«Активные методы обучения. Способы формирования и нестандартные формы организации позновательной деятельности обучающихся»

Шаламаева Валентина Викторовна.

учитель русского языка и чтения

Применение современных активных форм и методов

обучения при работе со школьниками.

Уроки с использованием современных средств и методов обучения повышают мотивацию, пробуждают интерес школьников к предмету. Методы обучения приемы и способы, совместной работы обучающего и обучаемых по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, а также по развитию способностей и профессиональных качеств, необходимых в практической деятельности. Активные методы обучения методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности — словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее-мотивационной функции любого метода обучения.

Я считаю, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно, определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

На уроке необходимо создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Очень важны установки на выстраивание открытых, доверительных, доброжелательных отношений с учащимися, умение использовать для этого специальные социально-психологические, дидактические и личностные средства. Интерактивное обучение является одним из современных направлений «активного социально-психологического обучения» и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:

принцип самостоятельной активности учащихся;

принцип осознанности познания;

принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;

Методы активизации познавательной деятельности учащихся:

Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.

Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.

Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.

Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.

Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.

Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования)они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.

Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального. мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.

Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).

Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ и др.

Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.

Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.

Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.

Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).

Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.

Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.

Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.

Существенное преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эффективность определяют следующие факторы:

организация учебной деятельности учащихся чаще всего построена на групповых или коллективных способах обучения;

изменяется характер домашних заданий, которые направлены на самостоятельную, творческую деятельность и способствуют выработке умений переноса и применения полученных знаний на практике;

усиливается роль сопутствующего закрепления, когда новый материал усваивается на уроке с помощью методов, выводящих учащихся на эмоциональный путь усвоения знаний;

гибкая структура учебного занятия позволяет преподавателю варьировать содержание, методы, средства и формы работы с учащимися в зависимости от творческого замысла учебного занятия.

Нетрадиционные виды учебных занятий.

Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

отстаивать свое мнение;

принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

Смотрите также:   Работа в ограниченных и замкнутых пространствах

рецензировать ответы товарищей;

оценивать ответы и письменные работы товарищей;

заниматься обучением отстающих;

объяснять более слабым учащимся непонятные места;

самостоятельно выбирать посильное задание;

находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Как учителю, преподающему в коррекционной школе, хотелось бы остановиться немного на коррекционной педагогике, на методах и формах обучения умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей.

Например, элемент урока-диалога на уроке русского языка. Учитель предлагает школьникам отгадать загадку: Кто заливисто поет, утром спать не дает? (школьники дают разные варианты ответов — петух, соловей, радио).

— Ребята, а я считаю что это — будильник. Задача состоит в том, чтобы ученик смог доказать свою точку зрения, а если учащиеся принимают версию педагога, объяснить, почему она верна.

В представленном примере создается . Учитель, предлагая неверный вариант отгадки, подталкивает детей к речевому общению, дети пытаются спорить и доказывать. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, а кто-то является просто пассивным слушателем. В дальнейшем школьники либо самостоятельно, либо при помощи педагога выходят на ключевое слово в этой загадке (кто?) и на понятия одушевленный и неодушевленный предмет.

Определившись с темой и типом урока, учитель формулирует цель (одну — две) и задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитывающие). Сформулированных к уроку задач должно быть столько, сколько действительно реально выполнить в течение урока.

как правило, готовясь к уроку, учитель формулирует три блока задач: образовательные, коррекционно-развивающие и воспитывающие.

Формулируя образовательные задачи, педагогу необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать.

Наибольшая проблема заключается в формулировке коррекционных задач. В конспекте урока педагоги нередко пишут: коррекция и развитие памяти, внимания, мышления или ВПФ. Это неверно. Ведь все эти понятия являются очень обширными. Например, мышление включает в себя:

Виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;

Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Формы: понятие, суждение, умозаключение.

Коррекционно-развивающие задачи нужно конкретизировать. Что мы корригируем и как, с помощью чего, посредством чего. Например, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе работы с предложениями деформированного текста.

Говоря о формулировке воспитывающих задач, хотелось бы отметить, что очень часто педагоги ставят «высокие» нравственные задачи, которые на уроке достаточно сложно реализовать. Бывает, что воспитывающие задачи просто «притянуты» к теме урока.

Если материал урока не позволяет сформулировать воспитывающую задачу типа: показать школьникам важность правильного поведения в лесу, то можно ограничиться задачей, прививать интерес к предмету и процессу обучения.

Конечно, если учитель на уроке умело сочетает групповую, индивидуальную и парную работу, то такой урок, безусловно, является выигрышным во всех отношениях.

Для педагога очень важно определиться, с помощью каких методов предстоит достигать поставленные задачи.

