
демонстрация была эффективной, слушатели
должны иметь возможность практиковаться
новому навыку и получить обратную связь
своего выполнения вскоре после
демонстрации. Ключевые шаги должны быть
также представлены в письменной форме,
чтобы помочь учащемуся проводить новую
процедуру самому.

Игровая
ситуация, деловая игра.
Сущность
этих упражнений сводится к решению
какой-либо ситуации в неформальной
(игровой) обстановке. Деловые игры как
метод обучения позволяют «прожить»
определенную ситуацию, изучить ее в
непосредственном действии. Они позволяют
моделировать различные производственные
ситуации, проектировать способы действий
в условиях предложенных ситуаций,
демонстрировать процесс систематизации
теоретических знаний по решению
определенной практической проблемы.
Основными шагами этого метода являются
определение проблемы и выяснение
ситуации, определение ролей, которые
нужно будет играть, подбор действующих
лиц (героев), проигрывание сцены,
обсуждение и анализ результата. Обычно
не предполагается никаких предварительных
репетиций и все диалоги
– это
импровизация участников игры. Игровые
ситуации особенно полезны при изучении
межличностных отношений. Они снимают
внутренние барьеры, способствуют
постановке новых вопросов, вводят новые
точки зрения на предмет, мобилизуют
опыт поведения в других ситуациях.

Принятие
управленческих решений в деловых играх
осуществляется ее участниками, которые
выполняют определенные роли, а поскольку
интересы разных ролей не совпадают, то
решение часто приходится принимать в
условиях конфликтных ситуаций.

Проведение игр
является групповым методом обучения,
в результате игры группа формирует
коллективное мнение и защищает его от
критики других групп. В процессе игры
создается определенный эмоциональный
настрой игроков, помогающий активному
вовлечению обучаемых в решение
поставленной задачи. Игры способствуют
вовлечению участников в процесс
обсуждения, побуждают к комментариям
даже тех, кого меньше всего слышали в
группе. Данный метод лучше использовать
в тех ситуациях, где проблема ясно
очерчена, а не для сложных проблем.

При рассмотрении
игр в качестве учебного метода необходимо
принять во внимание следующие вопросы:

У данного метода
есть ряд преимуществ. Он позволяет
экономить учебное время в сравнении с
традиционными методами обучения. За
сравнительно небольшой отрезок времени
у участников игры вырабатываются навыки
и качества, которые не могут отрабатываться
другими методами обучения. Деловые игры
способствуют развитию у слушателей
способностей к анализу, синтезу, оценке,
решению проблем, принятию решений и
творчества, а также идеальны для развития
способностей к общению и межличностных
отношений. Этот метод позволяет проводить
контроль знаний участников непосредственно
в процессе игры, что позволяет сократить
время на проведение специального
контроля знаний. По результатам оценки
деятельности участников во время деловых
игр можно получить достаточно полную
картину их профессиональных и личностных
качеств, их готовность к руководящей
деятельности, к решению практических
задач. Такие упражнения имеют самую
высокую степень вовлечения обучаемых,
что делает их очень эффективным средством
для обучения. Если игры, имитации хорошо
организованы, то они могут быть средством
высокой стимуляции и мотивации, а также
приносить большое удовлетворение
участникам игры. Участники часто
представляют вполне реальные задачи в
соответствии с той работой, которую они
проделали в процессе игры, имитации и
т. д.

Наряду с большим
количеством преимуществ деловых игр,
имеется опасность использования их
неправильно, например, для «развлечения»
или «заполнения времени». Если игра или
имитация взята из реальной ситуации в
учебную ситуацию, она не всегда достигает
желаемых обучающих результатов, так
как она, например, может быть направлена
не на ту целевую группу и т.п.

Смотрите также:   Активные формы обучения это

Лекция.
Лекция
– это
учебный метод в деятельности ИКС, который
может быть недостаточно эффективным
способом предоставления информации,
так как слушатели при реализации этого
метода недостаточно активны; содержание
лекции ими обычно запоминается плохо;
скорость подачи материала контролируется
только преподавателем и может не
соответствовать разным возможностям
восприятия материала слушателей;
лекционная работа не годится для обучения
навыкам; эффективность применения
метода зависит от умений конкретного
лектора; использование обратной связи
со слушателями, как правило, недостаточно.