Метод от греческого «methodos» — «путь к чему-то». Проблема выбора метода обучения непроста. Все попытки найти какие-то универсальные методы окончились неудачей. Использовать один метод изолированно невозможно, как правило, при работе комбинируется несколько методов, и используются они одновременно. Методы — это как бусы. Каждая бусина в бусах может существовать и использоваться сама по себе, но все вместе бусины составляют единое целое. Главным является то, что учитель должен умело комбинировать разные методы и четко понимать, что использование того или иного метода зависит от этапа и цели этапа.

Наличие того или иного этапа зависит от типа урока. Каждый этап должен быть интересным и продуктивным. Для этого необходимо использовать разнообразные методические приемы, постоянно изменять формы и виды деятельности

Говоря о последнем этапе урока, хотелось бы обратить внимание педагога на форму задаваемых учащимся вопросов. Если спрашиваем детей, что мы делали сегодня на уроке, то получаем типичные ответы, читали, писали, считали. Вопрос, что нового мы узнали на уроке, подчас является весьма затруднительным для учащихся коррекционной школы. Целесообразней задавание вопросов типа:

Какое задание было самым интересным (сложным, легким)?

Кто сегодня на уроке работал у доски? Какое задание выполнял? Как справился (самооценка, оценка класса)?

Очень многое на уроке зависит от умения учителя правильно задавать вопрос учащемуся. Вопросы должны заставлять думать и будить мысль. Педагогу, всегда нужно помнить: каков вопрос, таков и ответ. Каждый вопрос следует очень тщательно продумывать, пытаться предположить, как на него ответят дети.

Здесь уместно вспомнить, разработанную

Вопросы, требующие называния (Кто  это? Что это?).

Вопросы,  требующие воспроизведения фактов (Что делает? Как делает?).

Вопросы, требующие сопоставления предметов или явлений (Как делает, медленно или быстро? Чем отличается круг от квадрата?)

Вопросы, требующие выяснения причинно-следственных отношений  (Почему? зачем?).

Вопросы,  требующие  обсуждения и приведения доводов (Нужно ли беречь  природу?  Докажите, почему вы так считаете.).

Весьма продуктивным является прием проговаривания алгоритмов действия. Проговаривание алгоритма — это начало думания. На уроке ребенок должен говорить.

Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, будет способствовать более успешному обучению школьников.

Такой подход, несомненно, заинтересует ребят, да и учителю будет интересней проводить урок. «Горящие» глаза учеников, их заинтересованность предметом будет только в том случае, если у самого учителя «горят» глаза и ему интересно то, что он делает.

Список использованных источников

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, –73 с.

Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся //1999. – 27 с.

Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности. СПб.: Знание, 2006. – 190 с.

Внедрение семи моделей программы Кембриджского университета в преподавание ( videouroki.net/filecom.php ).Основные идеи Кембриджского подхода в обучении (http://ppt4web.ru/pedagogika/osnovnye-idei- kembridzhskogo-podkhoda-v-obuchenii).

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО строятся на:

использовании знаний и опыта обучающихся,

вовлечении в процесс всех органов чувств,

групповой форме организации их работы,

деятельностном подходе к обучению,

творческом характере обучения,

Исследования доказали, что

только 10% того, что он читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

80% — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Методы организации начала урока

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

Метод «Поздоровайся глазами»

Здороваться не словами, а молча — глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Метод «Поздоровайся локтями»

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. На выполнение задания дается только пять минут. За это время учащиеся должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Метод «Добро в ладошках»

Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

Метод «Подари подарок другу».

Учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

Каждый ученик передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

Метод «Самолётик пожеланий» Учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать это необычным способом — написав своё пожелание классу на крыльях бумажного самолётика. Обучающимся раздаются листочки, и учитель показывает, как делается самолётик. Затем все складывают самолётики и на их крыльях записывают свои пожелания классу (можно до начала урока). Затем по команде учителя все (в том числе, учитель) запускают самолётики в полёт и хлопают в ладоши! Когда самолётики приземляются, каждый подымает находящийся рядом самолётик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений  позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно — ориентированного подхода к обучающимся.

На данном этапе можно использовать такие методы как:

«Солнышко и туча»

Метод «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

Смотрите также:   Методы обучения информатике

по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока) Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Участникам объясняется, что, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Ученикам предлагается на липких листочках написать ожидания и опасения и приклеить их на кастрюлю. Ее можно разделить пополам, ближе к дну клеить опасения, а сверху – ожидания. Самостоятельная работа 3 мин., а потом озвучивается результат.

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:

Метод «Парный выход»

Например, при изучении темы «Проверяемая гласная в корне», учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое слово с безударным гласным в корне. Его товарищ находит проверочное к этому слову и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

Данную работу можно провести самостоятельно на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух.

АМ презентации учебного материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

: лист ватмана, цветные маркеры.

: На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.

Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.

Метод «Составление кластера» может быть использован на разных этапах урока.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

АМ организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!

«Синквейн» и др.

Подробнее хочу остановиться на методе организации самостоятельной работы данного метода является: «Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.» работы — весь класс, который делится на малые группы по 5-7 человек. проведения 20-25 минут. : листы ватмана, фломастеры. Группы распределяются по остановкам. На каждой остановке расположен лист с записанным вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать основные моменты, относящиеся к данному вопросу. В течении нескольких минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы передают лист по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Получив лист, знакомятся с имеющимися записями и дополняют их. Исправлять нельзя. Можно сопровождать работу рисунками, советами, синквейном. Затем следующая передача к новой остановке и так далее. Когда группа получит свой первоначальный лист, она в течении нескольких минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, подводит итог.

«Пометки на полях». Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

— не знаю

? хочу узнать подробнее

! узнал новое

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

обсуждение в группах.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.  Можно использовать любые игры и упражнения, способствующие развитию самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление.

АМ подведения итогов урока

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мухомор», «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты», «Мишень». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают, комментируя.

— Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

— На листе бумаги рисуется мишень. Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или меткой «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс). Отметка (выстрел) соответствует его оценке результатов. Если участник очень низко оценивает результаты, отметка ставится им дальше от центра мишени. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко».

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают:

развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

— учить учащихся самостоятельно добывать знания,

— развивать интерес к предмету,

— активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

— Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

— Развитие навыков активного слушания;

— Отработка изучаемого материала;

— Развитие навыков принятия решения;

— Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, зачастую они не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном или на каждом уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию ключевых компетентностей ученика.

1. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru .

2. Букатов В.М. «Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения», Мн., 2002 г.

3. Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.

Активные методы обучения на уроках физической культуры

Учитель физической культуры МОУ «СОШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Коваленко Петра Михайловича» ЭМР Саратовской области

Марчуков Александр Николаевич

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркнуто, что при реализации образовательных программ используются раз- личные образовательные технологии, экспериментальная деятельность должна быть направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий.

Особенностью современных требований к учебному процессу является то, что федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС) основного общего и  среднего (полного) общего образования во главу угла ставит компетентностный подход в образовании, т.е. необходимость формирования у обучающихся требуемых компетенций. Чтобы добиться желаемого результата, нужно создавать оптимальную образовательную среду,  мотивировать школьников  на учебную   деятельность.

Учителю физической культуры недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания. Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу. В педагогической деятельности учителю  необходимо создать для школьников ситуацию успешности, научить мыслить, привить навыки практических действий.  Внедрение активных и в их числе интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки школьников.

Смотрите также:   Как работает метод обучения и приемы занятий

Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер.

Активный метод – это форма взаимодействия обучающегося  и учителя в ходе урока, причём обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса.  Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом.

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:

Проблемность. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести ученика в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других учеников, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике.

Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру приобретаемых практических задач. Благодаря реализации этого принципа  возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися учебного материала.

Индивидуализация. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся. Признак также подразумевает развитие у школьников механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.

Исследование  изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование начальных навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.

Непосредственность, самостоятельность взаимодействия учащихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения – педагог в роли помощника участвует в процессе взаимодействия учащихся с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

Мотивация. Активность учебно-познавательной деятельности школьников развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых учителем  мотивов, обучающихся выступают: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.

Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество групп.

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы: дискуссионные, игровые, тренинговые, рейтинговые.

— Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.

— Игровые методы (деловые, имитационные, ролевые игры и др.), направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

— Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизирующие деятельность студентов за счет эффекта соревнования.

— Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение участников.

Обучающие игры бывают: ролевые, имитации, образовательные, дидактические, деловые. Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса  школьников.  На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора.

На уроках по физической культуре хорошо зарекомендовали себя проблемный метод обучения и метод самооценки успеваемости. Использование в учебном процессе упражнений проблемно поискового характера позволяет существенно повысить познавательную активность занимающихся. Технология использования проблемного метода на уроках физической культуры предусматривает следующее. Учащимся предлагается решить ряд задач по технике (тактике) изучаемого вида спорта. В процессе решения задач школьникам  задаются проблемные вопросы. На основе ситуационно поискового анализа обучающиеся дают на них ответы. Параллельно осуществляется коррекция качества решения задач со стороны учителя и выставляется дифференцированная оценка.

Кроме того, целесообразно использовать просмотр видеосюжетов изучаемых двигательных действий спортсменов высокой квалификации с последующим анализом и оценкой.