Материал можно
представлять в виде лекции, если основной
задачей сотрудника ИКС является доведение
до слушателей информации, которая
рассчитана на короткий срок применения
или, если группа слушателей слишком
большая, чтобы использовать другие
методы. Безусловно, лекция может быть
и очень действенным методом обучения,
когда она хорошо подготовлена.

Существуют способы
сделать лекционный материал более
значительным и интересным для обучающегося.
В процессе планирования лекции очень
важно подготовить сопровождающий
материал. Он может быть представлен в
форме записей для «напоминания» основных
аспектов лекции. Другой широко используемый
прием
– это
использование предварительно
подготовленных наглядных материалов,
которые можно демонстрировать в процессе
лекции с помощью специальной проекционной
техники.

Другим приемом
эффективного применения лекции является
ориентирование слушателей на ожидания
лектора. Если лекция первая в курсе,
модуле или серии лекций, слушатели
должны знать, какого поведения лектор
ожидает от них на лекции. Желательно,
чтобы он в начале занятия сообщил
обучающимся, необходимо ли им делать
записи во время лекции или такой
необходимости нет, так как подготовлен
раздаточный материал. Слушатели должны
знать, могут ли они задавать вопросы и
требовать пояснения по ходу лекции, или
для этого желательно подождать окончания
заня­тия, где он оставит время на
вопросы.

Повышает эффективность
лекционной работы сообщение обучающимся
плана лекции или их курса в начале
лекции. Лектор при этом знакомит
слушателей со структурой занятия,
рассказывает, какой материал будет
раскрыт, в какой последовательности, и
какие знания слушатели смогут приобрести,
прослушав лекцию или курс лекций.

Во время лекции
лектор должен говорить ясно и отчетливо
и быть уверен, что его слышат все сидящие
в аудитории. Желательно избегать таких
недостатков в лекционной работе, как,
например, «говорить доске» или «бормотать
в свои записи», так как это усложняет
слушателям процесс восприятия.

Эффективность
лекции также во многом зависит от ясности
и простоты изложения материала. Лектору
лучше отказаться от использования
витиеватых и сложных фраз, а если
необходимо использовать сложную
терминологию, то потом повторить
сказанное более простыми словами.

Одной из основных
проблем, существующих в лекционной
работе, является снижение внимания
слушателей с течением времени. Есть
определенные приемы поддержания внимания
аудитории:

Личность
лектора.
Если лектор является интересным,
разносторонне образованным, эрудированным
человеком, имеет опрятную внешность и
заинтересованно излагает материал, это
всегда способствует установлению
хороших контактов со слушателями и
помогает поддерживать интерес к лекции.

Характер
изложения материала.
Слушателям трудно удерживать свое
внимание в течение длительного времени,
если лектор излагает свой материал
монотонно, не меняя темпа или тона
голоса. Чтобы избежать такой ситуации
можно использовать следующие приемы:

Разнообразие
действий
слушателей.
Один из наиболее эффективных способов
поддержания внимания аудитории в течение
времени
– это
разнообразие деятельности, которую
выполняют слушатели во время лекции.
Самый простой способ сделать это
– чередование
процессов слушания и записывания. Другой
способ
– это
использование на лекции методов
активизации обучения, например, обсуждения
в небольших группах или «мозгового
штурма». Также можно разнообразить
лекцию показом слайдов, фильмов,
компьютерных материалов.

Видеофильмы.
Учебные
фильмы и видеопрограммы могут обеспечить
впечатление о жизни, находящейся за
пределами учебной аудитории или рабочего
места. Профессионально написанный
сценарий и снятый фильм может обладать
относительно большим обучающим эффектом,
чем лекция. Кроме того, видеофильмы
могут быть включены в лекционные курсы
для иллюстрации материала и для
активизации внимания аудитории.

Однако, использование
видеофильмов нельзя понимать как простой
вариант замены самой лекции или как
способ поддержания тишины в аудитории.
Одним из практических недостатков
применения этого метода обучения
является то, что они не могут быть
показаны без специального оборудования.
Прокат или покупка фильмов могут быть
дорогостоящими.