Метод самооценки успеваемости как нельзя лучше согласуется со спецификой спортивных игр. Учитывая, что процесс усвоения игры небыстротечный, существенное значение в формировании интереса занимающихся приобретают временные сроки достижения конечной цели. Содействовать тому, чтобы учащиеся реально видели их, осознавали и чувствовали приближение к ним по объективным признакам, – главное назначение данного метода.

Информативные задачи, поставленные учителем на уроке перед учениками, носят дидактически последовательный и образовательный характер. Они содействуют стремлению учеников к знаниям па занятиях физическими упражнениями и должны обеспечить готовность к индивидуальному решению задач физического воспитания на уроках физической культуры, при выполнении домашних заданий, на самостоятельных тренировках, направленных на развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

Практика проблемного обучения возможна только при условии, если у ученика уже есть стимул к тренировкам и изучению предмета.

Приведу пример проблемной задачи на уроке физкультуры. Мальчик каждое утро он пробегал 3 км. Однако на соревнованиях по метанию мяча он занял последнее место. Как это могло случиться? Что бы вы посоветовали ему делать?

Ответ. При беге сильно напрягаются одни и те же мышцы — мышцы ног. Другие же мышцы мальчик не тренировал, а при метании мяча нужны сильные руки. Можно посоветовать мальчику давать нагрузку разным мышцам: подтягиваться, отжиматься, качать пресс, делать наклоны.

Данная задача является проблемной, т. к. в ее содержание включено противоречие между сообщаемым фактом и сложившимися у школьников представлениями (спорт делает людей сильными, но мальчик, который каждый день занимался спортом, на соревнованиях оказался самым слабым).

Условие задачи содержит в себе следующие данные: мальчик занимался бегом и участвовал в соревнованиях по метанию мяча, в которых потерпел.

Неизвестное: почему мальчик оказался слабым? Как можно исправить это положение?

Для ответа на вопрос нужно выстроить следующую логическую цепочку: 1) мальчик занимался только бегом, следовательно, он напрягал мышцы ног; 2) при метании мяча нужны сильные мышцы рук, мальчик же их не тренировал; 3) следовательно, ему нужно тренировать мышцы рук. Для этого следует подтягиваться, отжиматься, качать пресс; 4) необходимо тренировать все мышцы тела.

Как один из вариантов, например, для побуждения к занятиям физической культурой — использование метода поощрения. Ученики старших классов, мальчики, мало подтягиваются на перекладине. При обычных обстоятельствах мало кто из них поставит себе четкую цель — добиться определенных результатов в этом упражнении. Обязательно необходимы внешние факторы, которые побуждают к саморазвитию.

Использование рабочих тетрадей в образовательном процессе позволит решить проблему активизации умственно-моторной деятельности школьника при изучении дисциплины, причем не только на уроках по физической культуре, но и в процессе самостоятельного освоения учебного материала. Это в конечном итоге трансформируется в новое, более высокое качество знаний, умений и навыков, приобретаемых школьниками.

Рабочая тетрадь  призвана активизировать работу учащихся в процессе восприятия учебного материала, способствовать более глубокому усвоению ими теоретических  знаний.

Для контроля над уровнем общей физической и спортивно-технической подготовленности и степенью овладения практическими умениями и навыками школьникам предлагаются оценочные таблицы и условия выполнения контрольных нормативов.

Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

Практика подтвердила эффективность применения игровых методик обучения на уроках физической культуры. Игре не обязательно отводить  весь урок. Значимое место в педагогических. технологиях надо отдать небольшим соревновательным играм. Такой игровой приём займёт на занятии 20 минут, но решит массу воспитательных и развивающих задач. Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия ученика с учителем, между собой. Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Обучающие игры бывают: ролевые, имитации, образовательные, деловые. Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс.

В заключении отмечу, что использование активных методов обучения позволяет: реализовать субъект-субъектный подход в организации учебной деятельности; формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся; усилить мотивацию к учебной деятельности; создать благоприятную атмосферу на учебном занятии; исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; отрабатывать в различных формах коммуникативные школьников.

Каждый из активных  методов обучения отличается определенными признаками, имеет свое назначение и рациональную область применения. Грамотное использование активных методов обучения позволяет строить учебный процесс с учетом принципов научения. Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственно верной для достижения поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности обучаемых способствует использование разнообразных методов.

Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.

Как показывает практика, применение активных методов обучения позволяет не только повысить уровень подготовки обучаемых, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и продуктивным.

Список использованных источников:

Кругликов, В. Н.  Интерактивные образовательные технологии / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 353 с. — URL: https://urait.ru/bcode/453474 (дата обращения: 24.09.2021).

Оцените статью
SIOBR