Дистанционное
обучение.
Одними из
наиболее сложных моментов проведения
обучения в ИКС является ограниченность
времени слушателей, дороговизна обучающих
мероприятий, которая связана с большими
транспортными расходами, расходами на
проживание, питание и т.п. Поэтому
информационно-консультационная служба
должна изыскивать новые возможности
предоставления образовательных услуг.
Достаточно эффективным методом обучения
в такой ситуации является дистанционное
обучение.

Дистанционное
обучение
– это
целенаправленный процесс взаимодействия
преподавателя и обучающихся, который
базируется на использовании традиционных
и новых информационных, телекоммуникационных
технологий и технических средств.

В основу дистанционного
обучения положена целенаправленная и
контролируемая интенсивная самостоятельная
работа обучаемого со специально
разработанными учебными материалами.
Большую роль играет преподаватель,
который прикрепляется к обучающейся
группе.

Отличительной
особенностью дистанционного обучения
является предоставление обучаемым
возможности самим получать требуемые
знания, пользуясь развитыми информационными
ресурсами, предоставляемыми современными
информационными технологиями.
Информационные ресурсы: базы данных и
знаний, компьютерные, в том числе
мультимедиа, обучающие и контролирующие
системы, видео- и аудиозаписи, электронные
библиотеки, вместе с традиционными
учебниками и методическими пособиями
создают уникальную распределенную
среду обучения, доступную широкой
аудитории.

Дистанционная
форма обучения позволяет специалистам
и консультантам ИКС, товаропроизводителям
обучаться и повышать свою квалификацию
в удобном месте, в удобное время, в
удобном темпе времени, используя
имеющиеся компьютерные средства для
общения с преподавателем и другими
участниками учебных программ, обмениваясь
текстовыми сообщениями и по телефону.

Дистанционное
обучение предъявляет новые требования
к учебным материалам. Основное требование
– модульность
построения (каждой дисциплине соответствует
модуль, дающий целостное представление
об определенной предметной области).
Учебный материал может чередоваться с
вопросами, отвечая на которые, обучающийся
контролирует степень усвоения материала
и анализирует конкретную рабочую
ситуацию. В дистанционном обучении
широко применяются гипертекстовые
документы, позволяющие экономить время
на поиск необходимой информации, лучше
усваивать материал благодаря цветному
выделению ключевых моментов текста.

Новые возможности
представления учебного материала
предъявляют новые требования к
преподавателю. При этом изменяется его
место и роль в учебном процессе. Задача
преподавателя пояснять, как лучше
изучать материал, консультировать. Ему
необходимо знать все модули плана, их
взаимосвязь между собой, четко прослеживать
все междисциплинарные связи.

Автор : Алексей Широкопояс, главный редактор журнала «Компетенции»

Профессиональное обучение – процесс улучшения потенциального качества выполнения людьми рабочих действий.

В идеале такие действия должны продолжаться на протяжении всей профессиональной жизни, так сотрудник сможет всегда соответствовать всё повышающимся требованиям бизнес — среды и полностью реализовать свой потенциал.

Со временем возникла потребность в появлении методологии обучения взрослых – андрогогика.

Особенности обучения взрослого человека

В последние несколько десятилетий постепенно набирают популярность активные методы обучения. В чём секрет такой популярности? Как утверждают пользователи этих методов — в высокой результативности. Если поверить им тогда не ясно, что же конкретно обеспечивает эту результативность, по сравнению с академическим подходом. Давайте подробно разберёмся с этим.

Итак, при организации бизнес – обучения (где собственно основным является активный формат обучения)

Следует обратить внимание на психологию обучаемых — взрослых

Теперь обратимся к самим активным методам обучения, как они образуют эффективность обучения. Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine ) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых. Были получены следующие данные:

Лекция 5% Чтение 10% Использование видео и ауди материалов 20% Демонстрация 30% Дискуссионные группы 50% Практические действия 70% Обучение других, немедленное применение знаний 90% Обратите внимание на нижние три пункта, они явно относятся к активным методам обучения, то есть вовлеченность обучаемых в формировании у себя знаний, умений, навыков. Необходимо выделить все критерии (в виде дихотомий) по которым активные методы обучения отличны от академических:

Научение – изучение. Формирование знаний-умений, вместо традиционной передачи знаний. Общее – частное. Академический подход создаёт фундаментальное образование позволяющее в попытке дать возможность неофиту упорядочить весь свой настоящий и будущий жизненный опыт (это рационально с точки зрения базового образования). Профессиональное же обучение должно давать возможность в короткие сроки научить обучаемого решать типовые (но, тем не менее разнообразные задачи) актуальные здесь и сейчас для этого человека.

Процесс — результат.

В академическом подходе главным считается содержание, то есть, все силы обучающих брошены на увеличение объёма и структурированность материала – априори считается что обучаемый, в результате получит в голове этот материал в неизменном виде (как это возможно никто даже не задумывается). Активные формы обучение огромное значение придают помощи обучаемому в создании знаний – умений – и обозначают эту помощь как главную проблему обучения (придавая процессу обманчивую легкость и даже легкомысленность). Истинность – рациональность. Профессиональное обучение помогает находить рациональные (достаточные и необходимые в данной ситуации) решения, в отличии от академического где решения должны соответствовать научной истине. Тогда и роль преподавателя помощник в поиске решений, а в другом гуру – знающий правильные ответы. Внешний контроль — самоконтроль. В активной форме обучения сам обучаемый принимает решение о достаточности своего уровня (конечно при незаметном участии помощника — преподавателя) Актуальность – резервность. Академическое обучение – обучение «впрок», на будущее, на всякий случай. Бизнес-образование (активные формы) только то, что нужно сейчас, и здесь. Такова дифференциация академического (традиционного) и активного (бизнес – обучение) подходов.

Цикл научения

Из всех теорий, описывающий процесс результативного обучения, наиболее успешной является модель Колба (Experiential Learning Model, David A. Kolb). Согласно модели Колба люди предпочитают обучаются с помощью одного четырех способов:

Смотрите также:   Совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур

опыт рефлексия концептуализации экспериментирование Несмотря на то, что каждый обучаемый отдаёт предпочтение одному из четырех названных способов, он не может обучаться, минуя остальные три. Прохождение этих трех способов обучения как этапов, собственно и составили модель Колба. Главная идея модели Колба заключается в том, что обучающийся перемещается из этапов «мыслительных» в «действующие» из обратно по кругу. Модель Колба в тренинге состоит из четырех этапов:

Работа с опытом обучаемых – совершенно не принципиально получили они опыт в результате действий, или только тренер вызвал воспоминание о каких-то событиях Рефлексия — разложение опыта на элементарные составляющие и их оценка. (Анализ) Создание концепции – создание более успешной модели поведения в ситуации, которая рассматривалась в качестве опыта. (Синтез) Эксперимент — опробование вновь созданной концепции на практике. Нетрудно заметить, что второй и третий этап являются соответственно процессами анализа и синтеза.

По теме:  Психология .Цикл Колба или что такое на самом деле бизнес-тренинг

Обучение взрослых. Индивидуальные особенности познания мира

Оттолкнувшись от идеи Колба, об индивидуальном предпочтении способов обучения, английские исследователи Мамфорд и Хоней (A. Mumford & P . Honey) описали четыре типа обучающихся:

Деятели Аналитики Концептуалисты Экспериментаторы С практической точки зрения обнаружить эти типы в чистом виде невозможно. Однако существенный индивидуальный перекос присутствует всегда. Это позволяет нам в тренинговой группе, выделить представителей всех четырёх типов, и управлять группой в процессе прохождения микро и макро циклов Колба опираясь, прежде всего на реакции участников соответствующего типа. Естественно речь идёт о высочайшей квалификации тренера, тренеров с подобной компетенцией на рынке единицы. Это еще один источник эффективности обучения активным методом. Кроме этого можно выделить ещё один фактор эффективности связанный с моделью Колба – разные типы обучаемых позволяют, объединяя их в тренинговую группу разделять дефицитный личностный ресурс. Например: деятели компенсируют своей энергетикой нерасторопность аналитиков, концептуалисты подытоживают работу аналитиков, экспериментаторы придают практическую направленность концептуалистам, и т.п.

Итак, мы обнаружили еще два фактора эффективности активного обучения:

Использование типов обучаемых взрослых как движущей силы на соответствующем этапе обучения

Синергизм различных типов обучаемых Необходимо заметить, что когда мы говорим высококачественном тренинговом продукте, (тренинге или тренинговых модулях) мы имеем в виду полноценное использование всех вышеперечисленных факторов. На этапе создания высококачесвенного тренинга необходимо учесть цикл Колба в микродизайне и макродизайне. О квалификации ведущего тренера способного использовать типы обучаемых и синергизм этих типов, приходится говорить только в превосходной форме.

-Особенности взрослых как обучаемых -Степень вовлеченности обучаемых в процесс -Эксплуатация цикла самостоятельного естественного процесса обучения взрослых В этой части статьи мы рассмотрим источник эффективности активных форматов обучения, обусловленный групповой динамикой.

Групповая динамика – естественные изменения происходящие с участниками и их взаимоотношениями после объединения в группу.

Групповая динамика, идентична в любых группах и в любых случаях. Это естественный (природный) процесс, происходящий всегда, имеющий всегда одни и те же закономерности. Различия появляются в связи с численностью (3 варианта: до 5-7 человек, от 5-7 до 15- 20, от 15 – 20) и культурой участников (не культурности, а именно культуры).

У разных исследователей названия этапов которые проходит группа различны, но суть процесса во всех источниках одинакова.

Знакомство. В большинстве источников используют это название. Суть процесса ясна из названия — участники группы знакомятся между собой. Этап распределения ролей (Конфликтный этап; Активное напряжение; тому подобное). Этап установление взаимного статуса и зон влияния, заявление притязаний и отстаивание лидерства, установление неформальной иерархии. Этап устойчивой работы (Деятельность; Этап устойчивой работоспособности; Этап продуктивной деятельности и тому подобное). Суть этапа в том, что группа естественным способом сложилась и ей требуются задачи, которые она бы решала — работоспособная стадия развития группы. Завершение (Смерть группы, Распад группы, и тому подобное). Естественный процесс, наступающий при достижении группой целей или истощения ресурсов группы. Тренер профессионал не только умеет различать эти этапы на практике ведя и наблюдая группу, но и использует (утилизирует) особенности каждого из этапов с целью повышения эффективности обучения. Вот некоторые подходы:

Этап знакомства форсируется специальными групповыми активностями, что позволяет: быстро пройти непродуктивный этап закрепить уровень доверия Важная вспомогательная задача тренинга – перейти от формальной группы к неформальной – это открывает группу и участников к опыту и позволяет тренеру быстрее запустить макроцикл Колба (смотри часть 3 этой же статьи). На конфликтном этапе задачей тренера является: заявить и удержать лидерство оседлать конфликтную энергию группы и канализировать её в макроцикл Колба (смотри часть 3 этой же статьи) с помощью специальных групповых активностей привести группу к продуктивному поведению в групповых активностях На этапе деятельности задача тренера обеспечить с помощью высокопродуктивных активностей высокое усвоение материала участниками. На этапе распада группы тренер не может ограничиться наблюдением, на этом этапе продолжается работа над эффективностью обучения. Разработаны приёмы для присвоения, полученного на тренинге участниками, то есть принятия окончательного вида нового знания и поведения участниками. Этот этап используется нами для соединения жизни вне тренинга с новым тренинговым опытом участников. Таким образом, мы рассмотрели ещё один источник кратковременного обучения – групповая динамика.

В этой статье мы рассмотрели основные закономерности и некоторые способы их использования для повышения эффективности обучения взрослых людей

В настоящий момент они реализованы далеко не во всех тренинговых курсах, которые я наблюдаю на рынке. В последнее время появилось направление развития рынка в сторону измерения результатов обучения. Надеюсь, в связи с этим явлением появятся стандарты качества краткосрочного обучения взрослых и мы увидим больше программ с использованием рассмотренных источников эффективности.

Дайджест  «Журнал КОМПЕТЕНЦИИ»  раз в неделю — для развития HR-карьеры и личной эффективности

Автор : Алексей Широкопояс — практикующий консультант, основатель и  главный редактор  журнала «Компетенции»

Формы и методы обучения взрослых или как и почему учатся взрослые люди

Профессиональное обучение – процесс улучшения потенциального качества выполнения людьми рабочих действий. А причем-же формы и методы обучения взрослых, скажете вы?

В идеале такие действия должны продолжаться на протяжении всей  профессиональной жизни, так сотрудник сможет всегда соответствовать всё повышающимся требованиям бизнес — среды и полностью реализовать свой потенциал. Со временем возникла потребность и появились методы обучения взрослых – андрогогика.

В последние несколько десятилетий постепенно набирают популярность активные формы и методы обучения взрослых. В чём секрет такой популярности? Как утверждают пользователи этих методов — в высокой результативности. Если поверить им тогда не ясно, что же конкретно обеспечивает эту результативность, по сравнению с академическим подходом. Давайте подробно разберёмся с этим.

Методы обучения взрослых — особенности организации тренинга

Итак, при организации бизнес – обучения (где собственно основным является активные формы и методы обучения взрослых) следует обратить внимание на психологию обучаемых -взрослых:

Кроме этого необходимо учесть и предпосылки к обучению описанные психологом Карлом Роджерсом (Carl Rogers ):

Опираясь на выше приведенное при проектировании обучения в активных формах, уже можно говорить о значительном повышении результативности обучения. Применяемые формы и методы обучения взрослых должны строиться исходя из этого.

Любой педдизайнер хочет, чтобы его курсы делали жизнь учащихся лучше. Мы стремимся вдохновлять, менять установки и заряжать на высокие результаты. Короче говоря, мы хотим, чтобы наши курсы всегда попадали в яблочко.

А вот и задачка: наши учащиеся — взрослые люди. У них есть багаж знаний и представлений о том, что для них работает, а что — нет. Они очень заняты, живут в сумасшедшем ритме и терпеть не могут терять время. При помощи обучения они хотят достигать поставленных целей.

Поэтому самое важное при создании любого электронного курса — учитывать особенности обучения взрослых людей.

Что такое теория обучения взрослых?

Такая вещь как «теория обучения взрослых» — предмет частых разговоров в сфере корпоративного обучения. А вы знаете, что это такое?

Разрушим миф: не существует ЕДИНОЙ теории обучения взрослых. Есть несколько распространенных теорий, каждая из которых по-своему раскрывает тему.

Среди теорий обучения взрослых можно назвать: андрагогику, нейронауку, эмпирическое (или экспериментальное) обучение, самостоятельное обучение и трансформационное обучение. У всех теорий одна цель: они помогают создавать эффективные процессы корпоративного обучения для взрослых.

Зачем педагогическому дизайнеру знать теории обучения взрослых?

Теории обучения взрослых —  не просто набор терминов, концепций и идей о том, как учатся взрослые люди. Эти теории помогают грамотно выстраивать курсы на всех этапах — от создания концепции и до реализации, — чтобы обучение получилось максимально эффективным.

Вот четыре причины, по которым разработчики и педдизайнеры просто ОБЯЗАНЫ знать теории обучения взрослых:

Теория 1. Андрагогика

В основе теории андрагогики лежат особенности взрослых учащихся, а также идея о том, что взрослые полагаются в процессе обучения на свой накопленный опыт.

Сама теория была разработана Малкольмом Ноулзом в 1970-х годах. Согласно Ноулзу, есть шесть ключевых отличий взрослых учащихся от детей:

Выявляем точку зрения и создаем озарения

У всех бывают озарения. Этакие вспышки вдохновения, которые позволяют взглянуть на реальность под другим углом. Крупицы мудрости, которые меняют наши жизненные установки. Глубокие осознания, которые пробивают устоявшиеся убеждения и условности.

Все это трансформационные процессы, которые выводят наше сознание на новый уровень. Мы должны стараться создавать такие моменты в обучении: они позволяют встряхнуть ум, вызвать сильные эмоции и оставить незабываемые впечатления. Часто такие моменты способны радикально изменить образ мыслей, точку зрения, отношение к вопросу и шаблоны поведения — то есть запустить те самые «трансформации».

Теория трансформационного обучения объясняет, как взрослые учатся через такие озарения. Теория основана на мнении, что обучение происходит, когда новые знания накладываются на старый опыт или старые представления рассматриваются в новом свете.

В теории трансформационного обучения выделяют три стадии:

Оцените статью
SIOBR